Хоть трава не расти: зачем москвичам газоны по цене Версаля
Примета городского лета: назойливо жужжащие газонокосилки и выстриженные налысо дворы
Это бесит, особенно когда люди в желтых жилетах заводят «музыку» с раннего утра и бессмысленно и беспощадно изводят зеленую поросль буквально под корень. Это не просто действует на нервы и создает эстетическое убожество. Профессионалы называют варварское уничтожение травы в Москве экоцидом, продолжающимся много лет.
Кто-то может объяснить, какая необходимость косить в выходные в семь утра? Осадить слишком ретивых работников можно, сославшись на закон о тишине. Громыхать запрещается с понедельника по субботу после семи вечера и до девяти утра и днем с часу до трех. Нельзя шуметь в воскресенье и в праздники. За нарушение должностное лицо оштрафуют на 4 - 8 тыс. руб., юридическое - на 40 - 80 тыс. Пожаловаться можно в Роспотребнадзор, префектуру, на портале «Наш город» в разделе «Дворовые территории», участковому или в местный ГБУ «Жилищник».
Теперь, собственно, о траве. Никому не надо рассказывать, что на территории, где много зелени, легче дышится. Растения поглощают пыль, углекислый газ и выхлопы автотранспорта, увлажняют воздух, предотвращают пересыхание почвы, снижают шумовую нагрузку. Движение «За траву» ширится и крепнет. Есть группа в Facebook, куда жители каждый день выкладывают фотоотчеты о деяниях «антиозеленителей», и не только в Москве. О том же пишут в других сообществах.
Как осадить работников с триммерами
Самые отчаянные горожане просто гоняют тружеников газонокосилки и триммера всякий раз, когда те нацеливаются на очередную делянку. К слову, регулирующие все манипуляции с газонами «Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы», утвержденные постановлением правительства Москвы № 743-ПП, допускают окашивать триммерами труднодоступные места, вокруг цветов и кустарников и на склонах: с ними трудно соблюдать высоту скашивания, и косари часто стригут траву слишком низко, иногда до земли. Увидели нарушение - сфотографируйте процесс и потребуйте вызвать старшего. А если проигнорируют, пообещайте позвонить в миграционную службу - телефон колл-центра ФМС: (495)636-98-98. На гастарбайтеров эта угроза действует безотказно. Сообщите о нарушении через электронные приемные в управу, префектуру, Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Заодно напишите руководству «Жилищника».
Какие газоны косят чаще всего
Со стороны кажется, ну трава и трава - какая разница, что растет. Однако именно разные типы газонов и правила ухода за ними - камень преткновения в спорах между представителями «Жилищника» и противниками частых «стрижек».
Партерный газон состоит из одного-двух видов злаков. Это то, что мы видим, например, на центральных аллеях парков, около памятников, фонтанов и т.п. Стригут такой газон 20 раз за сезон, как только трава дорастет до 6 - 10 см. Оставляют 3 - 5 см. Никаких цветущих растений там нет. И фауны почти никакой - только та, что укрылась в почве.
Обыкновенный включает пять-шесть видов злаков и почти не отличается от партерного. Скашивают траву до 16 раз за сезон при высоте 10 - 15 см, оставляя 5 - 8 см, фактически каждые десять дней. Ничего живого в таких «кущах» тоже практически не остается.
Луговой никто специально не сажает - все, как в дикой природе. Есть несколько его разновидностей - собственно луговой, разнотравный и высокотравный. Высокотравный, например, выкашивают не чаще одного-двух раз за сезон. И если косят не полностью, а только треть или половину, у большинства представителей животного мира есть шанс выжить. Ухаживать за такой травой не нужно, собирать с нее листву тоже - растет себе и растет, почти не требуя затрат в содержании.
Есть что состричь
По документам большинство придомовых лужаек в Москве числятся обыкновенным газоном. Хотя здесь растут вовсе не газонные злаки, а одуванчики, подорожник и прочие лютики, которые никто специально не сажал. Но мусолят насаждения косилками не меньше пяти раз за сезон.
Биолог Надежда Кияткина, один из инициаторов создания проекта парка «Заповедный луг» в Академическом районе Москвы, подсчитала стоимость ухода за обыкновенным газоном и сравнила его с луговым (его косят дважды в год) и луговым разнотравным (как и высокотравный, его косят обычно один раз в год и не более 30 - 50 процентов площади). Так вот луговой газон обходится в 8 - 10 раз дешевле, чем обыкновенный: 9,9 и 105,9 человеко-часов за 100 кв. м. А луговой разнотравный - в 53 раза (2,0 и 105,9 человеко-часов)!
- Уход за газонами вообще хитрая вещь, - размышляет эксперт Центра охраны дикой природы Людмила Волкова. - Высоту травы, уборку листьев с территории еще можно проконтролировать. А вот остальные работы - полив, подкормку - намного сложнее. Но деньги на это должны выделяться, раз эти виды работ есть в технологической карте. И это почва для возможных злоупотреблений. Практически ни у кого нет точных сведений о финансировании содержания зеленых насаждений в городе. В одном дворе я спросила рабочего: вы газоны поливаете? А я знала, что по регламенту это обыкновенный газон на придомовой территории, которому положены три полива за сезон. Дворник говорит: газоны мы не поливаем - поливаем тротуары, дорожки. Да, уход за озелененной дворовой территорией включает в себя и помывку тротуаров, и все часто идет одной суммой.
Собираются до смерти до благоустроить реку Яузу, делают там парк. Дорожки и площадки, сооруженные там, ещё можно пережить, но траву теперь не просто косят - снимают прямо с верхним слоем почвы. И никакой короновирус не привёл к отказу от этого дорогостоящего плана. Рекреационную зону хотят делать у самой МКАД! Нашли «здоровое» место. Это вход животных из Московской области в Москву, и его хотят перекрыть. Рядом луга, никем не обследованные, наверняка есть виды из Красной книги, но специалистов-энтомологов к работе не привлекали. А без этого мы даже с сачком не можем там появиться, чтобы изучить территорию и скорректировать проект, это запрещено. А вот срыть все бульдозером - можно.
Нарушено законодательство - от федерального до московского. Закон о животном мире требует сохранения в городах долин малых рек как экокоридоров для животных - независимо от того, есть там краснокнижные виды или особо охраняемые природные территории.
Вместо этого всю пойму (уже не долину, а самую важную и укромную её часть у воды) хотят сделать проницаемой - но не для животных, чтобы могли свободно идти от МКАД до Останкино, Сокольников и южной части Лосиного острова, и подпитывать их популяции, а для... велосипедистов. Как будто нельзя дорожку для них сделать наверху, на террасе, где давно есть газоны и детские площадки. Спортивные сооружения, эстрада, летний кинотеатр обустроены на территории, которая должна сохранять зверей и птиц. Семь промзон выводят из СВАО - можно там построить все необходимое, а не лезть в заросли, в пойму, к воде - последние убежища зверей и птиц. Речки Чермянка и Яуза с 2018 признаны особо охраняемые природными территориями, где до этого было запланировано устройство заказников. Теперь же там просто всё уничтожат. И раньше это выглядело как правовой нигилизм и растрата бюджета. А сейчас, при тех экономических трудностях, с которыми из-за ковида столкнулась страна, расходование денег на проекты не просто не первой необходимости, но в плане охраны живой природы вредные, просто безнравственно.
- Коммунальщикам оставлять естественное травяное покрытие крайне не выгодно: его надо поливать, подстригать. Гораздо удобнее плитка, асфальт, тот же бордюрный камень, потому что все это можно постоянно ломать, обновлять , - рассказал в интервью «Экспресс газете» гендиректор Центра экологических инициатив Владимир Кузнецов. - Складывается впечатление, что в городе либо деньги девать некуда, либо кто-то понимает, что наступают последние дни, когда он может приобщиться к этому пирогу. Широко применяется такая практика. При реконструкции зеленых территорий их переводят в категорию парков и скверов, чтобы сделать шире дорожки, «карманы» заасфальтировать. Еще можно лавочки поставить и привезти деревья в гранитных кадках. Все это позволяет уменьшить площадь газонов, которые можно застелить рулонной травой. Это мертвое покрытие, птицы на нем не живут. Но за ним все равно надо ухаживать, а этого не делают, и трава высыхает. Что опять же выгодно: рулоны можно покупать бесконечно и укладывать несколько раз в сезон.
Клещей стало больше
Отсутствие стрижки травы нельзя назвать прямой причиной повышения численности клещей, - отмечают биологи. - Возможно, даже наоборот. При тотальном уничтожении травяного покрова гибнут естественные враги кровососов - насекомые и птицы. А большая часть яиц клещей и зимующие в почве особи прекрасно выживают.
Как сохранить разнотравье от маниакальных покосов
Борьба за не убитую зверским обхождением среду - кропотливый труд. Москвичка Елена Галянина и ее соседи-единомышленники три года добиваются, чтобы траву у их дома оставили в покое. Елена создала группу «Цветущее Свиблово», где рассказывает об этом.
- Когда мы решили спасти разнотравье от уничтожения, нам нужно было доказать, что на территории представлено разнообразие трав и цветов, и перевести газон из обыкновенного в статус лугового. Сделать экспертизу помог профессор факультета почвоведения МГУ. В итоге насчитали 44 вида, в том числе занесенных в Красную книгу Москвы, за уничтожение которых грозит штраф. Кстати, таких дворов в городе очень много, хотя все они числятся обыкновенными и регулярно выкашиваются. И это задачка для пытливого ума в погонах: почему фактическое состояние газона одно, а написано другое?
- По каждому двору есть такие документы, как паспорт благоустройства территории, данные о котором внесены в Реестр зеленых насаждений. Паспорт можно запросить в «Жилищнике». А информацию о насаждениях - в Департаменте природопользования. Шаблон обращения в организацию есть в Интернете. Только приложите схему территории, по которой нужна информация. В течение 30 дней обязаны прислать официальный ответ. Так вы узнаете тип газона вашей территории.
- Дальше смотрим в 743-м постановлении пункты 2.11 «Содержание объектов озеленения», 3.8 «Устройство газонов» и 4.2 «Содержание газонов». И понимаем, как должны ухаживать за нашим газоном.
- Желательно до покоса сфотографировать двор, хотя это никогда не поздно сделать. Мы снимали растение на всех стадиях цветения крупно, с привязкой к местности. Это нужно для заявки на изменение статуса газона или чтобы опровергнуть информацию, которой вас пытаются кормить «Жилищник» или управа, - о том, что ваш газон «обыкновенный» и они обязаны косить его раз в десять дней. Фотографии нужны для аргументации в спорах с коммунальщиками - если придется их вести.
- Если вы убедились, что газон разнотравный, а вам приходит ответ, что он у вас обыкновенный, нужно, приложив собранные документы, писать в Департамент природопользования, «Жилищник», управу и требовать внести изменения в паспорт зеленых насаждений.
- Коли все это удастся пройти, придется постоянно следить, чтобы коммунальщики не косили ваше чудесное разнотравье.
Похоже, у кого-то из столичного руководства существует патологическая ненависть к одуванчикам. Говорят, существует распоряжение высокого начальника: у кого из глав управ увижу одуванчик, уволю. Имеются фотофакты сбора руками тех цветков, что не взял триммер. Одуванчик - ещё одна причина, почему газоны стригут чаще положенного.
Кстати, в Москве много лет проходит фестиваль «Цветочный джем». Так вот, модные ныне дикоросы, которые покупаются и высаживаются на Тверском бульваре или в Парке Горького за огромные деньги, есть почти в каждом дворе. Если бывали в Берлине, наверняка натыкались на заросшие цветущими растениями газоны. Но там только скоси - сразу прилетит штраф. Читала, как коммунальщики перекладывали плитку и наткнулись на семью шмелей. Так вот работы остановили. Решили подождать несколько недель, пока шмели не выведут потомство и не улетят.
Бизнес на уничтожении
- Мы не утверждаем, что траву совсем не надо косить. Пусть будет партерный газон в сквере у Большого театра, ухоженный газон в старинной усадьбе. Но зачем во всех спальных районах содержать газоны по расценкам Версаля, непонятно, - возмущается Людмила Волкова. - Каким образом ромашки-лютики мешают прохожему, идущему по тротуару? Массово выстригать газоны в Москве начали с 1995 года: мэр Москвы Юрий Лужков решил облагородить столицу. Первой пострадала Профсоюзная улица - в разгар цветения стерли клеверное разнотравье. К началу 2000-х выстригли все дворы. После этого газонный бизнес получил карт-бланш на уничтожение разнотравья лугов, полян и опушек на природных территориях и в парках. Луга превратили в стриженые газоны.
Применяют совершенно зверский способ. Снимают дерн вместе с верхним слоем почвы с травянистой растительностью, привозят грунт и раскатывают рулонный газон. Причем делают это там, где запланировано создание особо охраняемых территорий - например, на берегу Капотни. Что тут можно теперь охранять, когда из всего видового богатства трав, насекомых и птиц остались одни деревья? Весь живой покров земли буквально стерт бульдозерами.
Говорят, траву косят, чтобы не страдали аллергики. Но тогда зачем посадили метровые злаки на Сретенском бульваре? Почему не сеют клевер - самое аллергобезопасное растение? Где логика?