Eng

  На главную страницу

 

Учебный семинар "Совершенствование системы обучения персонала национальных парков"

13-19 января 2002 года в г. Пушкино Московской области на базе Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (ГОУ ВИПКЛХ) прошел учебный семинар "Совершенствование системы обучения персонала национальных парков", организованный благотворительным фондом "Центр охраны дикой природы" при методической помощи Экологопросветительского центра "Заповедники".В работе семинара приняли участие 22 специалиста из 12-ти национальных парков, в основном Центрального и Северо-Западного регионов России: "Угра", "Лосиный остров", "Мещерский", "Смоленское Поозерье", "Плещеево озеро", "Водлозерский", "Кенозерский", "Куршская коса", "Себежский". Кроме этого на семинар были приглашены специалисты национальных парков "Хвалынский" и "Нижняя Кама" из Приволжского и национального парка "Алания" из Южного регионов. В семинаре участвовали сотрудники Ассоциации ООПТ Северо-запада России и ВИПКЛХ. Британскую сторону на семинаре представляли эксперты в рамках проекта "Стратегия управления национальными парками России" Ф.Херст и Ф.Джонсон.Cеминару была представлена Программа дополнительного профессионального образования "Управление национальными парками" для специалистов национальных парков, разработанная Центром охраны дикой природы в рамках проекта "Стратегия управления национальными парками России" при участии МПР России и финансовой поддержке Министерства международного развития Великобритании.

На завершающем этапе разработки Стратегии управления национальными парками России, основополагающего документа для деятельности этих ООПТ, перед руководством проекта встала задача ее реализации, внедрения в практику. Решающая роль в этом процессе безусловно, принадлежит персоналу национальных парков.
Вместе с тем, очевидно, что для понимания целей и задач, поставленных Стратегией, правильных путей ее реализации, требуется серьезная корректировка знаний и навыков работы персонала национальных парков. Так в рамках большого "стратегического" проекта родилась идея подпроекта по разработке системы обучения персонала национальных парков, призванной стать главным инструментом внедрения в жизнь Стратегии управления национальными парками. Система обучения, как это видится разработчикам проекта, основывается на программе дополнительного обучения персонала НП, реализуется штатом организаторов процесса обучения, инструкторов-преподавателей из числа сотрудников НП и должна иметь в перспективе структуру региональных учебных центров для персонала НП.

Программа дополнительного профессионального образования "Управление национальными парками", разработанная специалистами Центра охраны дикой природы, находится в настоящее время на утверждении в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, она состоит из 10-ти разделов и охватывает практически все области деятельности национального парка.

Программа создавалась с учетом новых подходов к организации деятельности национальных парков, изложенных в Стратегии, опыта административного управления парками в новых экономических условиях, опыта обучения сотрудников национальных парков экологическому просвещению населения. В Программе учтена потребность в знаниях для разных категорий специалистов национальных парков, выявленная рабочей группой проекта в процессе анкетирования. При разработке программы обучения были обновлены и частью разработаны заново должностные обязанности работников национальных парков.

Учебный семинар явился с одной стороны завершающим этапом в создании программы обучения, с другой стороны пробным шаром в процессе формирования звена инструкторов- преподавателей и организаторов процесса обучения из наиболее опытных и профессиональных специалистов национальных парков региона, с учетом перспективы организации региональных центров такого обучения.

В процессе работы семинара после лекционного блока информации перед его участниками была поставлена практическая задача по разработке учебно-тематических планов обучения различных категорий специалистов национальных парков по следующим областям знаний: "Управление природными ресурсами НП", "Развитие туризма в НП", "Охрана природных комплексов в НП", "Формы и методы работы с населением (экологическое просвещение)".
Требовалось определить объем знаний, нужных, к примеру, лесничему в области туризма и экопросвещения, специалистам по туризму и экопросвещению в областях управления природными ресурсами и охране природных комплексов, директору национального парка во всех этих областях деятельности. В качестве исходных материалов для работы были предложены Стратегия, учебная программа, должностные инструкции для соответствующих категорий специалистов. Организаторам семинара было важно узнать, как воплотится в учебно-тематических планах понимание задач персонала национальных парков через бесценный опыт практической деятельности участников семинара.

Следует отметить, что работа участников семинара над учебно-тематическими планами в небольших, смешанных по профессиональному составу, группах была наиболее яркой частью семинара и дала интереснейший материал для сравнительного анализа понимания задач обучения.

В целом проведенный учебный семинар можно считать успешным. Организаторам семинара удалось реализовать все свои планы, проведя компьютерную презентацию учебной программы и двух стратегически значимых направлений деятельности национальных парков - туризма и устойчивого жизнеобеспечения населения. Сотрудникам ЭкоЦентра "Заповедники" удалось создать поистине творческую и дружескую обстановку для профессионального общения и в очередной раз поделиться своими блестящими достижениями в части организации учебного процесса в группах. А учебная база, предоставленная ВИПКЛХ для проведения семинара, позволяет утверждать, что первый прекрасно технически оснащенный и комфортабельный учебный центр для специалистов ООПТ уже существует.

По сложившейся традиции участникам семинара было предложено дать оценку семинара, ответив на вопросы итоговой анкеты. Из обобщенных данных выяснилось, что специалисты природоохранного дела, в большинстве своем уже имеющие опыт участия в учебных семинарах, высоко оценивают содержание семинара, квалификацию преподавателей, организацию профессионального общения и семинара в целом (85%). Подавляющее большинство (90%) удовлетворено своей работой в семинаре. Большинству участников семинара стали более понятны задачи, которые им предстоит решать и методические основы организации учебного процесса. Для основной части участников (70%) наиболее привлекательным в семинаре были тренинг по разработке учебно-тематических планов и обмен опытом с коллегами в процессе профессионального и неформального общения.

Участники семинара выразили искреннюю благодарность организаторам семинара за радушие и гостеприимство.
Семинар получил высокую оценку британских консультантов, в частности Френсис Херст, участвовавший в разработке обучающего проекта на протяжении всего процесса, особо отметил, что учебная программа, создававшаяся на его глазах, существует и действует, и начала приносить ощутимую пользу.
В заключении можно сказать, что кропотливая, планомерная созидательная деятельность Центра охраны дикой природы увенчалась успехом, в ее результате заложены реальные основы для создания Системы обучения персонала национальных парков страны.


Наталья Виноградова, ЦОДП

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены