Eng

  На главную страницу

| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

2. ЭКОЛОГО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И РЕКРЕАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ

2.3. Рекреационная характеристика территории

2.3.1. Туристское освоение территории

Природные условия "Лапландского леса" способствуют развитию здесь массового лыжного, пешеходного, водного и познавательного туризма.

Привлекательность этого района обуславливают также следующие факторы:

  • возможность совершать сложные комбинированные маршруты с посещением ряда горных массивов;
  • сгущение границ ландшафтных зон (горной тундры, лесотундры и северной тайги), дающее возможность познакомиться с растительным и животным миром сразу 2 или 3 природных зон;
  • возможность совмещения нескольких видов рекреационных занятий (например, водного, пешеходного туризма и спортивной рыбной ловли);
  • близость к областному центру;
  • непосредственный контакт с одним из крупнейших туристических районов Европы - Финской Лапландией;
  • достаточно развитая транспортная сеть.

К достопримечательностям описываемого района можно отнести Сальные и Туадаш тундры с достаточно высокими вершинами (горы Элгорас (997.3 м), Вуим (990.2 м) и Чильтальд (907 м) и крутосклонными, узкими в своих верховьях долинами, а также горы Сариселян-тунтури с их обширными лесотундровыми пространствами, куполообразными вершинами (высшая точка - г. Ионн-Ньюгоайв (716 м) и практически не тронутой человеком северной природой. К наиболее впечатляющим ландшафтам в рассматриваемом районе относятся так называемые "Ворота Застеид" - ущелье, образованное г. Застейд 1-ая и г. Застейд 2-ая при выходе р. Печи из Сальных тундр.

Особый интерес для российских и зарубежных туристов представляет знакомство с местами проживания коренного населения западной части Кольского полуострова - саамов-скольтов, а также расположенная на границе с Финляндией знаменитая гора Корватунтури (482 м) - "место проживания" европейского Деда Мороза.

Достаточно разветвленная сеть разнообразных дорог - от шоссе федерального значения до лесовозных - создает определенные преимущества при планировании начальных и конечных пунктов путешествий по Лапландскому лесу (Карта 11). "Стержневым" элементом этой сети является проходящая с востока на запад севернее водохранилища автомобильная дорога, соединяющая Мурманск с контрольно-пропускным пунктом "Лотта" на российско-финской границе. На 65-м километре этой дороги расположен пос. Верхнетуломский (Падун), связанный с Мурманском регулярным автобусным сообщением.

За пос. Верхнетуломским от этой дороги на юг идут мелкие лесовозные дороги, среди которых выделяется дорога, проходящая мимо Ловноозера вдоль реки Северный Туельм и Парфатундры до метеоточки Ниванкюль. С возникновением этой дороги рыбаки и охотники получили сравнительно простой доступ в бассейн оз. Вуэннияур, так как отрезок пути от шоссе до моста через р. Коалланйоки проходим даже для легкового автотранспорта. За Ловноозером эта дорога проходима только на гусеничном вездеходе и используется чаще всего оленеводами, проложившими в районе Парфатундры целую сеть дорог и вездеходных колей.

От Верхнетуломского вдоль восточного берега водохранилища идет отсыпанная лесовозная грунтовая дорога хорошего качества, идущая в начале на юг до поселка Вува. На 53-м километре она дает ответвление в направлении Мончегорска. До Вувы от Верхнетуломского 96 километров. Далее дорога поворачивает на запад и через 34 километра приводит к поселку Гирвас. Далее та же дорога следует на запад, а позднее на север, через 27 километров после поселка Гирвас пересекает р. Нота, еще через 25 километров - р. Явр и оканчивается вскоре после моста через крупный левый приток Явра, реку Вокман, вблизи границы Кольского и Печенгского лесхозов. В районах активных лесозаготовок от отсыпанной дороги отходят многочисленные лесовозные усы. На юге рассматриваемой территории сеть лесовозных дорог Верхнетуломского леспромхоза смыкается с аналогичной сетью Ковдорского леспромхоза.

Кроме указанных, на западной периферии Лапландского леса параллельно государственной границы и вдоль автоматизированной системы пограничного контроля идет грунтовая дорога, связывающая между собой пограничные заставы.

Надо отметить и то обстоятельство, что значительное число туристов рассматривают прохождение территории Лапландского леса лишь в качестве одного из этапов на своих маршрутах и, соответственно, попадают в этот район, не используя общедоступной транспортной сети. Так, большинство туристов-лыжников выходят к западным отрогам Сальных тундр и Туадаш Тундрам с северо-востока от станций железной дороги С.-Петербург - Мурманск (Оленьей, Кицы, Лопарской и т.д.), посетив перед этим другие горные массивы (Медвежьи, Свинцовые, Волчьи тундры), а покидают этот район в направлении на юго-восток, через территорию Лапландского государственного заповедника.

Любители спортивных сплавов могут попасть на рассматриваемую территорию, спустившись к Верхнетуломскому водохранилищу по р. Гирвас, к истокам которой существует подъезд от пос. Ковдор.

Рассматриваемую территорию по степени туристской освоенности можно разделить на две части:

  1. Хорошо освоенные побережье Верхнетуломского водохранилища и горный участок к востоку от него, включающий западные отроги Сальных Тундр (Вуойем Тундр) и весь массив Туадаш Тундра;
  2. Практически неосвоенный участок между водохранилищем и государственной границей.

В восточной части территории до перестройки развивался как организованный, так и неорганизованный туризм. В недалеком прошлом организованный лыжный и водный туризм опирался на достаточно развитую инфраструктуру, основным элементом которой являлась турбаза "Тулома", расположенная вблизи пос. Верхнетуломского, принимавшая зимой 90 человек, а летом - до 200 человек. На турбазе имелись библиотека, душевая, баня, пункт проката туристского, спортивного, рыболовного снаряжения и инвентаря, лодочная станция. Кроме того, в самом поселке находился филиал турбазы - гостиница с двух- и трехместными номерами. Здесь действовал ряд летних водных и зимних лыжных многодневных маршрутов (в том числе, два из семи существовавших в Мурманской области всесоюзных туристических маршрутов), поддерживалась сеть стоянок и приютов.

Большая часть потока неорганизованных туристов является любителями лыжных походов, так как именно здесь расположена периферийная часть одного из трех известных в Мурманской области районов зимних путешествий, включающего Чуна, Монче, Волчьи, Сальные и Туадаш тундры. Наряду с функционировавшим до перестройки всесоюзным водным маршрутом на гребных шлюпках (ялах) по Верхнетуломскому водохранилищу, в последние годы туристами-водниками пройдены спортивные водные маршруты на байдарках и каяках по рекам Гирвасу, Коньей, Пече.

"Западный участок" до последнего времени не был освоен туристам по ряду причин, в числе которых нужно выделить:

  • ограничения на посещение пограничной зоны;
  • относительную труднодоступность района;
  • природные особенности территории (отсутствие крупных горных массивов и рек с интересными спортивными участками);
  • отсутствие туристской информации об этом районе;
  • наличие в Мурманской области более популярных объектов;
  • промышленные лесозаготовки.

Официальным началом освоения туристами-лыжниками западного участка можно считать 1996 год, когда был впервые зарегистрирован лыжный поход в этот район. В ходе путешествия, классифицированного как IV категория сложности, группа туристов из С.-Петербурга, начав с хорошо освоенных Туадаш Тундр, посетила все наиболее крупные горные массивы к западу от Верхнетуломского водохранилища.

Охота, рыболовство и сбор ягод осуществляются практически на всей территории; ими занимаются как большая часть местных жителей, так и приезжие, большей частью из Мурманска. При этом, если в отношении приезжих эту деятельность можно рассматривать как одно из направлений рекреации, то для местных жителей с кризисом лесной промышленности в пос. Верхнетуломском она превратилась в один из основных источников существования. Охота развита в основном на копытных (лось и северный олень). На птицу и мелких животных (заяц) специально не охотятся, но поскольку, выехав в лес по любой нужде, значительная часть местных жителей с ружьем не расстается, добыча этой части охотфауны также велика. Отстрел зайцев и белых куропаток часто производится прямо из автомобилей, движущихся по дороге на Вуву. К услугам приезжих предлагаются как официально существующие охотничьих базы возле водохранилища , так и полулегальные и нелегальные промысловые избы в удаленных частях Лапландского леса (на озерах Вуэннияур, Пайяур и др.).

В будущем, в случае успешной реализации проекта восстановления в бассейне р. Тулома семужьего стада ведущим направлением развития туризма на рассматриваемой территории может стать спортивное рыболовство.

Значительная часть посещающих в последние годы западную часть Лапландского леса туристов приходиться на граждан Финляндии - саамов-скольтов, чьи родственники или они сами до войны проживали в Сонгельском и Нотозерском погостах. и покинули эту территорию после ее включения в СССР.

Таким образом, несмотря наряду с наиболее массовыми лыжным туризмом, охотой и рыболовством, на территории Лапландского леса в настоящее время развиваются спортивный водный и так называемый "ностальгический" туризм. Основные маршруты, стоянки и некоторая другая туристическая информация нанесены на карту.

Характеристика наиболее интересных для познавательного и "ностальгического" туризма природных и исторических объектов дана в соответствующих разделах; ниже более подробные сведения приводятся о лыжных и водных путешествиях по территории Лапландского леса (Карта 12).

Лыжный туризм

Сальные и Туадаш Тундры известны у любителей лыжных путешествий с 50-х годов. Тундровые массивы западнее Верхнетуломского водохранилища до 1996 года лыжными группами не посещались, кроме, возможно, ограниченных вылазок мурманских туристов (рис. 16).

Рис. 16. В зимнем походе по Сариселян-тунтури

Большая часть туристов-лыжников попадает в район Сальных тундр тремя путями:

  1. с севера по р. Пече;
  2. с востока из г. Мончегорска по системе рек Ярва - Вайкис - Купись;
  3. с юго-востока по р. Нявке.

В Туадаш Тундру туристы выходят либо из района Сальных тундр, либо непосредственно из пос. Верхнетуломского, передвигаясь по льду водохранилища. На территорию к западу от Верхнетуломского водохранилища наиболее логично выходить из Туадаш Тундры, пересекая водохранилище в узком месте по направлению к губе р. Кацким.

В соответствии со своеобразными природными условиями Лапландского леса, зимние путешествия в этом районе имеют некоторые специфические черты.

Район целиком расположен в лесной зоне (подзона северной тайги), но высокоширотное местоположение вместе с высокой влажностью воздуха вследствие близости незамерзающих акваторий вносят изменения в структуру высотной поясности по сравнению с Хибинскими и Ловозерскими тундрами.

Если Сальные и Туадаш Тундры еще достаточно сходны с центральными массивами Кольского полуострова, то при продвижении на запад ель у верхней границы леса постепенно замещается низкорослой сосной и очень активное распространение получают кустарники, в основном карликовая березка. При этом граница высокоствольного леса опускается до 200-250 м над уровнем моря, а верхняя граница кустов поднимается порой до 500 м. Благодаря этому обширные пространства заняты лесотундрой.

Климат района циклонический, по характеру погоды схож с остальными частями Кольского. Погода неустойчивая, может резко изменяться в течение суток, в любой зимний месяц возможны оттепели. Район расположен севернее 68-й параллели, в декабре здесь царствует полярная ночь, но уже в конце января продолжительность светового дня составляет около 8 часов - за счет длительных сумерек. Это позволяет проводить лыжные походы начиная с последних чисел января и до середины апреля, когда постепенно начинает сходить снег на равнинах. В горных массивах, несмотря на незначительную высоту, снег может лежать до июня, отдельные снежники сохраняются до июля-августа. Глубина снежного покрова сильно меняется от года к году, но в среднем не превышает 80 см на равнине. В верховьях долин, у границы леса за счет метелевого переноса и локального барьерного эффекта глубина снега может достигать 2-3 метров.

Вследствие распределения ряда сравнительно небольших компактных горных массивов и отдельных гор по обширной территории, в отличие от практикуемых в Хибинах путешествий, когда весь маршрут проходит в пределах одной горной страны, путешествия по Лапландском лесу представляют собой сложные комбинированные маршруты, которые предусматривают кроме гор, длительные переходы по лесу и озерам с многочисленными ночевками.

Технической сложности район не представляет. Наиболее популярными элементами туристических маршрутов в Сальных тундрах являются траверсы вершин г. Вуим и г. Элгорас с заходом с севера по долине р. Печи через "Ворот Застеид". В Туадаш Тундре туристы чаще всего переваливают через основной меридиональный хребет из долины р. Коньи в долины рек Чиль и Россйоки, в основном используя 3 перевала: ЛГПИ, ЛИТМО и Веселый в районе высшей точки г. Чильтальд. Большая часть перевалов, вершин и траверсов являются некатегорийными, однако при плохой погоде могут оказаться тяжелыми, а траверсы тундр - и непреодолимыми . Район рекомендуется для проведения походов II-III категорий сложности с превышением необходимого километража, или для более сложных длительных маршрутов, например, от района Хибин и до госграницы через известные Монче, Чуна, Сальные Тундры. Основным "плюсом" описанного района считается нетронутая (по сравнению с хорошо "освоенными" туристами Хибинскими и Ловозерскими тундрами) красота Лапландии и возможность катания на лыжах с несложных гор.

Водный туризм

В недалеком прошлом организованный водный туризм занимал ведущее место в рассматриваемом регионе. На Верхнетуломском водохранилище в период с 7 июня по 29 августа функционировал всесоюзный водный маршрут, так называемый "Заполярный водный" (маршрут №343) . В течение 10 дней туристы проходили по водохранилищу на гребных шлюпках (ялах) 161 км. Обеспечение маршрута снаряжением, инструкторами и др. осуществлялось на турбазе "Тулома". В настоящее время маршрут (как и сама турбаза) не функционирует.

"Неорганизованные" туристы-водники начали осваивать этот район лишь в последние годы. Когда были пройдены спортивные водные маршруты на байдарках и каяках по рекам Гирвасу, Коньей, Пече (рис. 17).

Рис. 17. Сплав в верхнем течении р. Печи

Ниже в качестве примера дана характеристика одного из таких маршрутов, который может быть рекомендован группам, которые предпочитают "комплексные" походы, совмещающие несколько разных способов и стилей перемещения.

  • Пос. Ковдор - оз. Гирвас - р. Гирвас - пос. Усть-Гирвас - верховья р. Вувы - верховья р. Печи - пос. Верхнетуломский.

Заброска к началу маршрута осуществляется через пос. Ковдор аналогично заброске на популярную р. Тумчу, то есть железной дорогой до ст. Ковдор и далее>> к истокам реки на оз. Гирвас на арендуемом у местных жителей автотранспорте повышенной проходимости. Подъезд от ст. Ковдор до оз. Гирвас занимает около 1.5 часов.

Определенную проблему для большой группы (10-12 человек) представляет выезд из Верхнетуломского, так как существуют трудности с арендой грузовых машин в поселке.

Маршрут четко делиться на четыре этапа:

  1. Простой ("матрасный") сплав по р. Гирвасу;
  2. Экстремально тяжелое пересечение Сальных тундр из верховий р. Вувы в долину р. Печи;
  3. Сплав по мелководному и каменистому участку в верховьях р. Печи;
  4. Спортивный (по карельским меркам) сплав в низовьях р. Печи от Печозера до р. Туломы.

Наиболее подходящими туристическими судами для такого маршрута являются не очень длинные каркасные и полиэтиленовые каяки.

Исходя из имеющихся на сегодняшний день информации и опыта походов, любители спортивного водного туризма при планировании маршрута по рассматриваемой территории имеют возможность составить комбинацию из следующих участков:

  • сплав по р. Гирвасу от одноименного озера до пос. Усть-Гирвас;
  • сплав по р. Конья и р. Пече до пос. Верхнетуломский ;
  • сплав по р. Пече от места ее пересечения дорогой "53-й км" - г. Мончегорск.

Скорее всего, число групп, путешествующих по этим рекам, в ближайшие годы будет измеряться единицами, хотя, в принципе, не исключен некоторый рост интереса к этому району параллельно спаду числа сплавов по ныне популярным рекам в юго-западной части Кольского полуострова (реки Кутса и Тумча).

В качестве более перспективного варианта развития водного туризма можно предложить организацию популярных в более освоенных регионах Северо-Запада России (Ленинградской области, Карелии), а также в Финской Лапландии "комплексных" маршрутов, включающих плавание на каноэ и байдарках по относительно спокойным рекам с незначительными препятствиями и озерам, с возможностью заниматься охотой, рыбной ловлей, сбором грибов и ягод. Такие маршруты могут быть проложены по рекам Лотте, Явру и Ноте, а также по системе озер и рек, включающей озера Ловно, Пайяур, Вуэннияур, Коалланъяур и р. Коалланйоки.

 

<<предыдущий раздел | оглавление | далее>>


| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены