Eng |
«Встреча поколений» УСЫНОВИ ЗАКАЗНИК Е. Яхонтов, В России насчитывается около 15 000 небольших по площади территорий с менее строгими режимами охраны, чем в заповедниках: заказники, памятники природы, памятники садово-паркового искусства и др., и число их постоянно растет. Их организация не требует больших капиталовложений и последующих затрат на содержание персонала — таким образом, в условиях экономической нестабильности создание малых ООПТ является одним из наиболее реалистичных методов территориальной охраны природы. Проблема заключается в их практической незащищенности — нет людей, призванных следить за соблюдением природоохранного режима и пресекать его нарушения, не проработана законодательная база. Зачастую охрана только декларируется на бумаге, на самом же деле если не изменить ситуацию, обширный список этих охраняемых территорий останется лишь как напоминание о тех богатствах, которые мы не смогли сберечь.
Опыт показывает, что довольно ощутимый вклад в это дело могут внести школьники и их руководители. Юные экологи принимают участие в обследовании охраняемых территорий (ведь изучение такого количества объектов не под силу ни одному государственному учреждению), следят за их состоянием, а иногда создают и свои заказники и памятники природы. В 2000 году ЦОДП при поддержке Фонда Макартуров начал реализацию эколого-образовательного проекта “Усынови заказник”. Цели его — привлечение внимания людей к решению конкретных проблем охраняемых территорий, расположенных в местах их проживания, объединение усилий различных детских коллективов, работающих в природе (биологических, экологических, туристических, краеведческих кружков, клубов, объединений), изучающих и сохраняющих природные объекты. В конечном итоге это должно служить глобальной задаче создания системы общественного контроля за состоянием малых ООПТ. На январь 2001 г. уже получено 120 подтверждений из 49 субъектов Российской Федерации от коллективов, желающих принять участие в проекте. Наибольшее число откликов пришло из Северо-Западного региона Европейской части (Архангельская, Новгородская, Ленинградская, Тверская области), Среднего и Нижнего Поволжья (Татарстан, Нижегородская, Волгоградская области) и Северного Кавказа (Краснодарский и Ставропольский края, Кабардино-Балкария). Более половины корреспондентов обладают сведениями об охраняемых объектах, находящихся вблизи мест их проживания, и готовы содействовать их практической охране. Таким образом, уже на первом этапе выявлено и включено в проект около150 ООПТ, нашедших своих покровителей. Для участников проекта предлагается примерная программа работы с курируемыми ООПТ и методические рекомендации по проведению различных видов работ, в зависимости от специфики объекта. На первых порах необходимо изучение истории создания ООПТ, поиск информации о ней в местных органах государственной власти (комитеты по природным ресурсам, землеустройству, местная администрация). Далее — первичное обследование территории (описание биотопов/объектов, выявление редких видов, картирование, оценка состояния). Последующая работа по соблюдению охранного режима и улучшению состояния объекта, мониторингу и выявлению угрожающих факторов и неблагоприятных тенденций развития, формированию общественного отношения к охраняемым территориям рассчитана на длительный период. Усыновление — вещь ответственная и требует постоянной заботы о своем подопечном. Чтобы объединить всех этих людей и дать возможность узнать о том, что и как делают коллеги, журнал “Охрана дикой природы” предлагает школьникам и их педагогам, руководителям кружков, сотрудникам отделов экологического просвещения заповедников и национальных парков, работающим за пределами своих ООПТ, на территориях заказников, памятников природы, присылать свои заметки и письма. Лучшие из них будут опубликованы в отдельной рубрике “Усынови заказник”, а пока всех тех, кто уже откликнулся на призыв Центра охраны дикой природы, кроме поддерживающих материалов удалось обеспечить подпиской на журнал до конца года. Все, кто хочет принять участие в работе — пишите в Центр охраны дикой природы Евгению Яхонтову — координатору проекта “Усынови заказник”. Глубокоуважаемый Николай Формозов, здравствуйте (правда, не знаем Вашего отчества). Получили Ваше письмо о разработке эколого-образовательной программы, чему очень обрадовались. Вы затронули очень важный и больной вопрос о нашей природе. Более 60 лет Республиканская центральная станция юных натуралистов Чеченской Республики проводила большую научно-исследовательскую и природоохранную работу. В настоящее время все труды, библиотека — словом, все сожжено и разрушено. Пытаемся восстановить свою деятельность, но без посторонней помощи нам не обойтись. Никакими финансовыми, материальными средствами не располагаем, зарплаты не получаем. Я и мои коллеги считаем, что большая часть Чеченской Республики должна стать заказником. Флора нашего края поразила своим бурным разнообразием ее первых исследователей. На территории Чечни насчитывается множество видов дикорастущих деревьев, кустарников и трав. Здесь много природных целебных источников, озеро Кезеной-Ам, ценные древесные породы (бук, граб, тис), первоцветы. Была богатой флора и фауна, но в процессе военных действий все изуродовано, экосистемы нарушены. Ввиду настоящего положения общение с дикой природой ограниченно. Мы искренне благодарны Вам за внимание и хотим приобщиться к изучению и защите Дикой Природы. Просим передать сердечный привет и благодарность за поддерживаемую связь с нами (хотя у нас нет возможности принимать участие, но дают возможность ориентироваться в своей деятельности) коллегам Центральной станции юных натуралистов. Нухигов Рамзан Солиевич, Уважаемый Николай! Пишет Вам Иванов Сергей Викторович. Я — преподаватель биологии в гимназии №1 г. Кузнецка Пензенской области. Кроме этого я являюсь руководителем туристического кружка при ГорСЮТур (туристы-экологи) и также веду занятия в городской экологической школе “В гостях у природы”. С туристами мы совершаем походы по разным районам области, а также побывали в Крыму и на Северном Кавказе. В первую очередь обращаем внимание на состояние природных объектов и по возможности производим очистку территории от мусора.
В Пензенской области очень красивые леса. К глубокому сожалению, они в последнее время очень сильно загрязняются. Жемчужиной края является Белое озеро, которое находится на границе Пензенской и Ульяновской областей. Хотелось бы сходить к истокам реки Суры. Количество многодневных походов затруднено отсутствием средств, так как денег для них не выделяют совсем. Поэтому ходим за свой счет. У меня трое детей, поэтому не всегда могу оторвать деньги от семьи. Зарплата учителя в Пензенской области одна из самых низких в России. Но тем не менее… С учащимися экологической школы в летний сезон работаем в охранной зоне заповедника “Приволжская лесостепь”. Провели два полевых сезона. Работаем над темами “Многообразие лишайников”, “Влияние антропогенных факторов на лихенофлору”. В 1999 году на областной экологической конференции по этой теме получили диплом I степени. Есть еще ряд работ и у других преподавателей. Самая большая часть заповедника находится вблизи с. Явлейка Кузнецкого района, где мы и проводим свои исследования. Заповеднику, который открыт повторно, в прошлом году исполнилось 10 лет. Территория заповедника в хорошем состоянии и уже очень явно видна разница с лесами, посещаемыми людьми. Планируем в ближайшее время создать экологическую тропу в охранной зоне заповедника для проведения экскурсий со школьниками. Помогает и организует работу экологической школы главный специалист госзаповедника “Приволжская лесостепь” Наталья Владимировна Каратеева. Также в прошедшем году в Пензе вышел в свет 1-й выпуск научных трудов заповедника и экологическое пособие для учащихся “Пензенская лесостепь” Сейчас под руководством преподавателей биологии Пензенского педагогического университета идет сбор материала для создания Красной книги Пензенской области. К этому привлекаются учащиеся нашей экологической школы. О Вашей программе я узнал из пиьма, адресованного директору нашей гимназии. С уважением, С.В. Иванов Уважаемый коллега Николай Формозов! На Ваше письмо отвечают сотрудники Станции юных натуралистов Липецкого района. Несмотря на малочисленные штаты (директор, методист, четыре ставки педагогов дополнительного образования), мы стараемся координировать работу школ района по экологическому воспитанию и оказывать им методическую и другую помощь, в том числе и по работе в охраняемых территориях района.Нашим школам, по месту расположения, более удобно работать с памятниками природы.
Так, Вербиловская средняя школа в течение двух последних лет наблюдает за состоянием краснокнижного растения чилим (водяной орех), который произрастает в Вербиловском затоне (памятник природы) и ниже по течению реки Воронеж в Круглякском затоне. С исследовательской работой ученица Вербиловской с.ш. Юлия Шульт выступила на районной экологической конференции. Ее фотографии были отправлены в Москву на конкурс “Кино. Образование. Творчество” в номинацию “Фотография”. При консультировании со стороны СЮН кружок “Эколог” в Вербиловской средней школе ведет замечательный педагог Ольга Васильевна Шульт. Помощь в исследовании чилима оказывает профессор ЛГПУ Сергей Михайлович Климов. Члены кружка “Юный природоохранитель”, который от СЮН ведет педагог Стурова Нина Петровна при Ильинской средней школе взяли под охрану малую реку Кузьминку. В области ежегодно проводится акция “Малым рекам — чистоту и полноводность” с обязательным проведением Дня малых рек во вторую субботу июля. Ильинские ребята проводят экологические десанты по берегам, укрепляют берега посадками, расчищают родники. На территории села есть пруд, где обитает краснокнижный гребенчатый тритон. Была проведена работа по изучению состояния группировки гребенчатого тритона. Член кружка Юлия Казакова выступила с работой на областной конференции юных исследователей и завоевала II место. Учащиеся Часто-Дубровской средней школы с учителем биологии Петром Иосифовичем Слепокуровым наблюдают за состоянием Студеновской дубравы (ландшафтно-биологический памятник природы). Было бы очень хорошо, если бы Вы выслали методику изучения заказника. В Сенцовской с.ш. ведет кружок “Юный лесовод” педагог СЮН Боровкова Наталья Алексеевна. Ребята вместе с работниками СЮН, директором школы Алифановой Татьяной Ивановной и лесничим Пономаревой Лидией Васильевной проложили по лесу экологическую тропу с остановками “Село родное”, “Тайны леса”, “Птицеград”, “Зона отдыха”, “Наставники”, “Лесной водоем”, “Целебное лукошко” и др. Ребята-экскурсоводы по заявкам проводят экскурсии по всей тропе или по отдельным остановкам. О Вашей программе узнали из письма, адресованного на нашу СЮН. С уважением, | |||||||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |