Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№110, декабрь 2004


КАМПАНИЯ ЗА СОЗДАНИЕ АГЕНТСТВА ПО ООПТ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Призыв Центра охраны дикой природы.
  2. Обращение Э. А. Памфиловой.
  3. Обращение неправительственных организаций.

Призыв Центра охраны дикой природы

Уважаемые коллеги!

Накануне 2005 г. мы вновь обращаемся к вам по исключительно актуальной проблеме, требующей внимания общественности.

В современной структуре федеральных органов исполнительной власти не нашлось достойного места особо охраняемым природным территориям - национальному достоянию России, сохраненному трудами поколений блестящих естествоиспытателей и природоохранников. Фактически проигнорирована всемирно признанная сеть резерватов живой природы, ключевое звено в обеспечении экологической безопасности российского будущего.
В новой структуре МПР нет и не ожидается полноценного органа управления заповедниками, национальными парками и федеральными заказниками, ни в Службе, ни в Агентствах. Учитывая, что административная реформа еще не завершена, наши обращения к Президенту России с предложением о создании специализированного Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям могут стать эффективным инструментом их защиты и развития.

Несколько общественных организаций уже отправили коллективное письмо В. В. Путину. С аналогичным обращением выступила Э. А. Памфилова - Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Центр охраны дикой природы призывает вас проявить гражданскую позицию - напишите Президенту России, гаранту Конституции и, следовательно, экологической безопасности страны, телеграмму или письмо в поддержку инициативы общественных природоохранных организаций о создании Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям при Правительстве России.

Адрес:
Президенту Российской Федерации В. В. Путину
103012, Москва, Кремль
http://www.kremlin.ru/articles/send_letter_1a.shtml

Копии ваших обращений, пожалуйста, присылайте в любом формате в Центр охраны дикой природы: reserves@biodiversity.ru , факс: (095) 124-71-78.

Адрес интернет-страницы кампании за создание Агентства по ООПТ: http://www.biodiversity.ru/programs/agency.html

Нет сомнений, заповедникам, национальным паркам и другим ООПТ России необходимо обеспечить адекватное управление и надежную защиту, сформировав систему эффективного государственного управления заповедным делом на федеральном уровне.

Ваша поддержка сегодня исключительно важна для положительного решения этой проблемы!!!

Алексей Зименко,
генеральный директор Центра охраны дикой природы
28.12.2004


Обращение Э. А. Памфиловой

Президенту Российской Федерации
В.В.Путину

О совершенствовании государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Ведущие общественные экологические организации России - Всемирный фонд дикой природы России, Гринпис России, Международный социально-экологический союз, Всероссийское общество охраны природы, Союз охраны птиц России, Центр охраны дикой природы - неоднократно в ходе административной реформы выражали беспокойство судьбой государственных заповедников и национальных парков.

По состоянию на сегодняшний день реорганизация управления 130 федеральными государственными учреждениями, имеющими в штате более 10 тысяч сотрудников, и закрепленными за ними федеральными землями общей площадью 34,2 миллиона га осуществляется с грубыми нарушениями изданных Вами Указов, что влечет за собой резкое снижение качества функционирования данной отрасли.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400 управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения временно "до принятия соответствующего нормативного правового акта" осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Между тем, в соответствии с Вашими Указами от 9 марта 2004 г. N 314 и от 20 мая 2004 г. N 649 Федеральные службы по надзору не вправе ни осуществлять управление государственным имуществом, ни оказывать платные услуги, что является неотъемлемой функцией национальных парков и заповедников.

Ситуация неурегулированности этого вопроса (до сих пор нет даже проекта упомянутого в постановлении Правительства нормативного акта) естественным образом привела к выпадению этой системы и принадлежащего ей имущества из поля зрения руководства Службы. Судьбой упомянутого выше государственного достояния в настоящее время занимается отдел всего из 5 человек (вместо ранее существовавшего самостоятельного Департамента в Министерстве природных ресурсов), которые обязаны обеспечить организацию и финансирование и охраны, и научных исследований, и просветительской деятельности, что физически невозможно при таком статусе и при такой численности.

Согласно мнения ведущих отечественных специалистов и в соответствии с международным опытом управления общенациональными системами природных резерватов конструктивным выходом представляется создание Вашим Указом в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации специализированного Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, уполномоченного осуществлять государственное управление в этой сфере.

Э. А. Памфилова
Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека
28.12.2004


Обращение неправительственных организаций

Президенту Российской Федерации
В.В.Путину

О совершенствовании государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаемся к Вам в связи с тревожной ситуацией, складывающейся в сфере государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий.

Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий в числе основных направлений государственной политики в области экологии.

Такие территории имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты представлены именно в масштабах федеральной системы, основу которой составляют государственные природные заповедники и национальные парки.

До недавнего времени в ведении и управлении МПР России находилось 95 государственных природных заповедников, 35 национальных парков, 11 федеральных заказников.

В соответствии с законом заповедники и национальные парки имеют статус федеральных государственных учреждений (свыше 10 тысяч работников), реализующих поставленные задачи в области охраны природы, научных исследований и экологического просвещения.

В созданной же на сегодняшний день структуре государственного управления в сфере экологии судьба системы заповедников и национальных парков не может не вызывать обеспокоенности.

Как установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, "до принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения" (к числу которых, в первую очередь, относятся заповедники и национальные парки).

Таким образом, вопрос об осуществлении государственного управления в данной сфере окончательно не решен.
В то же время, дальнейшее сохранение сложившейся ситуации (закрепление функций государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий за Росприроднадзором) представляется нецелесообразным в силу ряда существенных обстоятельств.

1. Созданная управленческая модель противоречит идеологии и задачам проводимой административной реформы.

Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору, а также ряд специальных функций в установленной сфере деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314). Перечень этих функций не касается государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

Федеральные службы по надзору не в праве осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг, в том числе через подведомственные государственные учреждения (указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649). Но осуществление функций государственного управления заповедниками и национальными парками неотделимо от управления соответствующим государственным имуществом. Кроме того, заповедники и национальные парки, являясь федеральными госучреждениями, в рамках своей основной деятельности оказывают платные услуги в соответствии с действующим законодательством.

Cогласно действующему положению Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет ведение кадастра особо охраняемых природных территорий, хотя эта сфера деятельности должна относится к компетенции федеральных агентств (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314).

2. Функция государственного управления системой заповедников и национальных парков несвойственна Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и потому не приоритетна.

В структуре этой Службы не предусмотрено даже отдельного специализированного Управления особо охраняемых природных территорий (ранее, в МПР России был самостоятельный Департамент), а функционирует лишь небольшой отдел из 5 человек. Такими силами невозможно осуществлять профессиональное управление особо охраняемыми природными территориями (включая 130 заповедников и национальных парков) и организацию их природоохранной, научно-исследовательской и эколого-просветительской деятельности в масштабах России.

Проводимая Росприроднадзором кадровая политика привела к тому, что наиболее опытные, квалифицированные и авторитетные работники упраздненного Департамента особо охраняемых природных территорий МПР России не нашли себе применения в новообразованной структуре. Создается реальная угроза деградации государственного управления федеральной системой заповедников и национальных парков и потери многолетнего опыта ведения отечественного заповедного дела.

3. Созданная на сегодняшний день модель государственного управления системой особо охраняемых природных территорий игнорирует апробированную десятилетиями мировую практику территориальной охраны природы.

В мире накоплен вековой опыт эффективного управления общенациональными системами природных резерватов. В США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и других государствах, снискавших мировую известность своей природоохранной деятельностью, управление национальными парками возлагается на специализированные государственные службы (Служба национальных парков США, Служба национальных парков Канады, Служба национальных парков ЮАР и др.) - аналоги современных федеральных агентств в России.

Эта практика является общепризнанной в мире. Реализация успешной и апробированной во многих государствах мира управленческой модели позволяет значительно повысить эффективность государственного управления в области охраны природы.

Наиболее конструктивным выходом из сложившейся ситуации представляется создание специализированного Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, уполномоченного осуществлять государственное управление в этой сфере и функционирующего под непосредственным руководством Правительства России. Данная позиция полностью созвучна с соответствующим пунктом резолюции III Всероссийского съезда по охране природы (Москва, ноябрь, 2003 г.) и разделяется ведущими отечественными специалистами в области охраны природы и заповедного дела.

Сформировать систему эффективного государственного управления особо охраняемыми природными территориями в современной России - веление времени. В свою очередь, это позволит не только обеспечить сохранение и разумное использование национального природного наследия, но и существенно поднимет на международной арене имидж нашей страны как государства, реализующего прогрессивную экологическую политику.

В связи с изложенным, просим Вас, Владимир Владимирович, рассмотреть наше предложение и содействовать его практической реализации.

Е.А.Шварц, директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, доктор географических наук

И.П.Блоков, директор по кампаниям Гринпис России

С.И.Забелин, сопредседатель Международного социально-экологического союза, член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию гражданского общества и правам человека

И.Ф.Баришпол, председатель Президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны природы

В.А.Зубакин, Вице-президент Союза охраны птиц России

А.В.Зименко, генеральный директор Благотворительного фонда "Центр охраны дикой природы"


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены