Eng |
Часть 2. Концептуальная основа программ УЖН2.1 Устойчивое развитие в глобальном контексте Экологический кризис Наша цивилизация входит в новое тысячелетие в состоянии глобального экологического кризиса.В настоящее время экономическое развитие человечества наносит огромный и невосполнимый вред природной среде. Современная экономика ориентированная, в основном, на крупномасштабное использование зачастую невосполнимых природных ресурсов, активно влияет на ход естественных процессов в биосфере. Сохранение цивилизации становиться немыслимым без нахождения возможностей устойчивого экономического развития в пределах емкости существующей биосферы. В последние годы во всем мире и в России идет поиск путей устойчивого развития. Такой подход был одобрен на уровне глав государств на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Одним из важнейших документов принятых в Рио-де-Жанейро стала “Повестка дня на ХХ1 век”, поддержанная почти 180 правительствами. После этого Российская Федерация приняла ряд документов по охране природной среды и природных ресурсов. “Повестка дня на XXI век” – это программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точки зрения, бороться с бедностью, предоставляя малообеспеченным людям более широкий доступ к ресурсам, которые им необходимы для стабильной жизни. Развитые страны ищут пути защиты природы в таких формах, которые не могут существенно затормозить хозяйственное развитие и одновременно стремятся сокращать использование невосполнимых природных ресурсов необходимых и для будущих поколений.
Поскольку устойчивое жизнеобеспечение имеет ярко выраженную ориентацию на безотлагательное решение социальных проблем в экологическом контексте, то оно может, по праву, считаться первым базовым этапом решения проблем устойчивого развития на конкретной территории. Основными задачами в сфере устойчивого жизнеобеспечения являются:
Нетрудно убедиться, что основные задачи устойчивого развития полностью поглощают основные задачи устойчивого жизнеобеспечения. Влияние текущей социально-экономической ситуации в России на сохранение уникальных природных объектов в национальных парках Сохранение ценных объектов природного и историко-культурного наследия федерального значения, которыми располагают национальные парки России в значительной мере зависит от социально-экономической обстановки в стране. В последние 10 лет в России наблюдается тенденция значительного снижения жизненного уровня населения. Особенно это коснулось, сельских жителей, основная масса которых в настоящее время проживает за официальной чертой бедности. А именно в сельской местности расположены все национальные парки России. Резкое снижение занятости населения и реальных доходов толкает людей на поиск новых источников жизнеобеспечения, в том числе за счет стихийного роста использования природных ресурсов охраняемых национальными парками. Существует много примеров истощительного природопользования осуществляемого представителями беднейших социальных групп, нарушающих установленные правила и квоты. Нарастающее число инцидентов по поимке охраной национальных парков местных жителей - нарушителей провоцирует переход потенциального конфликта природопользования в реальное (открытое) противостояние с возможными деструктивными последствиями для охраняемых объектов. В этих условиях, устойчивое развитие национальных парков и окружающих их территорий, обеспечивающее устойчивое жизнеобеспечение местного населения становятся ключевым фактором улучшения возможностей сохранения уникальных природных объектов.
Особенности национальных парков позволяют им стать, по сути, особо ценными, хотя, естественно, не единственными территориями, для отработки практических шагов в деле гармонизации отношений природы и общества, внедрения в жизнь подходов устойчивого развития. Такое значение национальных парков обусловлено наличием в их границах одновременно, как заповедных зон со строгим режимом охраны биоразнообразия, так и территорий предназначенных для регулируемой хозяйственной деятельности. Это позволяет апробировать здесь более совершенные методы хозяйствования при ведении сравнительного мониторинга их антропогенного влияния на все элементы природоохранного комплекса национального парка. Это также создаст базу для уточнения границ заповедных зон и территорий, предназначенных для регулируемой хозяйственной деятельности, а также режимов их охраны и использования. Идею развития национальных парков, как изолированных от социально-экономического контекста островов дикой природы следует признать устаревшей. Наиболее актуален новый подход, когда национальные парки могут стать инициаторами и центрами реализации стратегии устойчивого развития, активно распространять этот подход на окружающие их территории и пользоваться всеми преимуществами такого позитивного лидерства. Национальные парки, тем самым, содействуют устойчивому жизнеобеспечению местного населения путем расширения собственных возможностей в этой сфере, создают основу расширения своих территорий, глобальных экологических сетей, а также преодолевают состояние стихийно сложившихся конфронтационных отношений с местными социальными общностями. При этом, национальные парки не должны подменять органы власти и местное самоуправление в решении задач социально-экономического развития, а, в большей степени, инициировать позитивные социально-экономические процессы в своих границах и оказывать соответствующим организациям организационную поддержку во внедрении программ УЖН.
Практика показала, что осуществляемые ныне со стороны национальных парков только запретительные меры в области природопользования не смогли обеспечить решение проблемы сохранения биоразнообразия, здесь требуется согласованная инициативная работа в рамках новых подходов.Устойчивое развитие национальных парков может быть достигнуто путем комплексного решения достаточно широкого круга вопросов:
Безусловно, только национальному парку это сделать не под силу, да и в этом нет необходимости, когда к общей работе можно и необходимо привлечь все заинтересованные стороны. Более того, НП могут просто выступить катализаторами, стимулирующими других к проведению программ УЖН. Реализация такой позитивной инициативы национальных парков может способствовать всестороннему укреплению связей экологов с населением, собственниками, пользователями и владельцами, организациями и органами власти, находящимися в границах природоохранного комплекса НП и желающими улучшить местный уровень жизни и повысить занятость. Соответствующие администрации и национальные парки могут взаимодействовать и с представителями других территорий - учеными, руководителями и специалистами, занимающимися вопросами устойчивого развития, повышения доходов, разрешения открытых конфликтов природопользования и распределения ограниченных ресурсов для изучения и внедрения их опыта. Местные администрации вправе ожидать от национальных парков полезных инициатив, получать экологическую и любую иную информацию, а также совместно проводить с национальными парками работу по обеспечению устойчивого развития всего природоохранного комплекса. Впрочем, сами местные администрации, крупные промышленные предприятия могут стать инициаторами внедрения стратегии устойчивого развития на достаточно обширных территориях. Такие подходы могут быть востребованы даже крупными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, которые традиционно играют на селе чрезвычайно важную социальную роль, порой сопоставимую с ролью органов местной власти. Если принять, что экологизация социально-экономического развития – основополагающий вектор обеспечения устойчивого развития, то в определенных отношениях это вопрос времени, кто первым проявит инициативу, кто займет позицию лидера. Лидером программ УЖН может быть представитель национального парка, администрации или иного учреждения, или же он может действовать самостоятельно. Это не важно при условии, что цели программ УЖН достигаются. Значение имеет то, что такой лидер должен быть поддержан соответствующими учреждениями и инфраструктурой, иначе любая подобная инициатива, скорее всего, потерпит фиаско. Комплексное решение проблемы устойчивого развития национальных парков является стратегической основой их деятельности на более дальнюю перспективу. Настоящий проект ставит прагматическую задачу: уже сегодня начать работу с внедрения программ УЖН, как основы для дальнейшего поэтапного обеспечения устойчивого развития национальных парков.
Устойчивое развитие связано с улучшением заработков и социальной структуры общества, а также с сохранением природной среды. Этот подход нацелен на развитие общества, открытого для всех; и он концентрирует свое внимание на будущем, а не на прошлом опыте. Программы УЖН отражают этот концептуальный подход следующим образом:
Возможности программ УЖН Можно констатировать, что возможности программ УЖН имеют свои естественные пределы. Программы УЖН не могут и не должны претендовать на решение всех социально-экономических проблем территории, как, впрочем, и любая иная модель развития экономики, в центре которой находится поддержка естественно ограниченных форм сельского развития при дефиците денежных ресурсов. По сути, в рамках УЖН формулируются наиболее доступные в сложнейших социально-экономических условиях технологии выживания и достойного существования с опорой на собственные силы. Следует отметить, что далеко не все слои местного населения восприимчивы к модели УЖН, особенно люди пенсионного возраста; злоупотребляющие спиртными напитками; привыкшие скорее "ходить на работу" в условиях слабой колхозной дисциплины, но не интенсивно работать и т.п. При значительном оттоке трудоспособной молодежи из сельской местности в города слой участников УЖН в настоящее время реально может оказаться незначительным, но нельзя забывать, что программы УЖН, дающие возможность выхода из замкнутого круга традиционного сельского существования, должны стать фактором сдерживающим отток молодежи и поэтому сыграть свою положительную роль в перспективе. Важно, что программы УЖН могут служить демонстрационной базой более эффективной модели жизни и деятельности, новых мотиваций, мировоззрения. А это важно, т.к. общеизвестно, что в сельской местности обучение и развитие возможно только на конкретных примерах. Такими наглядными примерами для односельчан и должны стать участники программ УЖН. Программы УЖН имеют следующие основные возможности:
Территория сотрудничества, где будет внедряться программы УЖН, становится, по сути, демонстрационным участком или "лабораторией под открытым небом" для изучения экономических, социальных и экологических проблем и малозатратных подходов к их решению.
Выгоды и проблемы для всех основных заинтересованных сторон на территории сотрудничества можно суммировать следующим образом:
В целом можно констатировать, что осуществление программ УЖН имеет для всех заинтересованных участников больше положительных сторон, чем отрицательных и, главное, задает направление комплексного устойчивого саморазвития национальных парков одновременно в интересах экологии и местного населения. При этом для реализации программ УЖН необходимо придти к пониманию необходимости уточнения и расширения функций национальных парков, создания действующих механизмов координации перспективной и текущей хозяйственной деятельности в границах природоохранных комплексов.
Междисциплинарный подход к решению проблем устойчивого жизнеобеспечения Программы УЖН требуют особого междисциплинарного подхода, т.к. находятся на стыке экологии с экономикой и социологией, констатируя объективно существующие тесные взаимоотношения природы, человека и экономики. Внедрение этих программ требует согласованной работы экологов, экономистов и социологов, роста их взаимопонимания и поддержки. Особая роль придается и междисциплинарным программам повышения квалификации узкоспециализированных руководителей, специалистов национальных парков и заинтересованных организаций. Помимо экологических навыков, организаторам программ УЖН необходимы и другие навыки, включая:
В современных российских национальных парках ощущается острый дефицит вышеназванных специалистов и навыков, но их, безусловно, можно найти у многочисленных потенциальных партнеров. Программы УЖН, ориентированные на организацию позитивного сотрудничества всех заинтересованных сторон, имеют потенциал малозатратного решения проблем обмена опытом, знаниями и информацией.
Реализация программ УЖН невозможна вне современного гражданского общества, без социально активных людей, грамотных экономически, демократически и экологически. Гражданское общество неразрывно связано с современными представлениями о демократии, правовом государстве, открытом обществе, основанных на политическом плюрализме, гражданском консенсусе, партнерстве разных групп населения. Но следует отметить, что в России, не имеющей проверенных историей традиций гражданского общества, приходится преодолевать авторитарные подходы в управлении, которые зачастую выдаются, как особый российский путь развития. Тем не менее, в последние годы тема гражданского общества становится все более актуальной для России. Это в частности относится к программам УЖН, адресованным наименее обеспеченным слоям местных жителей, вовлекающим их в позитивную общественную деятельность, и предназначенным вносить определенный вклад в демократическое развитие. Программы УЖН создают механизмы демократического разрешения сложных социально-экологических проблем. Внедрение программ УЖН, по сути, означает начало строительства принципиально новых партнерских отношений между национальными парками, местными властями, предпринимателями и населением, основанных на договорном процессе и развитии партнерских отношений, цивилизованного разрешения конфликтов при распределении ограниченных ресурсов природопользования.
Национальные парки создают особо благоприятную возможность для социально-экономического развития своей территории, связанную с их большим туристским и рекреационным потенциалом, наличием в их границах уникальных природных и историко-культурных объектов федерального значения. Но хотя другие сельские территории, как правило, не имеют таких особо благоприятных условий для социально-экономического развития, тем не менее, и они имеют возможности устойчивого развития с использованием программ УЖН. Программы УЖН требуют обеспечить возможность комплексного экономически, экологически и социального обоснованного выбора среди всего спектра возможностей хозяйственного развития семейных хозяйств и предпринимательства, в рамках научно обоснованных природоохранных ограничений. Мы считаем, что программы УЖН имеют свою нишу в абсолютном большинстве сельских территорий и в совокупности с иными социальными программами роста занятости и повышения доходов могут сыграть позитивную роль, как пример возможности устойчивого развития с использованием минимума финансовых средств. Нельзя недооценивать важность создания новых рабочих мест и диверсификации доходов, которые способствуют повышению жизненного уровня населения. Если для природных заповедников интеграция с социально-экономической системой регионов, как правило, осуществляется по трем основным направлениям - природоохранному, научному и эколого-просветительскому, то для национальных парков такая интеграция должна быть дополнена туристско-рекреационным направлением и работой с местными властями по поддержке социально-экономического развития населения, проживающего в границах национальных парков и их охранных зонах. Таким образом, природные заповедники осуществляют интеграцию в основном косвенными путями, предлагая региону использовать имеющийся у них научный, охранный и просветительский потенциал. Национальным паркам в дополнение к этим направлениям целесообразно непосредственно участвовать в региональной системе, через развитие туризма, программы УЖН и т.п.
Первым шагом в создании программы УЖН является проведение социального, экономического и экологического анализа проектируемой территории сотрудничества. Затем разрабатывается стратегия оптимального развития факторов жизнеобеспечения (ресурсов) имеющих наибольший потенциал и преодоления местных слабых сторон и недостатков. Необходимо учитывать доступность финансовых и иных ресурсов. Стоит задача уточнения сформированных еще в советские годы подходов в отношении ко всем имеющимся ресурсам (капиталам) человеческого существования и развития. Соотношение между этими ресурсами (капиталами) уже существенно изменилось. Ведущие ресурсы (капиталы) человеческого существования в настоящее время:
В рамках программ УЖН на местах должны быть воспитаны специалисты, способные объединить использование всех наличных ресурсов (капиталов) в высокоэффективных микро-проектах. При этом, специальная форма социально-экономического анализа, предлагаемая программой УЖН призвана определить для каждой территории традиционно наиболее развитые факторы жизнеобеспечения, чтобы обеспечить их первоочередное использование, что и открывает малозатратный путь решения проблем УЖН: Недостаточно развиты социальные ресурсы (капиталы). В настоящее время, на изучаемых нами модельных территориях наиболее устойчивыми социальными общностями продолжают оставаться семьи, религиозные и этнические общности. В российском обществе далеко не использованы возможности развития крепких социальных отношений, через создание потребительских кооперативов и иных прагматически нацеленных социальных общностей. Наиболее дефицитны финансовые ресурсы (капиталы). В настоящее время практически все они сосредоточены в крупных городах и промышленных центрах. В сельской местности практически нет возможностей получить кредит, тем более для развития сельскохозяйственного производства, за исключением крупных проектов по развитию пищевой переработки. Развитие личных подсобных хозяйств и мелкого сельского предпринимательства осуществляется практически повсеместно за счет незначительных собственных накоплений, что сильно сдерживает этот процесс. Для избранных нами модельных территорий, исходя из их особенностей, наиболее перспективными малозатратными способами повышения жизненного уровня местного населения является его вовлечение в обслуживание посетителей, обеспечение регулируемого природопользования (побочное пользование лесом), поддержка личных подсобных хозяйств и малого предпринимательства, упрощенные формы льготного кредитования малых проектов, обучение и обмен опытом между мелкими предпринимателями.
Использование всех местных ресурсов отличает программы УЖН от других подходов, которые зачастую фокусируются только на одном из возможных типов поддержки, прежде всего финансовой или чисто образовательной. Программы УЖН решают проблемы ограниченности финансовых ресурсов через создание "револьверных" фондов микро-кредитования, которые способны многократно использовать имеющиеся средства, тем самым, снижая потребность в них. Кроме того, часть работ по программам УЖН может поддерживаться за счет бюджетного и внебюджетного финансирования через Фонды занятости и другие государственные и неправительственные структуры, занятые решением социальных вопросов. Предполагается, что с развитием законодательства будут созданы более благоприятные условия для создания кредитных кооперативов населения, что позволит обеспечить кредитование программ УЖН за счет рационального аккумулирования накоплений местного населения. Учитывая сложившееся в России стойкое недоверие населения к кредитным учреждениям, предполагается обеспечить “прозрачность” используемых финансовых ресурсов через эффективный финансовый и кредитный контроль и другие управленческие и отчетные механизмы, официальные соглашения и процедуры разрешения конфликтов. Важным условием устойчивости программ УЖН должно стать нахождение и тиражирование наиболее экономически эффективных и устойчивых микро-проектов. В Разделе 3 настоящей работы будут приведены отработанные на модельных территориях критерии отбора таких микро-проектов и первые примеры самих микро-проектов.
Методы и отбор критериев Как и другие сферы деятельности человека, программы УЖН требуют периодической оценки и выявления сильных и слабых сторон инициированных процессов. Чтоб осуществить это, всем заинтересованным сторонам необходимо предварительно прийти к соглашению по поводу информации и данных, необходимых для мониторинга, как проекта в целом, так и отдельных микро-проектов. В начале проекта необходимо провести базовые социально-экономические исследования с использованием официальной статистической информации. Последующие действия основываются на оценке базовых данных. Мониторинг и оценку (МиО) следует рассматривать как чрезвычайно важную задачу, определяющую эффективность программы УЖН. Задача эта достаточно сложна, поскольку те, чьи действия подвергаются оценке, могут рассматривать ее как угрозу, а не как конструктивную помощь. По этой причине может оказаться необходимым повысить компетенцию и навыки местных руководителей (координаторов) программ УЖН, организаций и учреждений, ответственных за МиО на местах. Современная официальная статистика располагает огромным пластом социально-экономической информации, но для целей программ УЖН может быть полезной только особым образом структурированная информация, изучающая основные группы ресурсов (капиталов), которые реально могут быть вовлечены в решение программ УЖН. Эта информация может быть дополнена данными, полученными по методикам SWOT и PRA анализа. Из всех известных способов структурирования социально-экономической информации наиболее полезным для поставленных целей, на наш взгляд, является комплексное изучение пяти основных групп ресурсов (человеческого, социального, природного, материального и финансового капитала). Все пять основных составляющих жизнеобеспечения должны восприниматься, как взаимозаменяемые по возможностям своего влияния на общий результат. Это, кроме того, позволяет наглядно, в виде сводной диаграммы, отразить их общий баланс помогающий выявить и обеспечить использование в первую очередь наиболее доступных ресурсов (капиталов). Необходимо также выявить существующие институциональные и иные структуры, которые могут содействовать вовлечению указанных ресурсов, а также проанализировать факторы риска, которые делают программу УЖН уязвимой. На первом этапе отработки механизма устойчивого жизнеобеспечения успешность программ УЖН может быть правильно оценена не по суммарным изменениям показателей социально-экономического развития всей территории, а по результатам конкретно реализованных микро-проектов, общественному интересу проявленному к программе, сохранности кредитных средств, появлению у участников новых источников доходов и их диверсификации, дальнейшему устойчивому развитию предпринимательской деятельности уже без поддерживающего финансирования, факту самостоятельного продолжения программ УЖН в отрыве от внешней поддержки и т.п. В качестве приложения к настоящей Стратегии будет предоставлено Практическое руководство по осуществлению микро-проектов, описывающее рекомендуемые процедуры решения вопросов устойчивого жизнеобеспечения местного населения НП, работа над которым будет завершена к концу проекта (апрель 2002 года). В вышеназванном документе будут, также, приведены примеры рекомендуемой формы социально-экономического анализа, оценки успешности программ УЖН и т.п. Программы УЖН особо эффективны, если они:
Необходимо, также, учитывать, что с ростом доходов, как правило, растут и потребности, и оценка уровня благосостояния - чрезвычайно субъективная вещь. Если сравнивать показатели (доходы и затраты в динамике), предоставленные самими домашними хозяйствами, то есть опасность получить необъективные данные из-за российской традиции любыми способами занижать личные доходы, жаловаться на условия жизни и бояться, что реальная информация станет известна налоговым органам и посторонним лицам. Поэтому, наиболее ценным результатом внедрения программ УЖН будет сбор информации по наиболее эффективным моделям получения дохода, приемлемым в конкретной местности, которые будут безвозмездно презентованы местным властям для тиражирования. Не менее ценной будет и информация о выявленных заблуждениях, ошибках, негативных результатах определенных действий, которая может быть использована для уточнения и совершенствования порядков и процедур программы УЖН.
В ходе социально-экономического анализа предполагается выявить динамику социально-экономических изменений, происходящих на исследуемых территориях, в сравнении с аналогичными региональными и российскими тенденциями. На основе анализа этих показателей будет осуществляться оценка складывающихся векторов развития и их возможное влияние на программы УЖН. Выше, в разделе 2.2 уже рассмотрены ключевые аспекты уязвимости и риски программ УЖН. В качестве наиболее вероятных для программ УЖН внешних угроз на макро-уровне предполагаются инфляционные потери фондов микро-кредитования, возможное сокращение государственной поддержки деятельности природоохранных организаций, включая национальные парки.На местном уровне основные угрозы развития программ УЖН могут быть связаны с недостаточными возможностями для устойчивого развития, нецелевым использованием финансовых ресурсов, ошибками в выборе участников-заемщиков и реализуемых ими микро-проектов, сменой курса и критериев программы в интересах узких заинтересованных групп из представителей местных элит, низкой квалификацией и отсутствием исполнительности у соответствующих специалистов, обслуживающих программы УЖН. В следующем разделе будет показано, что при проведении программы могут быть спровоцированы открытые социальные конфликты и, в этой связи, особая роль должна быть предана выборам местных руководителей (координаторов) программ УЖН, обучению их социологическим и психологическим техникам обеспечения эффективных контактов и разрешения открытых конфликтных ситуаций. | |||||||||||||||||||||||||||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |