Eng |
| по номерам | подписка | ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №64, январь 2004. МПР против… ООПТ (1) СОДЕРЖАНИЕ
В 2003 г. на страницах бюллетеня “Право – Природе” неоднократно обсуждалась тревожная ситуация вокруг российских особо охраняемых природных территорий (см. выпуски 51, 52, 60, 62), котороя к концу года оформилась в отчетливую тенденцию дезорганизации и разрушения заповедной системы. Сегодня мы продолжаем эту исключительно актуальную тему. Заповедники и национальные парки России
– Практически весь 2003 год Министерство природных ресурсов вело подготовку атаки на внутреннюю оппозицию, недовольную разрушением природоохранной системы страны, остатки которой оказались сосредоточены в Департаменте особо охраняемых природных территорий (ООПТ), объектов и сохранения биоразнообразия. Будучи неспособными с налету разобраться в управлении такой специфической сферой, как заповедники и национальные парки, МПР вначале сохранило коллектив работавших здесь специалистов, предоставив необходимые для оперативного управления полномочия (Приказ N79 от 6 февраля 2003 г.) и даже вернуло в Департамент В.Б. Степаницкого. Однако при этом была организована серия постоянных проверок деятельности ООПТ силами своих территориальных комитетов (которым заповедники никогда не подчинялись) и прокуратуры. Таким способом новые руководители МПР входили в курс дел и убеждали себя в способности управляться с экологией. Атака началась 14 октября. С этой даты и начинается хронология обострения. 14 октября. Выходит приказ Министра природных ресурсов N919 по которому основные функции и права Департамента ООПТ, необходимые для оперативного решения проблем заповедников были переданы другим структурам МПР, причем РАЗНЫМ. В октябре-ноябре руководители заповедников и парков, не имея фондов на командировки, вынуждены лично согласовывать в Москве десятки рядовых вопросов. Лишенные чиновничьей логики заповедные люди, ходят по кабинетам, в которых не понимают их проблем и не способны отделить важное, от третьестепенного. Множество новых начальников, постоянно противореча друг другу, меняя правила и формы документов требует от профессионалов охраны природы соблюдения в “медвежьих углах” тех процедур, которые приводят в ужас даже обитателей московских офисов с электронной почтой, штатом курьеров, “Консультантом+” и “1С-бухгалтерия”. 17-20 ноября. На III Съезде по охране природы экологи четко формулируют основные болевые точки заповедного дела. Хотя в резолюции секции руководство МПР не названо прямо виновным, оно предпринимает попытку ревизии принятого текста и лишь спустя полтора месяца уже в 2004 году публикует кардинально переписанную резолюцию. 21 ноября, 26 ноября. В начале Дума, а потом Совет Федерации принимают поправки к Лесному кодексу, облегчающие перевод охраняемых лесов первой группы в нелесные земли. В мнении общества эти действия прочно связаны с наступлением на охраняемые природные территории. 28 ноября. После совещания у Президента по проблемам ядерной безопасности А.В. Яблоков просит В.В. Путина не подписывать закон о поправках в Лесной кодекс. Путин отвечает, что это “…неудобно”. Об этой позиции Президента Алексей Яблоков широко оповещает экологический актив страны. Все в ожидании следующих шагов. 5 декабря. Во все заповедники и национальные парки страны поступает телеграмма Заместителя Министра природных ресурсов Павловa (работающего в МПР около двух месяцев) – “Проведенный центральным аппаратом МПР России анализ деятельности возглавляемой Вами организации за период 2002-2003 гг. дает основание сделать вывод о нецелесообразности ее дальнейшего существования....”. После предшествовавших событий телеграмму воспринимают всерьез и в заповедниках, и в СМИ, и в международных природоохранных организациях, дающих России деньги на природоохранные проекты. 5-6 декабря. Оперативная реакция СМИ (шквал вопросов в пресс-службу МПР) и международных экологических организаций, в которых состоит Россия, оказывается для чиновников МПР неожиданной и болезненной. Телеграмму отзывают, заявляя о ее ошибочности. Остается неясным – был ли это “пробный шар” или действительно головотяпство, столь характерное для “менеджмента” МПР. 8-11 декабря. Во множестве центральных СМИ, в т.ч. на центральных ТВ-каналах, проходит информация об “ошибке” МПР. “Известия” публикуют карту заповедников и национальных парков (кстати, взятую с портала BioDat). Самым принципиальным образом выступает в “Комсомольской правде” Василий Михайлович Песков, который, не смотря на отзыв скандальной телеграммы, распознает угрозу именно заповедникам, объединяя ее с поправками к Лесному кодексу. 10 декабря. Несмотря на мощный всплеск общественного внимания к особо охраняемым лесам и природным территориям Президент России именно в этот день подписывает закон о злополучных поправках в Лесной кодекс. В такой момент рядовая виза на законе воспринимается обществом, как демонстрация политики. 15 декабря. Министр новым приказом (N1107) предписывает в каждом заповеднике ввести 5 должностей заместителя директора (это там, где и рядового специалиста найти всегда проблема), но главное – назначение, а значит и подотчетность, каждого зама зависят от РАЗНЫХ заместителей Министра. Включается изощренный механизм бюрократической дезорганизации заповедной системы. 18 декабря. На президентской “прямой линии” в эфир не выводят ни одного из тысяч экологических вопросов. По собственной же инициативе В.В. Путин упоминает лишь оптимизацию природопользования. Случайности и ошибки постепенно превращаются в тенденцию, а тенденция стремительно обретает контуры политики. 25 декабря. Накануне Нового года, когда российские СМИ заняты праздничной тематикой, а международные организации выключены из общения по случаю Рождества, МПР России организует совещание директоров заповедников и национальных парков, ведет которое руководитель Лесной службы (!!!). Совещание проводится так, чтобы дать руководству МПР основания для ЛЮБЫХ оргвыводов, и направлено на деморализацию профессионалов заповедного дела. Время, место и форма “порки холопов” не оставляют сомнения в ее направленности против последних профессионалов экологического управления и попытках скрыть суть происходящего от российской и международной общественности. 29 декабря. Распоряжением по итогам совещания до 20.I-2004 должны быть представлены предложения по совершенствованию деятельности ООПТ с выводами и рекомендациями, в том числе по укреплению кадрового состава. 24-30 декабря. Практически стихийно по инициативе разных людей начато несколько компаний по сбору подписей под разными вариантами открытых писем. Удивительно, но все они адресованы одному человеку – Президенту России. Экологи и граждане России хотят знать, является ли разрушение заповедной и природоохранной системы страны политикой Президента, действиями Правительства или самодеятельностью Министра Артюхова. 8 января 2004 г. На сайте МПР появляется документ, представляемый как "Резолюция III Съезда по охране природы". Сопоставление этого документа с реально принятой на Съезде Резолюцией, показывает наличие не столько редакционной, сколько политической правки. Особой цензуре подвергнут раздел по охраняемым природным территориям. 19 января 2004 г. Министр подписывает приказ, по которому значительная часть функций управления федеральными заповедниками и национальными парками передается органам МПР России в федеральных округах и регионах. Систему ООПТ пытаются раздробить и лишить "системности". 22 января 2004 г. В Верховном суде МПР России проигрывает дело, которое возбудили против него и Правительства России активисты Гринпис в связи с незаконным отторжением для "царских" охот части территории Сочинского национального парка. Статья с сайта www.biodat.ru (от 23.01.2004) Интернет-досье документов к этой статье см.: http://www.biodat.ru/db/oopt/doc/zapact.htm | вверх | Всероссийское “совещание” директоров федеральных ООПТ 25 декабря 2003 г. прошло Всероссийское совещание директоров федеральных ООПТ, в работе которого министр МПР В. Г. Артюхов непосредственного участия не принимал и которое вел В. П. Рощупкин, первый заместитель министра, руководитель Государственной лесной службы. В целом выступления всех представителей центрального аппарата МПР по отношению к заповедникам и национальным паркам, и особенно, по отношению к нашему Департаменту, имели оттенок недовольства, а иногда и раздражения. Практически в каждом из выступлений звучала фраза, что выступающий присоединяется к мнению предыдущего оратора и, если Департамент будет расформирован, то он готов принять в свое подразделение соответствующих специалистов. Это прозвучало в выступлении заместителя руководителя Департамента научного обеспечения и инновационной политики А. В. Панфилова и целого ряда других. Одновременно с такими заявлениями выступающие проявляли в своих высказываниях полное непонимание, незнание, а во многих случаях, и нежелание разобраться в стоящих перед заповедниками проблемами. Было видно, в МПР не желают принять во внимание специфику работы ООПТ – удаленность от почты, телеграфа, электронной почты, Интернета и т.д. и, что ООПТ, в отличие от многих других структур, “не живут” в Москве и не могут просто взять да и пойти по всем департаментам МПР с наболевшими вопросами. “Положения” заповедников и национальных парков упорно назывались Уставами, а их земли, с точки зрения правового департамента МПР, не имеют своего специфического назначения в новом земельном законодательстве и должны рассматриваться отдельно от заповедников и национальных парков, как организаций. Что делать с организацией новых ООПТ никто не знает, т. к. нисколько не смущаясь с трибуны, было заявлено, что по многим заявленным к созданию “новым” ООПТ документы в МПР лежат без движения несколько лет (!) и что с ними теперь делать оно (МПР) не знает. Вопросы В. П. Рощупкина к выступавшим директорам заповедников и национальных парков в основном касались таких “животрепещущих тем”, как - сколько у них перестойных лесов, каков объем санитарных рубок, по какой цене они продают деловую и дровяную древесину и т.д. На этом фоне выступление С. С. Коршунова, начальника Управления производственного контроля и аудита о том, что 108 (!) заповедников и национальных парков будут проверены в 2004 году, уже не звучало полной утопией, а было даже похоже на правду. Вскользь, но несколько раз, было упомянуто, что МПР владеет информацией, что некоторые ООПТ замешаны в незаконной торговле лесом, браконьерстве, но на прямой вопрос из зала – “назовите кто и какие ООПТ?” ответ получен не был. Как не был получен ответ на вопрос А. А. Тишкова – “А сколько такие проверки стоят?” В заключение, директора узнали, что пока все заповедники не завершат сдачу необходимых комплектов документов на 2004 год (причем одна из форм появилась ну, просто, прямо на совещании), то ни один заповедник или национальный парк не получит финансирования в наступающем году. Ссылка на то, что необходимые формы есть на сайте МПР, противоречит действительности - здесь из Москвы мы попытались найти на сайте документы, в образцах типовых ведомственных бланков и договоров (два подраздела) - ПУСТО. В общем, картина была всего происходящего удручающая. Как скоро появится приказ по результатам этого совещания неизвестно. Ясно одно, что мы наблюдали хорошо поставленный спектакль и, что виновные уже назначены. Последним штрихом к этому может быть то, что неправительственные организации, такие как WWF, Гринпис в зал допущены не были. Кого-то даже попытались выпроводить. Но и те, кто там был на вполне законных основаниях, были лишены пропусков на вход в МПР. Не было вообще никакой возможности для оппонентов выступить, а В. М. Песков, был просто безапелляционно “посажен” на место и не смог ничего спросить. Не думаю, что на этом можно поставить точку. Давайте вырабатывать стратегию и тактику борьбы за наши права, а то просто непонятно, как без МПР система заповедников просуществовала более 85 лет?! Николай Малешин | вверх | Впечатления о совещании: Министерство природных ресурсов РФ отказывается от сотрудничества с крупнейшими экологическими организациями России? Напряженные взаимоотношения между Министерством природных ресурсов РФ и крупнейшими неправительственными экологическими организациями в очередной раз разразились громким скандалом. 25 декабря у ряда руководителей экологических НПО, пришедших для участия во Всероссийском совещании директоров заповедников и национальных парков и руководителей государственных природоохранных служб территориальных органов МПР, были изъяты пропуска в здание министерства. В частности, удостоверение, подписанное лично министром Виталием Артюховым, было отобрано у члена общественного экологического совета при министре природных ресурсов РФ, директора по кампаниям Гринпис России Ивана Блокова, причем была сделана попытка потребовать у него письменное объяснение того, с какой целью он пытался проникнуть в здание. Удостоверение было отобрано и у директора Экоцентра "Заповедники", бывшего начальника главного управления заповедного дела Госкомприроды России Натальи Данилиной. В списке лиц, у которых следовало изъять пропуска, находились также имена сопредседателя общественного совета, президента Центра экологической политики России, члена-корреспондента РАН Алексея Яблокова и также директора Всемирного фонда дикой природы (WWF России), академика РАЕН Игоря Честина. Пытались отнять удостоверение и у члена общественного экологического совета МПР - генерального директора Центра охраны дикой природы Алексея Зименко, приглашенного на заседание официальной телеграммой самого МПР. Как сообщил ИА REGNUM директор по охране природы Всемирного фонда дикой природы (WWF Россия) Евгений Шварц, он также был приглашен присутствовать и выступить на данном совещании. Однако когда он прибыл для участия в совещании в министерство, пройти непосредственно в зал ему удалось только после того, как он заставил охранников у входа в зал получить подтверждение своего официального пропуска у одного из заместителей министра. По словам представителя WWF, он был поражен тем тоном, с каким руководители министерства и даже чиновники не самого высокого ранга общались с приглашенными директорами заповедников и национальных парков, а также тем, как они в буквальном смысле слова затыкали рты всем участникам, кто представлял сколько-нибудь независимые от МПР структуры. Так, известного экологического журналиста "Комсомольской правды", ведущего программы "В мире животных" Василия Пескова в грубой форме оборвали, когда он пытался задать вопрос, а когда один из представителей министерства стал отвечать на вопрос члена комиссии РАН по заповедникам профессора Аркадия Тишкова о том, во сколько обходится бюджету проверка одного заповедника или национального парка, замминистра Валерий Рощупкин запретил отвечать на этот вопрос, назвав его политической провокацией. "Даже при Сталине не было такого, чтобы совещания руководителей заповедников проходили без участия существовавшего тогда Научно-технического совета, то есть тогдашней научной общественности", - подытожил свои впечатления Е.Шварц. Тем самым, по его мнению, руководство министерства фактически разорвало отношения крупнейшими, пользующимися широкой известностью в России и за рубежом неправительственными организациями и с самыми авторитетными специалистами в области охраны природы, без активной работы и помощи которых заповедники и национальные парки просто бы не выжили в предыдущее десятилетие, когда бюджетное финансирование падало до менее чем 25% от минимально необходимых сумм. По всей видимости, подобный взрыв неприязни со стороны чиновников МПР по отношению к представителям неправительственных организаций вызван чередой скандалов последнего времени, начиная с подтасовки резолюции Третьего Всероссийского съезда по охране природы , а также с рассылкой по всем заповедникам национальным паркам России телеграммы, в ультимативной форме извещавшей об их предстоящей ликвидации (после вызванного ею скандала данная рассылка была срочно дезавуирована министерством как ошибочная), и в связи с приказом МПР от 15 декабря 2003 года о внесении изменений в штатные расписания национальных парков и заповедников России, вызвавшим негодование экологов. Все эти события вызвали живой отклик прессы, в подавляющем большинстве поддержавшей позицию НПО. Сами по себе упомянутые скандалы, по мнению экологической общественности, отражают глубокий кризис управления, в котором находится Министерство природных ресурсов России. В связи с этим Е.Шварц отметил непрофессионализм, в том числе – и непосредственно в самом управлении, который в последние годы поразил это ведомство. "Если и остальными службами министерства, включая геологическую, руководят таким же образом, то мне за них просто страшно, - заявил он. – Департамент особо охраняемых природных территорий, объектов и сохранения биоразнообразия министерства не раз просил нас направлять больше средств Всемирного фонда дикой природы не неправительственным организациям, а напрямую заповедникам, и мы, когда это было возможно, всегда на это шли. Но сейчас, когда на уровне министерства запутанная система согласований с непрофильными управлениями смет внебюджетных расходов, которые в других ведомствах утверждаются самими директорами госучреждений, фактически превратилась в систему унижения и издевательства над наиболее активными и целеустремленными директорами, возникает естественный вопрос – зачем это было придумано? Причем после первой попытки введения этой системы по просьбе директоров заповедников и национальных парков заместитель министра Максим Яковенко ее отменил, но после его ухода она была введена вновь. Наиболее логичное объяснение нелогичным действиям чиновников МПР – это сделано просто для откровенного выбивания взяток. В этих условиях мы лучше будем финансировать "Клуб друзей N-ского заповедника", работу которых всегда можно досконально проверить, и я буду спокоен, что они будут использовать средства фонда именно на нужды заповедника и не станут нарушать российское законодательство, подчиняясь очередной телеграмме из министерства". ИА REGNUM, 29.12.2003 Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |