Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №91, июль 2004 ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ Реформы конца 80-х - начала 90-х годов были направлены на создание сильной, демократической, процветающей страны - правового светского федеративного государства со свободной прессой, независимым судом, многопартийной демократией, развитыми институтами гражданского общества и социально-ориентированной рыночной экономикой. Криминализация власти и общества, нарастающая ориентация власти на силовые решения и административные методы остановили движение по этому пути. Сегодня демократические завоевания в России подвергается новому испытанию - опасности авторитарного развития нашей страны. Не допустить возвращения России к диктатуре - важнейшая задача гражданского общества России. 1. Основные социально-экономические и политические тенденции России 2003 года В последние годы в российском общественно-политическом и социально-экономическом развитии интенсифицировались процессы, ставящие под угрозу демократические завоевания, конституционный строй, права человека и фундаментальные свободы в Российской Федерации. Общество Как и в советское время, не государство служит гражданам и обществу, а общество поставлено под контроль бюрократии. Российские власти снова повсеместно нарушают права человека, ставят их соблюдение в зависимость от интересов правящего слоя. Граждане все больше отстраняются от принятия решений, прямо затрагивающих их интересы, а гражданское общество лишено возможности контроля над деятельностью государственных органов. Либеральные реформы, призванные обеспечить переход к полноценной социально-ориентированной рыночной экономике, либо заторможены, либо проводятся так, что лишь усугубляют социально-экономические проблемы, возлагая их последствия на наиболее уязвимые социальные слои. Происходит серьезное ограничение гласности, ограничивается доступ граждан к важнейшей информации, расширяется официальная секретность. К концу 2003 года подавляющее большинство средств массовой информации потеряли независимость, происходит манипулирование общественным мнением. Ликвидация независимых СМИ означает разрушение одного из важнейших завоеваний российского общества. Отсутствие независимой информации позволяет властям делать вид, будто она действует в интересах общества. Отсутствует эффективный механизм диалога институтов гражданского общества и власти. Структуры гражданского общества низведены до роли советников бюрократии или "привилегированных" жалобщиков. Криминализация власти, в т.ч. сращивание криминальных структур с правоохранительными органами, подрывает доверие граждан к государству; при этом все права и свободы превращаются в фикцию. Установленный "порядок" основан на том, что чиновники решают, кто и в какой мере "вправе" игнорировать закон. Предпринимательская и гражданская инициативы - основы формирования среднего класса, гражданского общества, развития эффективной экономики и решения многих социальных проблем - жестко контролируются; бизнес находится под давлением бюрократических и криминальных структур, порой объединенных с силовыми. Внесудебные решения конфликтов и "заказные дела" стали нормой. Давно ожидаемая обществом военная реформа приобрела декоративный характер. Фашистская и националистическая идеологии не встречает должного отпора со стороны государства, нарастает ксенофобия. Пламя чеченской войны все болезненнее обжигает Россию, а отказ властей от мирных переговоров превращает конфликт на Кавказе - в бесконечный. Неразрешенность социальных, экономических и экологических проблем является причиной углубления демографического кризиса. Активно размывается принцип отделения церкви от государства. Фактически установлен государственный статус Русской Православной Церкви. Институты гражданского общества не поддерживаются государством, неугодные властям общественные организации испытывают прямое административное давление. Все это является следствием как антиконституционного приоритета государства над гражданским обществом, так и незрелостью и разобщенностью институтов гражданского общества. Экономика Определяющая часть дохода страны формируется за счет продажи нефти, газа, других природных ресурсов. Значительная часть дохода от продажи общественной собственности минует казну и является источником сверхдоходов немногих. Богатые становятся богаче, а бедные - беднее. Провалы в проведении экономических реформ, как и в советское время, покрываются не только за счет нефти и газа, но и за счет снижения жизненного уровня основной массы граждан. Россия все больше служит сырьевым придатком и рынком сбыта товаров из других стран. Опасно нарастает социальные расслоение между группами населения и регионами. Финансовая стабилизация 1999-2003 гг., как и рост ВВП, определяются, в основном, ростом мировых цен на нефть, и не могут служить индикаторами здоровья российской экономики. Экономический рост осуществляется без учета экологических последствий; растет число экологически грязных и опасных производств, Россия превращается в свалку радиоактивных и других опасных отходов и полигон для апробации экологически опасных технологий. Государство Вместо принципа "закон и порядок" с января 2000 года торжествует антиправовой принцип "порядок вместо закона". Под лозунгом восстановления "вертикали власти" возникла противоречащая Конституции России сверхцентрализованная политическая система. Фактическая потеря политической самостоятельности Федеральным Собранием означает крушение системы разделения властей - фундаментального принципа устройства демократического государства. Рушится, не успев как следует укрепиться, и самостоятельность судебной власти. "Реформа" судебной системы привела к восстановлению политического контроля над судебной системой, снижению статуса и сокращению автономии судей. Суды в большей степени защищают не закон, права и свободы граждан, общественные институты и общегосударственные интересы, а исполнительную власть и корпоративные интересы. Становятся нормой противоправные решения. Как в советское время, появились секретные судебные решения. Урезаются права адвокатуры и общественной защиты. Вновь проступают полузабытые контуры большевистского "демократического централизма": не защита интересов меньшинства, а подавление меньшинства большинством, культ всеведущего государства и административно-силовых решений. Идет ремилитаризация государства и общества. Во многих сферах общественной жизни и государственной политики обозначилась "полицейско-силовая" составляющая. Происходит усиление карательных и фискальных функций государства в ущерб его функциям по социальной защите и обеспечению безопасности граждан. Не прекращается фабрикация "шпионских" дел. Произошла коммерциализация силовых структур. Ставшее правилом активное участие силовых структур в бизнесе угрожает национальной безопасности. Правоприменительная система остается слабой, носит, в основном, карательный характер и продолжает действовать избирательно в интересах исполнительной власти, крупного бизнеса и криминала. Единство следствия, прокуратуры и судов лишает граждан надежды на объективные и независимые судебные решения. Борьба с международным терроризмом служит предлогом для ревизии принципов незыблемости прав человека, требований "временных" отказов от демократический свобод. Дебюрократизация властных структур осталась пустым звуком. Если в развитых демократических странах лицензируется всего несколько десятков видов хозяйственной деятельности, то в России таких видов деятельности свыше тысячи. Во всех ветвях власти процветает коррупция. Несовершенное избирательное законодательство не обеспечивает проведения истинно свободных выборов и референдумов, не препятствует масштабной фальсификации их результатов, и, тем самым, не обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства. 2. Почему нельзя молчать Общественная поддержка В. Путина, связанная с надеждами на социальный прогресс и перемены к лучшему, не может продолжаться долго. В общественной жизни проступают социальная апатия, разочарование, агрессивность, возникает "новая тревожность". Народ отчуждается от власти, которую еще вчера с энтузиазмом избирал. Вопрос "Как жить?" трансформируется в вопрос "Зачем жить?". Раздражение, усталость и разочарование общества от не оправдавшихся надежд, недовольство превращением России из великой державы в сырьевой придаток и рынок сбыта товаров других стран, подталкивают власти к формированию полицейско-бюрократического государства. Не теряющие популярности коммунистические и националистические движения способствуют сползанию страны к тоталитарному прошлому. Уроки истории свидетельствуют об опасности и губительности использования административно-бюрократических методов управления страной. Авторитарный подход несовместим с развитием демократии. Пренебрежение правом даже во имя достижения "благих целей" опасно, поскольку неизбежно ведут к социальной напряженности и репрессиям. В результате существенного замедления развития демократических институтов, сегодня нельзя НЕ говорить о том, что избранный Россией в 1991 г. курс на строительство правового демократического государства с социально-ориентированной рыночной экономикой находится в опасности. Власть становится самодостаточной. Бесконтрольную и безответственную бюрократию вполне устраивает движение к популистской диктатуре. Основной демократический принцип - власть во имя народа и от народа - заменяется на свою противоположность - власть для бюрократии и во имя бюрократии. История свидетельствует, что диктаторские режимы неизбежно ведут к кризисам, выход из кризисов диктатура всегда находят лишь в массовых репрессиях и внешнеполитических авантюрах. Нельзя допустить, чтобы Россия втянулась в очередной цикл становления и распада авторитарной системы. Это неизбежно произойдет, если будет продолжен нынешней курс на построение авторитарного государства. Нельзя, подавив, с помощью административно-силовых методов и информационно-пропагандистской монополии, гражданское общество и независимый бизнес, обеспечить в стране социальное партнерство. Возникающий авторитаризм неизбежно будет обслуживать эгоистические устремления финансовых и промышленных монополистов, реализуя максимально опасные сценарии участия России в процессах глобализации. В сложившихся условиях защита основ конституционного строя становится главной задачей российского общества. В обществе пока еще достаточно сил, логикой своего существования устремленных к свободе и демократии, укреплению гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав граждан. 3. Наши предложения Среди важнейших действий, направленных на создание в России демократического правого государства с социально-ориентированной и устойчивой экономикой, мы выделяем:
4. Развитие и консолидация институтов гражданского общества - основное условие демократического развития России От гражданского общества зависит успех в отстаивании демократического пути развития России. Все гражданские силы, признающие приоритет прав человека, должны солидарно действовать во имя защиты основ конституционного строя России, оставив в прошлом взаимные претензии и обиды. Защита демократии сегодня - это борьба за достойное будущее России, это защита её от новых революционных потрясений и развала. Несмотря на различное понимание и отношение к отдельным социально-экономическим проблемам, существует и расширяется круг вопросов, по которым в гражданском обществе среди сторонников демократического развития России существует согласие. Для демократического развития России необходимо партнерское взаимодействие гражданского общества с государством на основе принципов права. Для этого необходима разработка эффективного механизма диалога институтов гражданского общества и органов власти. Только сильное гражданское общество способно создать необходимый уровень общенационального диалога, который позволит обеспечить справедливое участие всех секторов общества в решении проблем страны. Для развития институтов гражданского общества в России есть обнадеживающие перспективы, связанные, в том числе с той "новой тревожностью", которая возникает по мере крушения надежд, вызванных приходом к власти президента В. Путина. Развитие партнерства между институтами гражданского общества и структурами власти должно существенно повысить эффективность выполнения государством своих обязанностей перед гражданами. Для этого необходимы согласованные действия общественных неправительственных организаций по реализации программ совместных действий во всех правовых формах общественного волеизъявления. Среди важных путей усиления гражданского общества в России:
Взаимодействие институтов гражданского общества создаст качественно новые условия для действий в защиту конституционного строя России. Только такое взаимодействие способно остановить авторитарные тенденции современного развития страны и не допустить сползания России к тоталитаризму. А.В. Яблоков, Центр экологической политики России О подписании данного Обращения просим сообщить по электронной почте в Центр экологической политики России (ecopolicy@ecopolicy.ru; yablokov@online.ru) или Движение "За права человека" (zpch@mail.ru). Просим максимально широко распространить настоящее Обращение среди других организаций. Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |