Eng

  На главную страницу

Часть 3. Устойчивое жизнеобеспечение – практический опыт

3.1 Введение

Практические задачи программ УЖН на модельных территориях, индикаторы выполнения

Как уже было сказано в Части 2 данного документа, одной из задач Компонента “Устойчивое жизнеобеспечение сельского населения” проекта “Стратегия управления национальными парками России” является поиск, отбор и реализация программ УЖН.

На нескольких модельных территориях были осуществлены отдельные программы УЖН, каждая из которых включала ряд микро-проектов, направленных на улучшение социально-экономического положения населения этих территорий. Программы способствуют реализации потенциальных экономических, природных и социальных ресурсов и направлены на повышение уровня жизни сельского населения, проживающего в границах, охранной зоне или по соседству с модельными ООПТ, в рамках природоохранных требований НП.

В начале проекта, для проверки и оценки различных подходов к реализации программ УЖН при полной поддержке и содействии своих директоров, были отобраны четыре модельных территории:

  • Национальный парк “Смоленское Поозерье”
  • Национальный парк “Угра”
  • Центрально-лесной государственный биосферный заповедник
  • Катунский государственный биосферный заповедник

Данный раздел рассматривает программы УЖН, реализованные в каждой из четырех территорий, и содержит ряд практических выводов и рекомендаций.

В ходе реализации компонента УЖН для каждой Программы был разработан ряд документов:

  • Положение о Конкурсе (программе) микро-проектов.
  • Протоколы совещаний Конкурсной Комиссии (рабочей группы).
  • Постановление (распоряжение) соответствующего органа власти (организации) о Конкурсе (программе) и Конкурсной Комиссии (рабочей группе).
  • Методика экспертной оценки (по баллам) поступивших на Конкурс микро-проектов.
  • Перечень микро-проектов, принявших участие в Конкурсе.
  • Программа обучения потенциальных участников Конкурса.
  • Договор о целевом финансировании Программы микро-проектов.
  • Договор на проведение обучения с организацией-исполнителем.
  • Договор на проведение мониторинга программы УЖН.
  • Бизнес-планы (технико-экономические обоснования) микро-проектов участников Конкурса (программы).
  • Договоры с заёмщиками:
  • договор на получение займа или гранта;
  • договор залога (поручительства).
  • Отчёты организаций - держателей “револьверных фондов” Программы - о целевом использовании средств, в том числе средств, выданных в качестве микро-кредитов и грантов.
  • Акты регулярных проверок со стороны БФ ЦОДП.
  • Социально-экономические анализы развития модельных территорий.
  • Критерии оценки успешности программ УЖН.
Эти документы призваны:
  • отразить процедуры реализации программы,
  • отразить особенности Программы в каждой модельной территории,
  • служить инструментом мониторинга и оценки успеха или неудачи Программы.

Чтобы избежать чрезмерной усложненности, исследования были сосредоточены на ряде важнейших факторов – мы считаем такой подход оптимальным, как с точки зрения обоснования и формулировки программ УЖН, так и для их последующей реализации и мониторинга результатов. 

3.2 Национальный парк “Смоленское Поозерье” | вверх |

Цель и обоснование программы

Цели Программы:

  • развитие местных возможностей в социально-экономическом развитии;
  • поиск путей взаимовыгодного сотрудничества национального парка с органами местного самоуправления и местным населением;
  • определение механизмов, с помощью которых можно добиться повышения устойчивости социально-экономической ситуации в границах НП и его охранной зоны.

Целью реализации Программы является разработка и практическая реализация механизмов создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, не противоречащей целям и задачам НП и способствующей объединению усилий НП и районных властей по обеспечению устойчивого существования местного населения.

Эффективная деятельность национального парка “Смоленское Поозерье” невозможна без сотрудничества с местным населением и органами власти, так как свыше 7000 человек проживают в границах НП. Он включает земли более чем 20 крупных землевладельцев и землепользователей (фермерских хозяйств и бывших колхозов) в Демидовском и Духовщинском районе Смоленской области. В непосредственной близости от НП проживает и работает свыше 40000 человек. В границы НП включены территории семи сельских администраций. Всего на территории НП насчитывается 123 населённых пункта.

Исследования проведенные в Смоленской области, и на территории внутри границ НП, показывают сравнительно низкий уровень доходов и плачевную социально-экономическую ситуацию, как в целом по области, так и внутри НП.

Анализ текущей ситуации | вверх|

Сильные стороны:

  • хорошее дорожное сообщение внутри НП
  • экологическая чистота территории НП
  • наличие туристской инфраструктуры
  • концентрация отдыхающих вокруг нескольких центров отдыха
  • развитие личных приусадебных хозяйств населения
  • наличие средних профессиональных учебных заведений
Слабые стороны:
  • сокращение сельскохозяйственного производства
  • ежегодное сокращение используемых сельскохозяйственных угодий
  • исторически сложившаяся разреженность расселения
  • почти 40% населения старше трудоспособного возраста
  • сокращение и остановка сбора льноволокна - основы специализации региона
  • сокращение поголовья с/х животных
  • чрезвычайно старый парк с/х машин
Основными участниками Программы являются следующие организации:
  • Национальный парк “Смоленское Поозерье”
  • БФ ЦОДП
  • Смоленский Гуманитарный Университет
  • Администрация Демидовского района
  • Жители и предприниматели Демидовского района.
Реализация Программы | вверх |
  • Финансы и местные структуры

Проведенный анализ позволил сделать вывод о необходимости реализации в НП “Смоленское Поозерье” Программы микро-кредитования, целью которой является создание условий для повышения доходов местного населения, проживающего в границах НП и рядом с ним.

Реализация микро-проектов осуществляется на основе схемы микро-кредитования, при которой размер кредита не превышает суммы, эквивалентной 1000 USD. Специальный счёт администрации Демидовского района играет роль "револьверного" фонда. Обслуживает и координирует деятельность этого фонда специально созданная комиссия администрации Демидовского района.

Ожидается, что в будущем районная администрация создаст на базе "револьверного" фонда собственную структуру (центр или фонд) использующий их собственные ресурсы и финансовые ресурсы Фонда поддержки малого предпринимательства Смоленской области.

  • Микро-проекты, финансируемые через кредитование
В перовом туре конкурса приняло участие семь бизнес - проектов. Из них четыре представлены предпринимателями, а три – владельцами личных приусадебных хозяйств. Все проекты прошли экспертизу консультанта и были рассмотрены на заседании Комиссии. Решения о выдачи микро-кредитов закреплены протоколом заседания.
  • Поддерживающие микро-проекты | вверх |

На данный момент, поддерживающие проекты сосредоточены на обучении.

В рамках проекта проведено обучение сотрудников администрации района, НП, местных жителей и предпринимателей основам предпринимательской деятельности и составлению бизнес - проектов. Основными задачами обучения являются:

  • привлечение внимания местного сообщества к проблеме обеспечения занятости и повышения доходов местного населения;
  • поддержка предпринимательских инициатив местных жителей;
  • формирование у сотрудников администрации и НП навыков оценки предложений, поступающих на конкурс микро-проектов.

Обучение осуществлялось в два этапа.

На первом этапе слушатели познакомились с основами бизнес - планирования и природоохранными ограничениями НП.

Второй этап был направлен на разработку конкретных заявок для участия в конкурсе микро-проектов.

В семинаре приняли участие более 20 человек, из которых одна половина была представлена предпринимателями Демидовского района, а вторая – сотрудниками НП и администрации района. По результатам обучения было проведено анкетирование участников. Все участники семинара рассматривают проведение такого рода семинаров как полезную и важную деятельность по обмену опытом и получению дополнительной информации о возможностях предпринимательства в НП.

Вторым этапом Программы является организация постоянно действующего конкурса микро-проектов. Распоряжением главы администрации Демидовского от 27.06.00 №1991 создана Комиссия конкурса микро-проектов и утверждено Положение о Конкурсе микро-проектов.

Помимо уже запланированной программы обучения, путем проведения специального анализа будут выявлены потребности в других обучающих программах – например, обучение местных Комитетов по сельскому хозяйству методам устойчивого природопользования, или программы расширения услуг, предоставляемых в сельских регионах.

Опасности, возможности и результаты | вверх |

Дальнейшая реализация и развитие Программы зависит от следующих возможностей и рисков:

Возможности:

  • создание системы реализации сельскохозяйственной продукции личных приусадебных хозяйств туристам;
  • увеличение количества услуг в сфере туризма, обеспеченных местными жителями;
  • привлечение к хозяйственной деятельности НП местных жителей;
  • создание постоянно действующей структуры по поддержке местных инициатив;
  • привлечение дополнительных финансовых и человеческих ресурсов регионального уровня.
Опасности:
  • отсутствие желания местных жителей повысить своё благосостояние путём участия в самостоятельной предпринимательской деятельности;
  • ограничения на хозяйственную деятельность со стороны НП.

3.3 Национальный парк “Угра”

| вверх |

Цель и обоснование программы

Существование национального парка “Угра” невозможно без сотрудничества с местным населением и органами власти, так как в границы парка входят земли 128 землепользователей и землевладельцев.

Территория парка включает земли 6 административных районов Калужской области. Кроме того, в период становления НП “Угра” население Юхновского района особенно сильно выступало против национального парка, что, прежде всего, связано с природоохранными ограничениями, которые привнёс парк. В границах НП находятся 62 поселения, где проживает около 2000 человек.

НП “Угра” владеет 45,9% (452,58 кв. км) территории, а 54,1% (533,75 кв. км) земель парка управляется другими пользователями, владельцами и собственниками. Двадцать землепользователей управляют 76% (40570 га) территорий, включенными в границы национального парка “Угра” без изъятия из хозяйственной эксплуатации.

Анализ текущей ситуации

Наибольшая в границах национального парка социальная напряжённость, спад производства и падение уровня жизни населения отмечается в Юхновском районе. Он отличается низким уровнем заработной платы, отсутствием крупных промышленных и с/х предприятий, убыточностью с/х производства, высоким уровнем преступности.

Предпринимательская активность в границах НП низка, что связано с отсутствием действующих механизмов регулирования туризма и привлечения населения к хозяйственной деятельности парка.

Несмотря на поддержку государства в начале 90-х, фермерские (крестьянские) хозяйства не играют практически никакой роли в структуре с/х производства, кроме того, в сельском хозяйстве зарегистрировано наименьшее число предприятий малого бизнеса. Личные приусадебные хозяйства (ЛПХ) являются наиболее предпочтительной формой хозяйствования для привлечения к работе в сфере сельхозпроизводства и туризма на территории национального парка.

Основными видами с/х продукции ЛПХ являются: картофель, молоко и яйца. ЛПХ сталкиваются с проблемой сбыта произведённой ими с/х продукции, что сдерживает их развитие.

В НП имеются определенные условия для туристической деятельности: отдых на базах, туристские маршруты и маршруты водного туризма. На территории парка расположено 8 ведомственных баз отдыха и детский экологический лагерь. Общая емкость стационарных мест отдыха 913, из них 113 – круглогодичных.

На территории Калужской области зарегистрировано 43 туристические фирмы, однако, ни одна из них не предлагает отдых в НП “Угра”.

Потенциально сильными сторонами реализации Программы УЖН являются: | вверх |
  • высокий культурно-исторический потенциал территории НП
  • близость Москвы, как рынка сбыта с/х продукции и услуг
  • значительное развитие ЛПХ
  • развитая дорожная сеть внутри НП
  • возможности обучения
  • поддержка НП губернатором области
К слабым сторонам можно отнести:
  • слаборазвитая туристская инфраструктура НП
  • отсутствие механизма привлечения частных инвестиций в инфраструктуру НП
  • плохая координация туристской деятельности в НП
  • неэффективность системы поддержки малого предпринимательства
  • конфликтные ситуации с местными жителями
  • особенность территориальной организации НП “Угра”.
Партнеры | вверх|

Основными партнёрами Программы являются:

  1. Национальный парк “Угра”
  2. Администрация Калужской области
  3. Государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области
  4. Администрация Дзержинского района
  5. Администрация Юхновского района
  6. ЦОДП
Реализация Программы
  • Финансы и местные структуры

Процесс реализации Программы УЖН можно разделить на несколько этапов.

Первый этап заключался в поиске механизмов сотрудничества национального парка и местных властей и в определении соответствующих рабочих структур, способных управлять процессом устойчивого жизнеобеспечения населения на местном уровне. Также на этом этапе был осуществлён поиск организации – финансового менеджера, способного выдавать кредиты и осуществлять мониторинг микро-проектов. Такой структурой стал Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области, который имеет опыт микро-кредитования и консультирования начинающих предпринимателей.

На втором этапе было признано целесообразным организовать Конкурс микро-проектов, направленный на поиск и первичную апробацию наиболее оптимальных моделей повышения уровня занятости населения в границах НП “Угра, которые в условиях инвестиционного дефицита способны обеспечить рост благосостояния трудоспособного населения.

Победителям конкурса предоставляется возможность реализовать небольшие проекты при обеспечении их льготного кредитования. Также в рамках Конкурса осуществляется конкурсный отбор оригинальных предложений по повышению занятости населения с премированием лучших предложений. На кредитование одного проекта направляется не более 25000 рублей. Общий фонд Конкурса для кредитования проектов составляет 125000 рублей. После возврата заемщиками льготных кредитов средства направляются на проведение последующих этапов Конкурса и тиражирование в границах НП “Угра” эффективных моделей устойчивого жизнеобеспечения.

В рамках Программы создана Конкурсная Комиссия, задачей которой является отбор микро-проектов и координация усилий заинтересованных в Программе сторон. Конкурсная Комиссия определила Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области как организацию, ответственную за поиск микро-проектов. В рамках поиска микро-проектов было проведено обучение и консультирование местных жителей, желающих начать собственное дело. Кроме этого, была организована пропагандистская компания в местных средствах массовой информации по информированию жителей о возможностях новой Программы.

  • Микро-проекты, финансируемые через кредитование | вверх |
На основе социально-экономического анализа территориальных местных образований (районов и НП) были определены приоритетные сферы деятельности микро-проектов:
  • производство мясомолочной и овощной продукции для нужд посетителей НП;
  • поиски и обустройство места размещения туристов;
  • производство сувениров для посетителей НП;
  • сбор и производство мёда и даров леса.
В результате для участия в Конкурсе было подано 13 заявок, в основном связанных с обслуживанием посетителей НП и сельскохозяйственным производством.
  • Поддерживающие микро-проекты

Физические и юридические лица, желающие начать собственное дело, проходят обучение и получают консультации в рамках процедуры отбора микро-проектов.

В рамках третьего этапа Программы УЖН предполагается разработать и реализовать ряд “инфраструктурных” микро-проектов, задачей которых является совершенствование туристской деятельности в границах НП с помощью вовлечения в нее всех заинтересованных туристических организаций и местного населения.  

Опасности, возможности и результаты | вверх |

Основными результатами Программы УЖН на территории НП “Угра” можно считать:

  • создание Конкурсной комиссии, которая является прообразом координационной структуры в сфере взаимовыгодной деятельности органов местного самоуправления, органов власти субъекта федерации, НП и местных жителей, направленной на содействие экономическому развитию в границах НП и его охранной зоне;
  • повышение информированности районных органов власти, сотрудников НП и предпринимательских структур о возможностях совместной деятельности по обеспечению занятости и повышению доходов сельского населения;
  • отработка механизма "револьверного" фонда на примере привлечения фонда поддержки предпринимателей.

Дальнейшее развитие полученных результатов связано со следующими опасностями и возможностями:

Опасности:

  • отсутствие обмена информацией между заинтересованными сторонами;
  • отсутствие гарантий частному инвестору, вкладывающему деньги в инфраструктуру НП;
  • потеря доверия местного населения к Программе микро-кредитования;
  • пассивность местного населения.
Возможности: | вверх|
  • обеспечение туристов местной сельскохозяйственной продукцией;
  • обеспечение гарантий частному сектору при вложениях в инфраструктуру НП;
  • содействие взаимодействию НП и частного сектора;
  • изучение возможностей туристской инфраструктуры НП;
  • организация тендерных торгов;
  • заключения арендных (концессионных) соглашений.
3.4 Центрально-лесной государственный биосферный заповедник | вверх |

В 1999 году благотворительный фонд “Центр охраны дикой природы” (БФ ЦОДП) разработал менеджмент-план для Центрально - Лесного биосферного государственного заповедника. Работа по реализации менеджмент–плана, а также новые подходы в вопросах управления ООПТ, которые разрабатываются в рамках проекта “Стратегия управления национальными парками России” показали целесообразность расширения сферы управленческой деятельности заповедника, через реализацию Программы устойчивого жизнеобеспечения.

Процесс реализации Программы опирается на следующие принципы:

  • вовлечение в Программу администрации Нелидовского района и других заинтересованных организаций и лиц и обучение их новым подходам решения социально-экономических проблем в процессе совместной деятельности по реализации Программы.
  • гласность работы по Программе и безвозмездное предоставление всем желающим разработанных методик, порядков, процедур и иной информации.
  • комплексный подход в решении вопросов повышения жизненного уровня участников программы, – обучающая, финансовая, материальная и иная поддержка.
  • максимальное развитие местной инициативы.
  • создание и отработка моделей для тиражирования.
Основными этапами Программы являются:
| вверх |
  • социально-экономический анализ развития территории сотрудничества;
  • выявление потенциальных партнеров по организации Программы УЖН;
  • разработка, согласование и утверждение “Положения о Программе микро-проектов, направленных на увеличение занятости и повышение доходов населения, проживающего в границах Центрально-Лесного биосферного государственного заповедника и его охранной зоне”;
  • создание Фонда Программы, состоящего из части, предназначенной для микро-кредитования и части для безвозмездного финансирования “поддерживающих” проектов;
  • определение местной организации, обслуживающей "револьверный" фонд;
  • создание коллегиального рабочего органа управления Программой с привлечением к его работе руководства заповедника, представителей районных органов власти, сельских советов и других заинтересованных лиц;
  • сбор заявок на финансирование микро проектов от местного населения;
  • обучение заявителей и оказание им помощи в разработке бизнес-планов;
  • финансирование наиболее перспективных проектов;
  • мониторинг и анализ результатов Программы.
 Цель и обоснование программы | вверх |

Заповедник проводит работу по расширению своей охранной зоны в соответствии с Севильской стратегией. В результате осуществления Программы УЖН предусматривается практически отработать механизмы вовлечения заповедника в социально-экономическую систему Нелидовского района. В ходе совместной практической работы предполагается реализовать ряд микро-проектов, имеющих потенциал тиражирования в ООПТ других регионов, а также отработать устойчивый финансовый механизм кредитования. Реализация Программы УЖН должна способствовать обеспечению занятости и повышению уровня доходов сельского населения, проживающего на прилегающей к заповеднику территории, а также сохранению особо охраняемых природных объектов заповедника.

Цель Программы – разработка организационно-финансового малозатратного механизма повышения доходов сельского населения, проживающего в проектируемой зоне сотрудничества ЦЛБГЗ.

Анализ текущей ситуации

Сильные стороны: | вверх|
  • заинтересованность заповедника и районной администрации в решении социальных проблем;
  • тесные связи заповедника с районными и сельскими властями;
  • богатые и нетронутые человеком природные ресурсы заповедника;
  • хорошая транспортная доступность заповедника;
  • наличие элементарной торгово-производственной инфраструктуры.
Слабые стороны:
  • низкий уровень доходов сельского населения;
  • незначительная предпринимательская активность сельского населения;
  • недоступность и невостребованность кредитных ресурсов населением;
  • экономическая неэффективность использования капитальных и природных ресурсов.
Участники Программы: | вверх|
  • Центрально – Лесной биосферный государственный заповедник
  • Администрация Нелидовского района
  • Управление сельским хозяйством Нелидовского района
  • ЦОДП

Опасности, возможности и результаты

Программу УЖН можно считать успешно реализованной при условии достижения следующих результатов:

  • создание коллегиального органа управления Программой на биосферной территории сотрудничества – рабочей группы, которая в перспективе станет основой формирования общественного координационного совета.
  • разработка и апробация на биосферной территории сотрудничества механизма содействия увеличению доходов и занятости местного населения в соответствии с требованиями устойчивого развития.
  • разработка системы мониторинга и индикации эффективности Программы.
  • реализация механизма роста самозанятости местного населения на практике.
Достижение этих результатов возможно в случае, если будут преодолены следующие опасности: | вверх|
  • невозможность инициировать сельскими жителями разработку и осуществление собственных предпринимательских микро-проектов;
  • отсутствие интереса к обучению и формированию новых навыков;
  • недоверие к вносимым извне моделям жизнеустройства, требующим значительной ломки привычной жизни и риска потери личного имущества, находящегося в залоге.
и использованы следующие возможности:
  • создание системы сбора и переработки даров леса, в том числе, лечебных трав;
  • привлечение местных жителей к разностороннему хозяйственному освоению охранной зоны заповедника и территории сельских населенных пунктов;
  • развитие традиционных ремёсел;
  • обслуживание групп “элитарных” туристов в охранной зоне заповедника.
3.5 Катунский государственный биосферный заповедник | вверх |

В январе 2000г. государственный природный заповедник “Катунский” включен во Всемирную сеть биосферных резерватов программы ЮНЕСКО “Человек и биосфера”. Таким образом, первый шаг со стороны России по созданию трансграничного биосферного резервата в Алтае-Саянском экорегионе уже сделан. Для успешного продвижения проекта важно разработать и апробировать малозатратный механизм управления и реализации функции биосферного резервата по содействию социально-экономическому развитию региона и сохранению традиционных форм природопользования.

Разработка и апробирование механизма реализации этой функции биосферного резервата позволит широко внедрять опыт в регионе и за его пределами. Полученный опыт будет особенно важен тем, что работа ведется не на территории заповедника с априорно предусмотренными ограничениями режима природопользования, а на территории, прилегающей к заповеднику и имеющей важное значение для сохранения биоразнообразия (проектируемая биосферная территория сотрудничества заповедника с местным сообществом).

Цель и обоснование программы

Для выполнения Программы УЖН необходимо выполнить следующие задачи:

  • согласовать с районными органами власти и дирекцией заповедника проект биосферной территории сотрудничества и ее рабочий сегмент;
  • провести социально-экономический анализ развития территории сотрудничества, выявить наиболее типичные местные проблемы и особенности;
  • выявить потенциальных партнеров по организации Программы и их возможный вклад в Программу;
  • сформировать рабочую группу Программы;
  • определить координатора программы на территории;
  • провести обучение потенциальных заявителей;
  • создать Фонд Программы, состоящий из части, предназначенной для обеспечения многократного возвратного микро-кредитования, и части для безвозмездного финансирования “поддерживающих” Программу микро-проектов;
  • подготовить информацию и провести широкое оповещение населения о настоящей Программе;
  • осуществить поиск, отбор и финансирование наиболее перспективных микро-проектов;
  • дать предложения местным органам власти для вовлечения в Программу дополнительных местных источников финансирования.
 Основными участниками Программы являются:
  • Государственный природный биосферный заповедник “Катунский”
  • Администрация Усть-Коксинского района Республики Алтай
  • Местное отделение сберегательного банка
Анализ текущей ситуации | вверх |

Крайне низкий уровень доходов местного населения провоцирует массовые нарушения норм природопользования и противопоставляет интересы местного населения и заповедника. Местные исполнительные и законодательные органы до настоящего времени не располагают эффективными подходами в решении социально-экономических проблем в условиях жесточайшего финансового дефицита и в определенной степени занимают популистские позиции, направленные против деятельности заповедника по охране природных ресурсов от истощительного нерегулируемого использования. Эта позиция в еще большей степени противопоставляет местное население заповеднику.

Предпринимательская активность местного населения крайне незначительна. Востребованность кредитных ресурсов чрезвычайно низка из-за отсутствия у местного населения опыта и знаний предпринимательства. Имеющиеся машины, оборудование, здания, природные ресурсы используются экономически не эффективно. Из-за недостатка денежных доходов и недостатка в посетителях заповедника "Катунский" и Усть-Коксинского района емкость внутреннего рынка крайне незначительна.

Социально-экономический анализ выявляет следующие сильные стороны:

  • высокая туристская привлекательность;
  • богатство природными ресурсами;
  • высокий научный потенциал сотрудников заповедника;
  • хорошие взаимоотношения с республиканскими властями;
  • проведение работ по обеспечению устойчивого сельскохозяйственного производства.
К слабым сторонам относятся:
| вверх |
  • высокий уровень безработицы, высокий уровень алкоголизма коренного населения;
  • занятость более 50% населения в бюджетной сфере;
  • отсутствие элементарной туристской инфраструктуры;
  • низкий культурный уровень коренного населения;
  • определенная напряжённость отношений между населением и заповедником.

Результаты

Успешная реализация Программы предполагает следующие результаты:

  • наладить беспрепятственный обмен информацией и постоянный процесс обучения новым подходам работы в соответствии с возможностями.
  • вовлечь в процесс устойчивого жизнеобеспечения заинтересованные стороны от районной администрации и заповедника, до обычного сельского жителя, желающего за счет более продуктивного труда повысить свой жизненный уровень.
  • даст возможность наиболее успешным проектам сельского населения получить финансирование.
  • создаст малозатратный механизм решения социально-экономических вопросов на селе.
  • снизит уровень социального напряжения и конфликтов природопользования, связанных с деятельностью заповедника "Катунский".
  • способствует формированию у местного населения позитивного отношения к заповеднику и его задачам.
Существуют следующие опасности: | вверх |
  • Скрытие информации и/или ее искажение;
  • Отказ отдельных сторон переговорного процесса идти на конструктивное сотрудничество;
  • Низкая социальная активность местного населения;
  • Макрополитические и макроэкономические проблемы Республики Алтай.
Существуют следующие возможности:
  • Демонстрация примеров решения проблем при минимуме затрат;
  • Комплексное использование кадров, знаний, материальных, природных и финансовых ресурсов;
  • Повышение туристской привлекательности территории сотрудничества заповедника "Катунский";
  • Рост платных услуг, оказываемых местным населением, посетителям.
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены