Сохранение биоразнообразия – предмет международной
ответственности. По своему характеру биоразнообразие требует
управления в международном масштабе, в соответствии
с обязательствами, взятыми на себя отдельными государствами с общемировым
политическим процессом. Поэтому национальное законодательство
желательно приводить в соответствие со стратегиями,
принятыми на международном уровне.
Конвенция о биологическом разнообразии
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась
самая масштабная встреча мировых лидеров в рамках Конференции
ООН по окружающей среде и развитию. На этом "Саммите
Земли" был подписан исторический набор документов,
включающий Конвенцию по изменению климата, направленную на сокращение
промышленных выбросов в атмосферу парниковых газов, Конвенцию о биологическом
разнообразии, первое глобальное соглашение о сохранении
и устойчивом использовании биологического и ландшафтного разнообразия.
Конвенция о биоразнообразии получила быстрое и широкое
признание: более 150 правительств подписали этот документ
на конференции в Рио-де-Жанейро,а на сегодняшний день она ратифицирована
более чем 175 странами.
Конвенция имеет три главные цели:
- сохранение биоразнообразия;
- устойчивое использование компонентов биоразнообразия;
- распределение выгод от коммерческого и иного использования
генетических ресурсов на равной и справедливой основе.
По своим целям Конвенция является всеобъемлющим документом. Она
имеет дело с проблемами, жизненно важными для будущего
человечества. Конвенция является поворотным пунктом
в международном законодательстве, она признает сохранение
биологического разнообразия "общей заботой человечества"
и составной частью процесса развития цивилизации.
Данное соглашение распространяется на все экосистемы, виды
и генетические ресурсы, оно связывает традиционные природоохранные
усилия с экономической целью устойчивого использования
биологических ресурсов. Этот документ устанавливает принципы справедливого
и равноправного распределения выгод от пользования генетическими
ресурсами, особенно коммерческими. Она также охватывает ряд вопросов быстро процессирующей биотехнологии
в связи с ее технологическим развитием, распределению
выгод и проблемами биобезопасности.
Важно то, что Конвенция обязывает все присоединившиеся
к ней страны строго выполнять ее правила.
Дополнительную информацию по этому вопросу можно найти
на Convention
on Biological Diversity.
Национальное законодательство
Национальное законодательство часто очень стабильно и консервативно
и поэтому нередко его нормы оказываются устаревшими. Однако глобализация,
а также проблемы, связанные с изменением климата, требуют от человечества
международных тесно скоординированных акций. В идеале эти
акции должны предприниматься на основе международных
соглашений, обязательных для выполнения подписавшими их странами. Ниже приведен список подобных законодательных
мер, которые могут быть разработаны на национальном уровне. Естественно, что
координация этих правовых актов (на государственном или международном
уровне) является частью процесса развития, она нужна
для создания эффективной национальной законодательной
системы.
Традиционные правовые меры
Национальное
законодательство
Регулирующие
меры
Правовые меры по охране видов
Регулируемое
использование особо охраняемых природных территорий (акваторий) (ООПТ)
Законодательство
по планированию природопользования
Законодательная
защита репрезентативных типов местобитаний
Регулирование процессов и видов деятельности, наносящих ущерб биоразнообразию
Регулирование доступа к генетическим ресурсам
Методы охраны биоразнообразия
Международное законодательство
Региональные
и отраслевые договоры
Здесь можно найти специальную информацию по КУПЗ, биоразнообразию и законодательной системе России.
Разрушение местообитаний в результате добычи янтаря на побережье Балтийского моря
|
Пример: Заказник «Юнтоловский», Россия
Наиболее ярким примером деятельности, направленной
на охрану биологического разнообразия в прибрежной зоне
на северо-западе России, является создание заказника
«Юнтоловский».
Он расположен в северо-восточной части Санкт-Петербурга
и граничит с Финским заливом на юге, реками Юнтоловка
и Каменка на западе и востоке и с террасой р. Каменка
на севере. В течение ряда лет этот прибрежный район,
входивший в состав Санкт-Петербурга, был ареной столкновения
интересов городских застройщиков, промышленных предприятий,
яхт-клубов и владельцев дачных участков.
Заказник Юнтоловский продолжает собой полосу природного побережья,
и он играет важную роль в охране прибрежных ландшафтов
восточной части Финского залива и акватории Лахтинской
бухты – местообитаний ряда редких видов растений, участка миграционного
маршрута, гнездования и отдыха птиц, а также как объект рыбоводства.
Вся акватория Лахтинской бухты представляет собой уникальное
природное явление: заболоченные топи весной, сырые черноольшаники,
места произрастания редких видов флоры, один из которых, восковник болотный, включен в Красную
книгу РСФСР, места гнездования и отдыха редких видов птиц, летящих по Беломоро-Балтийскому миграционному
коридору.
В начале 1920-х гг. ученые и специалисты
города обратили внимание на эту уникальную территорию и
проявили инициативу в деле создания здесь природного заповедника.
Однако, по ряду причин эта идея стала возможной лишь
в начале 1990-х гг.
В 1990–1991 гг. Президиум Ленинградского Совета
народных депутатов принял ряд решений, приведших к созданию
заказника «Юнтоловский», оформлению его границ,
приостановке работ в пределах охраняемого участка и
в прилегающих районах; решениями Ленсовета Ленгорисполкому также
предписывалось сделать ряд конкретных шагов по ускоренному
решению организационных вопросов, однако, к сожалению это указание
так и не было выполнено.
В 1996 г. Управление охраны окружающей среды Санкт-Петербургской
областной администрации и Отдел защиты побережья Европейского
Союза заключили соглашение о разработке плана организационной
деятельности заказника «Юнтоловский» с учетом большого
опыта ряда европейских стран в сфере организации и управления
особо охраняемыми природными территориями.
Разработка и внедрение плана управления
стала важным практическим шагом на пути устойчивого развития
города, поскольку учитывает ряд очень важных принципов,
содержащихся в различных международных документах по
устойчивому развитию, в том числе принятых в Рио-де-Жанейро
в 1992 г.:
- охрана биологического разнообразия – территория
заказника «Юнтоловский» является частью Беломоро-Балтийского
миграционного коридора, местом отдыха и кормежки птиц,
она имеет большое международное значение.
Здесь встречается ряд видов растений и животных, занесенных в Красную книгу
Балтийского региона, национальную и региональную Красные книги;
- охрана водно-болотных угодий;
- охрана водных ресурсов – восстановление и охрана
заказника, территория которого тесно связана с Финским
заливом, способствует улучшению качества вод
этой акватории;
- решение социальных вопросов – эта территория
используется в рекреационных целях, что способствует
созданию дополнительных рабочих мест;
- повышение уровня экологического образования населения
– план организационных мероприятий предусматривает использование
этой территории для проведения научных исследований.
В 2002 г. здесь, в рамках программы
экологического образования был создан информационный
экологический центр, включающий в себя музей природы,
который посещают студенты, школьники и взрослое население.
Основной целью плана управления заказника
«Юнтоловский» является выполнение вышеперечисленных задач
и создание оптимальных условий для наиболее благоприятного
сосуществования особо охраняемой природной территории и крупного города.
Параллельно был проведен ряд исследований
современного состояния этой территории, позднее их результаты
дали основу для формулирования предложений по режиму охраны территории заказника
и завершения процедуры оформления его границ, что и было закреплено
специальным решением губернатора Санкт-Петербурга.
Было создано специальное управление по контролю за природными территориями
города в рамках конкретных направлений их охраны.
В 1997 г. жители Приморского района
Санкт-Петербурга, в пределах которого расположен заказник «Юнтоловский»,
подготовили и одобрили список мероприятий, которые должны быть выполнены
в ХХI в. В этом списке особое внимание было уделено
планам по охране биологического разнообразия на территории района
и развитию заказника. Не особо полагаясь на помощь
со стороны местных властей, жители района создали
свою собственную общественную организацию «Юнтоловский
экологический центр» и поручили ему решать вопросы улучшения
состояния территории заказника и прилегающих к нему участков, а также содействовать
повышению информированности населения в вопросах прикладной экологии
и охраны природы. Центр подготовил и в настоящее время проводит
специальные учебные курсы по вопросам охраны биоразнообразия, адресованные
различным возрастным группам населения, проводит экскурсии
по территории заказника, организует семинары и “круглые столы” для обсуждения
проблем, связанных с охраной природы и развитием экологического
туризма.
Жители города принимают активное участие в многочисленных
акциях, направленных на улучшение территории вокруг
заказника, восстановление растительности в его буферной зоне,
которая была сильно нарушена при интенсивной застройке района.
В 1999 г. на границе заказника была поставлена специальная орнитологическая
вышка, открытая для посещений для всех желающих. Затем,
по его периметру были установлены информационные
щиты, рассказывающие о границах заказника, его биологической
ценности и правилах поведения в нем. Заказник
отделен от жилой зоны экологическим парком, в котором
имеются учебные тропы и рекреационные объекты,
а также установлены стенды с информационными материалами.
В 2002 г. при помощи Датского агентства по охране
окружающей среды была разработана географическая информационная
система для мониторинга экосистем заказника, которая
позволяет выявлять наиболее критические вопросы его развития.
В результате мониторинга за последние несколько лет на территории Лахтинской бухты
было отмечено некоторое снижение продуктивности имеющихся пищевых ресурсов
для водоплавающих птиц, что инициировало разработку программы восстановления кормовой базы.
Такая программа была создана для северной части Лахтинской бухты, пострадавшей
от гидротехнических работ на впадающих в бухту
реках. Помимо того, что местные промышленные предприятия
участвовали в финансировании этих работ, они находятся
под строгим контролем со стороны экологических организаций
города. Вся эта деятельность направлена на
охрану данной уникальной территории от возможных негативных
воздействий.
|