Книга «Сайгак и его соседи: как решить “степные задачки” зверям, птицам и людям» подготовлена Центром охраны дикой природы и связана с двумя направлениями его деятельности: информационными и аналитическими проектами по сохранению степного биома, его типичного обитателя сайгака и программой по анималистике как средству экологического образования и просвещения, включающей изучение творчества выдающегося отечественного художника-анималиста В.М. Смирина (1931–1989), публикацию его наследия, проведение широкого комплекса проектов с образовательными учреждениями и отделами экопросвещения ООПТ. Создание этой книги, а по сути, запуск новой серии изданий для школьников на основе уникальной отечественной традиции, – новый этап разработок ЦОДП по упомянутой программе.
Подготовка книги осуществлена в рамках Степного проекта ПРООН/ГЭФ/Минприроды России.
Книга представляет собой краткое введение в жизнь степей России и их обитателей, в центре внимания – природа Северо-Западного Прикаспия. Акценты расставлены таким образом, чтобы показать, как можно, всматриваясь в работы художников, а также фотографов дикой природы, раскрывать смысл событий в жизни зверей и птиц. Герой издания – сайгак, находящийся на грани уничтожения, а также его соседи – суслики, тушканчики, степной орёл, стрепет и другие звери и птицы.
Ключевую роль в книге играет положенный в её основу метод ответов на «степные задачки», что позволяет использовать её как интерактивное пособие дома и в школе, экологическом центре и художественной студии. Это может подтолкнуть юных читателей и их наставников к собственному творчеству – рисованию зверей и птиц, придумыванию уже собственных «задачек». Для этой цели в книгу включены методические советы и список рекомендованных источников.
Издание включает 35 «степных задачек» (заданий и вопросов) для детей, составленных по материалам работ классиков и современных учёных, в поисках ответов на которые, используя представленные в книге рисунки, фотографии, дополнительные сведения, школьники смогут самостоятельно или ведомые старшими товарищами, родителями, педагогами глубже познакомиться со степными млекопитающими и птицами, их образом жизни, с тем, что им угрожает, и проблемами, связанными с их сохранением.
Авторы издания Александр Олексенко – исследователь отечественной анималистики и Анна Орешина – один из лучших отечественных художников книги.
В книгу вошло более 90 рисунков и свыше 20 фотографий. Все рисунки зверей – работы В.М. Смирина, сделанные как с натуры, так и при подготовке статей и книг. Большая часть рисунков птиц специально для данного издания подготовлена Максимом Дементьевым, орнитологом, сотрудником Московского университета. Рисунки хорошо дополняют фотографии Олега Першина, Ростислава Машина и других авторов, а также из архива заповедника «Чёрные земли».
Книга предназначена для семейного чтения с детьми младшего и среднего возраста и использования в школе, домах детского творчества. Развиваемые в ней подходы могут быть актуальны для учителей, педагогов дополнительного образования, сотрудников отделов экопросвещения ООПТ, всех, кто любит природу и заботится о ней.
Книги будут отправлены в пилотные регионы Степного проекта (для распространения по образовательным учреждениям и в рамках мероприятий), а также в иные учреждения, ведущие образовательную и просветительскую деятельность. Принимаются также заявки на книгу от заинтересованных лиц и организаций – до 30 декабря 2016 г. по адресу: steppepa@biodiversity.ru
Александр Олексенко,
Центр охраны дикой природы
Оглавление книги
«Сайгак и его соседи: как решить «степные задачки» зверям, птицам и людям
- Вступление
- Кто повстречался, кто оставил следы?
- Степи и «степные задачки»
- Как приспособиться к летнему зною и зимней стуже?
- Учимся узнавать: кто, когда, в каком возрасте
- Зачем сайгаку «хобот»?
- Вечный кочевник
- Сайгаки и волки: пока вижу, не убегаю
- Как спастись от врагов в степи?
- Как прокормиться в степи?
- Чем помогает степи сайгак?
- Как отличить по физиономии подземника от норника и чем лакомятся те и другие?
- Кто охотится в подземных лабиринтах?
- В мастерской художника-натуралиста: учимся видеть и различать
- Кого выбирает в соседи степной орёл?
- Стрепет – мастер себя показать и ...исчезнуть
- Журавль-красавка: как сохранить пару на всю жизнь
- «Родильные дома» сайгаков
- В мастерской художника-натуралиста: прожить вместе со зверем отрезок его жизни
- Трагедия. Возрождение. И снова трагедия
- Почему степь так уязвима?
- Как спасти сайгака?
- Как помочь степям и их обитателям
- Почему, чтобы узнать, нужно нарисовать?
- Как самому придумать «степную задачку»
- Авторы иллюстраций. Книги, статьи, интернет-источники
|
|
Владимир Смирин. Самка сайгака. Набросок с натуры. 1960 |
|
Владимир Смирин. Сайгачонок. Набросок с натуры. 1968 |
|
Максим Дементьев. Токующий стрепет. Эскиз. 2016 |
|