Eng |
Законодательные интересы природы Программа содействует совершенствованию природоохранного законодательства России и стран СНГ:
С 1997 г. ЦОДП имеет статус наблюдателя при Постоянной комиссии по экологии и природным ресурсам Межпарламентской ассамблеи стран СНГ. Центр комментирует готовящиеся модельные законопроекты и предоставляет участникам Комиссии материалы о международных природоохранных инициативах. В рамках программы Законодательные интересы природы ЦОДП осуществляет проект ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА ОБЩЕСТВЕННОСТИ К ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Деятельность ЦОДП по проекту
| вверх |
В последние годы продолжался процесс усиления информационной закрытости
властных структур на фоне имитации государством правовых форм развития. Поэтому
закономерными выглядят итоги выборов в Государственную Думу, в результате которых
власть получила послушное большинство голосов в лице представителей лояльных
ей партий и крупного бизнеса. Схожие процессы наблюдались в исполнительных структурах
власти, что ярко иллюстрирует не прекращавшаяся и принимавшая порой хаотический
характер реструктуризация Министерства природных ресурсов, ведомства, от деятельности
которого во многом зависит социальное и экологическое благополучие страны. В этих условиях Центр продолжал, как и в предыдущие годы, оказывать
содействие общественности, природоохранным организациям и специалистам в обеспечении
доступа к законотворческому процессу, а также к разработке систем управления
и стратегии действий в области охраны окружающей среды. | вверх | Деятельность ЦОДП по проекту
В 2003 г. в Комитете по экологии Госдумы проходила работа над
проектом Федерального закона (ФЗ) "О внесении изменений и дополнений в
ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"". Одна из двух
независимых версий законопроекта была подготовлена Комиссией по разграничению
полномочий между органами государственной власти при участии Минэкономразвития
и ориентирована фактически на ликвидацию сложившейся системы ООПТ. Другая версия
разрабатывалась при участии ведущих специалистов по вопросам ООПТ из различных
регионов России, представителей общественных организаций и является своевременной
и вполне дееспособной. Центр участвовал в обсуждении этих законопроектов на
разных уровнях, распространял о них информацию в печатных и электронных изданиях.
Сравнительный анализ проектов закона был представлен в докладе ЦОДП на международной
конференции "Реформы для дикой природы" прошедшей в Казахстане (Каркаралинск,
20-23 ноября 2003 г.) (Приложение 1). Предполагается,
что этот закон будет принят в 2004 г. Вторая половина 2003 г. проходила под знаком борьбы с внесением
экологически опасных поправок в Лесной кодекс РФ. Этот
процесс стал более публичным благодаря активным протестам со стороны общественных
и научных организаций, в частности ЦОДП (Приложения
2, 3). Несмотря на активизацию процесса общественного обсуждения этого законопроекта,
он был принят и подписан президентом в начале декабря. Параллельно шел фактически
закрытый для общественности процесс разработки совершено нового варианта Лесного
кодекса, многочисленные редакции проекта которого и обстоятельства разработки
дают немало поводов для беспокойства о будущем наиболее ценных лесных массивов
России. Комитет по сельскому хозяйству Совета Федераций предпринял попытку
возобновить работу с законопроектом об охоте. ЦОДП подготовил свои предложения
к проекту закона и участвовал в его обсуждении на заседании Комитета. Мы ожидаем,
что эта работа будет продолжена в 2004 г. В отчетном году Центр продолжал издавать электронный бюллетень
"Право - Природе: российское экологическое законодательство", который
распространяется по электронной почте (более 300 подписчиков) и размещается
в Интернете. В бюллетене публикуется актуальная информация по наиболее острым
законотворческим и правовым природоохранным проблемам национального масштаба.
В июле-декабре 2003 г. было выпущено 14 номеров бюллетеня (Приложение
4). Они посвящены обсуждению новых проектов закона об ООПТ, Лесного кодекса,
анализу деятельности МПР по управлению ООПТ, событиям, сопутствующим Всероссийскому
Съезду по охране природы, и другим происходящим в стране процессам. Во время избирательной кампании по выборам в Госдуму РФ четвертого созыва бюллетень освещал ход организованной НПО всероссийской "Кампании по информированию населения о позициях депутатов Госдумы по экологическим и правозащитным вопросам". Спецвыпуск бюллетеня "Госдума третьего созыва: "пособие" для избирателей" преследовал цель помочь избирателям принять осознанное решение на предстоящих выборах путем объективного информирования о деятельности уже сложившей полномочия Госдумы. ЦОДП принял участие в разработке "Требований экологических НПО к депутатам Государственной Думы четвертого созыва" (Приложение 5).
| вверх |
В 2003 г. продолжался процесс реформирования Министерства природных ресурсов,
ведомства, ответственного за реализацию природоохранной политики страны. Его
активные, но нелогичные и хаотичные попытки реформирования привели, в частности,
к очередной дестабилизации и смене руководства департамента, отвечающего за
уникальную российскую систему ООПТ. Эти действия ЦОДП тщательно анализировал,
участвуя в кампании НПО по сохранению заповедников и национальных парков. Было
организовано широкое информирование общественности с помощью центральных СМИ,
публикаций на сайтах Центра (в специально созданном разделе, посвященном кризису
госуправления системой ООПТ - Приложение 7) и
других НПО, специальных выпусков бюллетеня "Право - Природе" и других
массовых рассылок. В середине 2002 г. был сформирован и начал действовать Общественный экологический
совет при министре природных ресурсов РФ, в состав которого вошел генеральный
директор ЦОДП А. Зименко. К сожалению, несмотря на неоднократные попытки членов
Совета направить его работу в конструктивное русло, председатель Совета, министр
природных ресурсов, и его заместители занимались фактически целенаправленной
имитацией предметной деятельности, превратив Совет в один из PR-инструментов
министерства. С середины 2003 г. А. Зименко неоднократно выступал с инициативой
реорганизации Совета на основе критического анализа предшествующего года работы. Предвидя подобное развитие событий, ЦОДП принимал активное участие в подготовке
и проведении пресс-конференции, состоявшейся 17 ноября 2003 г. накануне Съезда
по охране природы. А в день его открытия 18 ноября было распространено обращение
к Съезду от природоохранных НПО, подготовленное при участии Центра (Приложение
8). Тем не менее, Центр успешно сотрудничает с отдельными департаментами МПР и его региональными подразделениями. Так, с участием сотрудников Департамента особо охраняемых природных территорий, объектов и сохранения биоразнообразия налажен сбор, анализ и распространение разнообразной информации о заповедниках и национальных парках через web-проект Центра "ООПТ России". Подготовлены совместные доклады о развитии системы ООПТ и формировании Экологического каркаса России. В здании МПР функционирует постоянная выставка экологической литературы, в которой широко представлены журналы и книги, выпущенные Издательством ЦОДП. Помимо этого ЦОДП участвовал в подготовке не менее 15 коллективных писем от
неправительственных природоохранных организаций в адрес государственных и международных
структур, в том числе: президенту РФ В.В. Путину о различных проблемах развития
госуправления и реализации экологической политики в области защиты окружающей
среды, губернатору Чукотского АО Р.А. Абрамовичу о восстановлении региональных
заказников, министру природных ресурсов В.Г. Артюхову о задачах по сохранению
федеральных ООПТ, депутатам Госдумы с просьбой не допустить внесения опасных
поправок в Лесной кодекс и др. В рамках Всемирной конференции по изменению климата (Москва, 29.09-3.10.2003) представители Круглого стола природоохранных НПО организовали Социальный форум по изменению климата. Центр принимал участие в подготовке и проведении Форума. Несмотря на официальное заявление представителя президентской администрации об отказе подписывать Киотский протокол, что противоречило ранее сделанным обещаниям на высшем уровне, на Форуме обсуждались конкретные угрозы для человека и природных сообществ, пути и методы их предотвращения и подготовки к жизни в новых природных условиях. К сожалению, формат резолюции конференции не позволил отразить их в ее итоговых документах (Приложение 10). | вверх |
Эксперты ЦОДП постоянно и продуктивно работали с региональными властями. Так, на состоявшихся общественных слушаниях "Перспективы создания новых особо охраняемых природных территорий в Карелии", прошедших в Петрозаводске 28 февраля 2003 г., участвовали представители Лесной программы Центра. Благодаря вкладу ЦОДП в процесс подготовки постановления областной администрации, в Рязанской области было учреждено 75 новых особо охраняемых природных территорий. В результате проекта по организации системы совместного управления прибрежными ресурсами Белого моря, в пос. Чупа при участии местной администрации были созданы Совет побережья и Информационный центр.
В рамках Московского гражданского форума 26 мая 2003 г. проходила
Общественная научно-практическая конференция "О взаимодействии общественности
с органами исполнительной власти по проблемам сохранения Природного комплекса
Москвы". Председателем ее был А.В. Зименко. На конференции обсуждался комплекс
чрезвычайно актуальных для Москвы проблем по предотвращению застройки немногих
оставшихся природных территорий и организации реального диалога власти с гражданскими
структурами по экологическим вопросам. В итоге на имя мэра Москвы Ю.М. Лужкова
направлено письмо-обращение и резолюция конференции (Приложение
11). 11 ноября 2003 г. в здании Государственной Думы прошел круглый
стол по теме "Права граждан на благоприятную окружающую среду", организованный
общественной благотворительной организацией "Комитет за гражданские права".
На примере Москвы участники обсуждали вопросы нарушения прав российских граждан
на благоприятную экологическую среду (Приложение
12). | вверх |
В 2004 г. можно ожидать продолжения реформирования законодательства для снятия или смягчения природоохранных ограничений в промышленном освоении природных ресурсов. Вероятно, будет развиваться и процесс имитации работы с общественностью. Поэтому Центр планирует продолжить взаимодействие с новоизбранной Госдумой, ее профильными комитетами и отдельными депутатами, а также с региональными властями в местах выполнения проектов. Предполагается по возможности участвовать в законотворческом процессе, широко информировать о нем экологическое движение и специалистов при помощи электронного бюллетеня, сайта, рассылок и другими способами, а также всесторонне способствовать расширению участия общественности в разработке и анализе законопроектов. Подробное описание деятельности по проекту | вверх | Издания Электронный бюллетень С октября 1999 г. ЦОДП выпускает электронный бюллетень
«Право — Природе: российское экологическое законодательство» | вверх |
| ||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |