Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«Охрана заповедных территорий »

О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ РАБОТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ОХРАНЫ ИХ ТЕРРИТОРИЙ В 2000 г.

(письмо Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России директорам национальных парков)

На конец 2000 г. служба охраны 35 российских национальных парков насчитывала 2080 человек. В структуре служб охраны 26 национальных парков имелись специально созданные оперативные группы.

Всего в 2000 г. работниками охраны национальных парков было составлено 3696 протоколов по различным нарушениям установленного режима, в том числе о нарушениях правил пожарной безопасности в лесах — 970 (26%); о незаконном лове рыбы — 829 (22%), о самовольных порубках — 556 (15%), о незаконной охоте — 231 (6%), о самовольном захвате земли и незаконном строительстве — 236 (6%), о загрязнении — 181 (5%). Всего было задержано 3532 нарушителя.

В 14 (из 35) национальных парках задержание нарушителей сопровождалось изъятием 17 единиц нарезного и 45 единиц гладкоствольного оружия (табл. 1). Таким образом, из 62 единиц изъятого огнестрельного оружия 46, или три четверти, было изъято охраной 4 парков — “Тункинского” (22), “Прибайкальского” (10), “Мещера” (8) и “Смоленское Поозерье” (6).

Таблица 1. Изъятие огнестрельного оружия в национальных парках Российской Федерации в 2000 г.

Национальный парк

Изъято оружия (единиц)

 

нарезного

гладкоствольного

всего

“Тункинский”

12

10

22

“Прибайкальский”

4

6

10

“Смоленское Поозерье”

1

5

6

“Мещера”

0

8

8

“Кенозерский”

0

3

3

“Зюраткуль”

0

2

2

“Сочинский”

0

2

2

“Шорский”

0

2

2

“Югыд ва”

0

2

2

“Валдайский”

0

1

1

“Нечкинский”

0

1

1

“Приэльбрусье”

0

1

1

“Смольный”

0

1

1

“Таганай”

0

1

1

ИТОГО

17

46

 

Кроме того, за отчетный период у нарушителей было изъято 1046 сетей, бредней и неводов, 388 вентерей, мереж и верш, 180 капканов, 2845 петель и иных самоловов, 8 комплектов для электролова.

С нарушителей взыскано по постановлениям должностных лиц национальных парков 467 тыс. руб. штрафов, а также 674 тыс. руб. по предъявленным искам о возмещении ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам. Штрафные санкции к нарушителям наиболее масштабно и эффективно применяли 8 национальных парков, силами которых с нарушителей было взыскано три четверти всех штрафных сумм по системе национальных парков, а именно:

Лосиный остров” — 134,2 тыс. руб., “Сочинский” — 97,3, “Валдайский” — 24,2, “Таганай” — 22,6, “Угра” — 21,4, “Зюраткуль” — 20,6, “Самарская Лука” — 17,3 и “Куршская коса” — 15 тыс. руб.

Умение и настойчивость в деле взыскания с нарушителей исковых сумм, то есть в деле обеспечения возмещения ущерба природным комплексам и объектам национального парка, — важный показатель эффективности работы по охране территории. В 2000 г. наиболее принципиально, масштабно и эффективно решался вопрос о привлечении виновных лиц к гражданско-имущественной ответственности в 9 национальных парках, взыскавших с нарушителей максимальные исковые суммы, а именно: “Угра” — 116,0 тыс. руб., “Мещера” — 99,8, “Сочинский” — 74,7, “Валдайский” — 72,4, “Припышминские боры” — 68,1, “Тункинский” — 43,9, “Самарская Лука” — 35,7, “Югыд ва” — 35,3 и “Таганай” — 27,9 тыс. руб. Силами 9 вышеперечисленных национальных парков с нарушителей было взыскано 85% всех исковых сумм по системе парков.

В 72 случаях следственными органами по нарушениям, выявленным работниками охраны национальных парков “Мещера”, “Валдайский”, “Смоленское Поозерье”, “Марий Чодра”, “Мещерский”, “Нечкинский”, “Югыд ва”, “Орловское полесье”, “Сочинский”, “Тункинский”, были возбуждены уголовные дела. 11 нарушителей, совершивших экологические преступления, по приговорам судов привлечены к уголовной ответственности. Эти обвинительные приговоры были вынесены в отношении лиц, выявленных и задержанных службами охраны национальных парков “Сочинский”, “Мещера”, “Валдайский”, “Русский Север”, “Нечкинский”.

Протоколы по делам о загрязнении природных комплексов, самозахвате земель и незаконном строительстве составлялись службой охраны лишь 13 национальных парков (“Алания”, “Водлозерский”, “Забайкальский”, “Лосиный остров”, “Марий Чодра”, “Нижняя Кама”, “Самарская Лука”, “Прибайкальский”, “Себежский”, “Сочинский”, “Угра”, “Шушенский бор”, “Югыд ва”). И хотя для некоторых парков в силу особенностей их территории подобные нарушения нехарактерны (“Паанаярви”, “Таганай”), все же данный факт свидетельствует о недостаточном в целом уровне контроля за состоянием охраняемых экосистем территорий многих национальных парков страны и их охранных зон.

Необходимо отметить, что уровень организации и результативность работы служб охраны во многих парках существенно различаются. Так, из 3696 нарушений, выявленных работниками охраны национальных парков, 301 (8%) составляют так называемые “безличные”, когда виновные лица не были установлены. При этом в национальном парке “Русский Север” из 29 вскрытых нарушений (самовольные порубки) 26 — “безличные”, в национальном парке “Водлозерский” из 18 вскрытых нарушений “безличных” 12.

Следует обратить внимание, что в парке “Русский Север” (166 тыс. га) каких-либо иных нарушений, кроме самовольных порубок, службой охраны зафиксировано не было. В национальном парке “Чаваш вармане” зарегистрировано только 36 случаев нарушений правил пожарной безопасности и 1 самовольная порубка, а каких-либо иных нарушений, в том числе правил охоты или рыболовства, выявлено не было. В национальном парке “Приэльбрусье” службой охраны вскрыты только 1 нарушение правил охоты и 3 нарушения правил рыболовства, а вот каких-либо иных нарушений на этой территории, имеющей масштабно развитую туристскую сферу, работниками парка не обнаружено.

В ряде национальных парков должные меры по привлечению нарушителей к установленной законом ответственности не принимаются, что провоцирует безнаказанность и девальвирует широкие полномочия службы охраны. Так, в национальном парке “Русский Север” к задержанным в парке нарушителям меры административной ответственности не применялись. Средний размер наложенного должностными лицами парка “Чаваш вармане” штрафа составил лишь 11 (!) руб., из чего следует, что полномочия, предусмотренные в этой части Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях”, руководством парка не использовались. В национальном парке “Мещерский” средняя сумма наложенного на 1 нарушителя штрафа составила 25 руб., в национальном парке “Марий Чодра” — 52 руб., в национальном парке “Смольный” — 56 руб., то есть меньше минимального размера штрафа, которой вправе налагать должностное лицо национального парка в соответствии с Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях”.

Ряд национальных парков ограничивается привлечением нарушителей исключительно к административной ответственности и не принимает мер по возмещению нанесенного ими ущерба. Так, в 2000 г. иски в возмещении ущерба не предъявлялись нарушителям в 8 национальных парках, в том числе в “Кенозерском”, “Куршская коса”, “Прибайкальском”, “Приэльбрусье”.

В целом среди национальных парков, службе охраны которых в истекшем году удавалось выявлять грубые нарушения установленного режима, в том числе с задержанием вооруженных браконьеров, умело использовать свои полномочия в части привлечения виновных к административной и гражданско-имущественной ответственности, обеспечить взыскание штрафных и исковых сумм в значительных размерах, необходимо особо выделить следующие: “Мещера”, “Угра”, “Валдайский”, “Лосиный остров”, “Таганай”, “Самарская Лука”, “Сочинский”, “Зюраткуль”, “Тункинский”, “Смоленское Поозерье”.

В связи с изложенным:

1. Обращаю внимание руководителей национальных парков “Русский Север”, “Чаваш вармане” и “Приэльбрусье” на крайне неудовлетворительное состояние организации службы охраны и необходимость ее коренного улучшения.

2. Прошу учесть, что вопросы премирования директоров национальных парков будут решаться с обязательным учетом работы по охране вверенных территорий.

3. Отмечаю важность формирования и всемерной поддержки деятельности оперативных групп в национальных парках как приоритетной формы борьбы с браконьерством и иными нарушениями заповедного режима;

4. Предлагаю директорам национальных парков систематически практиковать проведение “кустовых” обучающих семинаров для работников службы охраны в рамках деятельности региональных ассоциаций заповедников и национальных парков.

5. Требую от директоров национальных парков:

  • уделять особое внимание вопросам исполнительного производства в части обеспечения взыскания штрафных и исковых сумм;
  • открывать производство в отношении всех лиц, на которых составлены протоколы о нарушениях установленного режима;
  • прекратить практику необоснованного освобождения нарушителей от административной ответственности и наложения штрафов минимальных размеров;
  • в случаях нанесения ущерба природным комплексам и объектам не ограничиваться наложением административного штрафа и привлекать виновных лиц также к гражданско-имущественной ответственности, в первую очередь по делам о самовольной порубке, самовольном сенокошении и пастьбе скота, незаконной охоте, незаконном лове рыбы, незаконном сборе дикоросов;
  • передавать в следственные органы дела о нарушениях установленного режима, содержащие признаки преступлений, обеспечив при этом надлежащее оформление первичной документации и необходимый контроль за дальнейшим прохождением дел;
  • усилить контроль за обеспечением режима охранных зон национальных парков, наладить в этой части взаимодействие с территориальными органами МПР России, включая проведение совместных мероприятий;
  • принять исчерпывающие меры по организации и повышению эффективности ежегодной технической учебы инспекторского состава, уделяя особое внимание вопросам правового обеспечения контрольно-инспекционной деятельности, оформления необходимой документации, тактики оперативной работы;
  • незамедлительно информировать Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности о любых незаконных действиях и решениях региональных органов власти и местного самоуправления, должностных лиц природоохранных и правоохранительных органов, хозяйствующих субъектов, представляющих угрозу охраняемым природным комплексам и объектам, либо нарушающих установленный порядок управления национальными парками;
  • принимать жесткие меры к работникам национального парка, уличенным в браконьерстве, включая привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной, гражданско-имущественной и, при соответствующих обстоятельствах, к уголовной ответственности;
  • для оценки состояния охраняемых природных комплексов и объектов заповедника, своевременного обнаружения источников антропогенного воздействия и разработки мер по обеспечению сохранения экосистем всемерно использовать потенциал научных отделов национальных парков, а также сторонних научно-исследовательских организаций;
  • рассмотреть вопрос о состоянии работы по охране территории национального парка и возможных путях ее совершенствования на одном из ближайших заседаний научно-технического совета парка либо ином производственном совещании, проинформировав о результатах рассмотрения Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В. Б. Степаницкий,
зам. руководителя
Департамента охраны окружающей
среды и экологической безопасности
МПР России.

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены