Eng |
«ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО» ВСЕНАРОДНАЯ ТРУБА Б. Б. Жуков, ,журналист "Экологические экспертизы не должны препятствовать развитию страны и ее экономики", - сказал президент Путин на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, состоявшемся 20 июля этого года в Кремле. Поводом для этого послужило обсуждение проекта магистрального трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), неосторожно упомянутого лидером Социально-экологического союза Святославом Забелиным. Отвечая настырному экологу, глава государства назвал грядущую трубу "по сути дела общенациональным проектом" и сравнил с БАМом. Что же представляет собой этот проект и почему им так недовольны экологи? Название "Восточная Сибирь - Тихий океан" отражает неопределенность конкретного маршрута будущей "нитки". Первоначально нефтепровод предполагалось проложить от Ангарска до Находки. Однако затем точка старта сместилась в Тайшет, а дальний конец трубы ушел из большого и давно эксплуатируемого порта Находка в совершенно необжитую бухту Перевозная на западном берегу залива Петра Великого. Впрочем, документально проработана была только первая очередь трубы - от Тайшета до райцентра Сковородино в Амурской области. Дело в том, что заявившая проект государственная компания "Транснефть" в ту пору еще не решила, куда, собственно, тянуть нитку - в Приморье (откуда нефть уже танкерами повезут в Японию и, возможно, в США) или в Китай. В 2003 г. проект первой очереди ВСТО был подан на экологическую экспертизу.
И отклонен ею, что с проектами такого масштаба случается крайне редко. Причина
- труба должна была пройти слишком близко к Байкалу, причем по довольно крутым
склонам. Расчеты показывали, что в случае разрыва трубопровода (Прибайкалье
- зона высокой сейсмичности) его содержимое скатилось бы в уникальное озеро
прежде, чем ликвидаторы успели бы прибыть на место аварии. Любое отступление от представленного на экспертизу проекта означает, что заключение экспертизы автоматически становится недействительным. Но что значит "автоматически"? Штрафы подрядчики уплатили, предписание о немедленном прекращении незаконных работ проигнорировали. Росприроднадзор передал собранные материалы в прокуратуру, реакция которой пока неизвестна. А "Транснефть" ведет себя так, словно ничем не рискует. Впрочем, в известном смысле терять ей и впрямь нечего. В том же самом мае группа жителей Хабаровского края и местная общественная организация "Экодаль" подали в районный суд иск о признании недействительным заключения экспертизы по проекту ВСТО. О проблемах Байкала в этом иске не говорилось ни слова: претензии истцов были связаны с тем, что вместо Находки труба направилась в Перевозную. Менее подходящее место для нефтяного терминала и нефтеперерабатывающего завода трудно было найти. Перевозная - открытая бухта, и в случае утечки или разлива течения разнесут нефть на большое расстояние. Расположенные в бухте острова сильно затрудняют маневрирование крупных танкеров, увеличивая вероятность аварии и разлива нефти. Наконец, главные занятия населения Хасанского района, где находится бухта, - туристический сервис, марикультура и рыбный промысел. А напротив, на другом берегу залива, расположены 600-тысячный Владивосток и места отдыха его жителей. Мало того, направляясь в Перевозную, нефтепровод пройдет через федеральный
заказник "Барсовый" и в нескольких метрах от границ заповедника "Кедровая
Падь". Юго-запад Приморья - место обитания редчайших и наиболее экзотических
для России видов животных и растений. В частности, это последнее прибежище дальневосточного
леопарда, в последние десятилетия балансирующего буквально на грани исчезновения.
Масштабные строительные работы или авария, сопровождающаяся разливом нефти,
- как раз то, что может добить его окончательно. Но, похоже, "Транснефть" может теперь не обращать внимания на такие мелочи - после того, как ее позицию публично поддержал сам автор тезиса о "диктатуре закона". Если этот шулерский трюк удастся, институт государственной экологической экспертизы можно просто упразднять за ненадобностью: любая компания теперь может подать на экспертизу проект, соответствующий всем мыслимым и немыслимым требованиям экологической безопасности, а строить потом там и так, где и как ей будет удобно.
В этой истории есть еще одна небезынтересная сторона - финансовая. Согласно
проекту, себестоимость исполинского трубопровода составит ни много ни мало 11
млрд. долларов. Независимые экономисты оценивают необходимые затраты еще выше
- примерно в 18 млрд. Это огромная сумма даже для самых богатых стран мира,
для России же даже меньшая из этих цифр - примерно восьмая часть годового бюджета.
Откуда возьмутся такие огромные деньги? << | содержание | вверх | >> | ||||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |