Международная конференция по проблемам сохранения ландшафтного и биологического разнообразия
“Реформы для дикой природы”
Карагандинская обл., г. Каркаралинск, д\о "Шахтер",
20-22 ноября 2003 г.
Резолюция
В ноябре 2003 г. более 60 специалистов в области природоохраны и лидеров
общественных организаций из Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана
и Германии собрались в Каркаралинском государственном национальном природном
парке для обсуждения актуальных проблем сохранения биологического и ландшафтного
разнообразия.
Конференция организована Ресурсным информационно-аналитическим центром
"Лаборатория дикой природы", Комитетом по экономической реформе
и региональному развитию Мажилиса Парламента РК, Акиматами Карагандинской
области и Каркаралинского района, Каркаралинским государственным национальным
природным парком, общественными объединениями "Арлан", "ЭкоОбраз",
"ЭкоМузей" при поддержке Программы "Восток - Восток"
Фонда Сорос-Казахстан. Конференция проходила в рамках подготовки Парламентских
слушаний "Проблемы и перспекти-вы развития государственного природоохранного
фонда", запланированных на I квартал 2004 г.
Были рассмотрены вопросы реформирования законодательства, развития общественного контроля и инспекции, повышения роли местных сообществ в сфере охраны дикой природы. Отдельно обсуждались проблемы создания Национальной экологической сети и сохранения уязвимых видов растений и животных.
Участники Конференции, обсудив поднятые в докладах и дискуссиях проблемные вопросы пришли к мнению, что для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации, приводящей к потере национального богатства, необходимо претворить в жизнь следующие рекомендации.
В области природоохранного законодательства.
Ввести в Земельный кодекс и Закон “Об особо охраняемых природных территориях” дополнения о порядке подготовки и выдачи государственных актов на право постоянного владения землей для особо охраняемых природных территорий (ООПТ) со статусом юридического лица за счет средств госбюджета;
Предусмотреть в Законе “Об особо охраняемых природных территориях” создание в обязательном порядке охранных (буферных) зон вокруг заповедников;
Предусмотреть законодательством РК нормированное предоставление для сотрудников ООПТ в границах буферных зон существующих и вновь создаваемых государственных заповедников специально выделенных участков ограниченного хозяйственного использования для облегчения функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории;
Привести законодательную базу в соответствие с ратифицированными международными конвенциями и подписанными международными договорами в области сохранения биологического разнообразия и ООПТ;
В законе “Об особо охраняемых природных территориях” предусмотреть меры по социальной защите работников службы охраны ООПТ;
В Бюджетный кодекс и Закон “Об особо охраняемых природных территориях” ввести положение о предоставлении ООПТ права самостоятельного распоряжения поступлениями от штрафов и исков за нарушения на их территориях природоохранного законодательства, реализации конфискованного у нарушителей имущества и использования этих средства на природоохранные цели, включая поощрение инспекторов в размере 30% от поступивших штрафных санкций;
Законодательно запретить добычу редких и исчезающих видов животных и растений в коммерческих целях;
Комитету лесного и охотничьего хозяйства и Комитету рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства (МСХ) РК разработать и утвердить Положение об общественной экологической инспекции;
Отменить положения Налогового кодекса, установленные статьями 338, 345, 351, 466, 467, 470 и 471, о взимании с ООПТ, являющихся юридическими лицами, налогов за землю, транспортные средства, имущество, платы за специальное природопользование, пользование животным миром и лесные пользования. Также исключить главу 86 Кодекса, предусматривающую перечисление в бюджет платы за использование территории ООПТ физическими и юридическими лицами в научных, культурно-просветительных, учебных, туристских, рекреационных и ограниченных хозяйственных целях, поскольку данные виды деятельности организуются и осуществляются самими ООПТ, а соответствующие доходы относятся к их собственным средствам;
Органам исполнительной власти предусмотреть в местных и республиканском бюджетах выделение средств на охрану, восстановление и развитие государственных природных заказников, а также придание им статуса юридического лица, либо закрепить их, где это возможно, за существующими ООПТ или специально организуемыми региональными управлениями по охране заказников и памятников природы;
Внести в Земельный кодекс и Закон “Об особо охраняемых природных территориях” положения, запрещающие изъятие в любых целях земельных участков у ООПТ, являющихся юридическими лицами, которым земельные участки переданы в постоянное (бессрочное) пользование;
Включить в Закон “Об особо охраняемых природных территориях” положения о новых видах ООПТ (биосферные резерваты, транзитные и трансграничные ООПТ);
Включить в Закон “Об особо охраняемых природных территориях” главу о порядке организации биосферных резерватов, изменив главу 8-1;
Законодательно закрепить за ООПТ в форме юридического лица статус “государственного
природоохранного научно-исследовательского учреждения”;
МСХ и Министерству бюджетного планирования РК предусмотреть выдачу полевого довольствия для сотрудников ООПТ (инспекторский и научный состав) в период нахождения их на полевых научных изысканиях и инспекторских рейдах;
Предусмотреть в законодательстве РК положения о порядке резервировании земель под перспективные ООПТ,а также о порядке учета и охраны объектов природно-заповедного фонда, не находящихся в составе ООПТ;
Внести в Правительство РК предложение о переводе части земель сельскохозяйственного назначения и других категорий, имеющих особое экологическое, средозащитное и научное значение, в состав земель запаса для резервирования этих земель под перспективные ООПТ и недопущения их продажи в частную собственность;
Запретить в государственных природных национальных парках проходные рубки леса.
В области создания экологической сети Казахстана.
Внести в Закон “Об особо охраняемых природных территориях” раздел об экологических сетях.
В частности, ввести понятие “участок экологической сети” для территорий, выделяемых вне земель природоохранного назначения. При этом объявление земельного участка участком экологической сети должно предусматривать ответственность землепользователя за сохранение природных объектов, качественных и количественных характеристик природных экосистем. Также должны быть разработаны правовые инструменты, стимулирующие землепользователей сохранять природные объекты и природные экосистемы в естественном состоянии – налоговые льготы, целевое бюджетное финансирование и т.п.
Внести в земельное и налоговое законодательство изменения, направленные на защиту биоразнообразия на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса. В частности:
а) ввести льготное налогообложение (по земельному налогу и др.) за земли сельскохозяйственного назначения, на которых сохраняются или восстанавливаются природные экосистемы;
б) обеспечить свободный (заявительный) порядок перевода в природоохранных целях сельскохозяйственных угодий из более хозяйственно ценных в менее хозяйственно ценные;
в) разработать и принять нормативный акт, подробно регулирующий природоохранные обременения и сервитуты на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса;
г) разработать нормативный акт, регулирующий выделение участков экологической сети при проведении землеустройства.
Внести в законодательство о животном мире и в иное экологическое законодательство изменения, направленные на:
а) наделение собственников земли и землепользователей правом ограниченного охотпользования в отношении объектов охоты, устойчиво связанных с их земельными участками, а также использования иных биологических ресурсов, устойчиво связанных с этими земельными участками;
б) законодательно обеспечить ответственность собственников земли и землепользователей за сохранение численности и иных показателей состояния объектов охоты и других биологических ресурсов, устойчиво связанных с их земельными участками.
Правительству РК обеспечить разработку Государственной программы по формированию экологической сети РК и аналогичных региональные (областных) программ.
Правительству РК рассмотреть возможность заключения двусторонних соглашений с сопредельными странами (прежде всего Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном) по формированию панъевропейской и центральноазиатской экологических сетей на основе национальных экологических сетей и созданию трансграничных ООПТ.
В области развития общественного контроля и инспекции, повышения роли населения в сохранении биоразнообразия, развития связанных с ООПТ локальных сообществ.
Министерству образования и науки (МОН) РК включить в учебные программы ВУЗов и курсов повышения квалификации специалистов по охране природы предмет “Взаимодействие с местными сообществами”;
МСХ и Министерству охраны окружающей среды (МООС) РК совместно с заинтересованными государственными и общественными организациями провести обучение работников государственных органов охраны природы, заповедников и национальных парков методам работы с общественностью и местными сообществами;
МОН РК всемерно содействовать возобновлению деятельности детских “Зеленых Дружин”, станций юных натуралистов, “Зеленых патрулей”, а также разработать и утвердить Положение о школьном лесничестве;
МОН, МСХ и МООС РК разработать и утвердить информационно-образовательные программы для местного населения, проживающего на территории и в буферной зоне ООПТ. Возложить их реализацию на дирекции ООПТ;
Поддержать инициативу НПО и ООПТ и принять программу развития устойчивого жизнеобеспечения населения, проживающего на землях ООПТ и прилегающих территориях;
Способствовать созданию общественных экологических советов при органах законодательной власти (местного, областного и республиканского уровней) для обеспечения участия общественности в процессе принятия экологически важных решений;
МОН РК совместно с другими заинтересованными министерствами и общественными организациями разработать и внедрить программу повышения экологической грамотности работников исполнительной и законодательной власти всех уровней.
В области сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных.
Республике Казахстан присоединиться (ратифицировать) Рамсарскую, Бернскую и Боннскую международные конвенции. Продолжить работу по реализации соглашений и международных договоров в области охраны биологического и ландшафтного разнообразия, включая создание трансграничных ООПТ;
Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ с привлечением заинтересованных государственных и общественных организаций разработать систему ведения мониторинга состояния редких и исчезающих видов и обеспечить ее внедрение в повседневную практику;
Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ, Институту зоологии и генофонда животных и Институту ботаники и фитоинтродукции МОН РК завершить работу по публикации 3-го издания Красной книги Казахстана;
Правительству РК определить сроки перехода на систему определения степени угрозы вымирания видов растений и животных по количественным критериям, в соответствии с рекомендациями МСОП (1994), в частности имея в виду подготовку 4-го издания Красной книги РК;
Законодательно закрепить систему региональных (областных) Списков редких и исчезающих видов растений и животных (“Областных Красных книг”);
Правительству РК разработать и утвердить Государственные программы по сохранению и восстановлению in situ и ex situ редких и исчезающих видов, в первую очередь — сайги, хищных птиц, лососеобразных и других находящихся под угрозой исчезновения групп животных и растений;
Включить сайгу в Красную книгу Республики Казахстан;
Агентству таможенного контроля и Пограничной службе Комитета национальной безопасности РК усилить таможенный и пограничный контроль за вывозом и ввозом объектов CITES;
Административному и научному органам CITES в Республике Казахстан совместно с заинтересованными научными и общественными организациями подготовить и распространить на всех таможенных и пограничных пунктах справочные пособия и наглядные материалы по объектам Конвенции, включая информацию о правилах их ввоза-вывоза и ответственности за нарушение законодательства в данной сфере.
Участники Конференции считают также необходимым рекомендовать:
Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ РК усилить работы по лесовосстановлению и лесоразведению в ООПТ за счет увеличения бюджетного финансирования;
Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ РК укрепить материально-техническую и научную базу ООПТ за счет выделения техники, средств связи, противопожарного оборудования, расширения штатной численности и др.
МООС РК усилить процедуру ОВОС и экологической экспертизы с привлечением ООПТ и общественности по проектам и программам, оказывающим негативное воздействие на ООПТ и земли природоохранного назначения (использование водотоков, функционирование предприятий и объектов промышленности, туризма и сельского хозяйства).
Правительству РК упорядочить процедуру работы с Глобальным экологическим фондом (ГЭФ). Выделять из бюджета со-финансирование для привлечения средств ГЭФ и других экологически ориентированных финансовых институтов.
Проводить подобные встречи по обсуждению актуальных проблем сохранения живой природы Центральной Азии не реже 1 раза в год.