Eng

  На главную страницу
| архив | содержание | 

«Город и природа»

ПТИЦЫ В ПУТИ

Е. Ю. Павлова,
Московский зоопарк

 

На самом юге Израиля в десяти минутах езды от города Эйлата расположен орнитологический заказник, созданный неправительственной организацией Международный центр наблюдения и изучения птиц. Существует заказник на частные пожертвования. Сформированный здесь искусственный ландшафт служит местом отдыха огромного количества мигрирующих птиц, дважды в год пересекающих этот регион на пути к местам зимовок в Африке и обратно, к местам гнездования. Автору статьи посчастливилось познакомиться с работой Международного центра наблюдения и изучения птиц и пообщаться с его директором — известным израильским орнитологом Рувеном Иозефом.

 

Кто из зоологов не мечтал попасть в Эйлат, на побережье Красного моря! Весна, время пролета. Дух захватывает от скопления белых аистов, кружащих в ярко-синем небе, от великолепного парения десятков осоедов над суровыми Эйлатскими горами! Большие стаи черных аистов кажутся издали изменчивым темным облаком, плавно «перетекающим» в долину Аравы… Птицы пережили зимовку и летят к местам гнездования кратчайшим путем.

Единственный сухопутный мост, соединяющий Евразию с местами зимовок птиц в Африке, — это Синайский полуостров, тупым клином вдающийся в Красное море с севера. На крайнем северо-востоке Синая расположен Эйлат — самый южный из городов Израиля. Предположительно около миллиарда пернатых пересекает этот регион дважды в год во время весенних и осенних миграций. Парящие перелетные птицы используют этот маршрут, и около 5 миллионов из них летит через Эйлат, окрестности которого служат важнейшим местом остановки для более чем 230 видов мигрирующих птиц. Этот ключевой «перевалочный пункт» располагается на северной оконечности сахаро-аравийского пустынного пояса. Птицы достигают его после 30—40 часов стремительного беспосадочного перелета через Сахару и пустыни Синайского полуострова, совершая марш-бросок длиной почти 2 тыс. км, и останавливаются здесь на отдых и кормежку. В «бутылочном горлышке» эйлатского региона в короткие сроки появляется огромное количество всевозможных птиц. Перспектива увидеть их привлекает сюда бедвотчеров со всего мира, что делает организацию орнитологических экскурсий весьма доходной статьей местного туристического бизнеса. С точки зрения туристов, все выглядит совершенно замечательно, однако реальные проблемы, как всегда скрытые от поверхностного взгляда, существуют и здесь.

Успешность миграции птиц, летящих через Израиль, во многом зависит от состояния эйлатских сухих глинистых солончаков, которые играют роль своеобразных «дозаправочных» станций на их долгом маршруте. Сухие солончаки располагаются по окраинам долин, затопляемых зимними дождями. На них сформировалось уникальное растительное сообщество, в котором доминирует сведа (Suaeda monoica). Это пустынное растение, относящееся к семейству маревых, цветет и плодоносит весной и осенью, избегая экстремальных температур и солнечной радиации летом и сильных ветров при пониженной температуре зимой. Вегетативные побеги и плоды сведы, а также многочисленные насекомые, привлекаемые цветущими растениями, создают кормовую базу для мигрантов, использующих сухие солончаки для отдыха и кормежки. Иными словами, этот биотоп играет важнейшую роль в миграционном марафоне. От того, сумеют ли птицы восстановить силы после изнурительного перелета через пустыни, зависит не только выживание отдельных особей, но и количество яиц в будущих кладках, а зачастую и сама возможность размножения. Особенно важны эти так называемые остановочные местообитания для арктических видов, у которых очень короткий период размножения, а гнездование проходит в жесткие сроки. Зная все это, приходится только удивляться, что ученые лишь сравнительно недавно пришли к мысли о необходимости охранять не только места зимовок и гнездования, но и ключевые места отдыха птиц в пути. Примером тому могут служить события недавних лет в Эйлате.

Население этого курортного города составляет сегодня 53 тыс. человек. Отели предоставляют туристам 8 тыс. мест, а в скором будущем их количество возрастет до 13 тыс. Большая часть территорий отелей, расположенных по берегам лагун, отвоевана у глинистых солончаков, значительные их площади заняты плантациями, а почти все оставшиеся солончаки превращены в резервуары для производства соли либо для выращивания водорослей в коммерческих целях. Площадь нетронутых сухих глинистых солончаков в окрестностях Эйлата составляет сегодня всего 12 кв. км! Кругом же простирается почти безжизненная каменистая пустыня. Освоенные под сельское хозяйство земли долины р. Аравы (к северу от Эйлата) на первый взгляд могли бы сыграть роль альтернативных остановочных местообитаний. Однако местные оазисы, вполне подходящие, казалось бы, для отдыха пролетных птиц, интенсивно обрабатывают различными биоцидами. Поэтому рацион любого кормящегося здесь вида будет изобиловать всевозможными химикатами.

Но когда экологическая ситуация уже грозила стать тупиковой, буквально в черте города появился орнитологический заказник. Его организовал израильский орнитолог Рувен Иозеф. В 1993 г. возглавляемая им общественная организация «Международный центр наблюдения и изучения птиц» сумела выкупить небольшой участок бросовых земель, находившихся в эксплуатации с 50-х до начала 70-х годов. Первые годы ушли на очистку земли от мусора и рекультивацию почвы (поначалу все средства приходилось тратить на аренду экскаваторной техники, убиравшей отходы и насыпавшей слой чистого грунта). Затем сотрудники центра засадили эту территорию местными видами растений. Ирригация была осуществлена за счет частично очищенных городских сточных вод, а поскольку они насыщены органикой, растения начали интенсивно расти, цвести и плодоносить. Это позволило обеспечить кормом большое количество птиц на площади, составляющей менее 5% от эйлатского сухого солончака.

Через несколько лет благодаря неуемной энергии и энтузиазму Рувена Иозефа (а также его несомненному таланту убеждать доноров) на бывших «бэдлендах» вырос прекрасный парк, примыкающий к системе искусственных прудов, один из которых — пресный, а другой — солоноватый. Такое разнообразие условий удалось создать благодаря разумным договоренностям с администрцией находящегося в непосредственной близости к заказнику завода по производству соли. Воду, используемую в производственном цикле завода, сбрасывают в пруды, которые привлекают как местных, так и пролетных околоводных и водоплавающих птиц. Обилие растительности и пресной воды посреди пустыни работает как мощный магнит и для других видов птиц. Поставленная цель достигнута: именно здесь с комфортом останавливаются дальние мигранты, чтобы восстановить силы и подкормиться.

Для туристов на берегах прудов оборудованы удобные деревянные беседки. На одном пруду сквозь заросли рогоза можно наблюдать бакланов и цапель, лысух, малых поганок, следить за пролетающими крачками-чегравами, а на заходе солнца любоваться пируэтами ласточек, едва не задевающих вас крыльями (причем перед вами в немыслимых виражах над водой проносятся представители пяти видов одновременно). Среди кустов, нависающих над рукотворным ручейком, при некотором терпении можно увидеть зимующих здесь варакушек. Отсюда любители птиц могут перейти на другой пруд, где увидят шилоклювок, ходулочников, шпорцевых чибисов, травников, куликов-сорок и многих других.

Охрана и привлечение птиц — безусловно, благородная задача, но ни один профессиональный орнитолог на этом не остановится. Парк разделен на две зоны: туристическую и научную. Научная зона отделена тоненькой, запертой на замок цепочкой, перегораживающей дорогу. Ее можно просто перешагнуть, но почему-то никто этого не делает — посетители читают предупреждающую надпись и спокойно поворачивают обратно. По другую сторону от цепочки — иной мир. В этой части парка размещены многометровые ловушки наподобие тех, что используются на знаменитой орнитологической станции Рыбачий на Куршской косе (собственно, воздвигли и отладили эти грандиозные конструкции наши орнитологи Леонид Соколов и Михаил Марковец, которых Рувен Иозеф специально приглашал для обустройства станции и помощи в организации массового кольцевания птиц). Здесь вовсе не безлюдно. Туда-сюда снуют молодые люди с мешочками в руках (к Рувену приезжают студенты из многих стран мира). Утром и вечером они проверяют ловушки, а пойманных птиц несут в «кольцевалку» — маленькую будочку у входа в парк. Здесь их встречает опытный орнитолог — либо сам Рувен, либо кто-то из приглашенных им для сотрудничества коллег, в том числе и российских. Михаил Марковец, например, несколько лет подряд приезжал сюда для изучения миграций. Не так давно в этой интереснейшей области зоологических исследований появился новый бурно развивающийся раздел: изучение мигрирующих птиц на местах остановок («stopover biology»). На подобных стационарах ученым удается узнать многое, в том числе получить новые данные о сроках и динамике миграций, об изменении физиологического состояния птиц, их энергетических возможностях.

В «кольцевалке» птиц определяют до вида, измеряют, взвешивают, кольцуют, оценивают количество жира, состояние оперения и т.д., а затем через широкое окно выпускают на волю. Этот процесс очень интересен широкой публике, поэтому ко времени проверки ловушек у «кольцевалки» почти каждый день собираются группы школьников, семьи с детьми, отдыхающие из эйлатских отелей. Ученые комментируют свои действия, объясняют, для чего нужны их исследования, а особо заинтересованным даже разрешают выпустить из рук окольцованную птицу.

Эйлат — единственное место в Израиле и одно из немногих в мире, где в одно и то же время кольцуют дневных хищников, куликов и воробьиных птиц С 1984 (тогда в Эйлате начали впервые кольцевать птиц) по 2003 г. здесь окольцовано 170 тыс. особей, принадлежащих к 278 видам.

Орнитологический заказник работает, тем не менее Рувен Иозеф не ослабляет усилий. Он намерен получить участок земли на границе с Иорданией и организовать здесь трансграничный международный орнитологический парк. «Наша цель — продолжать рекультивацию жестоко эксплуатируемых земель и возвращать им их изначальное предназначение — помощь мигрирующим птицам в завершении перелета», — так определил он миссию Международного центра наблюдения и изучения птиц, ставшего лауреатом престижной премии Фонда Рокфеллера.

<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены