Eng

  На главную страницу
| о программе | новости | деятельность | проблемы расширения Москвы | документы | публикации | координатор |

 

Фонд развития зоогуманизма "Добрый Мир", 27.01.2017

Доклад Ханыкова Виктора Владимировича, судебного психиатра

19.11.2016 Зоофорум «Pro3оо» Доклад Ханыкова Виктора Владимировича, судебного психиатра, врача-психиатра высшей категории Федерального МИЦПН им. Сербского

Проблема жестокости к животным на вид не столь важная, по сравнению с экономическими, дорожными, коррупционными и другими острыми современными вопросами.

Но степень защиты братьев меньших – один из важнейших измерителей нравственности общества, наряду с отношением к детям, инвалидам и старикам, и в цивилизованных странах не отделяется от них. Теперь по теме. Будучи психиатром, в том числе на протяжении 5 лет – судебным, проведя через комиссии около 140 обвиняемых в тяжких преступлениях и участвуя во многих сотнях таких же экспертиз своего отдела, я могу гарантировать, что жестокость не бывает «частичной».

Если человеку нравится причинять боль любому живому существу, если жизнь и страдания любого живого существа для него – предмет торжества и радости – он готов к мучению и убийству человека.

А коли не делает он этого, то исключительно из страха наказания. И как только появится возможность безнаказанно проявить жестокость к себе подобному – таковая проявится. Доказательств этому – немеряно во вполне серьёзных источниках. И здесь дело не только в психологии, на которую обычно ссылаются.

Даже созерцание, а тем более применение жестокости в отношении любого живого существа даёт «острые ощущения» преодоления табу, риска, по типу таковых у азартного игрока. Даже будучи изначально неприятными, они, в свою очередь, неизбежно вызывают выброс эндорфинов, которые усиливают связи между нервными структурами, несущими программу насилия.

Возникает постепенно нарастающее подспудное влечение к таким действиям, независимо от «хотения» человека. Причём более доступные и менее «рисковые» мучения животных, при их осуществлении, быстро «приедаются» мозгу и он «требует» повышения степени преодоления социальных барьеров и риска. Соответственно – перехода на людей. …

«Убийцы… зачастую начинали с того, что в детстве мучили и убивали животных,» — говорит Роберт К. Ресслер (Robert K. Ressler), разработчик биографических профилей серийных убийц для ФБР (the Federal Bureau of Investigation (FBI).

Видимо, в связи с этим с января 2016 г. в США жестокое обращение с животными относится ФБР к тяжким преступлениям. Новая поправка позволит этому агентству рассматривать случаи жестокого обращения с животными как преступления класса «А». К этой категории относят, в частности, убийства и поджоги. И уже есть прецеденты, когда, например, один мерзавец получил от присяжных за особо мучительные убийства щенков 30 лет.

Есть у подобных действий и страшная политическая составляющая. Они – школа фашизма. Ведь что в его основе? Всё, что тебе мешает должно быть уничтожено, ведь ты – основа порядка, ты прав! Вот основа фашизма! Река мешает – засыпать, лес – вырубить, собака – отравить, сосед – посадить, народ или вера чужая – истребить. В том числе — набить морду болельщику другого клуба или изнасиловать понравившуюся девушку.

Стиль мышления в указанной цепочке абсолютно един. Основа его – «я право имею» — открыта ещё Достоевским.

И мучители животных ничем не отличаются от нацистов и террористов, наслаждающихся страданиями своих жертв, только трусливее и гаже, так как издеваются над беззащитными и слабыми, да ещё анонимно. Я заранее предвижу возражения насчёт Третьего Рейха. Но ответ есть, просто не тема сегодняшнего форума. Есть ещё весомые аргументы. Касательно собак, судьбы коих волнуют в первую очередь как зоозащитников, так и зооненавистников. Согласно современным исследованиям 2-х европейских институтов (Университет им. Л.Этвёша в Будапеште, Институт эволюционной антропологии общества М.Планка в Лейпциге), целенаправленно занимающихся поведением собак, а также Университета штата Флорида в США, американских биологов Марка Бекоффа и Софии Йин, немецкого профессора из Кильского Университета учёного Дорит Феддерсен-Петерсен, собаки находятся на «предчеловеческой стадии развития», превосходят по пониманию человека шимпанзе, единственные из животного мира способны к эмпатии, то есть – сопереживанию, а лондонские исследователи считают, что они по глубине эмоций и многим аспектам разума – на уровне 2-3 летних детей.

В 2015 году учёные из уже упомянутого университета им. Л.Этвёша открыли у собак наличие центра понимания речи. Причём, эти данные получены на бездомных собаках. По иному и не могло быть, так как собаки — продукт не естественного, а искусственного отбора именно по интеллекту, способности понимать человека, взаимодействовать с ним и сопереживать ему. Проблема бездомных животных и жестокости, оказывается гуманитарной безо всяких допущений и кавычек и вне зависимости от связи с преступлениями в отношении людей. Они – тоже люди.

И преступления по отношению к ним должны быть так же и наказуемы! Не зря же едва ли не самый выдающийся русский философ – Бердяев – считал собак «ангелами, посланными для испытания человеческих душ».

Вообще, тема эта выходит далеко за рамки «гуманного отношения к животным». Давайте честно признаем – только человеку свойственна жестокость – получение удовольствия от страданий других.

Поэтому то, что именуется «зверством» и «скотством» на деле есть исключительные проявления «человечности». И вряд ли кто оспорит, что вся мерзость и дикость, доминирующие во всемирной истории, имеют происхождением прежде всего наличие в нас жестокости, на протяжении тысячелетий дававшей преимущество её носителям. И ныне – всё то же.

Без жестокости невозможно любое насилие – личное и социальное, физическое и духовное, в малых и глобальных масштабах. Без жестокости в мире не было бы большинства проблем. А значит – носители жестокости, как явления – враги человечества, продолжающие мешать разумной жизни.

И по совести – следовало бы внести главным и самым страшным преступлением в УК – «умышленное причинение особых страданий человеку и высшим животным» с максимально доступной мерой наказания за сие деяние. Но хотя бы настолько только весомому, чтобы им стало страшно, а ещё – изолирующему их надолго от возможности продолжения этих действий.

О чём ещё хотел сказать.

Как только ставишь эти вопросы – что о судьбе бездомных животных и вообще — животных, что о катастрофическом убывании «зелёных лёгких» столицы, что вообще многие эко-темы, поднимается шипение о том, что нам о людях надо заботиться, а не об этих грязных тварях, что денег не хватает на пенсионеров, а вы о деревьях, и прочая, и прочая, и прочая. И пусть практически все великие и любимые актёры и музыканты – кумиры – что наши, что тамошние – любители и защитники либо собак, либо других животных, активные спонсоры и благотворители – нам плевать!

Придётся вновь вспомнить одну важную составляющую жизни, под названием нравственность. Это немодное понятие упоминается ныне так редко, что как-то забыта его основополагающая сущность. Без наличия таковой в человеке мы не можем его человеком называть. Потому что всё остальное – характер, память, таланты, интеллект, даже мораль (как кодекс поведения в стае) и эстетическое чувство — присутствуют в упрощённом виде и у высших животных.

И только нравственный закон, как и осознание иных миров в виде звёзд над головой – со времён Канта есть чудо-метка, данная нам свыше. Но не всем. Потому что её, нравственности, неотъемлемой частью является понятие доброты, то есть враждебности к любому страданию вокруг и стремление избавить от страданий мир.

А об этом думают, увы, весьма немногие. И нравственность эту надо научиться ярко и просто вбивать в головы граждан, как это делается во многих западных блок-бастерах.

С государственных каналов при участии самых высших властей, звёзд, священнослужителей. Вообще, воспитание доброты примером государства – может, важнейшее в нашем обществе, многие десятилетия этого свойства лишённого. Тем более, что наши люди особенно ориентированы на действия властей. И если власти хотят иметь нравственное общество – они должны первыми эту нравственность проявлять.

А если государство устраняется от культивирования добра, способствует жестокости и равнодушию к страданиям живых существ не человеческой породы – оно не должно удивляться нарастающей агрессивности и враждебности между людьми, объединить которых получается только ненавистью к очередному врагу.

Наоборот – государство нравственное может рассчитывать на благодарность и единение своих подданных на основе взаимопомощи и взаимовыручки. Наши оппоненты часто говорят – «я тоже люблю животных, но…».

Так вот – это уже не о любви. Любовь не может иметь никаких оговорок, условий. Она или есть или нет – «только первой свежести, она же последняя». Любовь не всегда приятна. Как и добро, как долг. Любовь, это когда преодолеваешь, терпишь ради более значимого, чем эти неудобства и даже страдания.

Вот волонтёры в приютах – они любят животных, поэтому не боятся их дерьма, болезней, агрессии – а потому и здоровее тех, кто остерегается, кто «любит, но…». По крайней мере – духом.

А те, кто от собачьего экскремента отводят взгляд и возмущённо требуют дворника и милиции – неспособны на любовь и сочувствие. Добро с оговорками – уже не добро. И это тоже должно настойчиво пропагандироваться СМИ.

У нас же в ходу облегченные варианты добра. Нащёлкает народ, с диванов или из-за стола, СМС-сок во время какого-либо шоу на несколько миллионов – спасут жизни пары детей – и уже трубим на всю страну — какие мы добрые и духовные! А значит – ничего больше не надо. Но это лицемерие.

И теперь о целом ряде заблуждений, присущих как широкой общественности, так и СМИ, без борьбы с которыми нам не иметь успеха.

1. Что зоозащитники – это такие люди, которым просто очень нравится волонтёрствовать в приютах, подбирать в свою квартиру по 5 собак, лечить и заботиться о них, что они типа кайфуют, а на остальных нормальных людей им наплевать. Вы знаете, что зоозащита – это тяжкое, часто противное занятие, это лишение себя удобств, свободы, права болеть и даже умирать, потому что есть ответственность и никто за тебя твоё дело не продолжит. В общем – кайфа это не даёт, это выбор из двух зол меньшего – стать подлецом или следовать любви и совести. Особенно у нас, где таких пока единицы относительно населения и где нет помощи ни от людей, на от властей и когда заведомо знаешь – что бы ты ни сделал — это капля в море относительно того, что надо сделать.

2. Следует из первого. Что есть другая точка зрения на зверей, что многим не нравятся животные вообще и городские – в частности, и надо учитывать их точку зрения, искать компромиссов. У них – своя правда. Так вот нет, не должны учитывать. Как не должны учитывать мнение расистов, сексистов, придурков и прочих плохих или глупых людей. И правда в любой проблеме всегда одна, а компромисс между правдой и неправдой – всегда неправда. 2х2. Другое дело, что надо. А учитывать такие мнения надо только в плане необходимости мощной и аргументированной пропаганды против этих мнений.

3. Что добро вообще должно быть удобным и необременительным. Нет! Добро – это тяжёлый труд, это жертва, это лишения. Значит ли, что оно не даёт радости? Даёт. Но радость не в процессе, а в результате, если он получился. Её надо ещё заработать. И этой радости надо учить людей. И чем больше людей будет вовлечено в добро, тем легче будет его осуществлять и тем больше радости оно будет давать каждому. Впрочем, это как бы должно само следовать, коли мы числим себя христианами, да ещё самыми истинными.

4. Что человеческая жизнь и здоровье превыше всего, и всё, что им угрожает должно быть устранено. Ну, тут понятно, что тогда надо прежде всего устранить автомобили, запретить людям купаться, ходить в бары, ну и делать многое другое, что лишает их жизни куда чаще всех животных, диких и домашних, вместе взятых. На деле же жизнь человека ценна лишь в том контексте, в котором ценен данный человек. Соответственно – от 0 до бесконечности. Иначе нет ничего ценнее жизни террориста, насильника и просто подлеца. Отсюда абстрактное утверждение сторонников «правовой зоозащиты» о правомерности убийства десятков тысяч ни в чём не провинившихся зверей ради сохранения жизни нескольких десятков людей в год должно быть отброшено, как фашистское.

5. Что надо учить детей и людей осторожности и запугивать их, чтобы в отношении «свор», «стай» и пр. На деле надо учить людей доброжелательству и спокойствию. Адреналин – страх и агрессия. Животное чувствует его и для той же своры человек боящийся выглядит столь же опасным, сколь и агрессивный. Самый лучший способ ликвидировать своры – отловить их в приют и потом разобрать по домам. Да и если бы жители этих пострадавших посёлков подкармливали бы своры, а не гоняли их – нападений бы не было. А пугать надо догхантерами и браконьерами.

6. Что мы – конкуренты человеческим благотворительным организациям. Я вовсе не вижу контактов с фондами Хаматовой, Водяновой и прочими. А ведь если суммировать усилия тех, кто борется за здоровье детей, за защиту зверей, за сохранение вод и лесов и прочих таковых – воздействие на общество и власть в направлении благих дел можно умножить. Тема же у нас одна – о величии Жизни и суетности сиюминутных удобств и выгод. Тема, вообще-то, будущего человечества. Попробовать точно надо. И кстати – раз уж народ СМСки хотя бы щёлкать научился – надо использовать этот вариант пополнения фондов зоозащиты тоже.

7. Что все вопросы можно решить общественными организациями – только дайте им свободу и зелёную улицу. Ошибочка. Без государства в России не решить ничего. Кардинально. Народ пока не тот, деньги у людей не те. Не Штаты бездуховные, где в год более 400 млрд. тратят частные лица на благотворительность. Изменять общественное мнение можно только государственными СМИ, которые у нас всё равно пока лидеры рейтингов, хотя доверие и падает. А деньги наши богачи, как правило, дают только в направлениях, одобренных свыше.

 

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


26.10.2017
Подведены итоги конкурса плакатов "Сохраним заповедную природу"



15.10.2017
Объявлен шестой конкурс на соискание Премии им. Ф.Р. Штильмарка по трем номинациям



28.09.2017
Общеевропейские дни наблюдений птиц – EuroBirdwatch 2017



7.09.2017
Конкурс плакатов "Сохраним заповедную природу". Открытое голосование.



4.09.2017
Продолжается прием работ на VI Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина»



22.08.2017
Итоги «Марша парков - 2017»



8.08.2017
Новая книга для детей: жизнь степей в «задачках», рисунках и ответах


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2017

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2016 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены