Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ»

ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ О ПЕСТИЦИДАХ

О. Г. Волков,
Всероссийский центр карантина растений

Еще сравнительно недавно, в середине XX в., химические средства для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений откровенно называли ядами, затем - ядохимикатами, а в наши дни их называют пестицидами. Их производители и сторонники применения обычно аргументируют свою позицию тем, что иных столь же эффективных и дешевых способов защиты растений не существует, в то время как вред, наносимый пестицидами здоровью людей и живой природе, сильно преувеличен природоохранной общественностью, тем более что, по статистике, среди загрязняющих окружающую среду веществ на долю пестицидов приходится всего лишь 5%. Вот что думает по этому поводу Олег Геннадьевич Волков - специалист в области биологических методов защиты растений, заведующий лабораторией энтомологии и биометодов Всероссийского центра карантина растений.

Среди многочисленных видов загрязнений окружающей среды пестициды занимают особое место. В отличие от всех других загрязнителей, пестициды преднамеренно используют для разрушения некоторых компонентов окружающей среды - уничтожения нежелательных с экономической или иной точки зрения представителей флоры и фауны. Пестициды неизбежно вызывают глубокие изменения экосистем, в которые их внедряют, так как они имеют широкий спектр токсичного воздействия на все живые организмы. Названия фунгицид, акарицид, гербицид и пр. в достаточной степени условны (например, инсектицид децис имеет выраженные гербицидные свойства). В местах, где проводили массированные обработки пестицидами, как правило, отмечали исчезновение многих видов животных и растений, против которых эти обработки не были направлены. В то же время не отмечено ни одного случая радикального решения проблемы какого-либо "вредного организма" при помощи пестицидов. Обычно происходит быстрая выработка резистентности вредителя к любому пестициду. Кроме того, при обработках уничтожаются не только вредитель, но и его естественные враги, что способствует быстрому восстановлению численности вредителя и дальнейшему ее нарастанию. Кроме того, разрушение природных зооценозов паразитов и хищников всегда вызывает вспышки размножения вредителей, которые ранее себя не проявляли. Таким образом, общая экономическая составляющая применения пестицидов в итоге оказывается несостоятельной, так как требуются огромные (и постоянно увеличивающиеся!) затраты на синтез все новых препаратов и на ликвидацию последствий их применения.

Применение пестицидов вызывает серьезные проблемы и в области общественной гигиены. Как известно, в цепях питания происходит накопление пестицидов, даже если их первоначальное количество было незначительным. Человек, как конечное звено в этой цепи, получает концентрированные дозы пестицидов, особенно с мясо-молочными продуктами. Растительная продукция, обрабатывавшаяся пестицидами, также содержит их остатки, даже при соблюдении всех санитарно-гигиенических норм. Поскольку для большинства населения нашей страны "беспестицидные" продукты питания недоступны, при ежедневном употреблении обычной продукции происходит накопление стойких пестицидов в жировой ткани и некоторых внутренних органах человека. Применение нестойких, быстро разлагающихся пестицидов не решает проблемы. Такие пестициды должны быть значительно более токсичными, чем стойкие, так как они воздействуют на вредные организмы более короткое время. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире происходит около 500 тыс. случаев прямого отравления людей пестицидами. Около 10% из этого числа погибают, многие из выживших остаются инвалидами или приобретают хронические заболевания.

Производители и сторонники химических средств защиты растений нередко пропагандируют мифы, никак не согласующиеся с фундаментальными положениями современной науки. Один из них - это принципиальная возможность синтезировать вещество, убивающее вредителя и абсолютно безвредное для всех остальных живых существ ("экологически чистый пестицид"). Но еще 20-е годы XX в. В. И. Вернадским и другими исследователями были сформулированы фундаментальные принципы единства химического вещества биосферы и химических процессов, происходящих во всех живых существах. То, что ядовито для одного существа, принципиально не может быть безразличным для другого. Химики могут произвести лишь то, что моментально убивает вредителей и постепенно губит все остальное. Экономические результаты короткого интервала времени скрывают долговременные потери. Кажется, что можно нарушать законы природы. Но многие практики убеждаются, что химические обработки любыми пестицидами далеко не безразличны, в том числе и для растений, которые пытаются защитить. Пестициды ослабляют растения и делают их более восприимчивыми к вредителям.

Другой миф - о том, что можно создать пестицид, химический или микробиологический, к которому у вредителя не будет вырабатываться устойчивость. Этот миф входит в противоречие с положениями генетики и теории эволюции, с самими понятиями об изменчивости, наследственности и отборе. Живые организмы, обладающие высокой плодовитостью и быстрой сменой поколений, вырабатывают устойчивость ко всем применяемым против них пестицидам. В первую очередь это относится к вредителям культур закрытого грунта, которые способны за год давать 12-14 поколений. Известно, что калифорнийский трипс, американский клеверный минер и другие подобные вредители уже за один сезон могут приобрести устойчивость к новому пестициду, если его применяют без ротации. Так, за несколько лет устойчивость калифорнийского трипса к эвисекту, первому пестициду, специально разработанному против этого вредителя, возросла в 20 раз, и это не предел. Известны случаи повышения устойчивости вредителей к первоначально эффективному пестициду в 25 тыс. раз! На наших глазах быстро потерял первоначальную эффективность фитоверм. Та же участь, по мнению самих разработчиков, ожидает спинтор. Вредителям значительно сложнее выработать устойчивость к объектам классического биометода - живым организмам, способным размножаться, - так как паразиты, хищники и патогены эволюционируют совместно со своими хозяевами.

Третий миф - о том, что получение устойчивых урожаев в современном сельском хозяйстве невозможно без массированного применения пестицидов. В мировой индустрии производства и применения пестицидов заняты сотни тысяч людей и миллиардные средства. По имеющимся данным, пестицидный бизнес по своей прибыльности стоит в одном ряду с торговлей наркотиками, оружием и медицинскими препаратами. Действительно, современное интенсивное сельскохозяйственное производство в значительной степени "посажено на пестицидную иглу", особенно в развивающихся странах. Массированное применение пестицидов разрушило традиционные, существовавшие столетиями и даже тысячелетиями агроценозы, и сейчас получать высокие урожаи без применения пестицидов стало трудно. Точно так же, как наркоману трудно отказаться от наркотиков и перейти к здоровому образу жизни. В разрушенных агроценозах без применения альтернативных пестицидам средств защиты растений неизбежны вспышки размножения вредителей и болезней, но немногочисленные биофирмы в настоящее время просто не в состоянии быстро наработать необходимые количества биологических средств. Таким образом, быстрого и резкого снижения объемов применения пестицидов в мире действительно ожидать не приходится, несмотря на "экологическую" озабоченность общественности. Тем не менее самые высокие урожаи в истории человечества зарегистрированы отнюдь не в эпоху пестицидов. В древнем Междуречье средняя урожайность зерновых превышала 300 центнеров с гектара, Египет эпохи Римской империи кормил все Средиземноморье. И в настоящее время на Западе урожайность в хозяйствах, производящих натуральную продукцию, не уступает работающим по "пестицидным" технологиям. В США, например, продуктивность культур на фермах меннонитов-амишей, которые никогда не использовали пестициды по религиозным соображениям, не менее высока, чем на фермах, где их применяют.

В настоящее время возможности химического метода борьбы с вредными организмами, по-видимому, подошли к своему пределу. Этот путь - необходимость постоянного применения все новых пестицидов, все более дорогих и с все более призрачным успехом. Экономические результаты короткого интервала времени лишь скрывают долговременные потери. Неудивительно, что это поняли в развитых странах, где сельскохозяйственные фирмы нередко являются семейным бизнесом, переходящим из поколения в поколение.
Альтернативой химической защите может стать биологический метод защиты растений (биологический контроль).

Биологический метод, успешно развивавшийся в СССР, в настоящее время в России в значительной степени разрушен. Тем не менее еще сохраняются наработанный потенциал и кадры, способные этот потенциал реализовать.

Классическое определение биометода включает в себя использование в целях защиты растений или в иных целях живых организмов, способных размножаться. В настоящее время биологический метод трактуется более широко - как практическое использование всех знаний о проблемном объекте, в том числе его паразитов и хищников и иных естественных механизмов регуляции его численности. Тем не менее под определение биометода не подпадают не только синтетические аналоги природных веществ, но и пестициды (токсины) растительного или микробного происхождения, нередко неправильно именуемые "биологическими" средствами защиты растений.

Современный уровень знаний о живых организмах позволяет решать многие, если не все, возникающие проблемы без использования химических отравляющих веществ. Такой подход предполагает создание определенной квалификации не только у разработчиков и производителей биосредств, но и у их непосредственных потребителей. В то же время развитие науки и техники дает возможность сделать производство и применение биологических средств не менее технологичными, чем химических. Но для этого требуются инвестиции в разработку и производство биологических средств защиты растений, хотя бы отдаленно приближающиеся по объемам к инвестициям в разработку и производство пестицидов.

Экологические методы борьбы с вредителями используют различные природные процессы, а не синтетические препараты. Поскольку экологическая борьба с вредителями предполагает работу с природными факторами, а не с синтетическими химикатами, эти методы получили название природных, или биологических (агробиологических).

В последние годы в развитых странах, в первую очередь европейских, отчетливо наметился переход от преимущественного использования химических средств через интегрированные системы к преимущественному использованию природных механизмов регуляции численности вредных организмов. С 2007 г. в странах ЕС предусмотрено значительное ограничение содержания химических препаратов в среде обитания человека (система REACH). Европейский Союз стимулирует и в значительной степени финансирует переход к более безопасным системам. Интегрированная система защиты растений (integrated control, integrated program) предусматривает применение всех средств регулирования численности вредителя с преимущественным использованием естественных методов контроля. В настоящее время такая система включает в себя социальные, природоохранные и прочие аспекты и часто именуется рациональным управлением численностью вредителя (integrated pest management, IPM). При этом необходимость снижения численности вредителя ниже экономического порога вредоносности необходимо сопоставлять с возможными экологическими и экономическими последствиями. Финляндия планирует перейти к IPM уже к 2007 г., Голландия - к 2010 г. и т. д. Пионерами в освоении интегрированных систем выступают предприятия закрытого (защищенного) грунта, то есть тепличные и оранжерейные, как наиболее технически и интеллектуально оснащенная отрасль сельского хозяйства. Одна из главных проблем на этом пути - баланс между применением пестицидов и беспестицидными технологиями защиты растений.

В этом смысле для России особенно ценен опыт сельскохозяйственного производства стран Средней и Северной Европы, климат и почвы которых схожи с таковыми сельскохозяйственных зон нашей страны. Так, в Финляндии успешно функционирует около полутора тысяч тепличных предприятий площадью от 0,5 до 5 га. Почти все они являются семейным бизнесом, возраст некоторых фирм насчитывает 70 лет и более. Теплицы расположены, как правило, в лесистой местности, вне населенных пунктов. Практически все финские тепличники выращивают продукцию круглый год, один из пиков продаж - к Рождеству и Новому году. Внедряются самые современные системы управления климатом и освещенностью, а также безотходные технологии, в том числе оборот воды. В конце 1970-х финские овощеводы сделали первые шаги к интегрированной защите овощей. С тех пор другие страны также стремятся достичь репутации производителей чистой, свободной от пестицидов, продукции, которой в настоящее время обладают финские овощеводы. В Финляндии в данное время около 80% защиты от вредителей томатов, салата и других зеленных культур основывается строго на биологическом методе. 35% предприятий закрытого грунта, выращивающих огурцы, используют чистый биологический контроль, а 65% -интегрированную защиту. Кроме того, 40% овощеводов используют интегрированную защиту растений на других культурах по мере необходимости, в то время как 80% их выразили заинтересованность в расширении биологического метода, если они получат соответствующие руководства и пройдут курс обучения. Эти цифры наглядно свидетельствуют, что необходимость ограничения применения пестицидов осознана всеми производителями овощей и большинством производителей цветочно-декоративной продукции.

К переходу на выращивание экологически чистой продукции финских фермеров стимулировала жесткая конкуренция с продукцией южных стран, находящихся в значительно более выгодных климатических условиях, особенно обострившаяся после вступления Финляндии в Евросоюз. Очень способствовала этому и широкая, в том числе финансовая, поддержка этого направления государственными и общественными организациями страны. В Финляндии программу перехода системы защиты растений к интегрированному контролю поддерживает министерство сельского хозяйства, более половины средств дает Европейский союз.

В других странах также расширяется сектор производства экологически чистой, или натуральной, продукции. Это направление стимулируется как общественными и государственными организациями, так и торговыми фирмами, заинтересованными в сбыте своего товара. Так, крупнейшая сеть супермаркетов Швейцарии "Мигро" заказывает фермерам производство натуральной продукции и гарантирует ее сбыт. На таких продуктах ставится специальная марка, гарантирующая их безопасность для здоровья. "Мигро" нанимает инструкторов, обучающих поставщиков методам органического земледелия.

В нашей стране любой потребитель также имеет право знать, какие вредные вещества содержатся в продуктах питания, которые ему предлагают. Однако в настоящее время информацию о том, какие пестициды применяли при выращивании продукции, и об остаточных их количествах потребитель получить не в состоянии. Давно назрела необходимость разделения по крайней мере растительной продукции на натуральную ("экологически чистую") и выращенную с применением пестицидов. Как показывает опыт европейских стран, такое разделение дает сельхозпроизводителям стимул для поисков иных технологий защиты растений и, следовательно, стимул для развития таких технологий.

Следует понимать, что требования к экологической чистоте продукции становятся одним из важнейших инструментов борьбы стран ЕС и других развитых стран за свои внутренние рынки в условиях свободной конкуренции. Для России использование такого инструмента может стать одним из очень немногих способов поддержки своего производителя, особенно после вступления страны в ВТО. Но для этого необходима прежде всего соответствующая законодательная база. В России нет нормативных документов, регламентирующих понятия "натуральная" или "экологически чистая" продукция и технологию производства такой продукции. Более того, отсутствует общий федеральный закон об использовании средств защиты растений, многие из которых являются сильными ядами. В США уже много лет действует Федеральный акт об инсектицидах, фунгицидах и родентицидах (FIFRA), постоянно обновляемый и совершенствуемый. В штатах существуют собственные законы о порядке лицензирования деятельности по борьбе с вредными организмами. Подобные законы имеются во всех развитых странах. В нашей стране желающий приобрести газовый пистолет должен пройти медицинскую комиссию и получить разрешение в органах внутренних дел - "Закон об оружии" был оперативно написан и давно уже принят. В то же время любой гражданин может приобретать любые сельскохозяйственные яды в любых количествах и пользоваться ими по своему усмотрению, не имея понятия о технике безопасности и токсичности препарата, который он приобрел.

Рис. В. Павлушина

Необходим федеральный закон "О пестицидах и иных средствах борьбы с вредными организмами", регламентирующий применение химических препаратов и других средств защиты растений.

В мае этого года состоялся очередной семинар по защите растений в закрытом грунте, организуемый фирмой "Гавриш". На этом семинаре представитель Евросоюза (из Литвы) высказал предположение о том, что после 2007 г. в Россию хлынет поток пестицидов, которые не будут востребованы в странах ЕС. Очень не хотелось бы верить в такой путь развития сельского хозяйства нашей страны. Россия не должна стать отстойником грязных сельскохозяйственных технологий. В этом случае у сельского хозяйства нет никакого будущего - в условиях рыночной экономики и свободной конкуренции ему никак не выдержать конкуренции с продукцией других стран, находящихся в значительно более выгодных климатических условиях. Реальный путь выживания и борьбы за свой внутренний рынок - постепенный переход к производству экологически чистой продукции. У России с ее экономическим и интеллектуальным потенциалом и с ее территорией никак не меньше возможностей для такого перехода, чем у стран Европы.

Всем, кто хочет больше узнать о биологических методах защиты растений, советуем посетить недавно созданный при поддержке ООО НМЦ "Агроэкосайенс" сайт
www.biocontrol.narod.ru.

<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены