Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№134, ноябрь 2005


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРАВОВЫЕ "ПЕРСПЕКТИВЫ"

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Заключение на проект федерального закона.
  2. Проект ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
  3. Пояснительная записка.

*******

ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Вносимый закон существенно и необоснованно сокращает конституционное право каждого на объединение, самым болезненным образом влияет на правовое положение общественных объединений и некоммерческих организаций, ограничивая свободу их деятельности.

1. В Федеральный закон "Об общественных объединениях" вводится императивная норма, согласно которой деятельность незарегистрированного общественного объединения возможна только после уведомления органа государственной регистрации о создании общественного объединения и начале его деятельности. При этом порядок такого уведомления устанавливается Правительством Российской Федерации.

Тем самым организованная общественная деятельность без регистрации фактически оказывается вне закона, что означает возврат к действовавшему в СССР с 20-х годов запрету деятельности незарегистрированных общественных объединений.

Если статьей 7 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в отношении незарегистрированных религиозных объединений - религиозных групп предусмотрено их право, но не обязанность уведомлять о начале своей деятельности органы местного самоуправления (т.е. деятельность религиозных объединений, не имеющих статуса юридического лица, допускается и без уведомления), то в отношении иных видов общественных объединений законопроектом предлагаются более жесткие требования обязательного предварительного уведомления.

Такое ограничение является нарушением свободы деятельности общественных объединений, гарантированной статьей 30 Конституции РФ.

При этом порядок уведомления, фактически - легализации незарегистрированного общественного объединения устанавливается не федеральным законом, а Правительством РФ.

Таким образом, ограничительное регулирование прав и свобод человека предусматривается на основании не закона, а подзаконного акта, что противоречит статье 55 (части 3) Конституции РФ, статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Нарушается также принцип равенства общественных объединений перед законом (статья 13 Конституции РФ). Общественные объединения, желающие иметь статус юридического лица, регистрируются и могут действовать в порядке, предусмотренном законом. В то же время общественные объединения, не нуждающиеся в приобретении юридического лица, могут начать действовать в порядке, устанавливаемом не законом, а Правительством РФ.

Вытекающий из предлагаемой новеллы запрет деятельности общественных объединений, не подавших уведомления о своем создании и начале деятельности, не соответствует статье 13 (части 4) Конституции РФ, содержащей закрытый перечень общественных объединений, создание и деятельность которых запрещается (цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни).

2. Законопроектом предлагается запретить деятельность представительств и филиалов иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Единственной легальной формой деятельности иностранных НПО объявляются их отделения, регистрируемые только в форме общественной организации (т.е. общественного объединения, основанного на членстве). Отделение иностранного НПО не может быть создано ни в форме общественного фонда, ни в иной организационно-правовой форме.

Таким образом, ограничивается свобода деятельности общественных объединений (статья 30 Конституции РФ). Предлагаемые новации противоречат и статье 55 (части 2) Конституции РФ, согласно которой "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".

3. Законопроект грубо попирает статью 30 Конституции РФ и в части запрета иностранным гражданам и лицам без гражданства (если они не проживают постоянно в РФ) создавать общественные объединения, быть их членами и участниками (а равно учредителями и участниками некоммерческих организаций).

Конституция РФ гарантирует каждому (а не только гражданам РФ) право на объединение. Согласно статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, каждый имеет право на свободу ассоциации с другими.

4. Основаниями отказа в регистрации общественного объединения и некоммерческой организации законопроект предлагает считать любую незаконную деятельность учредителя, в том числе "если действия соответствующего учредителя направлены на осуществление экстремистской деятельности, способствуют легализации денежных средств, полученных противоправным путем".

Такой подход представляется неправовым. Нарушение учредителем какого-либо предписания закона может повлечь для него административную или - для физических лиц - уголовную ответственность, но не может и не должно влечь за собой его поражение в правах, в том числе в праве на объединение. Даже "экстремистские" действия учредителя или признание его виновным в отмывании доходов не может повлечь лишение его права на объединение.

5. Предусмотренное законопроектом право органа, принимающего решение о государственной регистрации общественного объединения и некоммерческой организации (по сути - органа юстиции), в любое время и без каких-либо ограничений и обоснований запрашивать их финансово-хозяйственные документы фактически провоцирует злоупотребления властью и произвол со стороны чиновников.

По сути, это означает тотальный контроль за общественной деятельностью и неприкрытое вмешательство государства в общественные дела.

Действующая редакция статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" устанавливает предоставление общественным объединением по запросу органа государственной регистрации только годовых и квартальных отчетов о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.

Предусмотренный действующим законом объем предоставляемой общественными объединениями государству информации о своей финансовой и хозяйственной деятельности имеет конституционные основания, ограничивая исключительно фискальными целями полномочия государства в части его вмешательства в экономическую деятельность, в вопросы распоряжения негосударственной собственностью (статьи 34, 35 Конституции РФ).

Тотальный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью общественных объединений противоречит основным началам гражданского законодательства, устанавливающего "недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела" (статья 1 Гражданского кодекса РФ).

Предлагаемое расширение полномочий государственных органов тем более недопустимо, что повторное непредоставление общественным объединением по запросу чиновников каких-либо формальных документов влечет, согласно законопроекту, обращение в суд о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

6. Действующая редакция Федерального закона "Об общественных объединениях" и так изрядно ограничивает базовый принцип существования общественных объединений - самоуправление. Наделение органа государственной регистрации правом не только контролировать соответствие деятельности общественного объединения уставным целям, но и следить за правильным расходованием общественными объединениями собственных средств окончательно лишает общественные объединения свойственного им статуса самоуправляемых обществ.

7. Безразмерно широкие, подавляющие гражданскую самостоятельность контрольные полномочия государства в отношении общественных объединений (как уже установленные, так и предлагаемые проектом) полностью распространяются на некоммерческие организации, созданные в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями (одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.

По сути, предлагается новая концепция Федерального закона "О некоммерческих организациях", остающегося до сих пор зоной, свободной от избыточного государственного вмешательства. Вместо заявительной регистрации перечисленных форм некоммерческих организаций (т.е. гражданских некоммерческих организаций) вводится разрешительный порядок их регистрации.

8. Законопроект предусматривает приведение уставов общественных объединений и некоммерческих организаций в соответствие с новыми правилами в течение года со дня вступления его в силу. Объединения и организации, не внесшие указанные изменения и, соответственно, не прошедшие перерегистрацию, подлежат ликвидации.

В свою очередь, общественные объединения, действующие без образования юридического лица на момент вступления закона в силу, обязаны в 6-месячный срок уведомить орган государственной регистрации о своем существовании.

Учитывая, что в Российской Федерации существуют сотни тысяч общественных объединений и некоммерческих организаций, процесс их перерегистрации и ликвидации потребует весьма значительных бюджетных затрат.

В связи с этим содержащееся в пояснительной записке утверждение, что законопроект не предусматривает дополнительных расходов, не соответствует действительности.

Лев Левинсон,
эксперт Института прав человека и Института "Общественная экспертиза"

Источник: http://www.hro.org/docs/expert/2005/10/28.php

*******

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 1

Пункт 4 статьи 8 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 33, ст. 1915; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5503) дополнить предложением следующего содержания: "Создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования некоммерческих организаций, учредителями которых являются иностранные некоммерческие неправительственные объединения, структурных подразделений - отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений не допускаются.".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930; 1997, № 20, ст. 2231; 1998, № 30, ст. 3608; 2002, № 11, ст. 1018; № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711) следующие изменения:

1) в статье 2: в части второй слова "организаций," и слова "или филиалов и представительств -" исключить; дополнить частью следующего содержания: "Под иностранным некоммерческим неправительственным объединением в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства для достижения общественно полезных целей, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.";

2) в статье 3: часть четвертую изложить в следующей редакции: "Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица с уведомлением о своем создании и начале деятельности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации."; дополнить частью следующего содержания: "Структурные подразделения - отделения иностранных некоммерческих неправительственных объединений создаются в организационно-правовой форме общественной организации и подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.";

3) часть вторую статьи 19 после слов "лица без гражданства" дополнить словами ", постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации,";

4) в статье 21 части одиннадцатую - четырнадцатую изложить в следующей редакции:

"Решение о государственной регистрации структурного подразделения - отделения иностранного некоммерческого неправительственного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.

Указанное решение принимается на основании документов, представленных в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных руководящим органом иностранного некоммерческого неправительственного объединения, а также на основании копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранного некоммерческого неправительственного объединения.

Документы иностранного некоммерческого неправительственного объединения представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и должны быть нотариально заверены.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи об общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц.

За государственную регистрацию общественного объединения, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.";

5) в статье 23 части вторую - четвертую изложить в следующей редакции:

"В государственной регистрации общественного объединения, в том числе структурного подразделения - отделения иностранного некоммерческого неправительственного объединения, также может быть отказано в случае, если цели, задачи и формы деятельности учредителя общественного объединения, учредителя иностранного некоммерческого неправительственного объединения противоречат Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, если действия соответствующего учредителя направлены на осуществление экстремистской деятельности, способствуют легализации денежных средств, полученных противоправным путем.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителям сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения. Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в суд.";

6) абзац первый части второй статьи 27 изложить в следующей редакции:

"Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом и уведомившее в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган о своем создании и начале деятельности, имеет право:";

7) в статье 29:

абзац пятый части первой после слов "должностных лиц общественного объединения," дополнить словами "финансово-хозяйственные документы,"; часть третью изложить в следующей редакции: "Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.";

8) части вторую - четвертую статьи 38 изложить в следующей редакции:

"Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности, в том числе по расходованию средств, уставным целям. Указанный орган вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их финансово-хозяйственные и распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции; в случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока их устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в судебном порядке. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.";

9) в статье 44:

часть первую дополнить абзацем следующего содержания: "неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его соответствующим территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения."; части вторую и третью изложить в следующей редакции: "Структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения, а также структурные подразделения - отделения иностранного некоммерческого неправительственного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения или иностранного некоммерческого неправительственного объединения. Заявление о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации. Заявление о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.";

10) в части четвертой статьи 47 слова "Организации, отделения или филиалы и представительства" заменить словом "Отделения".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 1998, № 48, ст. 5849; 2002, № 12, ст. 1093; № 52, ст. 5141) следующие изменения:

1) дополнить статьей 131 следующего содержания: "Статья 131. Государственная регистрация некоммерческих организаций 1. Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, созданных в определенной форме.

2. Решение о государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями (одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления (далее - некоммерческая организация, созданная в определенной форме), при ее создании, реорганизации и ликвидации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации, или его территориальным органом (далее - уполномоченный орган).

3. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, созданных в определенной форме, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации. Перечень и формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации.

4. Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, представляются в уполномоченный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

5. Для государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, в уполномоченный орган подаются следующие документы: заявление, подписанное уполномоченными лицами некоммерческой организации, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов; учредительные документы в трех экземплярах; решение о создании некоммерческой организации и утверждении учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах; сведения об учредителях в двух экземплярах; документ об уплате государственной пошлины; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией; при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, - документы, подтверждающие правомочия на их использование; выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.

6. Документы иностранных юридических лиц представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и должны быть нотариально заверены.

7. Уполномоченный орган при отсутствии установленных статьей 23 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, не позднее чем через месяц со дня подачи необходимых документов принимает решение о государственной регистрации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в уполномоченный орган. Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации, созданной в определенной форме, выдает уполномоченным лицам (далее - заявители) документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

8. За государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.";

2) в статье 15: пункт 1 после слова "граждане" дополнить словами ", достигшие 18 лет, если иное не установлено федеральным законом,"; дополнить пунктом I1 следующего содержания: "1 . Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации, наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями (участниками) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.";

3) в статье 17: в пункте 1 слова "общественную организацию (объединение)" исключить; в пункте 3 слова "в общественную организацию (объединение) либо" исключить;

4) статью 23 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания: "3. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, созданной в определенной форме, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации, созданной в определенной форме.

4. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации."; 5) дополнить статьей 23' следующего содержания: "Статья 23 \ Основания для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме

1. В государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, может быть отказано по следующим основаниям: если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам; если представлен неполный перечень определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов либо эти документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган; если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с тем же наименованием; если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация; если название некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства - учредителя (участника) некоммерческой организации принято решение о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации; если цели, задачи и формы деятельности учредителя некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам; если действия учредителя некоммерческой организации направлены на осуществление экстремистской деятельности, способствуют легализации денежных средств, полученных противоправным путем.

2. В случае отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, заявителям сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации соответствующей некоммерческой организации.

3. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, может быть обжалован в суд. Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов на регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Рассмотрение повторного заявления о государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.";

6) статью 32 дополнить пунктами 3-8 следующего содержания: "3. Некоммерческая организация, созданная в определенной форме, обязана ежегодно, не позднее 1 марта представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о реализации целей и задач, предусмотренных учредительными документами, с указанием персонального состава руководящих органов и подтверждением соответствия учредительным документам расходования средств. Формы таких документов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции.

4. Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации, созданной в определенной форме, в том числе по расходованию средств, ее уставным целям и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации, созданной в определенной форме, уполномоченный орган вправе: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их финансово-хозяйственные и распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации ее уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции; в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих уставным целям, вынести в ее адрес письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и срока их устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное в адрес некоммерческой организации, может быть обжаловано в суд.

5. Некоммерческие организации, созданные в определенной форме, обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются Правительством Российской Федерации.

6. Изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

7. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией, созданной в определенной форме, в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

8. Надзор и контроль за выполнением некоммерческой организацией существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.";

7) статью 33 изложить в следующей редакции: "Статья 33. Ответственность некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального закона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основаниями для ликвидации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, или запрета ее деятельности по решению суда являются: осуществление экстремистской деятельности, действий, способствующих легализации денежных средств, полученных противоправным путем; нарушение прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Заявление о ликвидации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, вносится уполномоченным органом или прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ).".

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона контроль за деятельностью некоммерческих организаций, созданных в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями (одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления и зарегистрированных до вступления в силу настоящего Федерального закона, государственная регистрация изменений их учредительных документов, ликвидация таких некоммерческих организаций осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Передача федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", территориальным органам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации, сведений о некоммерческих организациях, созданных в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями (одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления и зарегистрированных до вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Учредительные документы общественных объединений, в том числе структурных подразделений - отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также некоммерческих организаций, созданных в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями (одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления и зарегистрированных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее чем через один год со дня вступления его в силу. Невыполнение указанного требования является основанием для принятия судом решения о ликвидации таких юридических лиц на основании заявления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации, или его территориального органа.

5. Структурные подразделения - филиалы и представительства - иностранных некоммерческих неправительственных объединений, правовое положение которых не приведено в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат закрытию.

6. Уполномоченное лицо общественного объединения, созданного до вступления в силу настоящего Федерального закона и не являющегося юридическим лицом, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, или его территориальный орган о своем создании и деятельности.

Президент Российской Федерации

*******

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" вызвана необходимостью комплексной корректировки подходов к правовому регулированию порядка государственной регистрации некоммерческих организаций (за исключением организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и органы местного самоуправления) в связи с отсутствием в законодательстве о некоммерческих организациях механизма контроля за их деятельностью.

Установление единого механизма контроля за соответствием деятельности таких некоммерческих организаций законодательству и декларируемым целям направлено на обеспечение стабильности гражданского общества и равенства всех субъектов права, действующих для достижения общественно-полезных целей и благ.

1. Наиболее существенные изменения вносятся в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (статья 3 законопроекта). В соответствующих положениях реализована идея введения специального порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, созданных в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями (единственным учредителем, одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления (далее - некоммерческой организации, созданная в определенной форме).

Такой порядок предусматривает:

принятие решения о государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, территориальными органами Федеральной регистрационной службы, имеющей соответствующий опыт в сфере государственной регистрации общественных объединений; внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченным в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органом (Федеральной налоговой службой, ее территориальными органами).

В связи с этим в законопроект включены специальные нормы, предусматривающие отказ в государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, по расширенным основаниям, что позволит обеспечить создание организаций, действительно преследующих достижение общественно-полезных целей и благ.

Введение специального порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, созданных в определенной форме, обуславливает предусмотренные законопроектом нормы, касающиеся контроля за соответствием деятельности таких организаций их уставным целям и ответственности за нарушение ими законодательства, что также обеспечит равенство ответственности всех субъектов, действующих для достижения общественно-полезных целей и благ.

В законопроекте также уточняются нормы, касающиеся требований к учредителям некоммерческих организаций. В частности, предусматривается, что учредителями некоммерческой организации могут являться физические лица, достигшие 18 лет, то есть возраста, с которого гражданин своими действиями способен в полном объеме приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

2. Применение на практике норм Федерального закона "Об общественных объединениях" выявило необходимость совершенствования механизма контроля за деятельностью общественных объединений.

Законопроектом предлагается предусмотреть срок для устранения общественными объединениями выявленных Федеральной регистрационной службой (ее территориальными органами) нарушений законодательства.

В законопроекте уточняются нормы, касающиеся оснований для отказа в государственной регистрации общественных объединений и их ликвидации. Так, устанавливается возможность ликвидации структурного подразделения общественного объединения в связи с ликвидацией самого общественного объединения. Законопроектом также предложено включить в Федеральный закон "Об общественных объединениях" положения об уведомительном учете общественных объединений, действующих без приобретения статуса юридического лица. Порядок такого уведомительного учета должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Введение учета общественных объединений, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, не направлено на ограничение их прав, а является способом обеспечения стабильного развития гражданского общества и равенства ответственности всех субъектов, действующих для достижения общественно-полезных целей и благ.

3. Законопроектом установлены переходные положения (статья 4), которыми не предусмотрена перерегистрация организаций, созданных и зарегистрированных до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (до 01.01.2006), но вводятся нормы, направленные на реализацию статей 1 и 2 этого Федерального закона. Так, со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" к некоммерческой организации, созданной в определенной форме, применяются нормы, касающиеся контроля за ее деятельностью, субъекты права, на которые распространяются положения этого Федерального закона, должны в течение года привести свои учредительные документы в соответствие с ним.

4. Законопроектом не предусматриваются расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены