Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

2001, №37


О СТРАТЕГИИ И ТАКТИКЕ РОССИЙСКИХ ЗЕЛЕНЫХ НА 2001 – 2003 гг.
(“Ноябрьские тезисы”) *

А.В. Яблоков

Центр экологической политики России

Для определения стратегии и тактики зеленого движения нужен анализ наших успехов и неудач за последние годы. Временные рамки анализа определены исходя из политических реалий России: по-моему, возможность существенного изменения реализуемых сейчас тенденции политического развития России возможна не ранее, чем через три – четыре года.

1. Зеленые – ведущая часть гражданского общества

Мы не смирились, когда Президент в мае 2000 г. упразднил природоохранное и лесное ведомства, и стали готовить экологический референдум. Нам не дали его провести, но все вдруг обнаружили, что у зеленых есть поддержка общества. Мы показали свою силу и заставили Путина лицемерить, говоря что он восхищается экологами, и подумывает, не заняться ли экологией после конца своих президентских полномочий.

Потом был успех подготовки проекта Экологической доктрины, когда зеленые НПО показали, что и в отношении серого вещества, и в организационном плане они сильнее, чем правительственные бюрократы.

Напомню о традиционном сильном влиянии зеленых в молодежном движении. Ощутимо влияние зеленых и в женском движении. В самые последние годы влияние зеленых распространяется и на правозащитное движение.

За последние 7-8 лет прошел процесс профессионализации зеленого неправительственного сектора. Наконец то мы перестаем делать все сами, и чаще и чаще привлекаем профессионалов: экономистов, юристов, военных, космонавтов, инженеров, социологов, журналистов. Точнее сказать – делаем всех этих специалистов нашими товарищами – зелеными.

В результате в ряде регионов России возникли авторитетные зеленые организации, с которыми считается власть не потому, что мы можем возглавлять уличные демонстрации (как это было 14-16 лет назад), а потому, что мы часто лучше, чем чиновники пишем документы, находим конструктивные решения экологических проблем, и хорошо видим просчеты чиновников. К нам все чаще тянутся, откликаясь на наши приглашения, представители властных структур потому, что они разглядели в нас полезных партнеров, дружить с которыми выгодно. В качестве примера назову только три подобные организации: ИНЭКА в Новокузнецке (Е. Перфильева), “Байкальская волна” в Иркутске (М. Рихванова), “Зеленый комитет” в Оренбурге (В. Домбровский).

Активно и конструктивно откликнулись многие министерства и ведомства на инициативу Круглого стола общественных экологических организаций о подготовке и проведении 4-5 июня 2002 г. Всероссийской конференции по экологической безопасности.

Российское зеленое движение имеет разные оттенки – от темно-зеленого , почти черного (анархического) у “Хранителей радуги”, до светло-салатного у Фонда Вернадского. Мое сердце бьется в унисон с “Хранителями”, но должен сказать, что некоторые экологические издания Фонда Вернадского крайне полезны и вызывают уважение. А кое-где даже дружно поносимые всеми зелеными “кедрачи” успешно собирали подписи за проведение экологического референдума. Мы – разные, и хорошо, что нас в зеленом движении много.

2. Неудачи зеленых

Мы отступили и проиграли в борьбе за власть: проморгали не только самостоятельные природоохранные федеральные органы, но и природоохранную прокуратуру и Комитет по экологии в Госдуме, который превратился в Комитет по анти-экологии.

Мы попали под прицельный огонь ФСБ. Силовые структуры нас преследуют под надуманными причинами – за выдуманное ими “раскрытие” государственных тайн и шпионскую деятельность. И хотя мы (благодаря таким адвокатам свободы как Ю.М. Шмидт, и таким закаленным бойцам как А. Никитин) порой выигрываем в Верховном суде дела даже против Минобороны, здесь мы явно в глухой обороне, а не в наступлении.

Мы проиграли в самом горячем экологическом деле последних трех лет – ввозе отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Шелест зеленых бумажек оказался для депутатов весомее и голоса совести, и страха перед избирателями. Всей нашей силы хватило лишь на то, что Президент, подписывая законы, создал (кажется, впервые в российской законодательной практике) специальную структуру, призванную наблюдать за его выполнением (комиссию Алферова).

Мы не так сильно, как того заслуживает, бьем по грязным рукам и лживым языкам, выливающим на нас потоки небылиц в средствах массовой информации.

Мы опасно проигрываем в области экологического образования.

Мы оказывается унизительно бессильными, когда на наших глазах принимаются противоправные решения вроде возобновления строительства Ростовской АЭС, или без всяких экспертиз и даже утвержденных проектов начинаются стройки вроде кольцевой дороги в Санкт-Петербурге, или железной дороги на Дальнем Востоке.

3. Как действовать?

Поскольку федеральная власть старается уничтожить самостоятельное зеленое движение, и уж, во всяком случае, загнать нас подальше, то настало время воспользоваться ценным опытом советских диссидентов 60-70-х гг., которые успешно выстояли даже в борьбе с грозным КГБ. Они сделали это, найдя три принципа поведения. Похоже, эти принципы могут пригодиться нам в ближайшие годы (дальше – посмотрим, как повернутся дела). Вот эти принципы: “НЕ ВЕРЬ, НЕ БОЙСЯ, НЕ ПРОСИ”.

В 1989 г. нами был выдвинут лозунг, быстро ставший массовым, и остающийся актуальным сейчас: “ПРЕВРАТИМ ПОТОК ЖАЛОБ В ПОТОК СУДЕБНЫХ ИСКОВ”.

В 1996 г. мы выдвинули лозунг: “РЕФЕРЕНДУМ – ОРУЖИЕ ЭКОЛОГОВ”.Поправки в закон о референдуме, которые Президент недавно направил в Думу, сделают этот лозунг неактуальным: если они будут приняты, то проводить референдумы станет практически невозможно.

Сегодня настало время нового лозунга: “ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН – ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ЗЕЛЕНЫХ”. Напомню эти права:

  • право на здоровую окружающую среду;
  • право на получение, распространение и анализ экологической информации;
  • право на компенсацию всякого ущерба, нанесенного экологическим правонарушением;
  • право на участие (в том числе – непосредственное) в принятии решений, касающихся состояния среды;
  • право на защиту общественных интересов в области охраны среды.

Важнейшее стратегическое направление действий зеленых – поиск союзников и попутчиков. Мы станем много сильнее, если по конкретным направлениям будем действовать не в одиночку. Если “Зеленый крест” проводит компанию “Радлег” (Радиационного наследства) и публикует важную информацию о прошлых секретных загрязнениях – он наш союзник в изнурительной драке за экологическую информацию.

Конечно, не надо брататься с только декларирующим направо и налево идеи зеленого движения “Кедром”. Но надо понимать, что нужный нам широкий альянс – это не только закрытая от других тусовка милых моему сердцу ГРИНПИСа и ВВФ с СоЭСом, но и Круглый стол общественных экологических организаций с ВООП, “Российским Зеленым крестом”, Российским экологическим движением (“РЭД-зеленые”), “Российским экологическим конгрессом”, многочисленными микро-партиями “зеленых” и десятками других экологических или полу-экологических организаций – участников.

Уверен, что идея и практика Круглого стола общественных экологических организаций, успешно реализуемая вот уже более трех лет в Москве, может и должна сработать и по всей стране, укрепив экологическое движение в целом. Кстати, я не вижу непреодолимых противоречий в сосуществовании и закрытой узкой команды единомышленников (семибратщина Форума “За природу”), и безбрежно-широкого тактического объединения Круглого стола. Консенсусные по положению решения Круглого стола могут быть порой не менее важными для зеленого движения, чем жесткие мозговые штурмы семибратщины.

Конечно, на практике компромисс не безбрежен. Трудно говорить о компромиссе с Экологическим форумом созданном Минатомом, первой (и кажется, единственной) акцией которого стало требование запрета на экологические референдумы. Не по пути зеленым и с так называемым Экологическим молодежным движением из Дубны, которое на первом же своем собрании поддержало идею ввоза ОЯТ.

Нерешенный и больной вопрос о политическом объединении зеленых. Провал многих попыток создать заметную на российском политическом горизонте партию зеленых никак не должен отвратить нас от борьбы за власть. Но вот как за эту власть бороться? Создавать ли партию зеленых или беспартийно давить на все властные структуры?

Успех в этой борьбе придет к нам только тогда, когда мы получим достаточно мощную поддержку в обществе. Такую поддержку мы получим, если сможем доходчиво объяснить людям две позиции:

  1. Тесную связь здоровья каждого человека и всего общества со здоровьем окружающей среды.
  2. Реальную возможность эффективного и неистощительного использования природных ресурсов России на благо каждого, а не для обогащения “государства” (как в советское время), или немногих (как сейчас).

И не надо забывать о прозе жизни: и для партийного строительства, и для независимого беспартийного существования зеленым важно научится зарабатывать деньги.

4. Итог

В заключение краткого анализа, рассчитанного не на изложение истин, а на представление материала для дискуссии, сформулирую возможный алгоритм поведения зеленых на ближайшие три-четыре года:

  • АЛЬЯНС СО ВСЕМИ, КТО ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ЭКОЛОГИЕЙ;
  • СВЯЗЬ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СО ЗДОРОВЬЕМ СРЕДЫ;
  • ЗАЩИТА (в том числе – судебная) ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН;
  • ТРИ “НЕ” В ОТНОШЕНИЯХ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ (не верь – не бойся – не проси);
  • ШИРОКИЙ СПЕКТР ДЕЙСТВИЙ – ОТ АКЦИЙ ДО КОНЦЕПЦИЙ.

* По материалам выступления на неформальной встрече представителей экологических организаций – участников Гражданского форума в Дарвинском музее 20 ноября 2001 г.


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями разрешается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены