Eng |
«К СВЕДЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ » ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ МПР РОССИИ В 2000 г.: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ По данным, полученным из отчетных материалов заповедников МПР России, в 2000 г. суммарный бюджет основной деятельности всей системы заповедников был равен 265 223 тыс. руб. (в 1999 г. — 169 149 тыс. руб.) и включал самые различные составляющие (табл. 1). Таблица 1. Источники финансирования заповедников МПР России в 1999 и 2000 гг.
Средства федерального бюджета, включая Федеральный экологический фонд, составили 130 281 тыс. руб. — 49,1% всех “заповедных денег” (в 1999 г. — 88 729 тыс. руб., или 52,4%). 40 036 тыс. руб. (15,1%) суммарно были выделены заповедникам из региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов (в 1999 г.— 22 262 тыс. руб. и 13,2%). 20 004 тыс. руб. (8,0% всего годового бюджета) составили собственные средства заповедников, которые они заработали сами (в 1999 г. — 19 509 тыс. руб., или 11,5%). Структура собственных средств заповедников отражена в табл. 2. Таблица 2. Структура собственных средств заповедников в 2000 г.
Ряд заповедников получил иностранные благотворительные гранты. По всей системе заповедников МПР России приход по данной статье составил в 2000 г. 66 120 тыс. руб., или 24,9% суммарного бюджета (в 1999 г. — 33 952 тыс. руб., или 20,1%). В качестве основных грантодателей выступили Глобальный экологический фонд (65% всех грантов), Агентство США по международному развитию (12% всех грантов), Всемирный фонд дикой природы (9,5% всех грантов). 7782 тыс. руб., или 2,9% общего бюджета, составили средства отечественных спонсоров (в 1999 г. — 4697 тыс. руб., или 2,8%). Участие их различных категорий приведено в табл. 3. Таблица 3. Участие отечественных спонсоров в финансировании заповедников в 2000 г.
Как известно, усредненных заповедников в России нет и не было, каждый из них неповторим и имеет собственные лицо и специфику. Поэтому любые усредненные показатели мы приведем ниже лишь для удовлетворения статистического любопытства. В 2000 г. средний годовой бюджет заповедника составил около 2949 тыс. руб. (в 1999 г. — около 1,9 млн. руб.). Заповедники, имевшие в 2000 г. максимальные и минимальные бюджеты (кроме новых заповедников, финансирование которых открылось не с начала 1999 г.), приведены в табл. 4. Таблица 4. Заповедники с наибольшими и наименьшими бюджетами по итогам 2000 г.
В целом из 90 заповедников, функционировавших в качестве учреждений в течение всего 2000 г., бюджеты ниже среднего по системе имели 54. Из бюджетов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2000 г. денежные средства выделялись 88 заповедникам (в 1999 г. — 83). Заповедники, получившие максимальные средства из этих источников, приведены в табл. 5, а регионы, помогавшие расположенным на их территории заповедникам в максимальной и минимальной степени, — в табл. 6. Таблица 5. Заповедники, имевшие в 2000 г. максимальные поступления по линии региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Таблица 6. Регионы, в которых в 2000 г. из региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов оказывалась максимальная и минимальная поддержка государственным заповедникам МПР России.
Самостоятельно заработать какие-либо средства в прошлом году удалось 85 заповедникам (в 1999 г. — 84). Наиболее успешно действовавшие на этом поприще заповедники перечислены в табл. 7. Таблица 7. Заповедники, самостоятельно заработавшие в 2000 г. максимальные средства.
Средства заветных иностранных грантов получили в прошлом году 74 заповедника (в 1999 г. — 63). Заповедники с максимальными поступлениями по этой линии приведены в табл. 8. Таблица 8. Заповедники, имевшие в 2000 г. максимальную иностранную помощь в форме грантов.
56 заповедникам удалось в 2000 г. (в 1999 г. — 49) получить финансовую поддержку от отечественных спонсоров (табл. 9). Таблица 9. Заповедники, получившие в 2000 г. максимальную поддержку от отечественных спонсоров.
В целом в 2000 г. по сравнению с 1999 г. произошло значительное увеличение бюджетов государственных природных заповедников по всем источникам поступления доходов (см. табл. 1), в том числе:
Изменения, которые при этом произошли в долях различных источников финансирования в общем бюджете заповедной системы, также приведены в табл. 1. В. Б. Степаницкий | содержание | вверх | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |