Eng

  На главную страницу
| архив | содержание | 

«ВАША КНИЖНАЯ ПОЛКА»

КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ

(Утверждена зам. председателя Госкомэкологии России А. М. Амирхановым 21.07.98 г. и первым зам. руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России Б. К. Филимоновым 28.07.98 г.)


СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ОСОБЕННОСТИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ
  3. ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
  4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
  5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
  6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
  7. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  8. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
  9. ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
  10. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
  11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

Система особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, в которой ведущая роль принадлежит государственным природным заповедникам и национальным паркам, формируется в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения (Федеральный закон Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях”).

Закон также определяет конкретные задачи государственных природных заповедников и национальных парков, решение которых направлено на достижение указанных выше целей. Функционирование этих особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) обеспечивается созданием соответствующих организационных структур:

  • государственных природных заповедников как природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений;
  • национальных парков как природоохранных, эколого-просветительских и научно-исследовательских учреждений.

Государственные природные заповедники и национальные парки обладают специфическими возможностями, позволяющими сформировать уникальную образовательную среду для работы с населением. Такая образовательная среда обусловливается как собственно миром дикой природы данной территории, так и штатом квалифицированных специалистов. Эколого-просветительская деятельность государственных природных заповедников и национальных парков даст ощутимый результат, если будет носить долговременный, целенаправленный, системный и комплексный характер, оказывать влияние как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу личности человека, развивать соответствующие практические умения и навыки людей, а также строиться на хорошей методической и материальной базе.

| вверх |


2. ЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ОСОБЕННОСТИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ

Данная Концепция призвана сформулировать стратегические ориентиры деятельности, связанной с реализацией только одной из основных функций заповедников и национальных парков — эколого-просветительской. Государственные природные заповедники и национальные парки осуществляют дополнительное экологическое образование наряду с другими государственными и общественными организациями соответствующего профиля, занимая особую социальную нишу, используя свой интеллектуальный и природоохранный потенциал.

Безусловно, такая деятельность не должна каким-либо образом вступать в противоречие или наносить ущерб реализации других функций этих особо охраняемых природных территорий: природоохранной и научно-исследовательской.

Целью данной Концепции является определение стратегических ориентиров долговременного развития деятельности государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации в сфере экологического просвещения населения.

Концепция является основой для разработки необходимых нормативных и методических документов, непосредственно регулирующих данное направление деятельности государственных природных заповедников и национальных парков.

Первым принципиальным положением настоящей Концепции является понимание того, что государственные природные заповедники и национальные парки являются государственными учреждениями и соответственно функционируют в интересах государства.

Общественное признание значимости государственных природных заповедников и национальных парков и их престиж зависят, в первую очередь, от того, насколько успешно выполняют они свои задачи и насколько население информировано об этом или даже вовлечено в сферу природоохранной деятельности этих учреждений.

Вторым принципиальным положением Концепции является признание факта, что действенность любых природоохранных мер, принимаемых государством, в конечном счете зависит от поведения конкретных людей. Поведение человека по отношению к миру природы в значительной мере определяется уровнем его экологического сознания.

Отечественная и мировая практика показала, что охрана природы, основанная лишь на запретительных мерах, малоэффективна. Наиболее надежным гарантом сохранения дикой природы на территориях заповедников и национальных парков является реальная поддержка обществом их природоохранной деятельности.

| вверх |


3. ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

1. Обеспечение сохранности природного комплекса охраняемой территории.

Эколого-просветительская работа ведется без причинения ущерба природным комплексам охраняемой территории в строгом соответствии с режимом особой охраны, регламентированным положением о конкретном государственном природном заповеднике или национальном парке.

2. Профессиональное обеспечение эколого-просветительской работы.

Организация эколого-просветительской работы в заповедниках и национальных парках должна обеспечиваться профессионально подготовленными штатными специалистами. При этом к работе с населением целесообразно привлечение в той или иной форме большинства работников заповедников и национальных парков, которым следует овладевать необходимыми навыками работы с людьми.

3. Широкая социальная направленность эколого-просветительской работы.

Эколого-просветительская работа ориентирована на самые широкие слои населения: местных жителей и посетителей ООПТ, сельское и городское население, детей и взрослых, ответственных работников органов власти, управления и бизнеса. Одной из приоритетных категорий являются учащиеся, в первую очередь школьники. Эколого-просветительская работа ведется в содружестве с различными социальными структурами: образовательными учреждениями, природоохранными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями и т. д.

4. Использование эколого-просветительского потенциала заповедников и национальных парков.

Эколого-просветительский потенциал заповедника или национального парка включает как природное и культурное наследие территории (природные ландшафты, объекты флоры и фауны, историко-культурные памятники и т. д.), так и работающих в нем специалистов в области охраны и изучения природного и культурного наследия, а также соответствующую материальную базу (музеи, экспозиции, фондовые и архивные материалы, учебные помещения, экологические тропы, фото- и видеотеки, библиотеки и т. д.). Этот потенциал может быть существенно увеличен за счет привлечения к совместной эколого-просветительской деятельности в интересах ООПТ активистов-единомышленников, в первую очередь профессиональных педагогов и специалистов творческих профессий.

5. Ориентация на методологию дополнительного экологического образования. Эколого-просветительская работа национальных парков и заповедников не дублирует и не заменяет содержание, формы и методы школьного и вузовского экологического образования. Эта работа ориентируется прежде всего на формирование престижа особо охраняемых природных территорий в глазах населения, углубление экологических и природоохранных знаний, формирование экологической культуры, ознакомление с местным биологическим и ландшафтным разнообразием.

6. Социально-психологическое обеспечение эколого-просветительской работы.

Эколого-просветительская работа с населением строится с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей. К этой работе наряду с биологами, географами и другими “традиционными” природоохранными специалистами следует по возможности привлекать социологов и психологов, а также журналистов и специалистов других творческих профессий.

| вверх |


4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Эколого-просветительская деятельность государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется в целях:

  • обеспечения поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения заповедниками и национальными парками своих природоохранных функций;
  • содействия решению региональных экологических проблем;
  • участия в формировании экологического сознания и развитии экологической культуры.

Эколого-просветительская деятельность заповедников и национальных парков призвана, в первую очередь, формировать у широких слоев российского общества понимание современной роли ООПТ в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Это должно обеспечить действенную общественную поддержку государственных природных заповедников и национальных парков как объектов национального достояния.

Системная организация эколого-просветительской работы государственных заповедников и национальных парков возможна при решении следующих основных задач:

  • целенаправленной систематической работы со всеми группами населения в каждом конкретном регионе;
  • работы с посетителями ООПТ;
  • тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, другими заинтересованными организациями, в том числе общественными, оказания всем заинтересованным лицам методической помощи;
  • профессиональной подготовки специалистов соответствующего профиля;
  • участия в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией, опытом работы с населением внутри системы ООПТ, а также между всеми заинтересованными лицами, как на российском, так и на международном уровне;
  • формирования необходимой организационно-материальной базы эколого-просветительской деятельности (создания специализированных структурных подразделений, организация визит-центров, создания или обновления соответствующих экспозиций Музеев природы, разработки и оснащения экологических троп, издания буклетов, выпуска иной информационно-рекламной продукции и т. д.);
  • постояннго развития и укрепления методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне (аккумулирования соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработки собственных методических материалов).

| вверх |


5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Утвержденная Указом Президента России от 01.04.96 г. № 440 Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию подчеркивает, что одним из ключевых факторов обеспечения экологической безопасности страны является воспитание населения на принципах понимания необходимости сохранения биосферы и поддержания ее равновесного состояния. Вопросы развития экологического сознания рассматриваются в этом документе в числе приоритетных. Предусматривается, в частности, формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения, важной составной частью которой могут стать и особо охраняемые природные территории.

Федеральный закон Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях” — основополагающий правовой акт, определяющий основы всей деятельности государственных природных заповедников и национальных парков. В статьях 7 и 13 он наряду с собственно охранной и научной деятельностью также предусматривает ведение заповедниками и национальными парками эколого-просветительской работы с населением. Следует отметить, что настоящий Закон подчеркивает эколого-просветительское значение природных комплексов и объектов территорий заповедников, изымаемых при их создании из хозяйственного использования. При этом Закон допускает возможность проведения на территориях заповедников деятельности, направленной на выполнение эколого-просветительской работы.

В отношении национальных парков упомянутый Закон также предусматривает использование их территории для просветительских целей, рассматривая экологическое просвещение в числе основных задач национальных парков как учреждений, имеющих соответствующий статус, определяет особенности функционального зонирования их территорий с учетом необходимости эколого-просветительской деятельности.

Важнейшими подзаконными актами, регламентирующими деятельность российских национальных парков и заповедников, продолжают оставаться Положение о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденное постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 10.08.93 г. № 769 и Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.91 г. № 48 (в редакции постановления Правительства России от 23.04.96 г. № 527).

В Положении о национальных природных парках организация экологического просвещения населения рассматривается в числе их основных задач, причем пункт 22 конкретизирует различные формы организации их эколого-просветительской деятельности. Пунктом 14 Положения о государственных природных заповедниках для реализации поставленной перед ними задачи экологического просвещения населения допускается, в частности, организация и устройство на их территориях экскурсионных экологических маршрутов, а также размещение музеев природы заповедников, в том числе с экспозицией под открытым небом.

Немаловажную роль в деле развития эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках сыграло инструктивное письмо Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 11.10.93 г. № 04-17/65-492, адресованное руководителям ряда заповедников. В упомянутом письме отмечена возрастающая роль эколого-просветительской работы на базе заповедников в условиях экономического кризиса и правового нигилизма. Подчеркивается, что пренебрежение значимостью и возможностями экологического просвещения наносит серьезный ущерб перспективам развития заповедного дела в России. Директорам заповедников предложено сформировать специализированные эколого-просветительские подразделения в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых заповеднику на оплату труда, и внести соответствующие изменения в штатное расписание. В данном письме также перечислены конкретные функции, выполняемые вышеуказанными подразделениями с учетом индивидуальной специфики заповедников.

Вопросы эколого-просветительской деятельности, включая познавательный туризм, в каждом конкретном национальном парке и государственном природном заповеднике регламентируются также индивидуальными положениями о них.

В соответствии с утвержденной Госкомэкологии России Единой формой годового информационного отчета директора государственного заповедника России такой отчет должен содержать и значительный раздел по итогам работы в области экологического просвещения.

| вверх |


6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Государственными природными заповедниками и национальными парками используются самые разные формы и методы эколого-просветительской работы. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что наиболее эффективными из них могут быть признаны следующие.

6.1. РАБОТА СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Одно из традиционных направлений работы. Особое значение придается сотрудничеству заповедников и национальных парков с местными (районными, городскими) средствами массовой информации, в том числе электронными. Успех этой формы эколого-просветительской работы во многом зависит от периодичности и эмоциональной насыщенности информации. Здесь принципиально важно наладить обратную связь с аудиторией путем проведения различных конкурсов, опросов и т. п.

6.2. РЕКЛАМНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Распространению информации об особо охраняемых природных территориях и формированию положительного отношения населения к этим учреждениям способствует активная рекламно-издательская деятельность. Речь идет об издании красочных рекламных или информационных буклетов, брошюр, справочников, распространении различной рекламной продукции: значков, стикеров (наклеивающихся картинок), открыток, конвертов, календарей, сувениров и т. п. Серьезную помощь в работе с населением может оказать собственная газета или бюллетень заповедника или национального парка, издаваемые с различной, в зависимости от местных условий, периодичностью (ежемесячно, ежеквартально, раз в полугодие), а в ряде случаев — в виде приложения к местной (районной, городской) газете.

6.3. СОЗДАНИЕ КИНО- И ВИДЕОПРОДУКЦИИ

Эта трудоемкая и дорогостоящая форма работы позволяет демонстрировать широким слоям населения красоту, богатство и разнообразие заповедной природы. Полупрофессиональные и любительские фильмы могут быть сняты силами сотрудников большинства российских заповедников, часть из них может быть с успехом использована в передачах местного телевидения. В то же время важнейшим элементом этой работы является сотрудничество заповедников и национальных парков с высокопрофессиональными съемочными группами крупных телекомпаний, как отечественных, так и зарубежных, а также со съемочными группами региональных телекомпаний и киностудий.

6.4. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Общественные объединения могут оказать существенную помощь заповедникам и национальным паркам в осуществлении эколого-просветительской деятельности и привлечении внимания общественности к решению их проблем. Такие объединения могут функционировать в виде разнообразных обществ “друзей охраняемых природных территорий”, различных специализированных центров, благотворительных фондов и других некоммерческих организаций, созданных с целью непосредственной поддержки ООПТ и содействия развитию заповедного дела. Правовую основу организации и деятельности таких структур обеспечивают Федеральный закон “Об общественных объединениях”, Федеральный закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” и Федеральный закон “О некоммерческих организациях”.

Государственным природным заповедникам и национальным паркам целесообразно всемерно содействовать созданию подобных структур, привлекая их к деловому сотрудничеству и используя их возможности для активизации работы с местным населением. Эффективному обмену опытом, объединению усилий заповедников и национальных парков в работе с населением могут содействовать и их объединение в ассоциации и союзы регионального, межрегионального и федерального уровней. Во многих случаях реальную помощь в эколого-просветительской деятельности и работе с населением может оказать конструктивное сотрудничество с действующими в регионе общественными организациями и движениями экологической направленности.

6.5. МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО И РАЗВИТИЕ ВИЗИТ-ЦЕНТРОВ ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Музеи природы и визит-центры служат базой активной эколого-просветительской работы с населением и посетителями ООПТ. Музейное дело для государственных природных заповедников является наиболее старым и традиционным направлением просветительской работы. Следует понимать, что создание новых музеев природы заповедников и национальных парков в настоящее время связано с весьма значительными финансовыми затратами и поэтому проблематично. В то же время для заповедников и парков, уже имеющих действующие музеи природного и культурного наследия, исключительно актуальны пополнение и обновление экспозиций с учетом современных теоретических и практических разработок в области музейного дела, а также совершенствование форм и методов работы с посетителями музеев, в том числе и с использованием соответствующих технических средств. В качестве музейных экспозиций “под открытым небом” могут также рассматриваться имеющиеся в ряде национальных парков и заповедников дендрарии, демонстрационные вольеры с животными, историко-архитектурные и этнографические объекты, они также должны активно использоваться в эколого-просветительской работе. Во многих случаях заповедникам и национальным паркам, не имеющим собственных музеев природы, целесообразно организовать небольшую экспозицию в региональном или местном краеведческих музеях.

Весьма важной и реальной формой эколого-просветительской деятельности является и создание специально оборудованных центров для работы с посетителями (визит-центров), менее масштабных по сравнению с музеями природы, но при этом специально оборудованных для лекционной и иных форм работы с посетителями.

Заслуживает пристального внимания организация силами заповедников и национальных парков временных и передвижных экспозиций, демонстрирующих красоту и богатство заповедной природы, а также особенности природоохранного творчества (фотовыставки, выставки художественных работ, детских рисунков и т. п.), размещаемых не только в музеях природы и визит-центрах, но и в краеведческих и иных региональных музеях, клубах, кинотеатрах, административных зданиях и т. п.

6.6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Экологические экскурсии и познавательный туризм — традиционные и высокоэффективные формы эколого-просветительской работы ООПТ, причем для национальных парков (в отличие от заповедников) познавательный туризм является наиболее приоритетным направлением их деятельности в этом направлении. В то же время для многих (но далеко не для всех) государственных природных заповедников строго ограниченное, именно познавательное, а не развлекательное, тщательно регламентированное с учетом их размеров, специфики и традиций посещение может становиться значимой формой эколого-просветительской работы. Возможность соприкоснуться с миром природы, почувствовать и изучить его способна превратить посетителей в активных сторонников ООПТ, а иногда и инвесторов. Особое значение приобретает возможность непосредственного ознакомления с заповедной природой лиц, принимающих решения в сфере федеральной и региональной политики, местного самоуправления, бизнеса и СМИ.

При развитии этой формы работы необходимо обеспечить максимальную сохранность охраняемых природных комплексов, в том числе путем:

  • научно обоснованного выделения и организации посещаемой части территории;
  • организации экологических троп и маршрутов и их обустройства и оборудования информационными стендами и аншлагами, установленными в правильно выбранных местах и несущими необходимую информационную и эмоциональную нагрузку;
  • установления специальных правил поведения посетителей на охраняемой территории, введения ограничений на посещение отдельных участков;
  • обеспечения постоянного слежения и контроля за состоянием посещаемой территории.

6.7. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И АКЦИИ

Экологические праздники и акции, такие, как уже ставшие традиционными Марш парков, а также Всемирный день охраны окружающей среды, День работников леса, различные праздники, связанные с местными традициями, могут носить выраженный природоохранный характер. Детские экологические фестивали и т. п. также являются очень эффективным средством привлечения внимания людей к проблемам заповедного дела. К организации и совместному проведению подобных акций следует привлекать общественные организации, образовательные структуры, органы власти и местного самоуправления, средства массовой информации, а также потенциальных спонсоров.

Для привлечения внимания общественности к проблемам ООПТ, разъяснения их роли в сохранении природы нашей страны следует использовать, а при необходимости и создавать подходящие поводы, которыми могут быть открытие выставки живописи, скульптуры, фотографии, посвященной миру природы, представление издания соответствующей книги или журнала, юбилейная дата заповедника или национального парка и т. п.

6.8. ШКОЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАГЕРЯ И ЭКСПЕДИЦИИ

Школьные экологические лагеря и экологические экспедиции, непосредственно организуемые национальным парком или заповедником либо проводимые при участии их специалистов, являются эффективной формой эколого-просветительской работы. Данная форма позволяет вести ее в максимально интенсивном режиме. Основная цель — привлечение детей и молодежи к природоохранной деятельности, расширение экологического кругозора, привитие практических умений и навыков самостоятельной работы в природе и т. п.

6.9. ШКОЛЬНЫЕ ЛЕСНИЧЕСТВА И ИНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

В работе со школьниками также важны такие ее традиционные формы, как шефство заповедников и национальных парков над местными школами, организация школьных лесничеств, работа с кружками юных натуралистов, в том числе проходящих полевую практику в заповедниках и национальных парках во время школьных каникул. Две последние формы могут играть существенную роль и в части содействия профессиональной ориентации школьников. Немаловажное значение играет здесь непосредственное привлечение юннатов и членов школьных лесничеств к участию в исследовательских и заповедно-режимных мероприятиях, проводимых специалистами заповедников и национальных парков.

В эколого-просветительской работе с детьми целесообразно использовать игровые формы занятий, в том числе соревновательные, ролевые, ситуационные и имитационные игры. Игровая деятельность стимулирует высокий уровень заинтересованности и эмоциональное включение ее участников в экологическую проблематику.

6.10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧИТЕЛЬСКИМ КОРПУСОМ И ОРГАНАМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Эффективность эколого-просветительской работы государственных природных заповедников и национальных парков многократно усиливается, если она ведется в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего с администрацией и педагогами местных образовательных учреждений. В качестве ее примеров можно рассматривать семинары для школьных учителей и организаторов дополнительного образования, “круглые столы” по актуальным вопросам эколого-просветительской работы с детьми, разработку и реализацию совместных эколого-просветительских проектов и мероприятий. Иногда национальный парк или заповедник может проводить природоохранные факультативные занятия в школах или способствовать организации на базе местной общеобразовательной школы учебного заведения с экологическим уклоном.

| вверх |


7. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для эффективной эколого-просветительской деятельности в национальных парках и заповедниках целесообразно формировать специальные структурные подразделения, функционирующие как в самих перечисленных учреждениях, так и в структуре федеральных органов управления ими.

В государственных заповедниках и национальных парках формируются специальные эколого-просветительские отделы (сектора, постоянные рабочие группы). В них могут входить главные специалисты, инженеры и методисты по эколого-просветительской работе, экскурсоводы, этнографы, художники и ряд других специалистов.

Заповедники и национальные парки могут эффективно сотрудничать со специализированными общественными структурами, в том числе созданными под эгидой ООПТ для содействия эколого-просветительской работе.

| вверх |


8. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Для проведения эколого-просветительской работы заповедникам и национальным паркам требуются специально подготовленные высококвалифицированные кадры. Целесообразнее всего готовить их из числа сотрудников национальных парков и заповедников, проявивших себя в соответствующей деятельности.

Подготовка специалистов данного профиля по заказу заповедников и национальных парков может быть организована в системе высшего дополнительного профессионального образования. Важнейшую роль в подготовке эколого-просветительских кадров может играть и система курсов повышения квалификации, учебных семинаров и стажировок.

Рост профессионального мастерства специалистов обеспечивается также в процессе обмена опытом между сотрудниками различных заповедников и национальных парков, в том числе и на специальных семинарах, во время стажировок на базе лучших отечественных и зарубежных природных резерватов и т. п.

Для методического обеспечения эколого-просветительской деятельности национальных парков и заповедников необходимо привлекать научных работников, стимулировать подготовку диссертаций в данной области, издавать соответствующую научно-методическую литературу.

| вверх |


9. ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Согласно Федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях” основным источником финансирования эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников и национальных парков является федеральный бюджет.

Следует иметь в виду, что Федеральная целевая программа государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 г., утвержденная Указом Президента от 10.10.95 г. № 1032, в качестве источника финансирования этой деятельности рассматривает исключительно бюджеты субъектов Российской Федерации, поскольку эколого-просветительская функция ООПТ проявляется в первую очередь на региональном уровне.

Важную роль в решении данной проблемы может играть привлечение средств региональных государственных экологических фондов, которым постановлением Правительства Российской Федерации от 3.11.94 г. № 1208 “О мерах по улучшению экологического образования населения” рекомендовано до 10% своих средств направлять на реализацию программ по экологическому образованию.

Принимая во внимание социальную значимость эколого-просветительской работы в современном мире, представляется правомерным и необходимым для развития этой деятельности широко привлекать внебюджетные средства, в частности средства отечественных, зарубежных и международных благотворительных фондов и организаций (Всемирного фонда дикой природы, Глобального экологического фонда, Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, Международного фонда покровительства животным и ряда других), а также коммерческих структур и частных лиц. Кроме того, на развитие этой работы следует направлять и часть средств, полученных заповедниками и национальными парками от собственной деятельности.

| вверх |


10. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

На первом этапе реализации Концепции следует сосредоточиться на создании необходимого организационно-материального обеспечения эколого-просветительской деятельности: организации эколого-просветительских отделов, визит-центров, экологических троп, издании буклетов, выпуске иной информационно-рекламной продукции и т. д. На этом этапе крайне важна подготовка соответствующих специалистов.

На втором этапе государственным природным заповедникам и национальным паркам для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне необходимо уделять особое внимание постоянному развитию и укреплению своей методической базы: аккумулировать соответствующий отечественный и зарубежный опыт; разрабатывать и тиражировать собственные методические материалы, учитывающие местные условия. Как внутри системы особо охраняемых природных территорий, так и между всеми заинтересованными лицами необходимо создать единое информационное пространство, обеспечивающее оперативный обмен эколого-просветительской информацией.

На третьем этапе реализации Концепции обеспечиваются систематическая целенаправленная работа специалистов особо охраняемых природных территорий с местным населением и посетителями, развитие тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, неправительственными организациями, средствами массовой информации, другими заинтересованными организациями.

| вверх |


11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая реалии нынешнего периода развития страны, данная Концепция рассчитана как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. Ее практическая реализация зависит прежде всего от воли, настойчивости и таланта людей, которым небезразлична судьба российской природы. При консолидации государственных и общественных усилий, объединении профессионального и человеческого потенциала активистов экологического движения есть все основания рассчитывать на то, что государственные природные заповедники и национальные парки сумеют завоевать широкую поддержку населения. Это, в свою очередь, явится гарантом их успешной деятельности по сохранению природного наследия, биологического и ландшафтного разнообразия.

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены