Eng |
«Природа и люди» СВЯЩЕННЫЙ ОСТРОВ НЕНЕЦКОГО НАРОДА П. Боярский, М. Глазов, Вайгач уже давно перестал быть “священным островом” для ненцев, попадая на который они соблюдали бы свои вековые правила природопользования и охраны святилищ. Процесс начался с периода христианизации самоедов, а в годы советской власти — усилился и привел к потере многих культурных и нравственных традиций ненецкого народа. В настоящее время этот процесс продолжается и может закончиться полной утратой историко-культурной и природной среды острова. Подавляющее большинство ненцев острова Вайгач плохо знают его историю, местоположение основных святилищ и их соотнесенность с конкретными божествами ненецкого пантеона. Только две семьи оленеводов, которые постоянно кочуют по острову, пытаются сохранить традиции своего народа. В последние годы Морская арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского НИИ культурного и природного наследия разрабатывает концепцию создания целостной системы особо охраняемых территорий в Российской Арктике. Она предусматривает комплексный подход к сохранению историко-культурной и природной среды Арктики. Впервые такой подход к формированию сети ООПТ был разработан для ее западного сектора, в пределах Баренцева моря (Боярский, 1994; Боярский, Гусев и др., 1994). Продолжением исследований МАКЭ в этой области стала разработка системы мероприятий по охране территорий, на которых расположены сакральные и ритуальные места (святилища) коренных народов Севера. Это позволит сохранить культурное и природное разнообразие мест их проживания, создать в перспективе новые формы охраняемых территорий, куда должны войти и святилища. Предложения МАКЭ по созданию Свода святилищ коренных народов были поддержаны Арктическим советом по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF), Ассоциацией коренных и малочисленных народов Севера и Дальнего Востока РФ и Всемирным Фондом охраны природы (WWF). В России в настоящее время зарегистрировано 30 коренных малочисленных народов Севера, которые живут и кочуют на обширных пространствах, занимающих две трети территории страны. Ритуальные места остаются важнейшей составной частью культурного наследия, мировоззрения и связанного с ними традиционного природопользования народов Севера. Однако до сих пор никто не занимался их комплексным изучением и охраной. Вместе с тем, святилища играли важную роль в формировании территорий традиционного природопользования. Большинство известных святилищ расположено в живописных уголках, полностью соответствующих определению “памятник природы”. Многие из них находятся на водоразделах или у истоков рек. Как правило, это “узловые точки” в ландшафтах, от состояния которых во многом зависит сохранение биологического разнообразия обширных территорий, поэтому вокруг святилищ и жертвенных мест необходимо выделять особо охраняемые участки. В качестве модельной территории для изучения этой проблемы был выбран Ненецкий АО, в пределах которого расположен Вайгач — единственный в Арктике остров, на котором расположены наиболее древние из известных святилищ главных богов ненецкого народа. Вместе с островами архипелага Новая Земля Вайгач занимает пограничное положение между Европой и Азией. С запада он омывается водами Баренцева, а с востока — Карского морей. От материка остров отделен узким проливом Югорский Шар, а от Новой Земли — проливом Карские Ворота. Впервые святилища Вайгача были описаны английским моряком С. Барроу (1556), а затем — голландским мореплавателем В. Баренцем (1594—1595). По преданию, у самоедов (ненцев) на Вайгаче первоначально почитались два идола — Вэсако (Старик) и Ходако (Старуха). Вэсако “жил” на крайнем юге острова на так называемом Мысе идолов. Это была деревянная фигура с семью лицами в окружении целой свиты небольших деревянных идолов, изображающих мужчин, женщин и детей. Ходако “жила” на крайнем севере острова на Болванском мысе. Она представляла собой каменную глыбу, напоминавшую человеческую фигуру. Старуха считалась матерью Земли и покровительницей промыслов. Кроме того, на севере острова на Болванской горе, располагались святилища верховного ненецкого бога Нума и Матери Богов – Неве-Хэге. Последние два святилища стали известны европейцам намного позднее, поскольку находились вдали от побережья, в труднодоступном месте. По преданию, у Вэсако и Ходако было четыре сына-бога, которые разошлись по просторам тундры: Ню-Хег — небольшой утес на Вайгаче, Миннисей – возвышение на Северном Урале (гора Константинов Камень), Ялмал — полуостров на западной стороне Обской губы и Козьмин перелесок на п-ве Канин. Во всех этих местах существовали святилища, которые были вторичными по отношению к главным святилищам Вайгача. В течение столетий с разных концов тундры на остров приезжали ненцы, чтобы поклониться своим божествам. Они приносили в жертву оленей, “кормили” и кропили кровью деревянных идолов, оставляя подношения своим богам, у которых просили удачи в промыслах и кочевой жизни. Вайгач охраняли от вторжения чужеземцев “дикие ненцы”. Рядом со святилищами запрещалось охотиться и даже срывать цветы. Однако они неоднократно подвергались разграблению и осквернению. В 1827 году при христианизации самоедов большая часть деревянных идолов была сожжена, а более 20 каменных — порушено миссионерами и самими же, вновь обращенными, ненцами. Несмотря на разрушение святилищ, многие ненцы продолжали верить в могущество своих богов, по-прежнему принося им жертвы и оставляя свои дары. Известный путешественник А. Э. Норденшельд, посетивший Вайгач в 1878 году, нашел там новых деревянных идолов. Художник А. Борисов, побывавший в 1898 году на святилище Неве-Хэге (Мать богов) у Большой Болванской горы, обнаружил много идолов и свежие останки жертвенных животных. К сожалению, не только миссионеры приложили руку к разграблению ненецких святилищ. Большинство путешественников, посещавших Вайгач, считали своим долгом привезти из экспедиции несколько десятков идолов и предметы, связанные с атрибутикой жертвоприношений. В последующие десятилетия святилища неоднократно подвергались разорению, а после Октябрьской революции ненцы перестали их посещать. Таким образом, состояние основных святилищ Вайгача можно проследить на протяжении пяти веков. Археологические исследования, проведенные на острове экспедицией под руководством Л. П. Хлобыстина (1984—1987), показали, что многие святилища острова имеют еще более древнюю историю, а найденные предметы принадлежат разным культурам и народам Севера (Хлобыстин, 1990). В 1986—1998 гг. МАКЭ были изучены остатки этих святилищ и собраны новые материалы, которые существенно дополнили наши представления об истории заселения и освоения острова Вайгач (Боярский, Иванов и др ., 2000). Летом 2000 года работы МАКЭ на Вайгаче были продолжены. Результаты экспедиции подтвердили ранее высказанные предположения, что на острове были расположены главные святилища и других народов, обитавших на этой территории до прихода ненцев. Эти более древние святилища могли принадлежать племенам Югры и легендарного народа сииртя (сихортя), о котором рассказывают многие ненецкие легенды. Новые находки на Вайгаче, которые датируются II—III в. до н.э., доказывают, что в этом регионе в течение столетий пересекались пути многих народов Севера, Сибири и Восточной Европы. Главные святилища как бы передавались “по наследству” от одного народа Севера к другому. Чтобы понять исторические связи этих народов, необходимо дальнейшее изучение уникальных исторических памятников Вайгача и сопредельных территорий, на которых происходило становление их культур. На протяжении столетий Вайгач служил одним из промысловых центров для ненцев и поморов. У его берегов добывали моржей, белух, тюленей, нерпу и белого медведя, вели промышленное рыболовство. Зимой на острове охотились на песца, а летом добывали гусей и собирали их яйца и гагачий пух. Вся эта промысловая деятельность мало изменяла ландшафт и природу, поскольку остров был необитаем. Незадолго до Октябрьской революции на острове была построена Полярная станция и радиостанция “Вайгач”. После установления Советской власти на Вайгач переселили часть ненецких семей, построили факторию в Губе Долгой, завезли оленей, выпас которых стал круглогодичным. Возросла интенсивность промысла пушнины и морского зверя (тюлень, нерпа, морж). C 1931 по 1935 год работала Вайгачская экспедиция ОГПУ по разведке и добыче свинцово-цинковой руды. Население выросло за счет заключенных. Для снабжения лагеря руководство экспедиции ОГПУ потребовало увеличить численность оленей и вести промысел морского зверя. После войны на острове продолжались поиски полезных ископаемых, а стадо оленей в разные времена составляло от 500 до 1500 голов. Постоянное население не превышало 100 человек. Кроме оленеводства и рыболовства ненцы занимались промыслом песца и морского зверя. Работа геологических партий и бесконтрольный промысел морского зверя отрицательно сказались на численности многих видов животных. Не осталось дикого северного оленя, у берегов острова исчезли залежки моржей, меньше стало тюленей и нерпы, сократилась численность гусей и гаги. Только в последнее десятилетие положение улучшилось, и сейчас природа острова “отдыхает” после более чем 50-летней интенсивной эксплуатации. Закончила работу геологическая партия, численность домашних северных оленей сократилась до 400 голов, а промысел морского зверя проводится только для внутренних нужд. Среди постоянных жителей острова (98 чел.) осталось две семьи оленеводов и 5—6 профессиональных охотников. Охотники проводят зимний капканный промысел песца и добывают морского зверя. Каждый охотник может добыть за сезон 40—50 песцов, 30—40 нерп и 6—8 морских зайцев. Нерпу ловят ставными сетями — юндами, а морского зайца стреляют на воде или на льду. В последние годы белый песец практически не находит спроса, а приемные пункты пушнины ликвидированы. Поэтому добытая пушнина теперь чаще не сдается, а обменивается на продукты и боеприпасы. Шкуры нерп и морских зайцев пользуются спросом у местных жителей для пошива одежды и оленьей упряжи, а охотники получают от оленеводов мясо, шкуры оленей и готовую одежду, которую шьют женщины в поселке. Мясо нерп и тюленей — основной корм ездовых собак, упряжки которых сохранились у некоторых промысловых охотников. Летом в период гнездования гусей местное население собирает гусиные яйца, которые могут храниться долгое время в холодной воде ручьев и озер. Весной, летом и осенью практикуется охота на гусей. Поскольку боеприпасы дороги, да и снабжение ими практически отсутствует, гусей добывают в основном в период их линьки, используя для этого собак. Заготовки не носят массового характера и не оказывают влияния на численность гнездящихся здесь популяций птиц. На острове нет промышленного рыболовства, и большая часть пойманной рыбы (голец, селедка, омуль) используется в пищу или обменивается на продукты и горючее у проходящих судов. Вайгач объявлен заказником областного значения. Здесь разрешены охота и рыболовство только для местного населения. Ландшафты острова очень разнообразны и живописны. Его западные берега сильно изрезаны, много бухт и небольших галечных пляжей, а в Баренцевом море разбросаны не посещаемые людьми большие и малые острова. Со стороны Карского моря берег скалист и обрывист, с густой сетью рек, текущих в глубоких каньонах. С юго-востока на северо-запад острова протянулись две горные гряды, между которыми находятся более выровненные участки. Горные участки Вайгача невысокие и не превышают 180 метров, но они придают неповторимый облик острову. Выходы скал, порожистые реки в каньонах с многочисленными небольшими водопадами и более 4 тысяч озер, многие из которых лежат среди скал, создают впечатление горного ландшафта. Вместе с тем, большая часть острова имеет полого-увалистый или равнинный рельеф и занята тундрами и болотами. Отсутствие населения, разнообразие мест обитания и большое число озер привлекают на остров множество водоплавающих птиц. На Вайгаче находятся одни из самых массовых в западной части Арктики гнездовий гусей (гуменник и белолобый), белощекой казарки, малого лебедя и некоторых куликов (кулик-воробей, галстучник, чернозобик). Сложный рельеф острова делает труднодоступными многие территории, которые практически не посещаются людьми. Выпас оленей также затруднен, чему препятствуют каменные гряды и глубокие речные каньоны. Все это создает хорошие условия для обитания многих редких видов фауны. В настоящее время на острове сложилась благоприятная обстановка для восстановления нарушенных техногенной деятельностью ландшафтов. Снижение численности оленей и уменьшение числа охотников способствовало увеличению популяций гусей, белощекой казарки и малого лебедя. Во многих местах появился на гнездовье сокол-сапсан, обычными стали залеты кречета и орлана-белохвоста, а последний, возможно, и гнездится на острове . Орланов привлекают массовые скопления гусей на озерах в период линьки. Восстанавливается численность обыкновенной гаги, которая гнездится на островах, недоступных для песцов. На берегах Большого Оленьего острова и на Б. Лямчином Носу появились залежки моржей, а белый медведь давно уже стал обычным посетителем побережий, что нередко приводит к конфликтам с населением. На Вайгаче удивительно сочетаются древняя ненецкая культура и дикая природа, памятники поморской культуры и следы современной цивилизации. Уже давно поднимался вопрос о создании здесь особо охраняемой территории, на которой были бы представлены основные ландшафты и памятники культуры. Человек дал природе острова небольшую передышку, и наступил удобный момент решить этот вопрос. Администрация Ненецкого автономного округа рассматривает предложение МАКЭ о создании на Вайгаче природного парка, где будет сохранено традиционное природопользование (оленеводство, охота, рыболовство) для местного населения и получит развитие экологический туризм. При создании природного парка необходимо провести регламентацию всех видов традиционного природопользования и выделить объекты, требующие особого режима охраны (святилища, памятники природы и пр.). Если сейчас не сделать реальных шагов для охраны святилищ и природы острова, то может так случиться, что охранять скоро будет уже нечего. Тяжелая экономическая ситуация, отсутствие регулярного снабжения продуктами и горючим вынуждают местное население более интенсивно заниматься охотой и рыболовством. Чтобы снизить нагрузки на природу и дать людям средства для существования, необходимо, по нашему мнению, возродить прибрежное морское рыболовство. Для охраны и восстановления численности видов морской фауны и морских млекопитающих следует выделить особо охраняемые участки в акватории острова. При создании природного парка часть населения может работать в службе парка, обеспечивая его охрану и прием посетителей. Необходимо также работать с местным населением над изучением истории острова, возрождением культурных традиций и созданием ими общественных институтов по охране природного и культурного наследия. Поскольку только участие местного населения в управлении территориями традиционного природопользования может сохранить их природное и культурное разнообразие. | вверх |
Литература :
| содержание | вверх
|
| |||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |