Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№46, март 2002.


ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

15-17 марта 2002 г. в Санкт-Петербурге прошла очередная, Восьмая российская конференция по правовой защите общественных экологических интересов. В Конференции приняли участие юристы, экологические активисты, представители коренных малочисленных народов из 18 регионов России (как из Европейской части страны, так и с Урала, из Сибири, Дальнего Востока).

В первые два дня обсуждались вопросы участия общественности в сохранении и защите лесных и морских ресурсов. С докладами и сообщениями по лесным проблемам выступили И.Богдан (Хабаровск), И.Бондаренко (Петрозаводск), И.Бабанин и А.Карпов (Санкт-Петербург) и др.; по проблемам морей – А.Щукин и А.Сутягин (Санкт-Петербург), Р.Гусева (Калининград), И.Марков (Магадан), Д.Тарасевич (Южно-Сахалинск), В.Эльчапаров (Петропавловск-Камчатский), А.Веселов (Уфа), Ю.Майнич (Новороссийск), В.Лагутов (Новочеркасск), В.Горохов, В.Мищенко, А.Хараш (Москва). В дискуссиях и работе малых групп приняли участие почти все приглашенные.

По материалам правовой защиты лесов готовится специальное издание “Бюллетеня правовой практики по защите общественных экологических интересов”, которое будет бесплатно распространяться среди общественности Институтом “Экоюрис”. Резолюция о защите российских морей от нефтегазовой экспансии предлагается Вашему вниманию ниже.

Третий день Конференции был посвящен обсуждению материалов к Докладу Уполномоченного по правам человека РФ о нарушениях экологических прав граждан, подготовленных общественностью под эгидой Центра экологической политики России при активном участии Сети российских юристов-экологов” и Института “Экоюрис”. В числе выступавших были А.Никитин (Санкт-Петербург), В.Байраченко и А.Дудникова (Москва), А.Ильина (Челябинск).

Один из основных вопросов, поднятых на обсуждении, – о незаконных преследованиях и арестах экологов-правозащитников в России (этой проблеме посвящена отдельная глава материалов для Доклада Уполномоченного). На заседании выступил Ю.Майнич (Новороссийск) – представитель участника Сети российских юристов-экологов М.Константиниди, неправомерно осужденного за активную природоохранную деятельность (а именно – за борьбу с незаконной деятельностью Каспийского трубопроводного консорциума). Было зачитано письмо-обращение М.Константиниди к участникам Конференции, написанное им в тюрьме, и принята резолюция в его поддержку (см. ниже).

В рамках Конференции состоялось рабочее заседание Сети российских юристов-экологов, защищающих общественные интересы, на котором в Сеть были приняты четверо новых участников (из Калининграда, Липецка, Петропавловска-Камчатского и Южно-Сахалинска).

[По материалам Института “Экоюрис”]

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

Восьмой российской конференции по правовой защите
общественных экологических интересов

“Нефтегазовое развитие и сохранение морской среды: участие общественности”

17 марта 2002 г.,
г. Санкт-Петербург

В работе конференции приняли участие 52 человека – экологи, представители коренных малочисленных народов, юристы, защищающие общественные экологические интересы, – из 18 субъектов Российской Федерации, в т. ч. из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Новороссийска, Магадана, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Хабаровска.

Заслушав и обсудив сообщения представителей морских регионов России участники конференции с тревогой констатируют, что экологическая обстановка в этих регионах резко ухудшилась.

Руководство страны продолжает идти по пути “сырьевого” развития и рассматривает Россию как сырьевой, в первую очередь нефтегазовый, придаток стран Запада.

В ближайшие годы планируется перенести центр тяжести транспортировки поставок нефти и газа на морские акватории.

Вступили в действие:

  • проект поставок нефти Каспийским трубопроводным консорциумом по Черному морю (67 млн. тонн нефти в год);
  • проект поставок нефти по Балтийской трубопроводной системе по Балтийскому морю (до 24 млн. тонн нефти в год);
  • проект добычи и поставок нефти по проекту “Сахалин-2” по Охотскому морю (до 10 млн. тонн нефти в год);
  • проект транспортировки нефти по Карскому и Баренцовому морям (20 млн. тонн нефти в год).
  • транспортный коридор Волга – Дон - Азовское море;

В стадии реализации находятся проекты:

  • “Сахалин-1” по добыче и транспортировке по Охотскому морю 12 млн. тонн нефти в год;
  • добыча и транспортировка нефти по Каспийскому морю компанией “Лукойл”;
  • добыча и транспортировка нефти по Балтийскому морю из Калининградской области.

В стадии оценки воздействия на окружающую среду находятся проекты:

  • два участка западно-камчатского шельфа Охотского моря (Камчатка-1) и шельфа юго-западной части Берингова моря (Хатырский участок)

К сожалению, большинство из указанных проектов реализуются с нарушениями природоохранного законодательства РФ.

Так, ни по одному из указанных проектов не проводится экологическая экспертиза танкерных перевозок нефти во внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, как это предусмотрено российским законодательством.

Российские и зарубежные нефтегазовые компании игнорируют требования “Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду”, особенно в вопросе участия общественности в этом процессе.

Проекты правовых актов России и субъектов Российской Федерации, материалов обоснования лицензий не проходят государственную экологическую экспертизу.

Отсутствует механизм обеспечения финансового (экологического) страхования экологических рисков.

Фактически отсутствует техническая база и система аварийно-спасательных формирований по ликвидации последствий аварий с нефтью, а существующая сегодня является декларативной.

Участники конференции отмечают, что в “морском” законодательстве РФ отсутствует ряд законов и иных нормативных правовых актов, которые позволят существенно усилить экологическую безопасность деятельности нефтегазовых компаний в море и в первую очередь таких как

  • Федеральной закон “О загрязнении моря нефтью”;
  • “Береговой кодекс Российской Федерации”;
  • Федеральный закон “О трубопроводном транспорте”;
  • Федеральный закон “Об обеспечении устойчивого развития речных и морских бассейнов Российской Федерации”.

Участники Конференции считают необходимым:

1. Поддержать инициативу Госкомрыболовства РФ направленную на изменение действующих федеральных законов в части охраны водных биологических ресурсов в связи с разведкой, добычей и транспортировкой нефти и газа.

2. Предложить Министерству природных ресурсов РФ:

- прекратить порочную практику реализации проектов разведки, добычи и транспортировки нефти и газа в Охотском, Беринговом, Каспийском, Балтийском, Чёрном, Азовском и других морях РФ без обязательной экологической и экономической экспертиз с проведением ОВОС;

- разработать схемы комплексного использования и охраны ресурсов и прибрежной полосы для морей Российской Федерации.

3. Обратиться в Правительство России с предложением принять постановления Правительства РФ “Об особо охраняемых водных объектах”, “О зонах охраны морских млекопитающих” и “О водно-болотных угодьях международного значения ценных главным образом как местообитаний птиц”.

4. Предложить Управлению Государственного Морского Регистра Министерства транспорта РФ, Министерству природных ресурсов РФ обратиться через Правительство РФ в Международную Морскую Организацию (IMO) для придания статуса “особо чувствительных зон (районов)” по Конвенции МАРПОЛ 73/78 районам Баренцева и Охотского морей.

5. Учитывая, что большинство проектов разведки, добычи и транспортировки нефти и газа представляют опасность для сопредельных государств обратиться к общественным экологическим организациям этих стран с предложением о координации своей работы. Провести совместную оценку экологических рисков нефтегазовых разработок в море.

6. Продолжить работу по содействию сопровождению в законодательных и исполнительных органах власти Федеральных законов “О загрязнении моря нефтью”, “О трубопроводном транспорте”, “Об обеспечении устойчивого развития речных и морских бассейнов Российской Федерации”, “Берегового кодекса Российской Федерации” с обращением по вопросу указанных законопроектов в Государственную Думу и Правительство РФ.

7. Госкомрыболовству РФ закрепить за участками Хатырский (Берингово море), Облуковинский и Колпаковский (Охотское море) статус высшей рыбохозяйственной категории и обеспечить доступ общественных организаций к официальным, утвержденным данным о фоном состоянии акваторий Берингова и Охотского морей.

Просить Оргкомитет Конференции направить в перечисленные органы государственной власти и управления и общественные организации письма по указанным вопросам.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

Восьмой российской конференции по правовой защите
общественных экологических интересов

“О поддержке незаконно осужденного
участника сети российских юристов-экологов М.М.Константиниди”

17 марта 2002 г.
г. Санкт-Петербург

Участники Конференции отмечают тревожную тенденцию роста числа преследований общественных экологических деятелей России со стороны органов государственной власти.

Наиболее ярким примером является осуждение общественного экологического защитника из г. Новороссийска Михаила Михайловича Константиниди. Органы дознания, прокуратура и суд с явным нарушением законодательства инкриминировали М.М. Константиниди мошенничество.

Правозащитник М.М. Константиниди вел и выиграл судебный процесс по запрещению строительства с нарушением природоохранного законодательства объектов Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Южной Озерейке. Именно это послужило толчком для его уголовного преследования.

Участники конференции призывают:

  • Генеральную прокуратуру РФ и Верховный Суд РФ рассмотреть в порядке надзора уголовное дело М.М. Константиниди и принять меры по объективному пересмотру обстоятельств этого дела;
  • российские, зарубежные и международные общественные правозащитные и экологические организации провести акции поддержки М.М. Константиниди, организовать кампанию массовых протестов против преследования экологических активистов в России, организовать информационную кампанию в российских и зарубежных средствах массовой информации в защиту участника Сети российских юристов-экологов М.М. Константиниди в виду высокой общественной значимости его дела;
  • Институт “Экоюрис” и Сеть российских юристов-экологов, защищающих общественные интересы, продолжить оказание правовой и организационной помощи общественным организациям г.Новороссийска в решении вопросов, связанных с деятельностью КТК, которыми он занимался.

Принято единогласно.

Председательствующий:
Президент Института эколого-правовых проблем “Экоюрис”,
кандидат юридических наук Вера Леонидовна Мищенко


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями разрешается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены