9 ноября 2007 г. в Москве на базе Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) состоялась Вторая Всероссийская конференция по охране природы, организованная Всероссийским обществом охраны природы (ВООП), Международным независимым эколого-политологическим университетом (МНЭПУ), Международным Социально-экологическим Союзом (МСоЭС), Российским Зелёным крестом (РЗК), Российским региональным экологическим центром (РРЭЦ), Российской сетью рек (РСР), Российской экологической академией (РЭА), Российским экологическим конгрессом (РЭК), Союзом охраны птиц России (СОПР), Центром охраны дикой природы (ЦОДП) и Экологическим центром "Заповедники". В Конференции приняло участие более 120 делегатов от общероссийских, региональных и местных экологических неправительственных организаций (НПО) из 36 регионов, представляющих все федеральные округа Российской Федерации.
Цель конференции — консолидация и повышение эффективности деятельности экологического движения России в ответ на тотальное самоустранение государства из всех сфер обеспечения конституционных гарантий качества окружающей среды для граждан России.
Ключевыми элементами деэкологизации системы государственного управления стали, в том числе:
расформирование единого, независимого от хозяйственных решений, федерального органа по охране окружающей среды и рассредоточение функций государственного управления в этой области среди 11 федеральных министерств и ведомств, что сделало невозможным формирование и осуществление единой государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности;
необоснованное сокращение сферы действия государственной экологической экспертизы, соподчинение её интересам градостроительного развития; создание условий для ликвидации оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);
практически свершившееся упразднение института общественных слушаний в процедуре оценки воздействия на окружающую среду как одного из наиболее эффективных механизмов участия населения в принятии решений, затрагивающих его непосредственные интересы;
принятие новых Лесного и Водного кодексов России, а также ряда других законов в сфере природопользования, разрушивших ранее действующую систему государственного управления природными ресурсами, но не обеспечивших функционирование новой;
фактическая ликвидация государственного контроля и непоследовательность реформирования административной системы в сфере охраны и регулирования использования ресурсов живой природы, резкое ослабление функций правоохранительных ведомств и судебных органов в этой области, что привело к беспрецедентным по масштабам и последствиям нарушениям природоохранного законодательства, катастрофическому росту незаконного промысла биоресурсов, исключительно высокому уровню криминализации природопользования;
абсолютно недостаточное финансирование природоохранной деятельности.
Заслушав и обсудив доклады и выступления участников, Конференция считает неотложно необходимым:
1. Просить Президента России в соответствие с предоставленными ему конституционными полномочиями создать самостоятельное федеральное ведомство по охране окружающей среды.
2. Просить Правительство России:
Начать процедуру присоединения к Конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Конвенция Эспоо ), Картахенскому протоколу по биологической безопасности, Конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция); обеспечить полноценное и полноправное участие России в Боннской и Бернской конвенциях; ускорить ратификацию Стокгольмской конвенции по СОЗ; заключить соглашение между Россией и Китаем об охране мигрирующих птиц.
Через МИД России обратиться в правительство Китайской Народной Республики с целью прекращения реализации опасного для природы России проекта переброски части стока верховий р. Аргунь в оз. Далайнор.
Образовать межведомственную комиссию по разработке в 2008 г. среднесрочного (до 2013 г.) и перспективного (до 2028 г.) Национальных планов действий по охране окружающей среды.
При разработке официальных документов в сфере национальной экологической политики включить в них положение по биологической безопасности, основанное на принципе предосторожности (Принцип 15 «Декларации Рио») в отношении возможного распространения генетически модифицированных организмов (ГМО) в окружающую среду.
Принять необходимые правовые акты, обеспечивающие реальное функционирование общественного экологического контроля.
Поручить МПР России:
предусмотреть проведение НИОКР по обоснованию целевых показателей допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (экологической ёмкости) территорий и Российской Федерации в целом, в соответствие со ст. 27 ФЗ «Об охране окружающей среды»;
организовать космический экологический мониторинг мест добычи и транспортировки нефти, с обеспечением доступа общественности к его результатам;
обеспечить проведение ОВОС для комплекса нефтяных месторождений (а не только для проектов освоения отдельных месторождений) и с учётом последствий наиболее тяжёлых аварий;
разработать списки и параметры выделения особо защитных участков леса и неэксплуатационных участков с целью сохранения местообитаний отдельных видов, а также ценных лесных экосистем (в том числе уникальных, малонарушенных и девственных лесов) с учетом региональных особенностей; обеспечить разработку и реализацию региональных программ по регулярному обследованию защитных и эксплутационных лесов на предмет выделения местообитаний редких и исчезающих видов и других местообитаний, имеющих критическое значение для сохранения биоразнообразия;
содействовать созданию независимой системы информирования широкого круга заинтересованных сторон о действиях лесопользователей, препятствующих сохранению ключевых местообитаний отдельных видов, а также ценных лесных экосистем в пределах арендованных участков;
приступить к созданию в бассейнах Урала, Дона, Нарвы и других крупных рек системы трансграничных охраняемых природных территорий (в том числе природных парков) с целью сохранения естественных сообществ проходных рыб;
разработать процедуру номинирования природных объектов для присвоения им статуса «Природное наследие России» (в том числе, в соответствующих случаях, – статуса «Природное наследие России в опасности»);
обеспечить разработку и утверждение новых нормативных правовых актов в сфере предотвращения гибели птиц на ЛЭП.
Поручить МПР России, совместно с Минэкономразвития России и другими министерствами и ведомствами:
подготовить и внести на рассмотрение в Правительство России федеральные целевые программы по наиболее актуальным проблемам окружающей среды, в частности по экологизации транспорта, энергосбережению, развитию возобновляемых источников энергии, сохранению биологического разнообразия и природных территорий России, восстановлению лесных и степных экосистем, минимизации последствий изменения климата, развитию образования для устойчивого развития;
подготовить предложения по стратегии восстановления пойменных и речных экосистем всех крупных бассейнов рек;
подготовить предложения по существенному упрощению и удешевлению процедуры выделения водоохранных зон, а также других категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов;
разработать и внести в Государственную Думу России поправки в законодательные акты, поощряющие деятельность специализированных организаций в сфере экологической реабилитации деградированных территорий и объектов.
Поручить МПР России и Минфину России подготовить предложения о комплексе мер по возобновлению деятельности внебюджетного федерального экологического фонда и соответствующих фондов в субъектах Федерации, в целях консолидации средств, взимаемых за ущерб при загрязнении окружающей среды, и их использования на устранение последствий загрязнений, а также на непосредственное решение актуальных экологических проблем.
Поручить Минрегионразвития России, совместно с МПР России и другими министерствами и ведомствами:
разработать и внедрить в 2008-2009 гг. в систему перспективного территориального планирования (на федеральном и региональном уровнях) показатели и нормативы, обеспечивающие устойчивое функционирование природных комплексов, включая формирование территориального экологического каркаса;
образовать с привлечением общественных организаций постоянно действующий рабочий орган (комиссию) по решению экологических проблем в градостроительстве и обеспечению доступа населения к участию в этом процессе.
Поручить Минздравсоцразвития России и Роспотребнадзору подготовить и ввести в действие необходимые нормативные акты, запрещающие использование ГМО и полученных из них продуктов для детей до 18 лет, а также для лиц, лишённых права выбора продуктов питания, в том числе для пациентов лечебных учреждений, военнослужащих и заключённых на объектах ГУИН.
Поручить Минэкономразвития России провести необходимую доработку классификатора ОКВЭД с целью введения самостоятельных разделов для науки, культуры и охраны природы.
Поручить Минобрнауки России:
создать с привлечением общественности межведомственный совет по вопросам образования для устойчивого развития;
содействовать экологизации системы образования на всех уровнях.
3. Просить Федеральное Собрание России:
Принять федеральные законы:
о введении моратория на выращивание ГМО в открытом грунте и о биобезопасности для реализации международных обязательств России в отношении оборота ГМО;
об общих принципах охраны зелёного фонда городских поселений;
о возобновляемых источниках энергии;
о регулировании оборота тары и упаковки;
о защите животных от жестокого обращения.
Внести изменения в градостроительное законодательство (Градостроительный кодекс и др.), обеспечивающие обязательность процедуры ОВОС в процессе реализации градостроительной деятельности.
Предусмотреть в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ меры ответственности за ущерб, причинённый природным комплексам или биоразнообразию при проведении работ с ГМО.
Отменить положение части 2 статьи 11 ФЗ от 21.12.04 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» о переводе земель лесного фонда для размещения линейных объектов (линий электропередач, связи, дорог, трубопроводов); поручить Правительству России внести соответствующие изменения в правовые акты по вопросам использования земель лесного фонда.
Законодательно обеспечить включение отдельной строкой в ежегодные бюджеты России и субъектов Федерации затраты на финансирование и проведение инвентаризации мест обитания объектов животного и растительного мира, занесённых в красные книги России и субъектов Федерации.
Конференция:
Предлагает МНЭПУ рассмотреть вопрос о создании системы подготовки кадров общественных организаций.
Считает актуальной разработку комплекса мер по вовлечению молодёжных объединений в природоохранную деятельность.
Поддерживает инициативу создания Консультативного совета российских общественных экологических организаций как механизма координации и консолидации экологического движения в России и поручает ему:
организовать выполнение принятых на конференции решений;
проработать с Правительством России вопрос о проведении очередного Всероссийского съезда по охране природы 5 июня 2008 г.;
создать по инициативе и при участии Российской сети рек рабочую группу по разработке Концепции национальной водной стратегии;
разработать Положение о Консультативном совете российских общественных экологических организаций.
Движения «В защиту Шереметьевского леса» о необходимости рассмотрения альтернативных вариантов прокладки железной дороги в аэропорт Шереметьево с целью сохранения единого массива Шереметьевского леса.
Российской сети рек о недопустимости подъёма уровня воды Чебоксарского водохранилища до отметки 68 м во избежание тяжёлых экономических и экологических последствий.
Конференция выражает благодарность МНЭПУ за отличную организацию и проведение конференции и РРЭЦ за оказанную ей финансовую поддержку.
Рекомендации секции «Образование для устойчивого развития»
1. Образование для устойчивого развития (ОУР) во всех формах должно осуществляться при обязательном условии выполнения принципов устойчивого развития на практике, включая экологический менеджмент в школе, вузе и т.д. (в любом учреждении, осуществляющем это образование).
2. Просить Правительство России:
2.1. В составе разрабатываемого Национального плана действий России по охране окружающей среды выделить раздел по реализации Национальной стратегии образования для устойчивого развития в России.
2.2. Поручить Минобрнауки России:
совместно с Рособразованием и с привлечением Российской академии образования, для обеспечения основы образования в интересах ОУР содействовать экологизации системы образования на всех уровнях;
создать с привлечением общественности межведомственный совет по вопросам реализации ОУР.
3. Одобрить в целом проект Национальной стратегии ОУР в России, с дальнейшей доработкой с привлечением представителей неправительственных объединений и педагогов по линии учебно-методических объединений.
4. Обратиться к экологическому общественному движению России об инициировании социального заказа в области ОУР.
5. Оказывать всестороннюю поддержку молодёжному экологическому движению. Способствовать интеграции детского, молодёжного и взрослого «зелёного движения» в России.
Рекомендации секции «Сохранение биоразнообразия и развитие ООПТ России»
В работе секции «Сохранение биоразнообразия и развитие ООПТ России» приняли участие 35 представителей общественных и государственных организаций, научных учреждений из 16 субъектов Российской Федерации.
Участники секции обсудили предложения по формированию экологической политики России в части охраны живой природы, возможности и перспективы объединения усилий неправительственных природоохранных организаций для повышения эффективности их работы, принципы и методы сохранения живой природы в современных социально-правовых условиях, а также разработали соответствующие рекомендации в следующих тематических областях:
леса и лесные сообщества;
ООПТ и их системы;
охрана птиц и их местообитаний;
нелегальный промысел и оборот биоресурсов.
Участники секции рекомендуют неправительственным природоохранным организациям:
1. В целях формирования прогрессивной экологической политики России и развития потенциала НПО:
Инициировать разработку Декларации охраны живой природы России — документа, отражающего консолидированную позицию общественных организаций по приоритетам и принципам защиты живой природы и предназначенного для развития диалога с государственными органами, бизнесом, международными и иностранными организациями.
Основываясь на Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об охране окружающей среды», добиваться признания нарушения устойчивого функционирования естественных экологических систем нарушением права граждан на благоприятную окружающую среду.
Оказывать максимальную поддержку примерам социально и экологически ответственной деятельности бизнеса, направленной на реализацию принципов устойчивого развития, развивать сотрудничество с бизнес-структурами, работающими в сфере природопользования, привлекать их к природоохранной благотворительной деятельности.
Шире использовать возможности существующих государственных и правовых механизмов регулирования вопросов охраны окружающей среды, в частности текущих переговорных процессов, международных конвенций и договоров, решений и распоряжений Правительства, национальных программ, региональных планов развития.
Использовать возможности региональных и местных СМИ для информирования населения о состоянии охраны живой природы на местах, особо охраняемых и других ценных природных территорий, социальных и экономических выгодах сохранения живой природы, насущной необходимости её сохранения ради благополучия людей.
Использовать в природоохранной деятельности возможности и инструментарий национального Механизма посредничества ( Clearing- house mechanism), разрабатываемого в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии (ст. 18.3), ориентированного на различные группы пользователей и включающего разнообразные технологии: систему информационных запросов, набор инструментов для коллективной и индивидуальной работы, базы знаний для поддержки принятия решений, консалтинг и сопровождение проектной деятельности ( http://ruschm.org).
Шире использовать возможности существующих общественных природоохранных инспекций (Международного социально-экологического союза и др.).
2. Для сохранения лесного биоразнообразия:
Добиваться обязательного проведения на региональном и районном уровнях общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов лесничеств, проектов освоения лесов на арендованных участках, а также активно участвовать в таких слушаниях.
Использовать возможности, предоставляемые новыми правилами заготовки древесины, для сохранения ключевых местообитаний отдельных видов, а также ценных лесных экосистем.
Использовать возможности, предоставляемые системами добровольной лесной сертификации, для сохранения ключевых местообитаний отдельных видов, а также ценных лесных экосистем в пределах лесничеств или арендных участков.
Предоставлять информацию лесопользователям и другим заинтересованным сторонам о приоритетных мерах по сохранению ключевых местообитаний отдельных видов, а также ценных лесных экосистем в пределах лесничеств или арендованных участков.
3. В целях содействия развитию и повышению эффективности функционирования системы ООПТ:
Ежегодно инициировать депутатские запросы региональным органам исполнительной власти о состоянии региональных ООПТ.
Содействовать региональной законотворческой деятельности (при необходимости – инициируя её) в области территориальной охраны природы, в частности разработке и принятию региональных законов и соответствующих подзаконных актов об особо охраняемых природных территориях.
Включиться в доработку предложений по формированию системы федеральных ООПТ, подготовленных WWF России и другими неправительственными организациями и специалистами, инициировать при необходимости мероприятия по первоочередной защите на региональном уровне территорий, где предусматривается создание федеральных ООПТ.
Основываясь на действующем законодательстве, добиваться взятия под охрану ключевых мест обитания видов, занесённых в Красную книгу РФ и региональные красные книги, с момента выявления таких территорий.
Содействовать большему соответствию деятельности правообладателей земельных участков ООПТ природоохранным задачам, используя инструменты общественных кампаний, экологических рейтингов, добровольной экологической сертификации и т.п.
Используя инструменты гласности и общественной экологической экспертизы, добиваться пресечения попыток экологически необоснованного изменения конфигурации ООПТ и природоохранного компонента схем территориального планирования (экологического каркаса).
Совместно с государственными органами и правообладателями земельных участков организовывать, при необходимости, мероприятия по улучшению состояния особо охраняемых и других ценных природных территорий.
Инициироватьразработку процедуры номинирования природных объектов для присвоения им статуса «Природное наследие России» (в том числе, в соответствующих случаях – статуса «Природное наследие России в опасности»).
Организациям, ведущим работу по территориальной охране природы:
сформулировать пакет предложений по оптимизации территориальной охраны природы в стране для представления в органы власти всех уровней;
регулярно организовывать и проводить межрегиональные учебные семинары по обучению принципам и методам эффективной общественной поддержки ООПТ и других ценных природных территорий.
Присоединиться к проекту Центра охраны дикой природы «Усынови заказник!», акции «Марш парков!» и аналогичным кампаниям других НПО по общественной поддержке территориальной охраны природы («Друзья заповедных островов», «Хранители КОТР», «Хранители природного наследия», отряд «Заповедники» и т.п.), инициировать такие кампании на региональном уровне, обеспечивая рабочее взаимодействие между их участниками.
Консолидировать действия при проведении кампаний общественной поддержки находящихся под угрозой территорий, представляющих общероссийскую и общемировую ценность (Сочинский национальный парк, природный парк «Зона покоя Укок» и др.).
В отношении природного парка «Зона покоя Укок»:
добиваться принятия альтернативного варианта прокладки трассы газопровода «Алтай», исключающего строительные работы на территории объектов Всемирного наследия, ООПТ и ключевых орнитологических территорий (КОТР);
используя информационные кампании и акции общественного протеста препятствовать попыткам необоснованного изменения конфигурации, площади и зонирования природного парка.
4. Для сохранения видового разнообразия, численности и мест обитания птиц:
Не допускать практики массового уничтожения диких птиц и масштабного отпугивания их от мест гнездования как меры профилактики эпизоотий птичьего гриппа или способа борьбы со вспышками этого заболевания.
Добиваться разработки и принятия новых федеральных нормативных правовых актов в сфере предотвращения гибели птиц на ЛЭП, требовать оснащения действующих ЛЭП специальными эффективными птицезащитными устройствами, добиваться использования безопасных для птиц конструкций (бестраверсных деревянных опор, опор с подвесными изоляторами или деревянными траверсами, самонесущего изолированного провода и др.) для вновь сооружаемых ЛЭП средней мощности.
Добиваться разработки и реализации комплексных мер, направленных на профилактику и снижение возможного ущерба живой природе при реализации нефтяных проектов.
Добиваться запрета весенней охоты на водоплавающих птиц в южных и центральных регионах Европейской России, Сибири и Дальнего Востока и ее жесткого ограничения в северных регионах России.
Не допустить ликвидации или деградации ценных для птиц местообитаний на ключевых орнитологических территориях международного значения, в том числе:
на плато Укок и хребте Сайлюгем в связи с планами строительства газопровода в Китай и планируемой разработкой Каракульского месторождения кобальтовых руд в Кош-Агачском районе Республики Алтай;
в Брединском районе Челябинской области в связи с планами по разработке Амурского цинкового месторождения на ключевой орнитологической территории «Верховья рек Большая Караганка и Сынтасты»;
в Нижегородской области, где в связи с запланированным подъемом уровня Чебоксарского водохранилища на 5 метров может произойти затопление и подтопление территории Камско-Бакалдинских болот – одного из 35 официально утвержденных российских водно-болотных угодий международного значения согласно Рамсарской конвенции.
Для снижения экологического ущерба в связи со строительством олимпийских объектов и обслуживающей инфраструктуры на ключевой орнитологической территории международного значения «Имеретинская низменность» (Краснодарский край) добиваться осуществления компенсационных природоохранных мероприятий – в частности, включения в состав Сочинского национального парка незапланированных под освоение естественных или полуприродных (сельхозугодья) биотопов Имеретинской низменности.
5. Для повышения эффективности борьбы с нелегальным промыслом биоресурсов:
Ежегодно инициировать депутатские запросы региональным органам исполнительной власти о состоянии контроля в области охраны объектов живой природы и биоресурсов.
Регулярно обращать внимание органов власти на то, что прекращение массовой нелегальной добычи объектов флоры и фауны и достижение их удовлетворительного состояния возможно при условии повышения благосостояния сельского населения.
Присоединиться к кампании Центра охраны дикой природы «Нет лесочным сетям и электроудочкам!», инициировать аналогичные кампании на региональном уровне, с целью прекращения использования лесочных сетей и электроловов на внутренних водоемах России.
Добиваться запрещения и реального прекращения свободной продажи сетей, сетематериалов и других запрещенных снастей в субъектах РФ, используя опыт Калужской области по полному запрету продажи лесочных сетей на территории области.
Осуществлять мониторинг рынка запрещенных снастей и орудий добычи животных, а также рынка их рекламы для сбора объективной информации, необходимой при лоббировании соответствующих природоохранных решений.
Совместно с государственными органами регулярно организовывать очистку водоемов от брошенных сетей, привлекая другие НПО и местное население.
Совместно с органами внутренних дел и прокуратуры, а также с участием журналистов регулярно организовывать показательные рейды по выявлению нарушений правил охоты, рыболовства, лесопользования, продажи объектов флоры и фауны, орудий рыболовства и охоты (в том числе на птичьих рынках).
При проведении работы по охране раннецветущих растений использовать опыт планирования совместной деятельности студенческих дружин по охране природы.
Организациям, ведущим работу по борьбе с браконьерством, регулярно организовывать и проводить межрегиональные учебные семинары по обучению правилам и навыкам этой работы, включая курсы по технике безопасности, организации работы оперативной группы и др.
В последние годы заметно ослабла дисциплина по использованию нормативных требований, касающихся экологии градостроения. Это в значительной степени снижает возможность реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Строительными компаниями с разрешения местных и региональных властей настойчиво проводится политика уплотнения сложившейся капитальной застройки городов, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Липецке, Самаре, Ярославле, Тольятти и др. Разрушаются объекты социальной, культурно- исторической и природной среды.
Объекты строительства не обеспечиваются нормативной инфраструктурой, а «уплотняемые» - её лишаются. На этой почве возникают протесты жителей уплотняемых территорий.
Серьёзным нарушением прав граждан является их проживание в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий. Капитализация экономики, недостаточное законодательное обеспечение и частое изменение СанПиН на десятилетия задержали и задерживают переселение сотен тысяч граждан в условно чистые районы городов.
Зачастую в субъектах Федерации не проведено зонирование территорий, статус земель не определён, не установлены границы зелёных зон, парков, лесопарков, водоохранных, курортных и рекреационных зон. И даже там, где статус земли определён, в ряде случаев допускается необоснованное изменение зонирования.
Имеют место и другие нарушения экологических требований, перечисление которых не может уложиться в формат настоящего решения.
Здоровье населения в значительной степени зависит от состояния среды проживания, а проблемы экологии градостроения приобретают глобальное значение и актуализируются с каждым годом.
Принятие новых Градостроительного, Водного, Лесного, Жилищного кодексов усугубляет и без того тяжёлую проблему экологии градостроения.
С января 2007 г. в законодательном порядке произведена отмена обязательной государственной экологической экспертизы проектов застройки территорий жилыми, коммунальными и промышленными объектами. Этим актом практически до нулевого уровня доведено участие граждан в вопросах градостроения. Не способствовал становлению чёткой законодательной базы и роли граждан и общественных организаций в градостроительной деятельности и Градостроительный кодекс России.
Подъем уровня водохранилищ равнинных рек (например, Чебоксарского, Нижнекамского) затрагивает не только территории земель лесного и сельскохозяйственного фондов, но и территории городов, расположенных на берегах этих рек. Отсутствие надлежащей экологической экспертизы и обсуждения с населением и общественными организациями увеличивает степень негативных последствий этих действий.
Далеко не положительным образом отражается на вопросах градостроения постоянное реформирование систему государственного управления и контроля природоохранной деятельности и отсутствие в этом процессе центрального координирующего органа. Уже четвёртый год с момента начала административной реформы продолжается распределение функций и полномочий в сфере экологии между, как минимум, одиннадцатью ведомствами (МПР России с подведомственными Росводресурсами и Росприроднадзором, Минэкономразвития России и Росземкадастр, Минсельхоз России и Россельхознадзор, Ростехнадзор, Росгидромет, Госкомрыболовство, Минпромэнерго России).
На практике не даёт должного результата в юридическом смысле институт публичных слушаний градостроительной деятельности.
С целью обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, повышения уровня взаимодействия между субъектами градостроительной деятельности и становления гражданского общества Секция рекомендует:
1. Просить Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания России, Правительство России:
1.1. Отменить ФЗ № 232-ФЗ от 18.12.06 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс России и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
1.2. Обеспечить создание самостоятельного федерального ведомства с полномочиями контроля и охраны окружающей среды в ранге министерства.
1.3. Ратифицировать Конвенцию ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (для обеспечения участия общественности в принятии градостроительных решений).
1.4. Принять федеральный закон «Об организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий», включая предприятия особых экономических зон, с указанием источников финансирования, нормативных сроков организации санитарно-защитных зон, норм предоставления жилья переселяемым гражданам не ниже федерального стандарта и материально–финансовых компенсаций проживающим в санитарно-защитных зонах.
1.5. Принять федеральный закон «Об охране зелёного фонда городских поселений».
1.6. Отменить положение части 2 статьи 11 ФЗ от 21.12.04 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» о переводе земель лесного фонда для размещения линейных объектов (линий электропередач, связи, дорог, трубопроводов). Внести соответствующие изменения в постановления Правительства России по вопросам использования земель лесного фонда, запретив перевод земель в случае размещения линейных сооружений при возможности альтернативных вариантов, не затрагивающих эти земли.
1.7. Восстановить статус общественного экологического контроля.
1.8. Законодательно обеспечить ответственность исполнительной власти за финансирование и проведение исследований по инвентаризации мест обитания видов флоры и фауны, занесенных в Красные Книги.
2. Просить органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации:
2.1. Принять региональные законы «Об организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий» и «Об охране зелёного фонда городских поселений» с учётом местных условий.
2.2. Не допускать уничтожения объектов природного и культурно-исторического наследия местного, регионального значения и включённых в реестр ЮНЕСКО.
2.3. Разработать нормативный акт (положение) об участии граждан в обсуждении объектов предстоящей градостроительной деятельности на основе рекомендаций Госстроя России МДС 15-1.99 «Методические рекомендации по разработке порядка участия граждан в обсуждении по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений» (письмо Госстроя России № НМ – 5671/3).
2.4. Оказывать всё возможное содействие осуществлению общественного контроля за экологической составляющей градостроительной деятельности со стороны инициативных групп граждан, ТОС, домкомов, экологических НПО; содействовать созданию комитетов общественного контроля.
2.5. В составе общественных палат субъектов Федерации и городов учреждать отдельную экологическую структуру (комиссию, секцию, группу). Там где нет общественных палат, учреждать общественные советы при администрациях областей и городских поселений.
2.6. Публичные слушания проводить с адресным информированием жителей и обязательным участием общественных объединений в нерабочее время.
2.7. Выполнить проекты территориального планирования развития регионов, подверженных влиянию затопления при подъеме уровней существующих водохранилищ. С участием общественности (населения и общественных организаций) произвести обсуждение в форме референдума и проведением государственных и общественных экологических экспертиз.
2.8. Обеспечить резервирование городских территорий, являющихся ареалами редких охраняемых видов флоры и фауны и сохранившихся участков типичных экосистем, для создания соответствующих особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
3. Всем субъектам градостроительной деятельности, контролирующим, правоохранительным органам и общественным объединениям:
3.1. В градостроительной деятельности в вопросах инфраструктуры и других, имеющих отношение к созданию благоприятной окружающей среды, руководствоваться нормами СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». При разработке технических регламентов учитывать требования экологической безопасности и соблюдать преемственность действующих градостроительных нормативов.
3.2. При территориальном планировании специальными нормативными актами (генеральные планы, отдельные проекты) особое внимание уделять экологическим аспектам для создания «экологических каркасов городов».
3.3. Руководствоваться положениями нормативных актов, регулирующих порядок участия граждан в процессе принятия экологически значимых решений (в том числе по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений), разработанных на основании методических рекомендаций Госстроя России МДС 15-1.99.
3.4. Обратить внимание на необходимость безусловного сохранения участков городской среды, являющихся ареалами обитания видов флоры и фауны, занесённых в красные книги (ст. 60 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.02 и ст. 24 ФЗ № 52-ФЗ от 24.04.95).
3.5. Усилить государственный и общественный контроль за застройкой городских территорий, не допуская землеотводов в границах пригородных лесов, лесопарков, рекреационных, курортных и водоохранных зон.
3.6. Усилить применение административных и уголовных мер ответственности за нарушения экологического законодательства, экологических прав граждан. Обеспечить неотвратимость наказания в этой сфере.
4. Экологической общественности, неправительственным объединениям совместно с правозащитными организациями:
4.1. Добиваться разработки региональных и муниципальных нормативных актов, регулирующих порядок участия граждан в процессе принятия экологически значимых решений, в том числе по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений.
4.2. Активно использовать механизмы и методики «Местной повестки дня на 21 век» конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) при обсуждении планов территориального развития.
4.3. Обратить внимание на обязательные общественные обсуждения экологических аспектов инвестиционной политики и проектов, в том числе объектов федерального финансирования.
4.4. Обмениваться опытом действий, информацией и документами с социально-направленными и правозащитными организациями, в том числе используя возможности сетевых сообществ.
4.5. Активизировать общественный экологический контроль в градостроительной деятельности в рамках действующего законодательства и принимать меры по расширению его функций и созданию достаточной правовой базы для его эффективного осуществления.