Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №96, август 2004 ЗАКОНОПРОЕКТ О СУДЬБЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ СОДЕРЖАНИЕ
Планы по изменению налогообложения грантов 5 августа, в последний день работы своей сессии, Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 58666-4 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах". Законопроект был внесен Правительством в Государственную Думу 1 июня и содержит в себе множество изменений в Налоговом кодексе РФ. Несколько абзацев законопроекта касаются налогообложения грантов. На наш взгляд в законопроекте есть одна хорошая новость и две плохих. Хорошая состоит в том, что предлагаемые изменения расширяют перечень областей, в которых гранты не облагаются налогом на прибыль (24%). К уже закрепленным действующим законодательством к образованию, конкретным научным исследованиям, культуре, искусству и охране окружающей среды добавлены три дополнительных сферы деятельности. Это - защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации (напоминаем, что международные соглашения, ратифицированные РФ, являются частью внутреннего законодательства), охрана здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), а также социальное обслуживание малоимущих и социально не защищенных категорий граждан. В случае принятия этого положения законопроекта будет достигнута первая важная победа в сфере налогообложения НКО за несколько лет. По инициативе Народной Ассамблеи вопрос налогообложения грантов обсуждался в Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В сентябре прошлого года под эгидой Комиссии представители Народной Ассамблеи провели переговоры с представителями Министерства финансов, Министерства налогов и сборов и других ведомств на совещании под председательством тогдашнего вице-премьера по социальной политике Галиной Кареловой. Согласованные в ходе того мероприятия предложения по расширению сфер деятельности, на которые разрешено выделять гранты, были направлены Президенту РФ. В течение почти года они проходили непростое согласование в администрации Президента и министерствах, а теперь внесены в Государственную Думу Правительством. К сожалению, отрицательные положения нового законопроекта значительно "перевешивают" его позитивные аспекты и создают тяжелую ситуацию для российских НКО, остающихся зависимыми от получения грантов из-за несправедливого и экономически необоснованного законодательства, ограничивающего их в получении иных доходов. Поправками предусмотрено радикальное изменение правового статуса грантодателей - как российских, так и иностранных. Во-первых, в отличие от действующего порядка, не содержащего ограничений для предоставления грантов российскими некоммерческими организациями (будь то корпоративные фонды, частные фонды, фонды развития местных сообществ, регрантинговые фонды или любые иные НКО), в случае принятия поправки они смогут предоставлять гранты только в том случае, если будут включены в перечень, утверждаемый Правительством РФ. В законе отсутствуют какие-либо критерии для включения грантодателей в перечень. Отсутствуют утвержденные процедуры составления и обновления перечня. Для того чтобы этот Перечень начал составляться и вступил в силу, потребуется принятие соответствующего постановления Правительства (аналогично постановлению о подобном перечне иностранных доноров, принятому в декабре 2002 г. после принятия предыдущих изменений в статью о грантах в мае 2002 г. и действующему в настоящее время). Учитывая, что Правительство РФ, несмотря на многочисленные обращения, не утверждает и официально не публикует процедур составления такого рода перечней, высока вероятность, что многие российские организации, особенно расположенные вне Москвы, а также не зависимые от властей или "не любимые" ими по политическим и иным причинам, не будут включены в указанный перечень. По мнению экспертов, существует реальная опасность произвольного формирования перечня, без учета реальных потребностей общества. Таким образом, усилия НКО и российского бизнеса последних лет, направленные на развитие российской филантропии, благотворительности и на снижение зависимости НКО от иностранных источников, могут быть подорваны. Во-вторых, иностранный или международный грантодатель, согласно законопроекту, сможет предоставлять не облагаемые налогом на прибыль гранты только в том случае, если грант будет оформлен в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ. До 2004 г. этим занимались две отдельные комиссии, существовавшие с 1999 г. Комиссия по вопросам международной технической помощи утверждала крупные программы технической помощи, в основном правительственные. Иностранные и международные организации предоставляют в России тысячи грантов, в том числе совсем небольших, и оформление этих грантов в единственной на всю страну Комиссии при Правительстве РФ может затянуться на многие месяцы. Длительность оформления разрушит нормальное планирование деятельности НКО-получателей грантов. Более того, если Комиссия будет применять к регистрации грантов требования Закона о зарубежной безвозмездной помощи от 1999 г., грантодатель должен будет представить в Комиссию письмо администрации того города или региона, где должен реализовываться проект, о ее согласии контролировать целевое использование средств по грантовому проекту. По нашему мнению эта норма безусловно коррупциогенна. Кроме того, организации и их проекты ставятся в политическую зависимость от воли чиновника, который может отказаться подписывать такую бумагу из политических или иных соображений. Не исключено, что многие иностранные доноры посчитают это требование политическим контролем и откажутся обращаться в комиссию. В результате высока вероятность того, что они прекратят выделять гранты в России, так как они не имеют права по своим уставам и законам своих стран разрешить облагать свои гранты налогом на прибыль. Также, в отличие от действующего законодательства, иностранные физические лица, согласно законопроекту, лишаются права предоставлять гранты. Каких-либо изменений, касающихся получателей грантов, не предлагается. Наши эксперты считают, что в таком подходе к налогообложению грантов невозможно выявить экономического смысла: если программы в названных областях деятельности признаются государством заслуживающими поддержки в виде освобождения от налога и при условии, что средства на программу использованы по назначению, с экономической точки зрения безразлично, кем эти средства предоставлены. Подобного механизма контроля нет нигде в мире. По мнению представителей НКО, эти меры представляют собой установление нового, по сути политического, контроля государства за российскими и иностранными грантодающими организациями и за гражданским обществом в целом. Законопроект должен рассматриваться во втором и третьем чтениях осенью, скорее всего в октябре. Что уже сделано и что предполагается сделать? Были составлены экспертизы законопроекта (Народной Ассамблеей, Независимым экспертно-правовым советом, Национальным антикоррупционным комитетом и Международным центром некоммерческого права). Выработана стратегия противодействия принятию негативных положений проекта закона. Были составлены проекты писем на имя председателя Государственной Думы Б.Грызлова и председателя Комитета Думы по бюджету и налогам Ю.Васильева, которые подписали и отправили председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ Э.Памфилова и Уполномоченный по правам человека В.Лукин. Инициированы статьи в общероссийских СМИ. Готовятся встречи с рядом чиновников и депутатов. Подготовлены поправки в законопроект для внесения сочувствующими депутатами и законодательными собраниями регионов (суть "наших" поправок - поддержать положение, расширяющее сферы деятельности, финансируемые грантами, и исключить положения о новых требованиях к российским и зарубежным грантодателям). Мы предполагаем, что к концу сентября станет ясно, дают ли что-либо наши встречи и переговоры. Будем признательны Вам за поддержку и высказанные идеи. С нами можно связываться через администратора "налоговой группы" Народной Ассамблеи Дарью Милославскую miloslavskaya@urbaneconomics.ru. От Народной Ассамблеи Государство намерено взять под контроль благотворительность Правительство внесло в Думу поправку в статью 251 Налогового кодекса, цель которой - ужесточить государственный контроль над предоставлением благотворительных грантов. По новым правилам российские грантодатели должны будут попасть в перечень, утверждаемый правительством, а иностранные - регистрировать каждое пожертвование в правительственной комиссии по безвозмездной помощи. Таковы практические последствия содержащегося в послании Федеральному Собранию высказывания президента Путина в адрес неправительственных организаций, которые не ориентированы "на отстаивание реальных интересов людей". Благотворители, которые не войдут в перечень, по словам директора Центра развития демократии и прав человека Юрия Джибладзе, вынуждены будут оформлять свою деятельность либо как частные пожертвования, либо как зарубежную безвозмездную помощь, регистрируясь в специальной комиссии по безвозмездной помощи. Эта комиссия, по словам Джибладзе, до марта 2004 г. собиралась раз в два месяца, но после реорганизации правительства ни одного заседания не проводилось. Инициатива правительства, по мнению Джибладзе, "связана с желанием властей контролировать процесс" раздачи благотворительных денег. Замдиректора Благотворительного фонда Владимира Потанина Наталья Самойленко считает, что новая система больше похожа на бюрократический барьер, чем на систему контроля. Исполнительный секретарь Форума доноров Наталья Каминарская напоминает, что в составленный в 2002 г. список не попали многие крупные международные организации, которые активно занимаются благотворительностью в России. "Каждый грант, а мы выделяем в России в год 70-100 грантов, регистрировать будет очень сложно, - говорит глава представительства Фонда Форда в России Стивен Солник. - Но, я думаю, и правительству проверить такой объем информации будет нелегко". Бюджетный комитет ГД рассмотрит законопроект на этой неделе. Ведомости
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2004/07/23/78738 23.07.2004
Испытанный метод Кремля - использование рычагов экономического регулирования для политического контроля - будет теперь опробован и на гражданском обществе. В ежегодном послании президент обрушился с критикой гражданских организаций, получающих на свою деятельность деньги от международных фондов. И вот систематическая работа по установлению контроля над общественными организациями обретает конкретные очертания - в Думе проходит согласование законопроект, который позволит чиновникам проводить селекцию гражданских организаций под видом регистрации их деятельности. Фактически речь идет о введении разрешительного принципа для таких организаций. Неугодных будут "давить рублем". Устройство закона бюрократически прямолинейно: всех разрешенных благотворителей внесут в список, помощь же прочих будет облагаться налогами. Ситуацию в интервью "Газете.Ru" комментирует член правления международного общества "Мемориал", главный редактор интернет-СМИ "Кавказский узел" Григорий Шведов. В прошлый вторник законопроект был принят на подкомитете и был одобрен комитетом по бюджету и налогам. В начале августа его могут рассмотреть в первом чтении, и он, безусловно, пройдет. Все поправки, как обычно, будут вноситься ко второму чтению. Что принято, то навсегда Сейчас система грантов устроена так, что существует разделение на иностранные благотворительные организации и российские. По понятным причинам в течение долгого времени грантовую деятельность в России вели только иностранные фонды, и фактически их работа никак не регистрировалась. 24 декабря 2002 года вышло постановление нашего правительства, в котором был перечень международных организаций, гранты от которых учитывались в целях налогообложения в доходах российских организаций. Перечень был составлен по непонятно какому принципу и включал 88 организаций. С тех пор было предпринято много лоббистских и переговорных усилий для того, чтобы перечень этот расширить, поскольку на самом деле фондов значительно больше. Но, несмотря на высокий переговорный уровень - переговоры велись и с Матвиенко, и с Кареловой, - выйти на людей, которые реально отвечают в правительстве за этот список, не удалось. Именно с этим связано нынешнее беспокойство благотворителей. Список остался таким же, каким и был. Другие организации, которые формально не имеют права выдавать гранты, предоставляют безвозмездные долевые пожертвования и оказывают безвозмездную помощь. Мы понимаем, что серьезная организация существование на птичьих правах в какой-либо стране воспринимает негативно. Конечно, все основные фонды вошли в список, а те, кто не вошли, вели свою деятельность таким, несколько странным, способом. С российскими организациями ситуация другая. По новому законопроекту должен быть составлен перечень российских фондов. Мы хорошо понимаем, что это практически невозможно, поскольку кроме крупных и известных фондов есть достаточно мелкие образования, разные муниципальные фонды, которые внести за короткое время в какой-то список практически невозможно. Дополнить же этот список потом, как показал опыт с иностранными фондами, тоже невозможно. Таким образом, суть этих предложений в том, что либо организация попадает в список и тогда ведет нормальную благотворительную деятельность, либо не попадает, что означает, что средства будут облагаться налогом на прибыль. Это очень значительная сумма, и мы понимаем, что фонды не смогут понести такие дополнительные издержки. Понятно, что это снизит активность общественных организаций. Техническая комиссия По подготовленному закону для иностранных доноров остается возможность регистрировать программы в комиссии по технической помощи, которая была создана в 1999 году. Раньше регистрировать все гранты в ней не было необходимым. Я работал с этой комиссией, когда получал грант от американского посольства, которое по специальному соглашению с Россией не платит НДС. Процесс регистрации занял около 6 месяцев. Наша деятельность была просто остановлена, поскольку комиссия собиралась раз в два месяца, рассматривала очень мало проектов. В ней были представители всевозможных ведомств включая Минобороны. По сути, эта комиссия и была призвана бюрократически тормозить реальную работу. И после реформы правительства она просто не существует, что делает сейчас этот административный барьер непреодолимым. Сейчас будет создаваться новая комиссия, но возлагать надежды на то, что она будет работать лучше, чем старая, конечно, нельзя. Если этот законопроект пройдет в нынешнем виде, то он сможет приостановить деятельность иностранных доноров просто потому, что у них не будет возможности официально выделять средства на Россию. При этом общественные организации оказывают услуги 20 миллионам человек, сумма продукции и услуг, например, в 2001-2002 годах, по оценкам экспертов, составила 143 млрд. рублей. В любом случае опыт, и мой личный в частности, показывает, что комиссия не способствует большей прозрачности в некоммерческом секторе. Такую цель ее деятельности можно было бы приветствовать. Они же содержательно не работают с этими документами. По существу, они просто удлиняют процесс регистрации. "Работа с сиротами - прекрасно, работа в Чечне - это не то, что нас особенно интересует" Из положительных изменений можно отметить расширение списка деятельности. Сейчас есть очень короткий список разрешенных направлений благотворительности.
В новом законопроекте он расширен и включает в себя права человека, здоровье
и социальную помощь. Раньше в него входили наука, культура, образование
и защита окружающей среды. Таким образом, есть небольшие достижения. Как признают эксперты, сегодня реально эти схемы для ухода от налогов не используются, потому что есть способы значительно более простые. Наиболее радикальные правозащитники считали, что первоначальное отсутствие этих видов деятельности в белом списке направлено на ограничение общественной деятельности социальной работой. Мы понимаем, что социальные виды деятельности очень приветствуются сегодняшней властью: "Работа с сиротами - это прекрасно, работа в Чечне - это нечто, что не столь нас интересует". Пример Чечни тут не случаен. Впервые попытка ограничить деятельность международных доноров в России была предпринята именно на территории Ингушетии и Чечни. Три года назад, когда там была гуманитарная катастрофа с беженцами, местная власть выступила с идеей, чтобы международные гуманитарные агентства не сами распределяли помощь и производили закупки, а переводили бы десятки миллионов долларов, которые они выделяли, в специальный фонд, а их распределением занималась бы власть. Действительно, у Датского совета по беженцам были сложности, поскольку были случаи, когда малую часть гуманитарной помощи находили у боевиков. Воровство же есть везде. Но дело было в желании контролировать ресурсы, а не в том, что что-то идет боевикам. Также и сегодня за этими поправками стоит желание контролировать деятельность гражданских организаций. Об этом говорил президент в ежегодном послании, и это же связано с выступлением перед нашими послами, где он говорил о внешнем воздействии на имидж России. У нас идет эскалация образа внешнего и внутреннего врага. И эту кампанию разворачивают, имея в виду гражданские организации. Целый ряд представителей РПЦ выступил в последнее время с рассуждениями о том, какие нехорошие правозащитники и как они делают не ту работу, которая нужна народу. И если в Ингушетии и Чечне была попытка получить контроль над финансовыми ресурсами, то здесь через контроль над финансами пытаются ослабить деятельность сильных гражданских организаций. Если они хотят контролировать целевое использование средств и предотвращать налоговые злоупотребления, для этого не нужно создавать новые списки. Для этого нужно существующими структурами отслеживать целевое использование средств, отслеживать реальную работу. Григорий Шведов, член правления международного общества "Мемориал" Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |