Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№52, октябрь 2003.


В этом выпуске бюллетеня публикуются два взаимодополняющих документа: краткий комментарий и сравнительный анализ двух новых законопроектов “Об особо охраняемых природных территориях”.

Один из них разработан Комиссией по разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (этот проект опубликован в 51 выпуске бюллетеня).

Второй законопроект подготовлен специалистами по заповедному делу и представителями общественных организаций и внесен в Государственную Думу депутатами В.А.Грачевым, Р.С.Бакиевым, А.Н.Грешневиковым, В.В.Оленьевым.

Тексты обоих законопроектов доступны в интернете по адресу: http://reserves.biodiversity.ru/law-new.html

| вверх |

Краткий комментарий к законопроектам
“О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон
“Об особо охраняемых природных территориях””

В настоящее время в Комитете по экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации идет доработка проекта Федерального закона №271598-3 “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях””, внесенного депутатами Государственной Думы В.А.Грачевым, Р.С.Бакиевым, А.Н.Грешневиковым, В.В.Оленьевым в декабре 2002 г. Проект был разослан в субъекты Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации, и в настоящее время на него продолжают поступать отзывы и предложения (к настоящему времени поступило уже около 100 отзывов).

Проект был подготовлен при участии ведущих специалистов в области особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в том числе из различных регионов России, а также представителей общественных организаций. Законопроект основан на концепции развития системы ООПТ в России, развития федеративных отношений в данной сфере, преемственности развития законодательства, учета норм действующих нормативных правовых актов и реализации положений Экологической доктрины Российской Федерации. Действующий Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” является одним из наиболее юридически грамотных, действенных и проверенных практикой законов в рамках экологического законодательства России. Внесение в данный закон поправок и изменений, не меняющих в целом концепции и редакции закона, связано с необходимостью учета новых реалий практики и приведением его в соответствие с нормами законодательства, принятого после 2000 г. Основные положения проекта включают:

  • разграничение предметов ведения и полномочий в части установления категорий ООПТ, в сфере управления и контроля в области организации и функционирования ООПТ;
  • уточнение правового режима охранных зон ООПТ и процедуры резервирования земель для последующего создания ООПТ;
  • обеспечение инструментов финансирования государственных природных заповедников и национальных парков за счет внебюджетных источников и снижения нагрузки на федеральный и региональные бюджеты;
  • порядок включения ООПТ в международную систему биосферных резерватов и объектов Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО;
  • установление порядка изменения границ ООПТ;
  • установление порядка деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков;
  • приведение в соответствие с нормами Водного и Земельного кодексов;

Таким образом, законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы, направлен на совершенствование правовой базы ООПТ в соответствии с требованиями практики и действующего законодательства. Проект призван уточнить действующие нормы и решить коллизионные вопросы, накопившиеся в сфере управления ООПТ с 1995 г.

Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы, был в установленном порядке направлен для получения заключения Правительства. Правительство разослало его по министерствам и ведомствам. Позже, в марте 2003 г., Правительство России направило на рассмотрение в Министерство природных ресурсов проект новой редакции Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях” (проект закона подготовлен по результатам работы Комиссии при президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления под руководством Д. Козака). Этот законопроект поддерживается Миэкономразвития и Мингосимуществом. Данный законопроект содержит следующие основные положения:

  1. Новая редакция ликвидирует основополагающий принцип развития системы ООПТ в федеративном государстве – многоуровневость ООПТ (федеральные, региональные и местные). Таким образом, законопроект нарушает конституционные основы федеративного устройства России в части предметов совместного ведения и признания множественности форм собственности на природные ресурсы, в частности, собственности субъектов федерации. Законопроект ущемляет права субъектов Российской Федерации в части реализации их полномочий по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ) в сфере природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и особо охраняемых природных территорий.
  2. Новая редакция устанавливает исчерпывающий список категорий ООПТ и лишает органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления права создавать ООПТ иных категорий. В результате девальвируется основная идея формирования систем охраняемых территорий и право субъектов федерации на развитие своего законодательства в данной сфере. Необоснованно прекращается позитивная практика последних десяти лет по формированию региональных систем ООПТ различных категорий, в том числе в Республике Саха, Республике Алтай, Читинской области и многих других регионах России. Фактически перечеркивается позитивная практика создания ООПТ на уровне муниципальных образований (Ульяновская область, Камчатская область и др.).
  3. Новая редакция построена на пересмотре всей сложившейся за последние 10 лет системы федерального и регионального законодательства (включая очень большой по объему массив подзаконных актов) об ООПТ и в иных отраслях (на основе действующего закона об ООПТ построены новые Земельный кодекс, КоАП, ФЗ “Об охране окружающей среды” и др.). В законопроекте фактически отсутствует преемственность, и он игнорирует нормы действующего законодательства. Принятие законопроекта потребует огромной работы по отмене, пересмотру и изменению всех существующих нормативных правовых актов федерального уровня и фактической отмены большей части регионального законодательства (большинство субъектов Российской Федерации имеют свои законы и иные нормативные правовые акты об ООПТ, созданные на основе Конституции и действующего закона об ООПТ).
  4. Новая редакция предполагает фактически передать все существующие ООПТ в ведение федерации и впредь создавать преимущественно федеральные ООПТ решением федеральных органов государственной власти. Субъектам федерации и муниципальным образованиям оставлена возможность создавать только памятники природы, ботанические сады и дендрологические парки. Это означает ликвидацию значительной части всех (около 15000) существующих в настоящее время ООПТ регионального значения, и, прежде всего, таких наиболее значимых для выполнения международных обязательств России по сохранению биоразнообразия и обеспечения экологической безопасности страны региональных категорий ООПТ, как природные парки и государственные природные заказники. Следует также отметить, что в настоящее время целый ряд ООПТ регионального значения являются объектами Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Принятие законопроекта повлечет за собой необходимость пересмотра режима охраны этих участков, которые находятся под защитой международного права.
  5. Новая редакция ликвидирует такую отдельную категорию ООПТ как природные парки (важнейшая категория ООПТ регионального значения). Тем самым перечеркивается огромная работа последних семи лет по развитию сети природных парков, проделанная в Камчатской области, Республике Саха, Республике Алтай, Республике Адыгея, Приморском крае, Волгоградской области, Ханты-Мансийского округа, Омской области, города Москвы, Свердловской области, Сахалинской области, Удмуртской Республики, Республики Калмыкия, Республики Башкортостан.
  6. Новая редакция предусматривает финансирование государственных природных заповедников и национальных парков только за счет средств федерального бюджета, тем самым разрушая стабильное существование этой уникальной системы, признанной во всем мире, лишая ее сложившихся законных источников дополнительного финансирования (30-40% от суммарного бюджета ежегодно) за счет средств субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, отечественных спонсоров, благотворительных грантов, а также путем привлечения собственных средств.
  7. Новая редакция не решает ни одной реально существующей правовой проблемы системы российских ООПТ, игнорирует предложения рабочей группы при Комитете по экологии Государственной Думы и многочисленные предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по развитию системы ООПТ в стране на основе сочетания ООПТ федерального значения, регионального значения и местных ООПТ.

По мнению общественных экологических организаций, законопроект, внесенный Администрацией Президента, разрушает сложившиеся системы ООПТ и законодательство в данной сфере и в случае его принятия может крайне негативно отразиться на состоянии территориальной охраны природы в России в целом.

По материалам
Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России

| вверх |

Сравнительный анализ законопроектов
“Об особо охраняемых природных территориях”

Семилетняя практика применения Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” доказала целесообразность его принятия. Это один из наиболее работоспособных законов в рамках экологического законодательства, который позволил укрепить сложившуюся систему особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России, обеспечив необходимую основу сохранения биологического разнообразия в стране и выполнения Россией многих международных обязательств. Данный Закон - один из немногих содержит значительное количество норм прямого действия. За период действия Закона в целях обеспечения механизмов его применения была создана достаточно полная и значительная по объему правовая система, состоящая из многочисленных подзаконных нормативных правовых актов различного уровня и иных документов нормативного и методического характера.

На основе норм Конституции Российской Федерации и Закона сложилось достаточно объемное законодательство в области ООПТ более чем в 50 субъектах Российской Федерации, обеспечивающие реализацию полномочий регионов по вопросу, отнесенному Конституцией Российской Федерации к предмету совместного ведения.

Работоспособность и качество действующего Закона доказывается тем, что принятые позднее многочисленные акты экологического законодательства (Лесной кодекс, Водный кодекс, Земельный кодекс, ФЗ “Об охране окружающей среды”, Кодекс об административных правонарушениях и др.) и других отраслей использовали основные концептуальные конструкции Закона.

В тоже время, новые законодательные акты, принятые после вступления в силу указанного Закона содержат и некоторые положения, касающиеся отношений в сфере организации и функционирования ООПТ, не соответствуют Федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях”. Кроме того, практика применения данного Закона показала, что ряд вопросов организации, функционирования, режима использования и охраны ООПТ определены недостаточно четко, либо упущены, что существенно сокращает область применения Закона, приводит к разночтениям и произвольным толкованиям отдельных его положений в зависимости от интересов различных субъектов.

В связи с этим, внесение изменений и дополнений в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях”, в том числе в части разграничения полномочий между органами власти различных уровней, представляется актуальным и своевременным. При этом, учитывая положительную практику работы Закона, принятие новой редакции, изменяющей концепцию Закона и нарушающей преемственность в рамках законодательства в данной сфере, представляется нецелесообразным. Смена концепции Закона приведет к необходимости отмены целого крупного блока законодательства (включая массив подзаконных актов Правительства Российской Федерации) на федеральном уровне, массы нормативных правовых актов в субъектах Федерации, пересмотра, отмены, внесения изменений и дополнений в очень большое число федеральных законов иных отраслей (включая налоговое, бюджетное, финансовое законодательство).

1. Уровни ООПТ

Действующее законодательство Российской Федерации (Закон об ООПТ, Земельный кодекс, ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю” и др.), в соответствии с конституционными принципами федерализма, множественности форм собственности и предметов совместного ведения, устанавливает три уровня ООПТ: федеральные ООПТ, ООПТ субъектов Российской Федерации, местные ООПТ, что также соответствует системе государственного устройства и системы организации власти в стране. Действующая редакция Закона об ООПТ достаточно полно определяет полномочия различных уровней по созданию ООПТ.

Проект, разработанный Комиссией по разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, построен на ликвидации системы ООПТ различного значения, что противоречит действующему законодательству, нарушает основы конституционного устройства, ущемляет права субъектов РФ и ограничивает их права по вопросам совместного ведения, к которым в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации относятся особо охраняемые природные территории.

Проект, внесенный депутатами Государственной Думы В.А.Грачевым, Р.С.Бакиевым, А.Н.Грешневиковым, В.В.Оленьевым, сохраняет деление на уровни, уточняя полномочия различных субъектов (федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления) в сфере создания, регулирования функционирования и осуществления охраны ООПТ.

Вместе с тем следует поддержать идею о предоставлении возможности органам местного самоуправления принимать решения об организации такой категории ООПТ как памятники природы. Данное предложение содержится в обоих проектах.

Сохранение систему уровней ООПТ позволит сохранить и продолжать развитие общероссийской системы ООПТ и ее интеграцию с Общеевропейской экологической сетью, что предусмотрено положениями общеевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия и общеевропейским министерским процессов в области охраны окружающей среды, участником которых является Российская Федерация.

2. Установление категорий ООПТ

Действующее законодательство устанавливает открытый перечень категорий ООПТ, определяя основы режима для 7 категорий и называя ряд дополнительных категорий. Установление иных категорий отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Проект, разработанный Комиссией по разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, вводит закрытый перечень видов ООПТ (всего 6).

Проект, внесенный депутатами Государственной Думы В.А.Грачевым, Р.С.Бакиевым, А.Н.Грешневиковым, В.В.Оленьевым, сохраняет концепцию открытости перечня категорий ООПТ, однако устанавливает возможность создания новых категорий только законами Российской Федерации и субъектов РФ.

Существующая практика законопроектной деятельности идет по пути введения новых категорий ООПТ законодательными актами как на федеральном (например, ФЗ “О территориях традиционного природопользования”), так и на региональном уровне (законы отдельных субъектов РФ об ООПТ). Со времени принятия ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” в субъектах РФ были введены около 100 различных категорий ООПТ, что связано с учетом местных природных, социальных, культурных и религиозных традиций и полностью соответствует концепции федерализма и совместного ведения по данному предмету (включая законодательство об ООПТ; ст.72 Конституции РФ).

Таким образом, сохранение открытого перечня ООПТ и возможность законодательного введения новых категорий представляется наиболее отвечающим потребностям сложившейся практики и позволит сохранить построенную уникальную систему ООПТ различного уровня в стране.

3. Порядок создания ООПТ

Действующее законодательство устанавливает порядок создания основных категорий ООПТ, согласно которому решения о создании принимают исполнительные органы власти Российской Федерации в отношении ООПТ федерального значения, органы государственной власти субъектов РФ в отношении региональных ООПТ и органы местного самоуправления в отношении местных ООПТ. При этом установлены четкие требования по участию субъектов РФ при создании федеральных ООПТ (согласование решения федерального органа об образовании ООПТ, согласие на отнесение части его территории к федеральной собственности). Индивидуальные положения о конкретной ООПТ принимает орган власти, в ведении которого она находится.

Проект, разработанный Комиссией по разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предлагает новую схему создания всех ООПТ, в том числе в отношении заповедников, национальных парков, территорий с уникальными природными ресурсами, путем принятия индивидуального федерального закона. Новая система предусматривает создание преимущественно федеральных ООПТ. За регионами и местным самоуправлением остается только возможность создания памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов.

Проект, внесенный депутатами Государственной Думы В.А.Грачевым, Р.С.Бакиевым, А.Н.Грешневиковым, В.В.Оленьевым, уточняет порядки создания отдельных ООПТ, более четко в соответствии с новым законодательством определяя вовлеченность всех уровней власти и согласованное принятие решений по вопросам создания ООПТ.

Существующая система образования ООПТ вполне себя оправдала за последние 7 лет и функционирует на основе системы соответствующих подзаконных актов и методических документов.

Предлагаемая в проекте, разработанном Комиссией по разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, кардинальная реформа системы принятия решения об образовании ООПТ, включая принятие федеральных законов, приведет к фактическому прекращению создания новых ООПТ (перспективный перечень которых предусмотрен решениями Правительства РФ). В сочетании с нормами проекта о ликвидации иных категорий ООПТ, необходимостью переоформления документов на существующие и упраздняемые ООПТ такое решение приведет к разрушению системы ООПТ в стране и фактическому прекращению ее развития.

Кроме того, в проекте, разработанном Комиссией, не решен вопрос о расширении территорий заповедников и национальных парков. В случае принятия предлагаемого порядка, расширение территорий этих категорий ООПТ должно производится в том же порядке, то есть путем принятия Федерального закона. В некоторых случаях, это касается нескольких сот (а то десятков гектар), которые необходимы для существенной оптимизации управления данной ООПТ. В данной ситуации принятие федерального закона является абсурдным, однако другого варианта не предусмотрено.

Решение о создании конкретной ООПТ всегда является индивидуальным нормативным правовым актам, издание которого всегда относилось к компетенции органов исполнительной власти. Кроме того, Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации” установлено, что управление федеральной государственной собственностью относится к компетенции Правительства, а ст. 8, 94 Земельного кодекса Российской Федерации определяют, что отнесение земель к землям, находящимся в федеральной собственности (в том числе к землям ООПТ указанных категорий) производится Правительством Российской Федерации.

Таким образом, изменение существующего порядка образования ООПТ федерального значения и их охранных зон нецелесообразно.

4. Финансирование деятельности ООПТ

Действующая редакция предусматривает возможность получения средств на функционирование ООПТ из различных источников.

Проект, разработанный Комиссией по разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, ограничивает источники финансирования заповедников и национальных парков исключительно рамками федерального бюджета.

Проект, внесенный депутатами Государственной Думы В.А.Грачевым, Р.С.Бакиевым, А.Н.Грешневиковым, В.В.Оленьевым, сохраняет множественность источников, уточняя их в соответствии с действующим законодательством и признавая только не запрещенные законодательством источники. Кроме того, предусматривается возможность софинансирования федеральных ООПТ и за счет средств, поступающих с иных уровней.

В условиях ограниченности федерального бюджета и остаточного принципа финансирования природоохранных нужд в настоящее время внебюджетные источники являются существенным фактором, обеспечивающим нормальное функционирование и выполнение своих функций многими ООПТ. Нередко субъекты РФ готовы оказывать финансовую поддержку федеральным ООПТ, расположенным на их территории, но не могут этого сделать из-за отсутствия соответствующей разрешающей нормы.

Принятие варианта проекта, разработанного Комиссией, фактически будет означать прекращение нормальной работы многих ключевых для сохранения биологического разнообразия и поддержания экологического баланса в стране ООПТ.

5. Резервирование земель для создания ООПТ

Действующая редакция устанавливает возможность резервирования земельных участков, которые предполагается объявить ООПТ и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Проект, разработанный Комиссией по разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, исключает институт резервирования.

Проект, внесенный депутатами Государственной Думы В.А.Грачевым, Р.С.Бакиевым, А.Н.Грешневиковым, В.В.Оленьевым, развивает положения действующего Закона более детально регламентируя порядок резервирования в соответствии с новым земельным законодательством.

Институт резервирования земель для последующего создания ООПТ поддержан в новом Земельном кодексе. Нормы о резервировании нашли отражение в законодательстве многих субъектов Российской Федерации. В условиях достаточно сложной и длительной процедуры создания ООПТ, возможность резервирования территорий (то есть ограничения хозяйственного использования территории на период организации ООПТ) является единственным способом сохранения уникальных природных комплексов и объектов. В настоящее время разрабатывается специальный законопроект о резервировании земельных участков, в котором должны найти отражение соответствующие нормы законодательства об особо охраняемых природных территориях.

6. Природные парки

Действующая редакция предусматривает такую категорию ООПТ, как природные парки, создаваемые и находящиеся в ведении органов власти субъектов РФ.

Проект, разработанный Комиссией по разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, исключает данную категорию.

Проект, внесенный депутатами Государственной Думы В.А.Грачевым, Р.С.Бакиевым, А.Н.Грешневиковым, В.В.Оленьевым, развивает положения действующего Закона, устанавливая более четкие задачи природных парков, порядок их образования включая согласование с федеральными органами исполнительной власти, в случае включения в состав природного парка участков земель в федеральной собственности и с органами местного самоуправления в случае муниципальных земель.

Нельзя согласиться с идеей ликвидации данной категории ООПТ, т.к. с момента ее введения Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях” она доказала свою эффективность как обеспечивая экологическое благополучие и условия для рекреации населению соответствующих регионов. В связи с этим, ликвидация данной категории ООПТ существенно ограничит возможности по сохранению ценных природных территорий, имеющих рекреационное и природоохранное значение, но не соответствующих статусу национальных парков. Будет перечеркнута огромная работа последних семи лет по развитию сети природных парков, проделанная в Камчатской области, Республике Саха, Республике Алтай, Республике Адыгея, Приморском крае, Волгоградской области, Ханты-Мансийского округа, Омской области, города Москвы, Свердловской области, Сахалинской области, Удмуртской Республики, Республики Калмыкия, Республики Башкортостан. Кроме того, это приведет к необходимости внесения изменений в ряд законодательных и иных нормативных правовых актов (в частности Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации).

7. Лечебно оздоровительные местности и курорты

Вопросы регулирования отношений по организации, использованию и охране территорий с лечебными ресурсами и курортов как самостоятельной категории ООПТ (лечебно-оздоровительные местности и курорты) помимо общих норм ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, Земельного кодекса регламентируются специальным Федеральным законом “О лечебно-оздоровительных местностях и курортах”, предмет которого выходит за рамки вопроса об ООПТ.

В связи с этим предлагаемое в проекте, разработанном Комиссией по разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, исключение такой категории из Закона и внесение новой категории “территории с уникальными природными ресурсами” представляется несоответствующим действующему законодательству и не проработанным, т.к. фактически все ООПТ являются территориями с уникальными природными ресурсами, что делает данный новый термин скорее общим понятием.

Проект, внесенный депутатами Государственной Думы В.А.Грачевым, Р.С.Бакиевым, А.Н.Грешневиковым, В.В.Оленьевым, предлагает редакционные поправки для приведения текста в соответствие с нормами принятого позже ФЗ “О лечебно-оздоровительных местностях и курортах”.

В заключении следует отметить, что несмотря на ряд новелл и уточняющих норм проект новой редакции ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, предложенный Комиссией по разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, построен на пересмотре и ревизии всей сложившейся за последние 10 лет системы федерального и регионального законодательства (включая очень большой по объему массив подзаконных актов) об ООПТ и в иных отраслях (на основе действующего закона об ООПТ построены новые Земельный кодекс, КоАП, ФЗ “Об охране окружающей среды” и др.), а также на полный передел складывавшейся 85 лет системы ООПТ в России. В законопроекте фактически отсутствует преемственность и он практически игнорирует нормы действующего законодательства. Принятие проекта потребует огромной работы по отмене, пересмотру и изменению всех существующих нормативных правовых актов федерального уровня и фактической отмены большей части регионального законодательства (большинство субъектов Российской Федерации имеют свои законы и иные нормативные правовые акты об ООПТ, созданные на основе Конституции и действующего закона об ООПТ) в данной сфере правового регулирования. Предлагаемый проект снижает достигнутый уровень конкретизации полномочий и процедур создания и охраны ООПТ. В случае принятия данного проекта будет разрушена вся система ООПТ в стране, приостановлено ее развитие, и как следствие резко ухудшится состояние биоразнообразия, а также выполнение Россией своих международных природоохранных обязательств.

Проект, внесенный депутатами Государственной Думы В.А.Грачевым, Р.С.Бакиевым, А.Н.Грешневиковым, В.В.Оленьевым, носит редакционный характер, обеспечивает сохранение концептуальных основ и преемственность в развитии законодательства, не требует серьезного пересмотра сложившейся правовой системы, направлен на достижение соответствия нормам действующего законодательства, учитывает потребности и реалии сложившейся практики, обеспечивает дальнейшее поступательное развитие системы ООПТ в России и тем самым будет способствовать реализации мер по сохранению уникального биоразнообразия России и развитию сбалансированных отношений в сфере создания и функционирования ООПТ. Проект в целом соответствует необходимым требованиям. Имеющиеся замечания и поправки, включая ряд конструктивных положений проекта Комиссии должны быть учтены при доработке Проекта для представление во второе чтение в рамках рабочей группы с участием представителей Правительства Российской Федерации.

По материалам
Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены