Eng |
Часть 1. Устойчивое жизнеобеспечение: введение Развитие и поддержка устойчивого жизнеобеспечения населения на территории национальных парков - важнейший компонент трехлетнего проекта “Стратегия управления национальными парками России”, осуществляемый при финансовой поддержки Великобритании, который будет завершен в апреле 2000 года. Этот проект является прямым продолжением предыдущего проекта по разработке менеджмент - планов для трех российских охраняемых природных территорий. Одним из важнейших результатов предыдущего проекта было признание необходимости решать вопросы, связанные с экономическим благосостоянием сельского населения, живущего на территории национальных парков. Это также отражает требования федерального закона "Об особо охраняемых территориях", принятого в 1995 г., который признает важную роль экологического просвещения, создания благоприятных условий для развития туризма и отдыха, сохранения для коренного населения традиционного природопользования и регулируемой хозяйственной деятельности. Цель данного проекта следующая: Разработка стратегии управления для реализации задач национальных парков по сохранению природных и историко-культурных ценностей, одновременно с улучшением жизнеобеспечения населения, проживающего на охраняемых территориях. Эта формулировка отражает значительное изменение в традиционных подходах к решению природоохранных задач в России. Данный подход уже использован в проекте Стратегии управления национальными парками России, где в главе 3.5. "Национальный парк в контексте социально-экономического развития" отмечено, что “практическая реализация целей и задач национального парка в контексте комплексного управления всеми землями и ресурсами в его границах оказывает непосредственное влияние на социально - экономическое развитие граждан и социальных общностей, живущих в границах парка и вокруг него”. Проект Стратегии также признает фундаментальное право местного населения на реализацию его собственных социально-экономических задач в рамках природоохранных и иных требований, устанавливаемых национальными парками, и отмечает, что плохие условия жизни местного населения и отсутствие благоприятных возможностей для экономического развития провоцируют конфликты природопользования, ухудшают условия сохранения природных объектов в национальных парках. Соответственно, актуальность компонента УЖН для данного проекта вытекает из целого ряда предпосылок: из потребности, обусловленных современной социально-экономической ситуацией в стране, из российского законодательства по ООПТ и землепользованию, и, наконец, из общих современных тенденций деятельности международных и российских организаций в сфере охраны природы.
Устойчивое жизнеобеспечение население (УЖН) становиться все более важной сферой деятельности многих правительств и государственных служб во всем мире. На ней, в настоящее время, сосредоточено внимание таких организаций, как UNDP и Британский Департамент Международного Развития. На уровне государств, это отражается в политике, направленной на преодоление социального неравенства, и эта проблема, в свою очередь, решается тысячами добровольческих и неправительственных организаций. Для частного сектора эта тема также является актуальной, что выражается, в расширении сферы деятельности современных промышленных компаний. Их деятельность должна теперь отвечать не только финансовым, но также и социальным, и природоохранным критериям. В развитых странах общепринятым считается, что задачи по обеспечению заработком населения, проживающего на относительно бедных и экономически слаборазвитых территориях, лучше всего разрешаются путем рассмотрения конкретной ситуации в контексте гуманитарного, экономического и экологического благосостояния, как в настоящем, так и в будущем. При этом основной упор делается на мероприятия, осуществляемые на местном уровне, – это вытекает из твердого убеждения, что местные проблемы наилучшим образом можно разрешить только на местах. Концептуальные основы устойчивого развития и устойчивого жизнеобеспечения будут подробно рассмотрены ниже. На данной стадии будет полезно привести их международные определения, которые дополняют краткие характеристики, приведенные в Глоссарии:
Российские национальные парки традиционно недостаточно взаимодействовали с местным населением, поскольку важнейшим предметом их заботы была охрана ценных природных объектов федерального значения. Однако недавняя диверсификация землепользования и изменение направлений экономического и социального развития на общенациональном и местном уровне сформировали новую ситуацию, к которой персонал НП не был подготовлен. Национальные парки, являясь новой для России формой особо охраняемых природных территорий, как правило, имеют в своем составе земли, не переданные в пользование администрации парка, здесь проживает много людей, осуществляющие различные формы землепользования. Что бы снизить возможное негативное воздействие на природную среду и другие нерегулируемые воздействия, национальным паркам в настоящее время необходимо объективно признать свои социальные обязательства перед населением, живущим внутри НП или по соседству с ними. Такая позиция может принести пользу, как самим НП за счет создания благоприятных условий для уменьшения стихийных антропогенных воздействий на природную среду, так и местному населению и всей региональной экономике.
Включение устойчивого жизнеобеспечения населения в Стратегию управления национальными парками России означает признание того, что существует четкая связь между национальными паркам и местными социальными общностями, непосредственно влияющими на природное окружение. Для того, чтобы проверить целесообразность и эффективность подхода УЖН в российских НП, необходимо сочетать теорию жизнеобеспечения с практической реализаций программ УЖН на местах. Чтобы достичь этого, проект ставит своей целью:
Концептуальные и практические компоненты проекта взаимосвязаны между собой. Данный документ отражает этот подход. Рост заработков и занятости населения обеспечиваются через реализацию микро-проектов, финансируемых из средств проекта в увязке с использованием соответствующих местных ресурсов. В ходе работ апробируются и оцениваются два типа микро-проектов: предпринимательские, финансируемые через кредитование, и “поддерживающие", осуществляемые для создания новых и поддержки существующих институциональных механизмов поддержки предпринимательских проектов. Оставшаяся часть настоящего документа рассматривает устойчивое жизнеобеспечение с иных важных точек зрения.
Ключевой особенностью рамочного документа УЖН является практическая проверка в ходет, проекта различных подходов и оценка их эффективности на модельных территориях. Опыполученный в ходе реализации проекта, будет включен в окончательную версию рамочного документа УЖН. Например, несмотря на то, что, на данный момент, все программы микро-проектов включали поддержку финансированием, это не обязательное требование для всех территорий. Может оказаться, что основные потребности на местном уровне будут связаны с обучением, поддержкой и институциональным развитием. Аналогично, создание координационных структур и организация конкурсов бизнес-планов не всегда могут быть лучше иных уже функционирующих на местах институциональных механизмов. Роль национальных парков в программах УЖН может значительно различаться в зависимости от конкретных обстоятельств. Национальные парки могут играть, как ведущую роль в разработке программ обеспечения населения устойчивыми заработками, так и только стимулировать районные власти или местные социальные общности к проведению таких программ. Это отражает местные потребности и возможности, и в определенной степени – амбиции и интересы сотрудников НП, представителей местных властей и социальных общностей. Мы надеемся, что преимущества гибкого подхода, вырабатываемого в ходе процесса внедрения программ УЖН, положительно отразятся на решении конкретных проблем устойчивого жизнеобеспечения, и что лежащая в его основе концепция “учиться, делая” окажет влияние на разработку Практического руководства по УЖН и, в свою очередь, поощрит тех, кто будет в будущем реализовывать программы УЖН, использовать в своей работе такой же самый подход. | ||||||||||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |