Eng |
Часть 3. Устойчивое жизнеобеспечение – практический опыт Практические задачи программ УЖН на модельных территориях, индикаторы выполнения Как уже было сказано в Части 2 данного документа, одной из задач Компонента “Устойчивое жизнеобеспечение сельского населения” проекта “Стратегия управления национальными парками России” является поиск, отбор и реализация программ УЖН. На нескольких модельных территориях были осуществлены отдельные программы УЖН, каждая из которых включала ряд микро-проектов, направленных на улучшение социально-экономического положения населения этих территорий. Программы способствуют реализации потенциальных экономических, природных и социальных ресурсов и направлены на повышение уровня жизни сельского населения, проживающего в границах, охранной зоне или по соседству с модельными ООПТ, в рамках природоохранных требований НП. В начале проекта, для проверки и оценки различных подходов к реализации программ УЖН при полной поддержке и содействии своих директоров, были отобраны четыре модельных территории:
Данный раздел рассматривает программы УЖН, реализованные в каждой из четырех территорий, и содержит ряд практических выводов и рекомендаций. В ходе реализации компонента УЖН для каждой Программы был разработан ряд документов:
Чтобы избежать чрезмерной усложненности, исследования были сосредоточены на ряде важнейших факторов – мы считаем такой подход оптимальным, как с точки зрения обоснования и формулировки программ УЖН, так и для их последующей реализации и мониторинга результатов.
Цель и обоснование программы Цели Программы:
Целью реализации Программы является разработка и практическая реализация механизмов создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, не противоречащей целям и задачам НП и способствующей объединению усилий НП и районных властей по обеспечению устойчивого существования местного населения. Эффективная деятельность национального парка “Смоленское Поозерье” невозможна без сотрудничества с местным населением и органами власти, так как свыше 7000 человек проживают в границах НП. Он включает земли более чем 20 крупных землевладельцев и землепользователей (фермерских хозяйств и бывших колхозов) в Демидовском и Духовщинском районе Смоленской области. В непосредственной близости от НП проживает и работает свыше 40000 человек. В границы НП включены территории семи сельских администраций. Всего на территории НП насчитывается 123 населённых пункта. Исследования проведенные в Смоленской области, и на территории внутри границ НП, показывают сравнительно низкий уровень доходов и плачевную социально-экономическую ситуацию, как в целом по области, так и внутри НП.
Сильные стороны:
Проведенный анализ позволил сделать вывод о необходимости реализации в НП “Смоленское Поозерье” Программы микро-кредитования, целью которой является создание условий для повышения доходов местного населения, проживающего в границах НП и рядом с ним. Реализация микро-проектов осуществляется на основе схемы микро-кредитования, при которой размер кредита не превышает суммы, эквивалентной 1000 USD. Специальный счёт администрации Демидовского района играет роль "револьверного" фонда. Обслуживает и координирует деятельность этого фонда специально созданная комиссия администрации Демидовского района. Ожидается, что в будущем районная администрация создаст на базе "револьверного" фонда собственную структуру (центр или фонд) использующий их собственные ресурсы и финансовые ресурсы Фонда поддержки малого предпринимательства Смоленской области.
На данный момент, поддерживающие проекты сосредоточены на обучении. В рамках проекта проведено обучение сотрудников администрации района, НП, местных жителей и предпринимателей основам предпринимательской деятельности и составлению бизнес - проектов. Основными задачами обучения являются:
Обучение осуществлялось в два этапа. На первом этапе слушатели познакомились с основами бизнес - планирования и природоохранными ограничениями НП. Второй этап был направлен на разработку конкретных заявок для участия в конкурсе микро-проектов. В семинаре приняли участие более 20 человек, из которых одна половина была представлена предпринимателями Демидовского района, а вторая – сотрудниками НП и администрации района. По результатам обучения было проведено анкетирование участников. Все участники семинара рассматривают проведение такого рода семинаров как полезную и важную деятельность по обмену опытом и получению дополнительной информации о возможностях предпринимательства в НП. Вторым этапом Программы является организация постоянно действующего конкурса микро-проектов. Распоряжением главы администрации Демидовского от 27.06.00 №1991 создана Комиссия конкурса микро-проектов и утверждено Положение о Конкурсе микро-проектов. Помимо уже запланированной программы обучения, путем проведения специального анализа будут выявлены потребности в других обучающих программах – например, обучение местных Комитетов по сельскому хозяйству методам устойчивого природопользования, или программы расширения услуг, предоставляемых в сельских регионах.
Дальнейшая реализация и развитие Программы зависит от следующих возможностей и рисков: Возможности:
Цель и обоснование программы Существование национального парка “Угра” невозможно без сотрудничества с местным населением и органами власти, так как в границы парка входят земли 128 землепользователей и землевладельцев. Территория парка включает земли 6 административных районов Калужской области. Кроме того, в период становления НП “Угра” население Юхновского района особенно сильно выступало против национального парка, что, прежде всего, связано с природоохранными ограничениями, которые привнёс парк. В границах НП находятся 62 поселения, где проживает около 2000 человек. НП “Угра” владеет 45,9% (452,58 кв. км) территории, а 54,1% (533,75 кв. км) земель парка управляется другими пользователями, владельцами и собственниками. Двадцать землепользователей управляют 76% (40570 га) территорий, включенными в границы национального парка “Угра” без изъятия из хозяйственной эксплуатации. Анализ текущей ситуации Наибольшая в границах национального парка социальная напряжённость, спад производства и падение уровня жизни населения отмечается в Юхновском районе. Он отличается низким уровнем заработной платы, отсутствием крупных промышленных и с/х предприятий, убыточностью с/х производства, высоким уровнем преступности. Предпринимательская активность в границах НП низка, что связано с отсутствием действующих механизмов регулирования туризма и привлечения населения к хозяйственной деятельности парка. Несмотря на поддержку государства в начале 90-х, фермерские (крестьянские) хозяйства не играют практически никакой роли в структуре с/х производства, кроме того, в сельском хозяйстве зарегистрировано наименьшее число предприятий малого бизнеса. Личные приусадебные хозяйства (ЛПХ) являются наиболее предпочтительной формой хозяйствования для привлечения к работе в сфере сельхозпроизводства и туризма на территории национального парка. Основными видами с/х продукции ЛПХ являются: картофель, молоко и яйца. ЛПХ сталкиваются с проблемой сбыта произведённой ими с/х продукции, что сдерживает их развитие. В НП имеются определенные условия для туристической деятельности: отдых на базах, туристские маршруты и маршруты водного туризма. На территории парка расположено 8 ведомственных баз отдыха и детский экологический лагерь. Общая емкость стационарных мест отдыха 913, из них 113 – круглогодичных. На территории Калужской области зарегистрировано 43 туристические фирмы, однако, ни одна из них не предлагает отдых в НП “Угра”.
Основными партнёрами Программы являются:
Процесс реализации Программы УЖН можно разделить на несколько этапов. Первый этап заключался в поиске механизмов сотрудничества национального парка и местных властей и в определении соответствующих рабочих структур, способных управлять процессом устойчивого жизнеобеспечения населения на местном уровне. Также на этом этапе был осуществлён поиск организации – финансового менеджера, способного выдавать кредиты и осуществлять мониторинг микро-проектов. Такой структурой стал Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области, который имеет опыт микро-кредитования и консультирования начинающих предпринимателей. На втором этапе было признано целесообразным организовать Конкурс микро-проектов, направленный на поиск и первичную апробацию наиболее оптимальных моделей повышения уровня занятости населения в границах НП “Угра, которые в условиях инвестиционного дефицита способны обеспечить рост благосостояния трудоспособного населения. Победителям конкурса предоставляется возможность реализовать небольшие проекты при обеспечении их льготного кредитования. Также в рамках Конкурса осуществляется конкурсный отбор оригинальных предложений по повышению занятости населения с премированием лучших предложений. На кредитование одного проекта направляется не более 25000 рублей. Общий фонд Конкурса для кредитования проектов составляет 125000 рублей. После возврата заемщиками льготных кредитов средства направляются на проведение последующих этапов Конкурса и тиражирование в границах НП “Угра” эффективных моделей устойчивого жизнеобеспечения. В рамках Программы создана Конкурсная Комиссия, задачей которой является отбор микро-проектов и координация усилий заинтересованных в Программе сторон. Конкурсная Комиссия определила Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области как организацию, ответственную за поиск микро-проектов. В рамках поиска микро-проектов было проведено обучение и консультирование местных жителей, желающих начать собственное дело. Кроме этого, была организована пропагандистская компания в местных средствах массовой информации по информированию жителей о возможностях новой Программы.
Физические и юридические лица, желающие начать собственное дело, проходят обучение и получают консультации в рамках процедуры отбора микро-проектов. В рамках третьего этапа Программы УЖН предполагается разработать и реализовать ряд “инфраструктурных” микро-проектов, задачей которых является совершенствование туристской деятельности в границах НП с помощью вовлечения в нее всех заинтересованных туристических организаций и местного населения.
Основными результатами Программы УЖН на территории НП “Угра” можно считать:
Дальнейшее развитие полученных результатов связано со следующими опасностями и возможностями: Опасности:
В 1999 году благотворительный фонд “Центр охраны дикой природы” (БФ ЦОДП) разработал менеджмент-план для Центрально - Лесного биосферного государственного заповедника. Работа по реализации менеджмент–плана, а также новые подходы в вопросах управления ООПТ, которые разрабатываются в рамках проекта “Стратегия управления национальными парками России” показали целесообразность расширения сферы управленческой деятельности заповедника, через реализацию Программы устойчивого жизнеобеспечения. Процесс реализации Программы опирается на следующие принципы:
Заповедник проводит работу по расширению своей охранной зоны в соответствии с Севильской стратегией. В результате осуществления Программы УЖН предусматривается практически отработать механизмы вовлечения заповедника в социально-экономическую систему Нелидовского района. В ходе совместной практической работы предполагается реализовать ряд микро-проектов, имеющих потенциал тиражирования в ООПТ других регионов, а также отработать устойчивый финансовый механизм кредитования. Реализация Программы УЖН должна способствовать обеспечению занятости и повышению уровня доходов сельского населения, проживающего на прилегающей к заповеднику территории, а также сохранению особо охраняемых природных объектов заповедника. Цель Программы – разработка организационно-финансового малозатратного механизма повышения доходов сельского населения, проживающего в проектируемой зоне сотрудничества ЦЛБГЗ. Анализ текущей ситуации
Опасности, возможности и результаты Программу УЖН можно считать успешно реализованной при условии достижения следующих результатов:
В январе 2000г. государственный природный заповедник “Катунский” включен во Всемирную сеть биосферных резерватов программы ЮНЕСКО “Человек и биосфера”. Таким образом, первый шаг со стороны России по созданию трансграничного биосферного резервата в Алтае-Саянском экорегионе уже сделан. Для успешного продвижения проекта важно разработать и апробировать малозатратный механизм управления и реализации функции биосферного резервата по содействию социально-экономическому развитию региона и сохранению традиционных форм природопользования. Разработка и апробирование механизма реализации этой функции биосферного резервата позволит широко внедрять опыт в регионе и за его пределами. Полученный опыт будет особенно важен тем, что работа ведется не на территории заповедника с априорно предусмотренными ограничениями режима природопользования, а на территории, прилегающей к заповеднику и имеющей важное значение для сохранения биоразнообразия (проектируемая биосферная территория сотрудничества заповедника с местным сообществом). Цель и обоснование программы Для выполнения Программы УЖН необходимо выполнить следующие задачи:
Крайне низкий уровень доходов местного населения провоцирует массовые нарушения норм природопользования и противопоставляет интересы местного населения и заповедника. Местные исполнительные и законодательные органы до настоящего времени не располагают эффективными подходами в решении социально-экономических проблем в условиях жесточайшего финансового дефицита и в определенной степени занимают популистские позиции, направленные против деятельности заповедника по охране природных ресурсов от истощительного нерегулируемого использования. Эта позиция в еще большей степени противопоставляет местное население заповеднику. Предпринимательская активность местного населения крайне незначительна. Востребованность кредитных ресурсов чрезвычайно низка из-за отсутствия у местного населения опыта и знаний предпринимательства. Имеющиеся машины, оборудование, здания, природные ресурсы используются экономически не эффективно. Из-за недостатка денежных доходов и недостатка в посетителях заповедника "Катунский" и Усть-Коксинского района емкость внутреннего рынка крайне незначительна. Социально-экономический анализ выявляет следующие сильные стороны:
Результаты Успешная реализация Программы предполагает следующие результаты:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |