Eng

  На главную страницу

| загрузить (в формате ZIP, 12 Kb) |

Круглый стол по вопросам туризма, экологического просвещения и управления ООПТ

г. Петропавловск-Камчатский, 12-14 мая 2005 г.


Проект ПРООН/ГЭФ "Демонстрация устойчивого сохранения биологического разнообразия на примере четырех охраняемых территорий Камчатской области Российской Федерации"
Фонд Дикой природы (WILD Foundation), США

РЕКОМЕНДАЦИИ

Заслушав и обсудив выступления, участники Круглого стола отмечают, что государственные органы управления, особо охраняемые природные территории (ООПТ), другие заинтересованные организации, проделали определенную работу по улучшению управленческих возможностей ООПТ в Камчатской области, созданию условий для их успешного функционирования, сохранению природных комплексов и биологического разнообразия, развитию экологического туризма. Создаются новые охраняемые территории. Совершенствуется структура управления ООПТ, принимаются меры по увеличению штатов региональных природных парков.

Значительную работу по укреплению материально-технической базы, совершенствованию нормативно-правовой базы, развитию природоохранной и туристской инфраструктуры, систематизации информации по биоразнообразию, повышению квалификации кадров, созданию комплексной программы экологического образования и воспитания, повышению осведомленности о проблемах сохранения биоразнообразия, мониторингу и научным исследованиям проводит Проект ПРООН/ГЭФ "Демонстрация устойчивого сохранения биологического разнообразия на примере четырех охраняемых территорий Камчатской области Российской Федерации".

Большое значение имело участие в работе Круглого стола специалистов из природоохранных организаций и Фонда Дикой природы (WILD) США, ознакомивших участников с опытом управления и функционирования ООПТ, организации туризма, а также обучения персонала, местного населения и коренных народов в США.

Несмотря на принимаемые меры, на особо охраняемых природных территориях еще сохраняются реальные угрозы дикой природе Камчатки. Основными причинами являются браконьерство, неорганизованные посещения, нарушения правил природопользования, неэффективная организация работы службы охраны. Разделившиеся в ходе административной реформы федеральные органы управления в сфере охраны природы и природопользования ослабили внимание к проблемам развития ООПТ. Федеральное и региональное законодательство изобилует противоречиями, пробелами и не может служить надежным фундаментом для наращивания управленческих возможностей особо охраняемых природных территорий. Не урегулированы земельные отношения по региональным охраняемым территориям. Не используются существующие возможности привлечения к со-управлению ООПТ всех заинтересованных сторон: администраций ООПТ, коренных народов Севера, местного населения, а также природопользователей, государственных органов и органов местного самоуправления. Несовершенно информационное обеспечение природоохранной деятельности. Организации, работающие в сфере эколого-просветительской деятельности, разобщены, не налажен регулярный обмен опытом между ними. Значительной проблемой является текучесть кадров инспекторов. Охраняемые территории не обеспечены полностью необходимыми штатами. Остро стоит проблема нехватки квалифицированных, отвечающих современным требованиям кадров. Существует потребность в подготовке и регулярной переподготовке всего персонала охраняемых территорий от инспектора до руководителя. Отсутствует базовая планомерная подготовка кадров.

Сдерживающими факторами для развития туризма являются неразвитая туристская инфраструктура, отсутствие благоприятных условий для привлечения инвесторов, низкое качество услуг для туристов и посетителей ООПТ. Недооценивается работа по продвижению экологического туристского продукта, в том числе этнического туризма на международном и отечественном туристских рынках. Неэффективно законодательство в сфере туризма в целом и экологического туризма на ООПТ. В большинстве ООПТ не налажены механизмы определения допустимых рекреационных на-грузок и мониторинга экологических последствий туризма. Это делает ООПТ уязвимыми перед возможными экологическими проблемами.

Без должного планирования и управления, при отсутствии знаний и опыта в этой специфической сфере деятельности, экологический туризм не может обеспечить охраняемым территориям, коренному и местному населению существенных экономических преимуществ. Более того, он может нанести уникальным экосистемам непоправимый ущерб и дискредитировать саму идею развития экотуризма.

Вызывает опасение, что интенсивное развитие экотуризма на территории Кроноцкого заповедника и Южно-Камчатского заказника может причинить вред охраняемым природным комплексам.

В целях защиты дикой природы Камчатки и улучшения управленческих возможностей ООПТ участники Круглого стола рекомендуют:

1. Исполнительным и законодательным органам власти Камчатской области:

  • создать орган государственного управления особо охраняемыми региональными природными территориями всех категорий в Камчатской области;
  • ежегодно в бюджете области предусматривать выделение средств на содержание необходимого количества штатов, развитие и содержание существующей инфраструктуры, проведение научных исследований и мониторинга, информационное обеспечение;
  • ускорить принятие закона Камчатской области "Об особо охраняемых природных территориях Камчатской области" в новой редакции; Административного кодекса Камчатской области; утверждение уставов природных парков;
  • организовать разработку и утверждение Реестра священных мест коренных малочисленных народов Севера (КМНС) Камчатки;
  • принять меры по организации, в соответствии с действующим законодательством, разработки обоснований и создания территорий традиционного природопользования в Камчатской области;
  • в соответствии с действующим законодательством организовать решение вопроса об отнесении земель, на которых находятся природные парки, в категорию земель "земли особо охраняемых природных территорий" и оформления земельных отношений в установленном законом порядке;
  • рассмотреть возможность создания совета по охране природы при Губернаторе Камчатской области;
  • рассмотреть возможность не сокращать бюджетное финансирование на будущие годы на сумму средств, получаемых природными парками за оказание платных услуг и разрешить использовать их для развития инфраструктуры парков;
  • разработать и утвердить перечень и стоимость рекреационных сборов за посещение особо охраняемых природных территорий Камчатской области;
  • учитывая значимость функционирования природных парков "Ключевской" и "Южно-Камчатский" в общей деятельности по сохранению биоразнообразия Камчатки, обратиться в Программу развития ООН с просьбой рассмотреть возможность разработки соответствующего Проекта ПРООН/ГЭФ для этих региональных ООПТ;
  • организовать работу по подготовке комплекта проектной, землеустроительной и другой документации для перевода земель, занятыми природными парками, в категорию охраняемых территорий, и передачи их паркам;
  • обеспечить выполнение областной государственной целевой программы "Развитие туризма на Камчатке в 2002 - 2010 гг.";
  • учитывая, что на территории Камчатской области функционируют ООПТ, включенные в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, провести международную конференцию по развитию экотуризма на Камчатке;
  • в целях эффективного продвижения Камчатского туристского продукта создать Туристско-информационный центр (ТИЦ) Камчатской области;
  • разработать и утвердить Правила организации туристской деятельности на территории Камчатской области с учетом специфики экологического туризма на ООПТ.

2. Министерству природных ресурсов Российской Федерации (МПР России):

  • при подготовке законопроекта о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" учесть необходимость сохранения возможности создания региональных ООПТ на землях, находящихся в федеральной собственности;
  • создать в территориальных подразделениях МПР России в субъектах федерации отделы по экологическому просвещению;
  • совместно с Федеральной службой по труду и занятости рассмотреть возможность увеличения заработной платы инспекторам ООПТ и включения их в перечень работников, имеющих право на получение полевого довольствия по аналогии с геологическими организациями.

3. Руководителям особо охраняемых природных территорий:

  • подготовить комплект проектной, землеустроительной и другой документации для перевода земель, занятых природными парками, в категории земель охраняемых территорий и передачи их паркам;
  • при реализации мероприятий, связанных с развитием экотуризма на ООПТ, строго руководствоваться основными целями и задачами охраняемых территорий, а также требованиями природоохранного законодательства;
  • совершенствовать систему и формы охраны природных комплексов, структуру соответствующих служб;
  • с целью улучшения управления ООПТ, содействовать созданию Советов по со-управлению с участием всех заинтересованных сторон, прежде всего коренного населения;
  • изыскивать возможность дополнительного внебюджетного финансирования охраняемых территорий, привлекая средства фондов и благотворительных организаций на реализацию проектов по улучшению работы служб охраны и другие первостепенные задачи;
  • осуществлять проекты по организации объектов этнотуризма на ООПТ в соответствии с менеджмент-планами;
  • инициировать создание энциклопедии Камчатки (раздел охрана природы и природопользование);
  • применять международные информационные знаки при маркировке туристических маршрутов и троп, особенно в горных ландшафтах;
  • улучшить информационное обеспечение деятельности ООПТ, в том числе с помощью глобальной сети Интернет;
  • совместно с Ассоциацией туриндустрии Камчатской области разработать рекомендации охраняемым территориям по расширению ассортимента услуг туристам и посетителям ООПТ;
  • ежегодно информировать общественность о результатах деятельности ООПТ по развитию экотуризма и планируемых мероприятиях;
  • совершенствовать механизмы взаимодействия между администрациями ООПТ и туристскими компаниями;
  • в целях создания дополнительных рабочих мест и занятости населения заключить соглашение о сотрудничестве между ООПТ и Ассоциацией туриндустрии Камчатской области;
  • организовать совместно с заинтересованными организациями и туристскими фирмами мониторинг посещений ООПТ и провести анализ их влияния на природные комплексы.

4. Проекту ПРООН/ГЭФ "Демонстрация устойчивого сохранения биологического разнообразия на примере четырех охраняемых территорий Камчатской области Российской Федерации":

  • во второй фазе Проекта продолжить работу по развитию природоохранной и туристкой инфраструктуры, организации мониторинга и научных исследований, наполнению баз данных и созданию доступных информационных систем для ООПТ;
  • при реализации мероприятий, связанных с развитием экотуризма на ООПТ, строго руководствоваться основными целями и задачами охраняемых территорий, а также требованиями природоохранного законодательства;
  • содействовать администрациям ООПТ при создании Советов по со-управлению и использованию традиционных экологических знаний в управлении охраняемыми территориями;
  • особое внимание уделить организации подготовки квалифицированных кадров, используя положительный опыт российских и международных организаций; создать на Камчатке обучающий центр по управлению особо охраняемыми природными территориями и полигон для проведения практических занятий и семинаров в условиях естественной природной среды;
  • провести поиск потенциальных партнеров на Камчатке, в России и за рубежом для оказания помощи в организации обучающего центра, в изучении, адаптации и внедрении передового опыта функционирования ООПТ;
  • рассмотреть возможность использования преподавателей специализированных российских и зарубежных организаций для проведения тренингов с персоналом проектных ООПТ;
  • рассмотреть возможность разработки и издания методических пособий по основным направлениям деятельности ООПТ;
  • принять участие, совместно с управлением образования области, в разработке и апробации комплексного курса "Экология Камчатки";
  • создать базу данных по организациям, работающих в сфере экологического просвещения и пропаганды сохранения биоразнообразия Камчатки;
  • предусмотреть комплекс регулярных публичных мероприятий для обмена информацией и опытом работы по экологическому просвещению;
  • разработать туристский бренд Камчатки и представить на рассмотрение общественности;
  • провести маркетинговые исследования существующего и перспективного спроса на услуги экологического туризма на ООПТ Камчатской области;
  • содействовать реализации проектов по организации объектов этнотуризма на территориях ООПТ в соответствии с менеджмент-планами.

5. Фонду дикой природы США (WILD Foundation):

  • способствовать комплектованию и участию камчатской делегации на 8-м Всемирном конгрессе дикой природы осенью 2005 г. в г. Анкоридже, штат Аляска, США;
  • оказать содействие Проекту ПРООН/ГЭФ и ООПТ Камчатки в организации партнерских связей со Службой национальных парков и Департаментом парков штата Аляска, другими заинтересованными организациями по подготовке кадров;
  • оказать содействие руководителям ООПТ Камчатки в поиске дополнительных источников финансирования из государственных и частных фондов на реализацию природоохранных мероприятий в качестве софинансирования в рамках Проекта ПРООН/ГЭФ.

6. Камчатскому филиалу Тихоокеанского института географии ДВО РАН:

  • обратиться в ДВО РАН с предложением об издании ежеквартального научно-популярного журнала по вопросам сохранения биоразнообразия и рационального природопользования.

7. Ассоциации туриндустрии Камчатской области:

  • разработать Кодекс экологического туриста на Камчатке с учетом отечественного и зарубежного опыта;
  • содействовать владельцам охотничьих угодий в развитии экологического туризма;
  • совместно с ПРООН совершенствовать систему сбора средств для развития экологического туризма на охраняемых территориях с использованием возможностей созданного Трастового фонда;
  • содействовать изданию информационно-методических материалов по проблемам развития экотуризма;
  • разработать и внедрить отвечающие современным требованиям программы по подготовке и повышению квалификации гидов-проводников экологического туризма и систему "лучших практик" в экотуризме.

8. Благотворительному фонду "Центр охраны дикой природы" (г. Москва):

  • способствовать информационному и методическому обеспечению природоохранной деятельности на Камчатке.

9. Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Камчатской областной ассоциации КМНС:

  • обратиться в Канадское агентство международного развития (СИДА) с просьбой рассмотреть возможность распространения грантовой и кредитной программ Фонда поддержки малого и среднего бизнеса "Содружество" на территорию всей Камчатской области с целью развития традиционного природопользования КМНС.

10. Камчатской областной Ассоциации КМНС:

  • содействовать созданию при ООПТ Советов по со-управлению и использованию традиционных экологических знаний в управлении охраняемыми территориями.

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены