Eng |
Международная школа-семинар "Прикладные аспекты
экологической этики" г. Киев, 24 - 26 мая 2005 г. Резолюция 24-26 мая 2005 г. в Киеве состоялась Международная школа-семинар “Прикладные аспекты экологической этики” (“Трибуна-11”), организованная Киевским эколого-культурным центром и Украинской коалицией “За дикую природу”. В работе семинара приняли участие 42 человека, представляющие общественные организации, вузы, заповедники Беларуси, России и Украины. На семинаре было заслушано более 30 докладов и сообщений, проведено 4 “круглых стола”, презентация книг по экологической этике, просмотр видеофильмов, расширенное заседание редколлегии Гуманитарного экологического журнала, одобрены “Принципы и пути сотрудничества общественных экологических организаций с религиозными конфессиями” и “Экоэтический императив”. Участники семинара считают первостепенной задачей современного природоохранного движения дальнейшее развитие и популяризацию экологической этики как учения об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как члена морального сообщества, равноправии и равноценности всего живого, ограничении прав и потребностей человека. Особенно важным является пропаганда защиты прав природы как понятия более глубокого и всеобъемлющего, чем просто охрана биоразнообразия или защита благосостояния животных. Участники семинара пришли к заключению о ненужности противопоставления теории и практики защиты прав животных охране природы. По мнению участников семинара, защите подлежит не только право живых существ на жизнь, но и само качество этой жизни, в связи с чем зоозащитное движение нужно считать очень важной составляющей общего природоохранного (экологического, зеленого) движения. Участники семинара с удовлетворением отмечают, что за последние четыре года, прошедшие со времени проведения первого международного (в рамках СНГ) семинара по экологической этике (Киев, май 2001, “Трибуна-7”), удалось добиться значительных результатов. Курсы и модули по экологической этике начали читаться в более чем 10 вузов России, Украины и Беларуси. Существует несколько сайтов на русском языке, посвященных экологической этике, этой важной теме посвящают свои страницы многие природоохранные журналы – Бюллетень Московского ИСАР, Бюллетень Дальневосточного ИСАР, “Волна”, “Гуманитарный экологический журнал”, а также многие электронные экологически издания. Киевским эколого-культурным центром выпущена серия первых научных и научно-популярных книг по экологической этике: “Прорыв в экологическую этику”, “Краткий курс по экологической этике”, “Экологическая этика в вузе”, “Экологическая этика в школе”, “Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии”, а также переведены на русский язык и изданы труды зарубежных классиков экологической этики: Х. Ролстона, Т. Ригана, П. Сингера, П. Тейлора, Б. Калликотта, Л. Грэбер, Э. Линзи, Р. Нэша, Г. Снайдера, К. Стоуна, Ю. Харгроува и других, ранее недоступных нашему читателю. Были разработаны и приняты Декларации прав диких и домашних животных, дикой природы и природы космоса. В Украине, впервые в СНГ, государственными природоохранными органами утверждена этическая экспертиза научных исследований в заповедниках и национальных парках, а также принят в первом чтении закон о запрете жестокого обращения с животными, запрещена весенняя охота. Экоэтические термины и понятия постепенно начинают попадать в терминологический словарь украинского экологического права. Вместе с тем на пути дальнейшего продвижения и признания экологической этики в странах СНГ существует еще много препятствий. Основные из них заключаются, к большому сожалению, в необразованности и недостаточной этичности населения, в излишней его агрессивности, очень низкой оценке ценности любой жизни и прав человека в общественном сознании, сильной позиции антропоцентризма. Такие черты характера как сострадание, смирение, доброта нередко воспринимаются как чудачество или проявление слабости даже среди многих природоохранников. Большинство экологических организаций по-прежнему не интересуются экологической этикой. До сих пор не разработана идеология природоохранного движения, учитывающая идеи экологической этики. Хозяйственная деятельность и государственная политика проводится без учета принципов экологической этики. Бизнес и государство по-прежнему являются главными разрушителями природы. Отношение к природе как к ресурсу поощряется и пропагандируется в ВУЗах и СМИ. Этическое отношение к природе не поддерживается. Серьезной угрозой дальнейшей популяризации экологической этики нередко является ее профанация, когда под видом экологической этики некоторыми авторами издаются вещи, никак к экологической этике не относящиеся. По-прежнему большой проблемой является крайне недостаточное количество популярных изданий по экологической этике для различных социальных и возрастных групп населения, терминологические споры и отсутствие понимания между сторонниками экоцентризма и биоцентризма, а также между экологами и защитниками животных. До сих пор нет тесных творческих контактов с зарубежными специалистами в области экологической этики. К сожалению, современное обучение в большинстве общеобразовательных учреждений предусматривает лишь получение только определенного объема экологических знаний, зачастую никак не затрагивающих эмоциональную сферу учащихся. Упавший в последнее время уровень морали и нравственности также не создает условия для распространения идей экологической этики. Серьезной проблемой является формирование ценностей (права природы и т.п.) на постсоветской почве. Люди, не приученные жить свободно сами, не могут уважать свободу и права других живых существ. Экологическая этика по-прежнему оказывает слабое влияние на право, науку, политику и экономику. Политики, юристы, экономисты и многие ученые ничего не хотят слушать об экологической этике. Русский, украинский и др. языки отстают в этическом отношении от ведущих европейских языков. Некоторых зарубежных этических понятий просто нет в этих языках. В качестве мер по дальнейшему развитию и признанию экологической этики участники семинара рекомендуют: Добиваться:
Способствовать:
Участники семинара, обсудив современное состояние антиохотничьего движения в Украине, России, других странах СНГ, пришли к выводу о необходимости его дальнейшего развития. Особенно важным его распространение является в России, где очень сильны традиции спортивной охоты и даже руководители ряда крупных российских экологических организаций не видят в убийстве диких животных ради потехи нарушения морали. В целях борьбы со спортивной охотой как моральным и экологическим злом участник семинара считают необходимым:
Участники семинара благодарят:
| |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |