Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №105, ноябрь 2004 ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ
Правительство, Минприроды России и "Сахалин Энерджи" оказались не в курсе дела в вопросах безопасности проекта для окружающей среды и краснокнижных видов животных. 29 октября 2004 г в Пресненском суде г. Москвы состоялось рассмотрение иска о прекращении деятельности по второму этапу проекта "Сахалин-2" по комплексной разработке нефтяных месторождений в Охотском море, создающей угрозу исчезновения, сокращения численности и нарушения среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу. Напомним, что в феврале 2004 г. 41 гражданин и 8 общественных экологических
организаций обратились в суд с требованиями прекратить деятельность, которая
осуществляется с нарушениями природоохранного законодательства России и
создает угрозу исчезновения, сокращения численности и нарушение среды обитания
видов животных, занесенных в Красные книги МСОП, РФ, Сахалинской области,
а именно: Ответчиками по делу являются Правительство РФ и Министерство природных ресурсов РФ, в качестве третьего лица привлечена компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." - оператор проекта Сахалин-2. Ответчики и третье лицо несколько раз не являлись в суд, поэтому дело слушалось в первый раз. Истцы, ответчики и третьи лица впервые объяснили свою позицию по делу. Крайне удивительно, но представители МПР России и компании "Сахалин Энерджи" были не готовы к ответам на вопросы, касающиеся существа дела, а именно безопасности проекта для окружающей среды и краснокнижных видов животных, о чем они прямо заявили суду и представителям истцов. Представители компании не смогли ответить даже на простые вопросы! На какой стадии находиться реализация проекта? Как выполняются рекомендации государственной экологической экспертизы? На какой срок заключено СРП? По нашему мнению такая позиция МПР и компании "Сахалин Энерджи" демонстрирует неуважение к суду и другим участникам дела. Практически все ходатайства истцов, несмотря на возражения ответчиков и третьего лица, были удовлетворены: суд приобщил к материалам дела подписные листы от нескольких сотен граждан об одобрении данного иска в порядке статьи 980-981 ГК РФ, что означает, что суд признал, что данный иск подан в защиту интересов неопределенного круга лиц настоящих и будущих поколений жителей России. Также было приобщено к делу заключение ученых о недопустимости воздействия деятельности по проекту на серых китов. После выяснения позиции ответчиков по данному делу, представителями заявителей юристами "Правового центра "Родник", было заявлено ходатайство о привлечении к делу еще одного ответчика - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в компетенцию которой в настоящее время входит обеспечение экологической безопасности проектов, а также прекращение экологически опасной деятельности. Суд данное ходатайство удовлетворил и в связи с этими обстоятельствами в соответствии с требованием Гражданского процессуального кодекса РФ подготовка и рассмотрение дела производится с самого начала, назначил дату досудебной подготовки - 15 ноября 2004 г. Выражаем благодарность всем, кто пришел в суд поддержать нас. Особую благодарность выражаем Международному фонду защиты животных и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Источник: Эколого-правовой центр "Родник" Захвачен офис Агентства социальной информации Очередной "спор хозяйствующих субъектов" в Москве парализовал работу одного из старейших СМИ новой России - Агентства социальной информации (АСИ). "Агентство, которое является зарегистрированным в Минпечати РФ средством массовой информации, приостановило свою работу. Мы не в состоянии выполнять свои обязательства по многочисленным договорам, что в конечном итоге может нанести серьезный ущерб нашей организации", - говорится в официальном сообщении, размещенном на сайте АСИ. 3 ноября около 19.00 двое неизвестных лиц вошли в офис агентства, расположенный по адресу ул. Долгоруковская, д. 40, стр.5, и предложили всем сотрудникам покинуть здание в течение 5 минут. Никаких документов при этом они не предъявляли, а свое требование мотивировали тем, что являются настоящими собственниками здания. Все разъяснения они обещали дать директору АСИ на следующий день. Однако, ни 4, ни 5 ноября сотрудники агентства не смогли попасть в свой офис. Сотрудники милиции - участковый и наряд милиции, вызванные журналистами, также не были допущены захватчиками в здание.Здание, где АСИ арендует офисное помещение, является предметом спора двух строительных компаний - ЗАО "Мосэлектромонтаж-4", с которым у агентства заключен договор аренды, и ООО "П.Ф.К. ВАСОТ". Представители последнего и захватили здание, а заодно и имущество ряда фирм, которые арендуют в нем офисы. В частности, помимо работы АСИ блокирована работа программы Радио России "Адреса милосердия". Как сообщила ИА REGNUM директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова, руководством агентства поданы заявления в отделение милиции №14 района Тверской и в Тверскую межрайонную прокуратуру, однако милиция признала, что бессильна воздействовать на охрану здания, а в прокуратуре журналистам сообщили, что реально займутся разбирательством этого дела только после праздников. "Мы являемся добросовестными арендаторами, - заявил ИА REGNUM содиректор АСИ Андрей Тополев. - Мы не состояли ни в каких отношениях с фирмой, которая заняла сейчас это помещение, и у них нет и не могло быть к нам никаких претензий. Но, несмотря на это, имущество агентства и личные вещи сотрудников фактически захвачены и удерживаются. Мы не имеем к нему доступа и никто не дает нам гарантий его сохранности. Возможно, вернувшись в свой офис, мы обнаружим там голые стены. На юридическом языке это уголовно наказуемое деяние называется "Незаконное завладение чужим имуществом". В настоящее время работа сайта АСИ поддерживается благодаря резервному серверу, расположенному в другом помещении. 11 ноября АСИ готовится отметить свое 10-летие, по этому случаю в Москву приглашены представители партнеров АСИ из регионов. ИА REGNUM выражает солидарность коллегам из Агентства социальной информации и заявляет, что намерено следить за развитием ситуации. Справка: Агентство социальной информации является некоммерческой организацией, осуществляющей информационно-аналитическую и издательскую деятельность в сфере развития третьего сектора в России, гражданского общества, прав человека, взаимоотношений власти, бизнеса и общества, благотворительности и др.В 2004 г. под эгидой АСИ осуществлены, в частности, следующие проекты: выпуск первых двух номеров русской версии журнала SEAL (Social Economy and Law Journal), журнала о правовых аспектах деятельности НКО; международная конференция "Социальная ответственность компаний. Эффективные технологии управления социальными инвестициями" (совместно с Европейским центром фондов, РСПП и Фондом "Евразия"); презентация первой в России информационной кампании по солидарности с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом для Фонда социального развития и охраны здоровья "ФОКУС-МЕДИА" и "СПИД ФОНДа ВОСТОК-ЗАПАД" (AFEW); помощь в организации презентации первой национальной премии в области социальной политики "Гелиос" в Комитете Совета Федерации по социальной политике; открытие "семейной комнаты" в отделении трансплантации костного мозга Института детской онкологии РАМН в рамках проекта АСИ "Большие и маленькие"; издание сборника методических материалов "Светлая полоса. Спецкурс по социальной журналистике"; круглый стол "Язык вражды в молодежной среде" и выпуск брошюры "Язык вражды в студенческой среде" (совместно с Центром развития демократии и прав человека); исследование по заказу компании ТНК-ВР ожиданий региональных властей и местных сообществ от социальной политики компании в шести регионах ее присутствия. Источник: ИА REGNUM, 05.11.2004 Аналитическое размышление о протестной волне по проблеме отмены / "монетизации" льгот Итак, законопроект об отмене льгот и социальных гарантий окончательно принят Думой 5 августа. Принят голосами "Единой России" (296), ЛДПР (12) и одного "независимого" (А. Невзоров). Итого: 309, т.е. намного больше того, что требовалось. Кто бы сомневался! Уже по первым заявлениям правительства и "Единой России", еще накануне внесения "антисоциального закона", включающего "монетизацию льгот" и отмену многих социальных гарантий, всем было ясно, что закон будет продавлен через парламент во что бы то ни стало. Точно также никто, кроме самых упертых "путинолюбов", не сомневался, что реформа проходит с ведома и одобрения В.В. Путина и как только проект пройдет Совет Федерации, он будет подписан Президентом. Впрочем, хотя бы теоретически оставалась возможность добиться каких-то поправок, сохраняющих хотя бы некоторые из гарантий по некоторым категориям населения. Геббельсовские методы Правительство, видимо, заранее готовилось к мелочной торговле с разными общественными организациями, что позволяло тактикой обещаний и "мелких подачек" дезорганизовать население и сбить волну возмущения и протестов. Сразу скажем, отчасти эти ожидания властей оправдались, но лишь отчасти и далеко не в той мере, на которую они рассчитывали. Главным же неприятным сюрпризом для власти, безусловно, стала способность большинства общественных организаций отказаться от сепаратных действий и объединиться в рамках широкого общественного фронта, получившего организационную форму общественной коалиции "Нет упразднению социальных гарантий!". Первый этап протестов сопровождал подготовку к первому чтению законопроекта. Волна митингов и пикетов прокатилась по регионам и Москве. Тем не менее, законопроект был принят в первом чтении 2 июля. Практически сразу же "Единая Россия" в связке с правительственными чиновниками начала бешеную пропагандистскую кампанию по убеждению населения, что все необходимые поправки будут приняты во втором чтении. Почти ежедневно вожди "Единой России", среди которых "первую скрипку" в этом сомнительном деле играл Председатель Комитета по труду и социальной политике и заодно Заместитель Председателя ФНПР А. Исаев, вещали с экрана и газетных полос, как далеко они продвинулись в процессе согласования с правительством своих социальных поправок и как непоколебимо "солидарно" ЕР их будет отстаивать. Правительство, в лице М. Зурабова, сдержанно поддакивало. Временами интенсивность и беспардонность промывания мозгов живо напоминали геббельсовские методы. Тем временем, политические и общественные силы встали перед необходимостью определять свою тактику на втором этапе протестной активности… Итоги и перспективы Закон принят. Формально, кампания протеста закончилась поражением. Неформальные итоги не так безрадостны. Вопреки беспрецедентному давлению и старой истине "плетью обуха не перешибешь", общественным организациям удалось создать и укрепить объединение как основу для развития протестной активности в будущем. Коалиция, которую теперь решено назвать "Совет общественной солидарности", растет численно. За последний месяц в нее вступили Московский профсоюз работников образования и организация инвалидов "Перспектива". По мере того, как укрепляется доверие между участниками, становится возможной более тесная координация действий. Следующим этапом должна стать подготовка всероссийского референдума как последнего легального способа отменить принятый драконовский закон, что потребует уже не разового взаимодействия для проведения митинга, а напряженной совместной работы как минимум в течение полугода. Впрочем, СОС не намерен ограничиваться только этой проблемой. Ведь закон о "монетизации" льгот - лишь часть осуществляемого властями нового этапа неолиберальных реформ, другими составляющими которых являются Жилищный и Лесной кодексы, планируемые на осень реформы здравоохранения и образования. Тем для протеста хватает и можно достаточно уверенно предполагать, что общественная поддержка протестных акций будет расти по мере того, как население будет чувствовать на себе вступление в силу тех правительственных проектов, борьба вокруг которых пока, возможно, кому-то кажется слишком сложными для понимания "политическими" вопросами. Что же касается уже проявившихся проблем, такие как идеологические различия или степень радикальности предлагаемых методов борьбы, то можно утверждать, что эти позиции сближаются именно в сторону радикальных. Об этом позаботились сами власти, которые совершенно не готовы считаться с общественным мнением и дают понять, что не будут делать это в будущем. В этих условиях соглашательская политика чем дальше, тем меньше имеет шансов на одобрение низов и проводящее такую политику руководство любой организации рискует очень быстро потерять контроль за ситуацией. Не случайно такой негативный отклик вызвала позиция руководителей "Союза Чернобыль", немедленно породив альтернативный координирующий центр, заявивший о продолжении протестной кампании. С другой стороны, принятое на последнем собрании, уже после принятия закона, решение о подготовке и проведении в 2005 г. Российского социального форума должно также усилить возникшее движение, так как позволит воспринять мировой опыт взаимодействия в рамках широкого общественного движения протеста против неолиберальных реформ организаций разных идеологических оттенков, а также войти в непосредственный контакт с зарубежными протестными движениями. Глобальный характер наступления капитала на социальные права населения диктует необходимость международной солидарности протестных сил. Так или иначе, оснований для уныния нет. Есть широкое поле для развития и укрепления того, что было наработано в рамках прошедшей кампании. Борьба продолжается. Андрей Демидов, Институт "Коллективное действие" Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |