Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №79, март 2004 "БОЛЬШЕ ТРЕХ НЕ СОБИРАТЬСЯ": СОДЕРЖАНИЕ 31 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проект нового закона "О собраниях, митингах и демонстрациях". Авторы документа предлагают, в частности, запретить пикеты и митинги перед резиденцией президента РФ, зданиями федеральных органов власти, а также администрациями субъектов РФ, представительствами иностранных государств и международных организаций. Таким образом, законопроект фактически ликвидирует возможность свободного проведения невыгодных властям пикетов, демонстраций и других публичных мероприятий - важной формы "общения" населения с представителями власти, которая гарантирована принципами гражданского общества и Конституцией РФ. Анализу этого "ключевого события для российской демократии" посвящен данный выпуск бюллетеня. Текст законопроекта доступен по адресу: http://legislature.ru/monitor/raznoe/320661-3.html Комментарий к проекту Федерального Закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях
и пикетированиях", принятому Государственной Думой в первом чтении
31 марта 2004 г. Принятие подобного законодательного акта назрело давно, так как порядок проведения массовых акций в нашей стране регулируется устаревшим Указом Президиума Верховного Совета СССР 1988 г. В некоторых субъектах РФ приняты собственные нормативные акты, регулирующие порядок проведения публичных мероприятий, которые зачастую являются неполными и противоречат друг другу. Однако принятый законопроект содержит ряд существенных недостатков, и его реализация в существующем виде может угрожать фундаментальным правам и свободам россиян, в частности, гарантированному статьей 31 Конституции РФ праву граждан "собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Явно прослеживается стремление федеральной власти (законопроект внесен Правительством РФ) ограничить или полностью исключить возможность критики деятельности государственных органов со стороны гражданского общества. В числе наиболее существенных недостатков следует отметить: 1. Статья 8 Законопроекта запрещает проведение публичных мероприятий на:
Подавляющее большинство публичных мероприятий проводится перед различными государственными органами, органами местного самоуправления или посольствами иностранных государств с целью обратить их внимание на какую-либо проблему или выразить отношение граждан к тем или иным их решением. Проведение таких акций в другом месте просто лишит их смысла. Экологические же акции зачастую проводятся именно вблизи вредных производств и объектов. Вредными производствами и объектами, в соответствии с действующим законодательством, можно считать все объекты, для которых установлены предельно допустимые размеры выбросов и сбросов вредных веществ - то есть практически все промышленные и транспортные объекты. Учитывая, что понятие "непосредственная близость" трактуется, в соответствии с последним абзацем ст. 2 Законопроекта, государственным органом в каждом конкретном случае, всю территорию города можно при желании считать зоной, где проведение публичных мероприятий запрещено. Судя по всему, власти собираются отвести за городом специальный полигон для проведения митингов и пикетов, чтобы протестующие граждане никого не раздражали своей критикой. 2. Законом устанавливается, что уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть подано "в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления". При этом нигде не указывается, в каких случаях в какие органы (как по уровню, так и по территориальной ответственности) следует обращаться с уведомлением. Этот недостаток способен вообще сделать невозможной реализацию закона. 3. По ныне действующему законодательству, компетентный орган государственной власти, рассмотрев уведомление о проведении массовой акции, сообщает организаторам об отказе в проведении акции или предложении изменить время и место ее проведения не позднее пяти дней до намечаемой даты проведения массовой акции. Если никакого ответа в этот срок не поступило, мероприятие считается разрешенным. В новом законопроекте не указана возможность отказать в проведении публичного мероприятия после принятия уведомления. Вопросы допустимости мероприятия должны решаться в момент принятия уведомления. Согласно статье 12 Законопроекта, Компетентный орган вправе не принимать уведомление о проведении публичного мероприятия, если:
Как, интересно, сотрудник канцелярии или секретарь районной управы может моментально проверить добросовестность организаторов мероприятия и соответствие целей мероприятия нормам общественной морали? Эта непроработанность также чревата непредсказуемыми последствиями. Мероприятие считается публичным начиная с одного человека, если он использует
плакат, транспарант и иные средства наглядной агитации (статья 2). Насколько
оправдано применение всей процедуры организации массовой акции (например,
назначение ответственных представителей органов исполнительной власти и
внутренних дел, присутствие которых обязательно на мероприятии), если число
ее участников не превышает 3-5 человек? Г. Картюшова, юриств Правительство подрывает основы конституционного строя Заявление РДП "Яблоко" Госдума планирует рассмотрение в первом чтении правительственного законопроекта, запрещающего проведение пикетов и митингов около автомагистралей, у зданий органов госвласти, диппредставительств, вблизи опасных и вредных производств. При этом власти могут отказать в проведении мероприятия, если его цели и формы, с точки зрения чиновников, противоречат Конституции, общепринятым нормам общественной морали и нравственности. Новые ограничения развязывают руки исполнительной власти для запрещения любого неугодного ей мероприятия. Если же организаторам мероприятия удастся прорваться сквозь дебри бюрократических препон, оно будет проводиться под бдительным надзором надсмотрщиков, имеющих право прервать его в любой момент. Законопроект направлен на ликвидацию права граждан, закрепленного в ст. 31 Конституции РФ, на проведение мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Свобода собраний - важнейшее завоевание российской демократии. Правительственный законопроект - еще одно свидетельство того, что бюрократия развернула фронтальное наступление на гражданские права и свободы. Складывается впечатление, что авторы закона выполняли политический заказ силовых структур, которые оказывают все большее давление на гражданское общество, мечтая о возвращении к временам Андропова. РДП "ЯБЛОКО" считает, что вынесение этого законопроекта нужно квалифицировать как покушение на основы конституционного строя России. Мы считаем недопустимым принятие подобного законопроекта и требуем от депутатов Государственной Думы отклонить его в первом чтении. Это требование будет заявлено на несанкционированном пикете у здания Госдумы 31 марта. Пришло время выходить на площадь без разрешений. РДП "ЯБЛОКО" совместно с рядом правозащитных и экологических организаций инициирует общественную кампанию "Гражданское общество против полицейского государства", в ходе которой будет призывать граждан к акциям гражданского сопротивления в рамках Конституции России. Заместитель председателя партии С.С. Митрохин Источник: РДП "Яблоко", 30 марта 2004 г. Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |