Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№129, август 2005


ПРАВОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВА НА ИСКОННУЮ ЗЕМЛЮ И ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ

В России наиболее серьезной проблемой, создающей угрозу самому существованию коренных народов, является тенденция изменения законодательства. Сегодня этот процесс не остановить, в будущем решение всех вопросов жизни коренных народов в России станет практически невозможным.

В законодательство вносятся изменения, направленные на:

- ликвидацию обязательств государства по защите прав коренных народов, в первую очередь на территории традиционного природопользования;

- ликвидацию всех правовых возможностей передачи земель традиционного проживания в собственность сообществ коренных народов;

- ликвидацию государственного контроля за экологическим состоянием земель проживания коренных народов, а также планируемой и уже ведущейся на них промышленной деятельностью.

Правительством и Государственной Думой готовится правовая база для ликвидации государственной (общественной) собственности на лесной фонд и передачи лесов в частную собственность. Большие лесные территории являются местами традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Однако в новом законодательстве это обстоятельство умышленно игнорируется.

Законотворческий процесс и практика применения существующего законодательства идет в грубейшем противоречии с Конвенцией Международной Организации Труда 169 в части права коренных народов на землю и природные ресурсы. Статьи 13, 14, 15 Конвенции гарантируют коренным народам именно те права, которые отсутствуют в российском законодательстве. Статья 14 признает за коренными народами право собственности на их традиционные территории, предоставляет им право распоряжения ими. Статья 15 гарантирует право коренных народов реально участвовать в решении вопросов использования ресурсов, находящихся на землях их проживания.

В 2001 г. в России принят ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Однако закрепленное право коренных народов на создание территорий традиционного природопользования нарушается Правительством РФ. В связи с принятием этого закона по формальным признакам ликвидированы существовавшие ранее ТТП, а создание ТТП по новому закону не допускается. Ярким примером является ТТП "Тхсаном" (Камчатка), по которой отказ Правительства РФ в воссоздании ТТП, существовавшей многие годы, обжалуется в Европейском суде по правам человека. После принятия закона не создано ни одной ТТП федерального значения. На все обращения об их образовании Правительство ответило отказами. Все судебные дела по жалобам на отказы в образовании ТТП решены в пользу Правительства РФ. В России нет никаких правовых препятствий для создании ТТП кроме открытого нежелания Правительства отдать коренным народам их родные земли.

В настоящее время Государственной Думой РФ рассматриваются проекты Лесного и Водного кодексов РФ. Содержание обоих проектов также подтверждает твердое нежелание Правительства РФ признать за коренным народами право на их традиционные земли и природные ресурсы. Правительство рассматривает эти ценнейшие природные территории как дорогостоящий товар, на который можно найти выгодного покупателя, а проживающие на этих землях люди не имеют для власти никакого значения.

Концепция Лесного кодекса строится на коренной перестройке всех лесных правоотношений. В России существует государственная собственность на лесные земли, запрещена продажа лесных земель. Предлагается ввести частную собственность на леса, сделать их предметом купли и продажи, установить срок аренды до 99 лет, что фактически является скрытой формой продажи. Собственниками лесных земель могут являться не только российские граждане, но и иностранные граждане и компании, лица без гражданства (в США и Канаде законодательно запрещено право собственности на лесные земли иностранных граждан). В Канаде 96% лесов находится в государственной собственности, в США многие годы идет процесс выкупа лесных земель государством у частных владельцев.

Открытое желание Правительства РФ распродать государственный лесной фонд вместе с проживающими на этих землях коренными народами не вызывает никаких сомнений. Государство не только готовит правовую базу для продажи лесов, но и снимает с себя ответственность за судьбу этих народов. Уже в 2004 г. в ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (от 30.04.1999) внесены изменения, которые направлены на ущемление прав коренных народов. Статья 4, возлагавшая на органы власти обязанность по обеспечению прав коренных народов на традиционный образ жизни и предоставлявшая право организациям и гражданам оказывать содействие коренным народам в реализации их прав, 22 августа 2004 г. признана утратившей силу. Это еще одна форма защиты интересов будущих собственников лесных земель. Законодательство больше не обязывает органы власти защищать коренные народы, их территории и образ жизни. Будущие собственники земель, владельцы лесов как имущества не обязаны этого делать, тем более, если земли будут принадлежать иностранным гражданам или лицам без гражданства.

Права потенциальных собственников и арендаторов лесных земель в проекте Лесного кодекса максимально защищены, а лесопользование граждан, в том числе и коренных народов, поставлено в полную зависимость от воли хозяина или арендатора лесных участков. Коренные малочисленные народы находятся в наиболее уязвимом положении, поскольку их жизнь напрямую зависит от лесопользования. Такие виды лесопользования как сенокошение, пастьба скота и одомашненных животных (северных оленей и других), заготовка древесных соков, размещение ульев, пасек, бортничество, сбор мха может осуществляться гражданами только по письменному соглашению с собственником, арендатором или иным владельцем участка. Собственник или арендатор участка может вводить запреты по своему усмотрению на пребывание в лесу для граждан, в том числе и для коренных народов. Обжаловать такой запрет можно только в судебном порядке.

Лесопользование коренных народов имеет целый ряд особенностей, их права подлежат особой защите. Однако в проекте кодекса отсутствуют гарантии их прав. Формально провозглашенное статьей 27 право коренных народов на лесопользование с учетом традиционного образа их жизни фактически перечеркивается статьями 18, 19, 20, 21, 22, 23, поскольку по процедуре предоставления лесных земель коренные народы уравниваются с коммерческими структурами, осуществляющими лесопользование с целью извлечения прибыли.

Редакция статей 18, 22, 26, 27, 28 представляет собой слаженную систему по ограничению права на лесопользование большинства граждан России, включая коренные малочисленные народы.

Российское законодательство в противоречие с положениями 169 Конвенции МОТ вводит запрет на передачу коренным народам в собственность земель их традиционного проживания. Земельный Кодекс РФ, проект Лесного кодекса РФ не содержат никаких гарантий на передачу земель коренным народам. ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 10, п. 5.) содержит прямой запрет на передачу земель в собственность коренным народам. Коренные народы лишены того права, которое Правительство России готово предоставить иностранцам и даже лицам без гражданства.

Ситуация с принятием Лесного кодекса находится в критической стадии. Большинство депутатов поддержали проект в первом чтении, Президент в своем заключении одобрил концепцию проекта. Но судьба проекта еще не решена, большинство регионов против данного проекта. Из 89 субъектов РФ его поддержал только один субъект федерации (по данным Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы РФ). 104 депутата Госдумы направили Президенту обращение о недопустимости принятия данного проекта.

Для защиты права граждан на лесной фонд как общественного достояния и конституционного права на участие в принятии значимых решений членом Московской областной коллегии адвокатов, Почетным адвокатом России О.А. Яковлевой, много лет специализирующейся на защите общественных интересов и прав коренных малочисленных народов России, инициирована общественная кампания правовых действий. Коренные народы занимают в ней ведущую роль. Адвокатом разработаны коллективные обращения, запросы на информацию Президенту РФ, в Государственную Думу РФ, Правительство РФ в связи с рассмотрением проекта нового Лесного кодекса РФ. Собрано около 10000 тысяч подписей граждан России под различными правовыми документами с едиными требованиями: опубликовать проект Лесного кодекса РФ в печати; закрепить в Лесном кодексе РФ статус лесного фонда как общественного, публичного достояния нынешних и будущих поколений российских граждан; исключить земли лесного фонда из гражданского оборота; закрепить преимущественное право представителей и общин коренных малочисленных народов на лесные участки в целях ведения традиционного образа жизни; закрепить в Лесном кодексе РФ механизмы, обеспечивающие создание территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов; организовать всенародное обсуждение проекта Лесного кодекса.

5000 тысяч подписей собрано коренными народами на Алтае, в Кемеровской области, Амурской области и в других регионах. Требования граждан России и наиболее уязвимой части общества коренных народов Правительством РФ, большинством Государственной Думы РФ, Президентом РФ не услышаны. Единственный механизм, остающийся в распоряжении коренных народов - это судебная защита. Адвокатом О.А. Яковлевой инициировано судебное дело по обжалованию неправомерных действий Правительства РФ, отказавшего в опубликовании и всенародном обсуждении проекта нового Лесного кодекса РФ. Большая часть заявителей в суд - это представители коренных народов и их общественные организации. Готовятся судебные дела по обжалованию бездействия и незаконного решения Государственной Думы, направившей на первое слушание проект, вызывающий всенародное возмущение и не поддержанный властями большинства субъектов РФ, получивший отрицательное заключение ведущих научных учреждений Российской Федерации. Проект Лесного кодекса не проходил государственную экологическую экспертизу.

Дело на добровольной основе ведет адвокат О.А. Яковлева и члены некоммерческой организации "Право на жизнь". Широчайшую поддержку оказывают коренные народы всех регионов, куда попадает информация об этом антиконституционном и антинародном проекте. К сожалению, большинство коренных народов даже не подозревает о готовящихся изменениях в законодательстве, которые могут перевернуть их жизнь. Возможности группы из трех-четырех энтузиастов ограничены. В то же время Государственная Дума РФ может принять проект Лесного кодекса, реализация которого неизбежно приведет к негативным последствиям, масштабы которых сейчас невозможно предвидеть.

В настоящее время Государственная Дума пытается переписать проект за Правительство РФ, исправить мелкие промахи, но оставить неизменной антиконституционную концепцию проекта. Эта уловка нарушает законодательство - регламент самой Государственной Думы. Никакое редактирование отдельных статей не изменит ситуацию. Необходимо, чтобы была отвергнута сама концепция проекта - его следует вернуть Правительству на доработку с учетом требований граждан, опубликовать и организовать всенародное обсуждение. Именно поэтому судебный путь защиты права коренных народов на участие в принятии основополагающего для их жизни законодательного акта является наиболее действенным. Мы действуем только правовыми методами. Мы реализуем права, гарантированные нам статьями 29, 24, 33, 32, 69, 72 Конституции России, непосредственно участвовать в управлении делами государства, направлять в органы власти обращения и запросы на информацию. Мы реализуем конституционное право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции - право обжалования решений, действий, бездействия органов власти, нарушающих права граждан.

Обращаемся к Форуму за поддержкой.

Просим оказать содействие всем гражданам России в реализации права на землю и ресурсы своей страны как общественного достояния, права граждан на информацию, права на участие в принятии решений, затрагивающих их основополагающие права.

Просим оказать поддержку беспрецедентной для России правовой акции коренных малочисленных народов по судебной защите своих прав перед высшими органами власти государства.

Надежда Новик,

доклад на сессии ООН по коренным народам, июль 2005 г.


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены