М. Л. Карпачевский, канд. биол. наук, Е. В. Колесникова,
Центр
охраны дикой природы
22 апреля 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального
закона №136515-4 "Лесной кодекс Российской Федерации". Рассмотрение
документа во втором чтении ожидается в ноябре, и пока нет никаких причин ожидать,
что он не будет принят до конца года. До сих пор неизвестна судьба нескольких
сотен поправок к кодексу, включенных в официальную таблицу, подготовленную Комитетом
Госдумы по Лесному кодексу. Это означает, что государство преобразует леса России
в предмет коммерческого оборота, соответственно изменятся все лесные отношения,
система управления лесным хозяйством, в результате чего государственный и общественный
контроль использования лесных ресурсов в стране ликвидируются за ненадобностью.
Новая версия Лесного кодекса- это уже третий законопроект (с конца 2004 г.),
направленный на коренное изменение основного лесного закона страны - Лесного
кодекса. Не успел вступить в силу Федеральный закон №122-ФЗ, полностью менявший
систему взаимодействия между участниками лесных отношений и принципы доступа
к лесным ресурсам, как его уже изменили, аннулировав лесную часть и приняв
дополнительно Федеральный закон №199-ФЗ, который привел действующий Лесной
кодекс в соответствие с целями и задачами административной реформы. Этот закон,
вступивший в силу 1 января 2005 г., определил новый порядок взаимодействия
федеральной и региональной властей в области управления лесными ресурсами
и изменил порядок доступа к ним. Уже сейчас ясно, что правительство само оказалось
не готово к принятию этого закона.
Регионам достались права управлять сельскими лесами и тушить лесные пожары,
однако сделано это без разработки эффективной системы финансирования такой
деятельности. В рамках субвенций, выделяемых из федерального бюджета, на каждый
гектар сельских лесов, переданных в управление регионам, будет выделено 17
рублей. И это при том, что в большинстве сельских лесов даже лесоустройство
не проводилось по крайней мере в течение последних 15 лет.
На борьбу с пожарами планируется выделить всего 500 млн. рублей, что недостаточно
даже при прохладном и дождливом лете. При этом средства планируется выделять
на 1 га лесной площади, в то время как каждый год большая часть катастрофических
пожаров случается в сравнительно небольшом числе регионов. В результате можно
ожидать полной беспомощности властей в борьбе с пожарами. Представители администрации
регионов, например Красноярского края, считают, что в настоящее время на тушение
пожаров планируется выделить средств в 6 раз меньше, чем необходимо.
Более того, правительство Российской Федерации до сих пор не разработало постановления,
регламентирующие порядок и объемы фиксирования региональных управлений сельскими
лесами и передачу средств на борьбу с пожарами. В результате возникла правовая
пустота.
Казалось бы, новый проект должен учитывать все недостатки старого кодекса
и дополняющих его законов. Однако это не так. Федеральный закон 199-ФЗ и проект
нового Лесного кодекса совершенно не соответствуют друг другу. Новый проект
уже сейчас не соответствует принципам устойчивого управления лесами, некоторые
положения не определены, а многие формулировки расплывчаты и допускают двоякое
толкование. В результате этого мы можем ожидать дальнейшую дестабилизацию
системы управления лесами России, уничтожение ценных лесов, возникновение
кризисных явлений в лесной отрасли и социальные потрясения.
Передавая лес в частные руки, государство своими руками уничтожает десятилетиями
формировавшуюся систему лесхозов, то есть фактически подписывается под увольнением
190 тыс. сотрудников, занятых в лесном секторе. Первым шагом в этом направлении
стала передача функций по контролю в области лесопользования, которые в основном
осуществляли лесхозы, Росприроднадзору. Но если в старом Рослесхозе охраной
леса и контролем лесопользования занималось около 70 тыс. человек, то в Росприроднадзоре
- менее тысячи. На каждый регион - и огромный Хабаровский край, и Московскую
область с ее многочисленными проблемами - будет приходиться менее 5-10 инспекторов,
которые будут физически не способны бороться с нарушениями лесного законодательства.
Всего в связи с административной реформой, по самым скромным подсчетам, в
ближайшее время будут уволены 2/3 сотрудников лесхозов, а еще больше - в течение
нескольких ближайших лет. На улице без средств к существованию окажутся десятки
тысяч человек, имеющих специальное лесное образование, хорошо знающих лазейки
в российском лесном законодательстве и обладающие надлежащей квалификацией,
чтобы ими воспользоваться.
Система лесхозов преобразуется в обычную бюрократическую структуру с небольшим
штатом, деятельность которой будет ограничена выдачей различных разрешительных
документов и других подобных бумажек, а практически заниматься всеми лесными
вопросами должны будут новые хозяева леса - физические и юридические лица,
арендующие лес.
Новый проект Лесного кодекса планирует передать большую часть функций по ведению
лесного хозяйства в руки частных лесопромышленных компаний или подрядчиков.
Но в настоящий момент частный бизнес не готов к оказанию качественных услуг
в этой сфере. Многие крупные лесопромышленные компании публично выступили
против приватизации лесов. Видимо, понимают, что они еще не готовы сами вести
полноценное лесное хозяйство, осознав, что это дорого и сложно. Планировать
нужно на десятилетия, вкладывать деньги нужно сейчас, а отдача будет через
десятки лет. На сегодняшний день у лесопромышленников нет таких возможностей.
В условиях уничтожения системы лесхозов это означает разгул лесного воровства
и нанесение вреда лесу неквалифицированным ведением лесного хозяйства.
С другой стороны, Лесной кодекс не содержит стимулов к ведению ответственного
лесопользования и механизмов проверки эффективности управления арендованными
лесами. Единственным критерием качества работы арендатора, прописанным в документе,
является требование по 30-процентному освоению расчетной лесосеки - это меру
никак нельзя считать рыночной и обоснованной. В результате лесопользователи
заинтересованы только в экстенсивном использовании лесных ресурсов (снятию
"сливок" - вырубке последних продуктивных лесов). В то же время
отсутствуют четкие требования к проведению лесовосстановительных работ после
рубок в лесах второй группы, проведению как минимум однократного ухода за
лесом до достижения им 30-летнего возраста. Арендатор не может по своему усмотрению
оставлять отдельные элементы исходного древостоя с целью сохранения биологического
разнообразия, средообразующих свойств леса или повышения доходности лесопользования.
В настоящий момент собственные средства лесхозов (это в основном деньги, вырученные
от продажи древесины, заготовленной под видом "рубок ухода" и "санитарных"
рубок) составляют более 50% от объема их финансирования. В результате лесхозы,
которым по закону запрещено вести коммерческие рубки леса, на деле превратились
в крупнейших лесозаготовителей страны с объемом заготовки в 2004 г. свыше
40 млн. куб. м древесины (это около четверти всего объема древесины, заготовленной
в стране). В ожидании своего окончательного расформирования именно лесхозы
станут основным фактором увеличения объема незаконных лесозаготовок в стране.
Ни новый Лесной кодекс, ни другие законодательные акты по-прежнему никак не
решают эту проблему.
Даже по скромным подсчетам, без учета деятельности лесхозов, доля незаконных
рубок в стране оцениваются в 20%. В условиях дальнейшего ослабления системы
контроля (менее тысячи инспекторов на всю страну) и отмены лесорубочных билетов
(взамен предлагается ввести лесную декларацию, которую ежегодно должны подавать
арендаторы лесного фонда в органы управления лесным хозяйством) объем незаконных
рубок существенно возрастет. В кодексе также чрезвычайно слабо и непоследовательно
отражены требования к режимам лесопользования в защитных лесах 1-й группы
- лесах особо охраняемых природных территорий, водоохранных лесах, лесах на
крутых склонах, в малолесных регионах и т. д.
В результате можно ожидать повальную "легализацию" незаконных рубок
в стране в силу отсутствия системы контроля и учета в области лесопользованию
и распространения рубок на экологически ценные леса 1-й группы.
Уже давно стоимость участков земли вокруг крупных городов намного превышает
стоимость их лесных ресурсов, рассчитанную с точки зрения продажной цены древесины.
Например, в Подмосковье стоимость одной сотки земли варьирует от 5 до 20 тыс.
долларов США, а в самых престижных местах приближается к 100 тыс. долларов
за сотку. В результате тысячи гектаров наиболее привлекательных лесных земель
вблизи водоемов и рек, около старинных усадеб и особо охраняемых природных
территорий ежегодно незаконно застраиваются. Вместе с тем ни один участок
лесного фонда, незаконно захваченный в последние 15 лет в Подмосковье, не
был изъят, и ни один из захватчиков не был наказан. Стоимость лесных участков
для застройки все больше обгоняет их цены с точки зрения ведения лесозаготовок.
Так, лесные подати за древесину, отпускаемую на корню, в пересчете на 1 га
(100 соток) леса не превышают 300 долларов США. Примерно столько же составляет
арендная плата за право лесопользования на участке лесного фонда. Все это
(даже при формальной невозможности приватизации участков лесного фонда) подталкивает
девелоперов и риэлторов к махинациям с лесным фондом. Новый Лесной кодекс
делает законной еще одну форму захвата лесных земель с целью коммерческой
застройки - лесные участки будут браться в аренду с целью организации туристической
деятельности, рекреации и ведения охотничьего хозяйства. А под видом этих
благородных целей такие участки будут огораживаться забором, а внутри них
будут строиться коттеджи.
Приватизация лесов беспокоит население вовсе не потому, что его волнует, кто
станет хозяином сибирской тайги через 15 лет. Простых людей волнует, что будет
уже через несколько лет с тем лесом, где они всю жизнь гуляли с семьей и собирали
грибы и ягоды. В новом Лесном кодексе написано, что если арендатору понадобится
ввести какие-то ограничения, он их введет. То есть совершенно законно можно
запретить доступ людей в лес, например, из-за опасности возникновения пожаров
или по каким-то производственным причинам.
Разработка проекта нового Лесного кодекса проходила долго и сложно. Документ
многократно переписывался. Но в результате проект закона разрабатывался исключительно
сотрудниками Министерства экономического развития и торговли РФ без учета
мнения неправительственных природоохранных организаций, специалистов лесного
хозяйства и научной общественности. Комитет по природным ресурсам Государственной
Думы создал рабочую группу для работы над проектом и разослал проект документа
в регионы для обсуждения, однако замечания с мест практически не нашли своего
отражения в законе. Таблица поправок, которую исходно разместили на интернет-страницах
рабочей группы по кодексу, впоследствии оттуда исчезла.
Рис. Э. Шукурова
В любом случае таблицу поправок на сегодняшний день большей частью составляют
косметические замечания, не затрагивающие сути проекта. Серьезные замечания
к кодексу высказала правовое управление администрации президента. Даже если
все радикальные" поправки будут приняты, проект кодекса принципиально не
изменится, в нем будут зиять многочисленные "дыры", которые вызвали
такую жесткую критику со стороны экологов, работников леса и общественности.
Такое впечатление, что авторы закона и 323 депутата Государственной Думы, одобрившие
проект закона в первом чтении, не понимают, что будущее российских лесов решается
здесь и сейчас, и если закон будет принят в нынешнем виде, это приведет к кризисным
явлениям в лесной отрасли и большим социальным потрясениям.
Проект Федерального закона №136515-4 "Лесной кодекс Российской Федерации"
недопустимо было направлять на первое чтение, второе и третье чтения фактически
ничего не изменят. Расхлебывать последствия принятия документа будет вся страна,
поэтому общественность должна принять все меры к тому, чтобы этот документ в
его нынешней форме не был принят. Формой протеста могут быть письма и обращения
к Президенту страны, пикеты и другие активные действия гражданского общества.