Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«У КНИЖНОЙ ПОЛКИ»

ТАЙГА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ И ЗВЕРЕЙ

В 2003-2004 гг. экспедиция, в составе которой были учителя и учащиеся Московской государственной Пятьдесят седьмой школы, сотрудники заповедника “Хакасский”, учителя из города Абаза и школьники из города Абакана, работала недалеко от границ участка “Малый Абакан” заповедника “Хакасский”. В результате этого сотрудничества от кордона “Тарташ” к одной из вершин хребта Шаман пролегла экологическая тропа, на базе которой были разработаны программа экологической практики для школьников 8—10 классов и комплект учебных пособий, включающих рабочую тетрадь для школьника/экотуриста, методические материалы для учителя/экскурсовода (О. О. Липаткина и др. Экологическая тропа “Большая Шаманская”, Москва, 2005) с приложением на компакт–диске и замечательная книга по экологии кедровой тайги (Тайга глазами зверей и детей / под общей редакцией Н. Ф. Штильмарк, М., “Р. Валент”, 2005), в основу которой легли тексты, написанные ребятами – участниками экспедиций. Об этих экспедициях и истории создания книги рассказывает Наталья Феликсовна Штильмарк.

Что за странная мысль – судить кедр? Почему так бессистемно выбраны свидетели? Что за нелепая книжка?

Таежный суд— идея не литературная, а методическая. Она появилась во время организации полевой практики школьников. А мысль издать написанные детьми тексты о жизни таежных растений и животных с комментариями учителя экологии пришла гораздо позже.

Школьники – авторы книги – ездили на практику с пятого класса, за это время многое узнали и поняли. Планировалась последняя поездка. Каждый учитель перед расставанием с ребятами хочет показать им то, что он сам больше всего любит. И мы повезли их в Южную Сибирь, к цветущим жаркам, старым кедрам и огромному коромыслу радуги над горной тайгой.

Столь дальние поездки требуют серьезной подготовки, и, как всегда, на помощь приходят старые друзья. Управление природных ресурсов Хакасии помогло в организации практики. Заповедник “Хакасский” согласился нас принять. Постепенно сложилась команда, в которую вошли ребята и взрослые из Москвы, Абакана и Абазы.

Ребята к тому времени уже хорошо понимали, что такое заповедник, они вжились в роль волонтеров – добровольных помощников. Выяснилось, что в заповеднике решили проложить на Шамане экологическую тропу и будут рады нашему участию.

Легко сказать – экологическая тропа. Мы хотели, чтобы тропа пригодилась заповеднику, а работа заинтересовала ребят и в то же время стала полевой практикой, ведь все наши поездки были в первую очередь учебными. Помогли любимые с детства книжки – “КОАПП” М. Константиновского, “Лесная газета” В. Бианки, “Жалобная книга природы” Б. Дижур. Пусть каждый, кто пройдет по тропе, взглянет на тайгу изнутри. Пусть говорят сами жители тайги! А чтобы тропа была экологической, пусть лесные “все–все–все” в полном соответствии с первым законом Барри Коммонера ищут и находят точки соприкосновения всего со всем. В центр нужно было поставить патриарха, символ тайги, символ Сибири – кедр. Так в результате учебной практики и появились пьесы, в том числе суд над кедром, в которых героями стали самые заметные обитатели леса. А ребята попробовали войти в роли таежных жителей – зверей, птиц, даже растений и грибов.

Выбор персонажей связан отчасти и с тем, какую литературу удалось найти. Но главным было то, что школьники сами выбирали героев – кто–то по интересам, а кто–то по особенностям характера.

В 2003 г. мы работали на Шамане две недели. Московские и хакасские ребята мгновенно подружились, работа закипела. Ребята ходили по тайге с зоологами и ботаниками, читали биологическую литературу и снова ходили, наблюдали и слушали. Задавали бесконечные вопросы и пытались представить себе своих персонажей. Постепенно стали вырисовываться отдельные образы. Тайга заговорила детскими голосами.

Однако времени не хватило, тропа осталась недоделанной. Тексты ребят почти без изменений вошли в книжку, которая была предназначена для учителей Хакасии и мгновенно разошлась в Алтае–Саянском регионе: потребность в методических изданиях была очевидной. А когда мы сами осенью перечитали написанный ребятами “таежный суд”, нам стало жаль бросать начатую работу. В текстах было то, что всегда привлекает в любом творении, – любовь, с которой оно сделано. Методика, казавшаяся поначалу несерьезной, работала. В таком случае, может быть, наш опыт нужно расширить, чтобы он пригодился другим учителям?

Через год благодаря финансовой поддержке Посольства Королевства Нидерландов в России у нас появилась возможность продолжить работу на Шамане, а также издать наши странные труды в виде отдельной книги. Большинство ребят к тому времени учились в 11-м классе и проходили экологию. Напомнила о себе вечная проблема абстрактности экологических понятий для городских детей. Не дополнить ли детские пьесы комментарием учителя экологии?

В 2004 г. мы снова приехали на Шаман. Многие ребята уже стали студентами и отправились в экспедицию через несколько дней после вступительных экзаменов. К нам присоединились зоологи заповедника и будущий автор комментариев. Работа велась по трем направлениям.

Первое – сама тропа, маршрут. Он прошел от кордона до одной из вершин Шамана, через тайгу, подгольцовые луга и горные тундры. Горную часть маршрута мы снабдили ориентирами – каменными стрелками и пирамидами. Первыми “тропопроходцами” стали сотрудники отдела экопросвещения заповедника.

Второе – описание маршрута и программа полевой практики для региональных школ. Программа рассчитана на пять дней, один из которых целиком посвящен маршруту. Перед тем как выйти на маршрут, учитель, по нашему замыслу, проводит занятия на кордоне, знакомит ребят с таежной флорой и фауной, объясняет правила поведения в лесу и техники безопасности. В последний день проводится конкурс. Вместе с сотрудниками заповедника “Хакасский” и Управления природных ресурсов Хакасии мы составили методическое пособие в помощь инструктору–экскурсоводу, а также рабочую тетрадку для школьника–экотуриста. Оба издания публикуются одновременно с этой книгой.

Третье направление – сама книга по экологии. В 2004 г. ребята в дополнение к прежним писали новые тексты – выдержки из таежной газеты. Все неплохо получалось и казалось вполне понятным.

Однако дальнейшая работа над книгой заняла гораздо больше времени, чем было запланировано. Мнения расходились полярно.

Ботаники и зоологи, которым мы показывали наши писания, были шокированы. Почему латинские названия растений в тексте Медведя не дать в сносках? Почему лесное разнотравье вы называете таежным высокотравьем? И что за странный стиль, в котором написан комментарий? Что за сумятица? Мы смутились. Как найти тот уровень упрощения, который объединит доступность, увлекательность и научную корректность? Как можно вынести латынь в сноски, если так говорит Медведь? Как объяснить, что слово “высокотравье” более выразительно и что комментарии похожи на реальный урок, где на смену термину приходит образ, нарушая строгость осторожных научных фраз?

Была и противоположная точка зрения: зачем вы портите детские работы, зачем ваш комментарий? Зачем редактировать и уточнять? Объяснить это было еще сложней. Нам хотелось сделать тропу действительно экологической, провести экскурсию по сложнейшему театру природы, показать разнообразнейшие взаимосвязи и взаимные приспособления организмов. А детские тексты, взятые в отдельности, превращали бы заповедник в полигон для игры. Но ведь игра для нас – только средство, а не самоцель. Средство показать, как трудно перекинуть мост от простого к сложному, как мало мы знаем о тайге, как нужны природе защитники и ученые, а вовсе не массовики–затейники.

Маршрут проложен далеко за пределами заповедного участка. Никогда мы не стали бы прокладывать такую тропу через его территорию. Имейте совесть – туда нельзя! Для школьной практики заповедник нужен вовсе не как территория (так будет, если леса будут истреблены везде, кроме заповедников), а как научный центр, как возможность общения с людьми, изучающими и любящими природу, живущими в ней и наблюдающими ее.

Заповедники – места обитания не только животных и растений, но и ученых! Их тоже надо любить и беречь, надо напоминать им о том, как мы все друг другу нужны. Как много вопросов мы не успеваем или не догадываемся задать. Пусть помогут “почемучки” – дети. А познакомит детей с учеными школьный учитель. Он и сам многому в заповеднике научится.

Предлагаемая вашему вниманию книга – не справочник и не учебник. И хотя биологические сведения тщательно выверены, главная функция нашей книги – методическая. Она сделана школьниками для школьников и является частью большой совместной работы по созданию и оформлению экологической тропы. Да, приводимые в ней сведения не всегда полны, а язык не всегда точен. Но книга наша – результат компромисса между детьми и взрослыми, между учителем и учеником, между заповедником и живущими рядом людьми, между наукой и школой. Чем больше мнений мы слышали, тем труднее, но интереснее становилась наша работа.

Позволим себе процитировать Александра фон Гумбольдта, который в предисловии к первому изданию “Картин природы” писал: “…труд мой полон недостатков, которые мне легче признать, чем исправить”. И опубликуем нашу книгу со всеми ее изъянами.

Н. Ф. Штильмарк

Заявки на получение комплекта учебных пособий можно присылать по адресам:
111398, г. Москва, до востребования, Штильмарк Н. Ф.;
655016, г. Абакан, до востребования, Липаткиной О. О.
E-mail: shaman_tropa@mail.ru

<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены