Eng

  На главную страницу

«Встреча поколений»

ЛЕС С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

И. Лешуков,
ученик 10-го класса школы № 1, г. Кострома

Костромская область — один из наиболее лесистых регионов европейской части России. Леса составляют 67% от его общей площади. Костромская область входит в подзону южной тайги, отличительной чертой которой является господство еловых лесов. Их основные массивы расположены в Кологривском, Буйском, Шарьинском и Межевском районах.

В междуречье Унжи и Виги сохранился уникальный Кологривский лес. Большую его часть составляют девст-венные ельники (65%), меньшую (35%) — березняки, сформировавшиеся на вырубках 1928—1930 гг. и гарях 1938 г. Ели в Кологривском лесу достигают 47,5 м в высоту, 120 см в диаметре, а возраста — аж до 400 лет! Пихты и мелколиственные липы вымахивают по 35 м, березы — чуть меньше, до 25 (Шпанченко, 1999). Даже ива и рябина здесь гигантские! Это удивительно гармоничное и сбалансированное природное сообщество, оставшееся неизменным с незапамятных времен. Под тенистым пологом елей там растут медуница, ясменник, линнея, грушанка, страусник… Всего не перечислишь. Из представителей фауны здесь встречаются лоси, кабаны, медведи, рыси, волки, филины, глухари…

Кологривский лес представляет собой необъятное поле для научных исследований в области лесоводства, ботаники, зоологии, почвоведения, геохимии, генетики. Здесь работали известные ученые: А. Я. Орлов, С. Ф. Курнаев, А. В. Письмеров и др.

Этот лесной массив издавна принадлежал к категории казенных (государственных) рощ, находившихся под строгой охраной еще с петровских времен. Это и помогло ему пережить династию Романовых и войти в состав лесного фонда страны Советов в своем первозданном виде.

На протяжении XX века на территории Кологривского леса неоднократно предлагалось создать заповедник (в 30-х гг., в 1959, 1961, 1966—1969 гг.). В 1969 г. заповедник практически уже был создан, но правительство внезапно отвернулось от его официального признания. Говорят, что кто-то из высокопоставленных чиновников Госплана вспомнил, будто бы на бумаге, производимой из кологривских елей, печатают газету “Правда”, и в желании заповедать природное достояние России усмотрел политическую близорукость.

Но стали ли мы счастливее оттого, что на бумаге, изготовленной из елей — ровесниц Ивана Сусанина, многомиллионными тиражами печатали газету “Правда”? Где сейчас эти газеты? А вот о том, где многие из тех пятидесятиметровых елей, что полегли под пилой лесоруба, но не попали на переработку, мы знаем. Их штабеля догнивают вдоль узкоколейных и автолежневых дорог, десятки тысяч стволов утонули при сплаве по р. Унже. Сплава нет уже несколько лет, но дно Унжи еще долго будет устлано многометровыми слоями бревен.

Как свидетельствуют очевидцы, стволы многовековых елей были слишком велики, чтобы уместиться на лесо-возе, поэтому им спиливали вершины диаметром 35 см. Эти “отходы” оставались на делянках, сгорали в огромных кострах (Русанов, 2000).

В 70-е годы за Кологривский лес взялся А. В. Письмеров. Он мечтал о биосферном заповеднике площадью 156 тыс. га, но в то время решил создать хотя бы памятник природы на территории Варзенгского массива. Дело в том, что пока шла бумажная война между ведомствами, в самое сердце будущего заповедника проникли лесорубы. К тому времени, когда у Письмерова появилась “охранная грамота”, от Варзенгского массива осталось 4 квартала. Этому кусочку и был присвоен в 1980 г. статус памятника природы “Кологривский лес”.

Летом 1999 г. группой М. Г. Синицына начаты проектно-изыскательские и учетные работы в костромских лесах. На территории Кологривского, Чухломского, Парфеньевского и Нейского районов Костромской области снова планируется создать биосферный заповедник площадью 60 тыс. га. Будущему заповеднику хотят присвоить имя А. Н. Формозова. По словам М. Г. Синицына, это сразу привлечет внимание ученых и страны к молодому заповеднику. Ведь в 1930—1952 гг. А. Н. Формозов проводил в Шарьинском и Поназыревском районах ставшие теперь классическими исследования. Было бы весьма любопытно сравнить его результаты с современными кологривскими изысканиями, проследить изменения, произошедшие за 50—70 лет. М. Г. Синицын планирует проводить в будущем заповеднике серьезные научные работы по изучению птиц, впрочем, и не только их. В общем, работы хватит всем! Пускай в XX веке заповедник не создан, но у Кологривского леса есть шанс стать российским заповедником начинающегося тысячелетия!

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены