Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №115, март 2005 ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОДЕРЖАНИЕ
Повышение ставок сбора за пользование объектами животного мира 18 февраля Государственная Дума РФ приняла (одобрила) в третьем чтении проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесённый Самарской Губернской Думой. Статья 3333 главы 25.1 Налогового кодекса устанавливает ставки сбора за пользование объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения). Изменения в Налоговый кодекс, вносимые одобренным законом, касаются увеличения ставок сборов за пользование объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты, в 10 и более раз, а также устанавливают ставки сбора за пользование отдельными видами зверей и птиц в размере 500 рублей за один год охоты. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в настоящее время денежных средств, собираемых за пользование животным миром, недостаточно для реализации государственных федеральных и территориальных программ, связанных с использованием, охраной и воспроизводством объектов животного мира. В ряде стран аналоги таких сборов значительно превышают сборы, установленные законодательством Российской Федерации. По мнению разработчиков законопроекта, "слишком низкие ставки сборов за пользование объектами животного мира, позволяют и на территории России "обогащаться" за счёт государства некоторым общественным организациям" (то есть обществам охотников), причём получаемые ими средства "идут не на реализацию государственных программ". В заключении Правительства России на данный законопроект указывается, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 части первой Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными - в то время как доводы разработчиков законопроекта, изложенные выше, не содержат необходимых расчётов. В соответствии с пунктом 1 статьи 3334 Налогового кодекса, величина сбора в отношении каждого объекта животного мира, указанного в пунктах 1-3 статьи 3333 Кодекса, определяется как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира, а не для "группы животных". Предложение облагать сбором не добычу одного животного, а охоту на них в течение одного года, этого не учитывает. Кроме того, как сказано в заключении Правительства, "законопроектом предлагается
установить ставки сбора за пользование такими видами зверей и птиц (например:
хори, куропатки), отдельные подвиды которых включены в Красную книгу Российской
Федерации и на этом основании подлежат исключению из предлагаемого перечня".
Как понимают наши читатели, речь идёт об отдельных видах и подвидах животных,
входящих в упомянутые в законопроекте разнородные группы видов, но от этого
смысл сделанного Правительством замечания не меняется. Если одобренный законопроект вступит в силу, то будут установлены следующие ставки сбора (в рублях) за каждый объект животного мира:
Резкое повышение ставок сбора за добычу охотничьих животных, разумеется, должно
вызвать рост цен на продукцию и услуги, связанные с эксплуатацией охотничьих
ресурсов. Без соответствующих экономических расчётов нельзя точно определить,
насколько при этом снизится платёжеспособный спрос на подорожавшие услуги и
продукцию. Останутся ли экономически целесообразными некоторые виды охотничьего
промысла? Насколько сильно снизится конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей
на мировом рынке пушнины? Будут ли охотничьи хозяйства, ранее "обогащавшиеся
за счёт государства", способны теперь поддерживать высокую продуктивность
охотничьих угодий и охранять их от браконьеров? И, наконец, с учётом всего сказанного,
увеличатся ли поступления в бюджет в результате принятия рассматриваемого законопроекта? В Красную книгу России занесены более 40 видов и подвидов птиц и млекопитающих, относящихся к группам объектов животного мира, упомянутым в законопроекте. Они не отнесены к объектам охоты, в связи с чем законопроект не распространяется на их добычу и, тем более, не легализует её. В то же время, рост правового нигилизма среди охотников, спровоцированный необоснованно высокими сборами, может привести к увеличению незаконной добычи охраняемых животных. 5 марта Совет Государственной Думы назначил Комитет по экологии соисполнителем по данному проекту федерального закона. По-видимому, ожидается доработка проекта уже после принятия его в третьем чтении. Снижение ставок сбора за объекты водных биоресурсов 4 марта Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект "О внесении изменений в статью 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", представленный депутатом В.А. Алкснисом. Законопроектом предлагается снизить размеры ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов на краба-стригуна красного и краба-стригуна ангулятуса по Дальневосточному бассейну с 30000 рублей до 13000 рублей за тонну, и на гренландского тюленя в возрасте до одного года (белёк, хохлуха, серка) - с 350 рублей до 140 рублей за одно млекопитающее. По расчётам Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, ожидается, что снижение ставок сбора за добычу крабов в 2,3 раза позволит увеличить их добычу в 1,8 раза, и это должно привести к росту суммы всех сборов, налогов и платежей в бюджет в 1,27 раза или на 107565,5 тыс. рублей в год. В то же время, как отмечает в пояснительной записке сам основной разработчик законопроекта, ставка сбора по крабам-стригунам в размере 30 тыс. руб. за тонну была установлена на уровне средней цены, сложившейся на аукционах по продаже квот на эти виды крабов в 2003 г. В связи с этим, можно предположить, что не только высокие размеры ставок сбора вызвали снижение объёмов добычи крабов в 2004 г. Ещё более сложной выглядит ситуация со снижением ставок сбора за добычу детёнышей гренландского тюленя. Как отмечает В.А. Алкснис, "в Белом и Баренцевом морях ведётся добыча исключительно белька - детеныша гренландского тюленя". Квоты на добычу гренландского тюленя распределяются Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству. Квоты, выделяемые России, не осваиваются полностью и потому постепенно снижаются. Квота на одну взрослую особь приравнивается к 2,5 особей животных в возрасте до одного года. С этих позиций снижение ставки сбора за добычу одного детёныша до уровня 40 % от ставки сбора за добычу взрослого тюленя выглядит логично. Предполагается, что эта мера позволит "возродить морской зверобойный промысел" и "решить социально-экономические проблемы северных рыболовецких колхозов". Добыча 20 тыс. щенков в рамках квоты России должна обеспечить поступление в бюджеты всех уровней в размере 2800 тыс. рублей. Кроме того, как утверждают разработчики законопроекта, вследствие сокращения морского зверобойного промысла только беломорская популяция гренландского тюленя колеблется в пределах 1,8 млн. животных, в связи с чем регулирование численности морских зверей является необходимым условием стабилизации морских экосистем. С другой стороны, известно негативное отношение в мире к забою тюленьих щенков. Даже если отвлечься от этической стороны дела, трудно надеяться на то, что их добыча решит какие-либо социально-экономические проблемы. Не логичнее ли стимулировать развитие тех видов деятельности, за которые не будет стыдно потомкам работников местных предприятий? Подробнее о проблемах, связанных с забоем бельков, см. на сайтах ЦОДП ( и Международного социально-экологического союза. На заседании Госдумы 4 марта рассмотренный законопроект предложено подготовить ко второму и третьему чтениям в 15-дневный срок. Мы надеемся вернуться к этому вопросу в наших последующих выпусках. Ответственный за выпуск Н. Соболев, Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |