Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |  

«Экологическое просвещение»

АТЛАС МЛЕКОПИТАЮЩИХ
(к воплощению авторского замысла В. М. Смирина)

А. И. Олексенко,
Городской методический центр по экспериментальной и инновационной деятельности в образовании (Московский департамент образования)

«Всю свою сознательную жизнь я посвятил изучению и изображению животных, даже точнее будет сказать — зверей. Мир зверей для меня — самое прекрасное, что существует на Земле. Чтобы как-то помирить свои научные интересы и стремление к изображению животных, я затеял большой атлас зверей нашей страны, над которым работаю до сих пор».

В. М. Смирин. Из набросков к книге «Звери в природе»

«Исходным стимулом для появления рисунков было, однако, созерцание физической красоты млекопитающих; оно вознаграждает уже само по себе. …За созданием рисунка стоит не только владение техникой, это еще и творческое усилие воплотить облик животного. Пережить процесс этого воплощения возможно и рассматривая рисунки, что, я надеюсь, поможет разделить это удовольствие тем, кто будет знакомиться с животными».

Дж. Кингдон. «Атлас эволюции млекопитающих Восточной Африки».

(Иллюстрации из архивов В.М. Смирина предоставлены Е. В. Зубчаниновой).

 

Вадим Моисеевич Смирин (1931 — 1989) и Джонатан Кингдон (род. 1935 г.) — почти ровесники. Почти одновременно они стали целенаправленно работать над своими грандиозными проектами. Трехтомный атлас Джонатана Кингдона в семи книгах впервые был издан в 1971—1982 годах. Труд всей жизни Вадима Моисеевича все еще не воплощен в книгу. (В этой работе, как и в предыдущей, я предпочитаю использовать имя Вадим вместо официального Владимир. Так называл себя Смирин.) Его творчеству в целом и истории создания атласа в частности посвящена моя предыдущая публикация («Охрана дикой природы», 2001, №4 (23), "Несмолкающая симфония жизни".— А. О.). В этой статье я остановлюсь главным образом на двух моментах: выявлении важнейших черт исходного замысла атласа и обсуждении ряда проблем, стоящих перед его возможными издателями.

От первого импульса — к сути замысла

Свою первую большую работу (цветные таблицы с изображениями видов для справочника «Млекопитающие СССР») Вадим Моисеевич принес учителю — Александру Николаевичу Формозову. Александр Николаевич их перелистал, но ничего особенного не сказал. Посмотрел на таблицу серых полевок: «Я бы полевку Брандта нарисовал стоящей столбиком, когда она кричит». Эта реплика, как рассказывал Вадим Моисеевич, и послужила первым толчком к формированию его собственного замысла, стала тем импульсом, который помог Смирину сформировать собственные позицию и подход, положенные в основу труда всей его жизни. Воплощая его, он стремился передать живой облик, индивидуальность каждого вида, что было возможно лишь на основе собственных детальных наблюдений и зарисовок с натуры, сделанных прежде всего в природе. Эта позиция наиболее точно выражена в одном из набросков предисловия:

«Настоящий атлас млекопитающих СССР, на наш взгляд, принципиально отличается от ранее выходивших изданий подобного рода. К настоящему времени издано 3 полных атласа с изображениями млекопитающих фауны СССР. Это "Атлас промысловых млекопитающих" и цветные таблицы с изображениями зверей в двух книгах — "Определитель млекопитающих СССР" (Бобринский, Кузнецов, Кузякин, 1965) и справочник "Млекопитающие СССР" (Флинт, Чугунов, Смирин, 1965—70)… Во всех этих изданиях использованы рисунки ведущих художников-анималистов нашей страны. Кроме того, в качестве основного иллюстративного материала часто используется фотография. Какая же принципиальная разница между предлагаемым изданием и перечисленными? Во всех предшествующих изданиях нет никаких указаний на то, какой материал послужил основой для приводимых рисунков. Поэтому степень достоверности каждого из них остается неясной (здесь и далее курсив мой. — А. О.). В то же время, на наш взгляд, совершенно необходимо точно знать, чем располагал художник при изготовлении научной иллюстрации.

Многолетний опыт наблюдений и зарисовок животных в природе, в зоопарках, вивариях показал, что реальный образ животного и его действий в конкретных ситуациях невозможно представить себе, руководствуясь чужими описаниями или воображением художника. А рисунки, сделанные «по воображению», до сих пор нередко попадают в научные издания. При изготовлении цветных таблиц для определителей нередко используется такой принцип: делается стандартное изображение ("обобщенный образ") сурка, суслика, пищухи в масштабе, соответствующем соотношению размеров представителей этих родов, и эти стандартные фигуры закрашиваются в соответствии с окраской конкретных видов. Такой принцип использован в таблицах к определителю А. Н. Бобринского, Б. А. Кузнецова и А. П. Кузякина (художники Н. Н. Кондаков и О. Ф. Хлудова).

В то же время пристальный взгляд убеждает, что очень часто даже мелкие грызуны близких видов имеют четкие различия в облике, а не только в окраске. Поэтому мы поставили перед собой в качестве первой задачи дать портреты видов зверей, основанные на материале, достоверность которого должна быть всегда точно известна. В изображениях животных мы не допускаем никакой экстраполяции облика одних видов на другие, хотя бы и близкие. Поэтому в качестве основного материала взяты оригинальные рисунки, выполненные с натуры, с живых зверей. Таким материалом мы располагаем для 2/3 видов фауны СССР. Что касается остальных, то мы используем там, где это возможно, материалы фото- и киносъемок, а также рисунки, в достоверности которых не сомневаемся. Во всех этих случаях мы указываем источник, откуда это взято. Если такого материала нет, то рисунок для данной формы не дается. Для рисунков с натуры приводятся полные данные о том, где и каким образом они сделаны».

Далее Вадим Моисеевич отмечает, что главное его желание состоит в том, «чтобы в настоящем издании подход к рисунку не отличался от подхода к любому научному материалу, чтобы была ясна степень полноты и достоверности всего приводимого в книге изобразительного материала».

Думаю, что среди вышедших в России с момента написания этого текста изданий не найти сколько-нибудь полно иллюстрированных работ, удовлетворяющих этим строгим критериям. Попутно замечу, что требование к достоверности рисунка, рассмотрение его как научного материала отнюдь не противоречило художественным задачам Смирина. «Он занимался постижением того или иного вида не только, так сказать, в его зоологическом проявлении, но именно в художественной форме. То есть он пытался найти как бы стиль этого зверя, его дизайн природный. И у каждого зверя это есть… У каждого животного, отточенного эволюцией, блестящая форма. Форма, поведение — это все, так сказать, художественно, надо только увидеть» (из воспоминаний В. С. Шишкина).
Работа над атласом шла интенсивно и целенаправленно с конца 60-х. Ее прервала смерть художника в 1989 г. С созданием атласа были связаны минуты наивысшего счастья и драматические переживания его автора.

Будущий атлас глазами В. М. Смирина

В разных рукописях фигурируют различные варианты названия будущего издания: «Атлас млекопитающих СССР», «Атлас млекопитающих Европы и Северной Азии». Будущую книгу Вадим Моисеевич видел как высокотехничное издание формата многотомной «Жизни животных», вышедшей в 70-х годах в Советском Союзе. Атлас должен был включить «изображения и описания млекопитающих 300 видов, населяющих сушу и морские побережья Восточной Европы и Северной Азии». Он состоял из трех частей: двух серий таблиц и очерков, посвященных отдельным группам и видам млекопитающих. Облик вида с возможными его вариациями (географическая, половая, возрастная, сезонная изменчивость) должны были передать таблицы цветных рисунков. Смирин планировал создать их более 50. Почти все таблицы подготовлены. Они включают изображения около 280 видов, подавляющее большинство которых сделано на основании натурных зарисовок автора.

Второй раздел должен был включать таблицы штриховых рисунков, посвященные различным формам поведения избранных видов. Смирин планировал создать 200 таких таблиц (в другом варианте аннотации — 250—300). Он писал: «В основу этих серий положена следующая схема:

  1. Позы и движения в покое.
  2. Формы локомоции.
  3. Добывание корма и питание.
  4. Поведение, связанное с размножением.
  5. Развитие и взаимоотношения молодых животных.
  6. Взаимоотношения взрослых.

Конечно, все эти сферы жизнедеятельности и поведения не могут быть одинаково полно представлены для всех видов… Приведены лишь те ситуации, которые мы имели возможность наблюдать и рисовать с натуры или, в крайнем случае, имели хорошие фото- или киноматериалы».
Эту часть работы удалось реализовать в виде таблиц с меньшей полнотой, чем предыдущую. Помимо непосредственно подготовленных для атласа листов со штриховыми рисунками в архиве есть подборка неизданных листов с формами поведения песчанок и тушканчиков Монголии. На основании подготовительных материалов В. М. Смирина к этому разделу и рисунков из его статей можно довести общий объем раздела до 100 таблиц, представляющих поведение 66 видов.
Видовые очерки, объем которых должен был составить примерно 400 страниц машинописи, и подписи к таблицам поведенческих форм не были сделаны. Однако в архиве имеется написанный Смириным подробный план типового очерка, а также его образец — очерк, посвященный северному морскому котику, включающий подробный комментарий к рисункам форм поведения этого вида.

Интересно, что на одном из листков с примером общей рубрикации издания приведена заключительная часть — «Сравнительная характеристика внешнего облика, образа жизни и поведения млекопитающих. Конвергенция и жизненные формы». Вероятно, Вадим Моисеевич предполагал, по крайней мере на одном из этапов работы, сделать специальное заключение к атласу. К проблемам жизненной формы и конвергенции он нередко обращался в своих работах. В частности, заключение такого характера он готовил для книги «Звери в природе». В нем на примере грызунов и копытных показано, что пищевая специализация является ведущей в формировании стереотипов поведения. Однако этот текст также не был опубликован.

Уникальность замысла — основа проектирования будущего издания

Поскольку грандиозный труд Вадима Моисеевича так и остался незавершенным, мы вынуждены частично реконструировать его замысел. Такая реконструкция должна, по моему глубокому убеждению, соответствовать не только букве атласа, но и его духу, в чем-то даже выходя за пределы композиции издания, предложенной самим автором. Набор созданных художником цветных и штриховых таблиц — не материал для построения обычного атласа млекопитающих, а ядро книги, не имеющей аналогов. Прежде всего стоит повторить, что по крайней мере в России нет атласов млекопитающих, которые бы удовлетворяли критериям, сформулированным Смириным, и вряд ли они в столь грандиозном масштабе появятся в ближайшие десятки лет. Уникальность не только в широте охвата видового состава, но прежде всего в научной достоверности и полноте передачи облика вида того или иного зверя, его форм поведения, его «природного дизайна». Это и является самой главной ценностью труда Вадима Моисеевича.

Вадим Моисеевич, с одной стороны, ориентировался на существующие модели атласов, с другой стороны, выдвинув идеи научной ценности и достоверности поведенческого портрета вида, создавал свою собственную оригинальную модель. Он не рассчитывал на оперативное использование книги читателем в поле. Таким образом, при ее подготовке нет необходимости ориентироваться на полевой атлас с его большей жесткостью конструкции, меньшей вариативностью изображений и принципиальными требованиями к исчерпывающей полноте представленных видов для данного региона.

Внутреннее противоречие формы — плодотворное начало конструирования будущей книги

Работа над атласом шла непросто. Свободное воплощение жизни зверя на листах набросков сменялось мучениями при компоновке таблиц атласа. В письме к Елене Крученковой Вадим Моисеевич пишет: «Самое трудное — это составление и компоновка рисунков, это занимает неизмеримо больше времени, чем их окончательное выполнение. Насколько производительнее идет работа с живыми зверями… Но все же дело двигается, и очень приятно видеть готовые листы. А потом очень трудно переходить от работы с натуры на обработку и обратно. И от этого тоже никуда не денешься».

Возникало определенное противоречие между редким даром передать жизнь зверя в наброске, стремлением представить многообразие обликов зверей, их поведения и избранной для атласа традиционной жесткой табличной формой и вторично прорисованными для нее изображениями, учитывающими несовершенство полиграфии.

«Перед наброском ничто не устоит», — сказал в беседе со мной замечательный художник Илларион Голицын. Ему словно вторит Джонатан Кингдон, говоря о своеобразном волшебстве наброска, включенного в атлас, вовлекающего читателя в сотворчество, совместное раскрытие облика зверя.

Атлас В. М. Смирина — не нечто окончательное, жестко организованное, но растущее живое целое, гигантская галерея жизни зверей («Мир зверей для меня — самое прекрасное, что существует на Земле»). Именно так создавал свой атлас Джонатан Кингдон, наполняя его сотнями живых набросков, используя таблицы лишь как дополнение (например, для демонстрации вариаций окраски).

Объем статьи не позволяет остановиться на еще одной важнейшей теме — культурной миссии атласа Вадима Моисеевича. Она очевидна. Говорят, для Смирина было важно не столько получить научный результат, сколько понять зверя. Понять и восхититься им, его красотой. Входя в ритм жизни зверя, воплощая ее карандашом и кистью, он, по его собственным словам, достигал «состояния абсолютного душевного движения».

Думаю, что его призвание состояло в том, чтобы написать гигантскую фреску бесконечно разнообразных обликов зверей, их жизней. Не случайно, наверное, слово «атлас» берет начало от имени мифического героя — Атланта (Атласа), державшего на своих плечах весь небесный свод.

В 1999 г. журнал American Scientist включил «Атлас эволюции млекопитающих Восточной Африки» Джонатана Кингдона в список ста книг, сформировавших науку ХХ века. Быть может, и мы найдем наконец возможность подготовить и издать уникальный труд удивительного художника-ученого В. М. Смирина, оказавшего колоссальное влияние на мировосприятие нескольких поколений биологов.

 

К сожалению, нет возможности перечислить десятки фамилий тех, кто помогал и помогает мне в работе над книгой, посвященной жизни и творчеству Вадима Моисеевича Смирина. Особо я хотел бы поблагодарить Е. В. Зубчанинову, Ю. М. Смирина, Э. М. Смирину, Н. А. Формозова, В. С. Шишкина, М. Е. Гольцмана, Е. П. Крученкову, А. Д. Бернштейн, Т. Ю. Лисицыну, А. Б. Керимова, Я. Бадридзе, А. В. Зименко, беседы с которыми и побудили меня написать эту статью.

Литература:

Смирин В. М., Смирин Ю. М. Звери в природе, 2-е изд. М., Армада-пресс, 2001.

Смирин Ю. М. Анималистическое искусство как метод зоологических исследований: достижения и проблемы. Бюлл. МОИП, 1999. Отд. биол., Т. 104, вып. 5, с. 50—60.

Kingdon J. East African Mammals: An Atlas of Evolution in Africa. Academic Press. London, New York, San Francisco. 1971 — 1982.

<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены