Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ »

ЕЩЕ ТРЕМ РОССИЙСКИМ ООПТ ПРИСВОЕН СТАТУС БИОСФЕРНЫХ РЕЗЕРВАТОВ

19—21 сентября 2001 г. на заседании Бюро Международного исполнительного совета по программе ЮНЕСКО “Человек и биосфера” статус биосферных резерватов был присвоен еще трем российским природным объектам: “Нерусско-Деснянское полесье” (вместе с территорией государственного природного заповедника “Брянский лес”), Висимскому государственному природному заповеднику и “Водлозерскому” национальному парку.

Национальный парк “Водлозерский” — первая российская ООПТ данной категории, удостоенная столь высокого статуса.

Сердечно поздравляем коллективы этих природоохранных учреждений и желаем им новых успехов в работе.

| вверх |

ВСТУПИЛА В СИЛУ ОРХУССКАЯ КОНВЕНЦИЯ

Новый международный закон, названный Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном самым амбициозным начинанием в природоохранной демократии, предпринятым под покровительством ООН, вступил в силу 30 октября 2001 г.

Конвенция UNECE о доступе к информации, публичном участии в принятии решений и доступе к правосудию по делам, связанным с окружающей средой, более известная как Орхусская конвенция, названная в честь датского города, где она была принята в июне 1998 г., ищет пути усиления роли общественности и природоохранных организаций в защите и улучшении окружающей среды для благополучия будущих поколений. Через осознание природоохранных прав граждан на информацию, участие в принятии решений и правосудие она способствует большей ответственности и открытости в вопросах окружающей среды.

Поскольку Конвенция является инструментом защиты окружающей среды, она также может выступать и как средство развития демократии.

Конкретные цели Конвенции:

  • Позволить представителям общественности получить доступ к информации об окружающей среде, хранящейся во властных структурах, увеличивая тем самым ответственность и открытость в действиях правительства.
  • Предоставить населению возможность выражать свое мнение и интересы в вопросах окружающей среды и гарантировать, что при принятии решений они будут учтены.
  • Предоставить населению доступ к пересмотру процедур, когда их права на информацию и участие в принятии решений были нарушены, а в некоторых случаях — право на отвод решений при более крупных нарушениях природоохранных законов.

В практическом смысле это означает, например, что местным жителям будет предоставлена возможность высказать свое мнение при разработке проекта новой дороги или при решении вопроса о расположении мусоросжигательных заводов. Представители общественности также имеют право знать, в каком состоянии находится окружающая среда, и при определенных обстоятельствах возбуждать дела против организаций, виновных в загрязнении, а также против властных структур, пытающихся скрыть эти нарушения.

На сегодняшний день Конвенция ратифицирована семнадцатью странами, в числе которых: Азербайджан, Албания, Армения, Белоруссия, Венгрия, Грузия, Дания, Италия, Казахстан, Киргизия, Македония, Молдавия, Румыния, Таджикистан, Туркмения, Украина и Эстония. Приветствуя высокий уровень поддержки Конвенции в странах Восточной Европы и Центральной Азии, директор Отделения окружающей среды UNECE Кай Борлунд выразил убежденность, что некоторые западные страны вскоре ратифицируют эту Конвенцию.

Поскольку загрязнения не признают государственных границ, Орхусская Конвенция также призвана быть трансграничной.

Права, предоставляемые населению, должны быть доступны независимо от гражданства, национальности или местожительства человека. И хотя Конвенция региональна по масштабу, она фактически открыта для вступления для любой страны мира.

Информационная брошюра об Орхусской Конвенции на английском и французском языках представлена на web-сайте Конвенции: http://www.unece.org/env/pp

Информация дана на основании
официального пресс-релиза
от 29 октября 2001 г.

| вверх |

СОСТОЯЛСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ “ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОЛОГИЮ — ШАГ В БУДУЩЕЕ”

С 17 по 19 сентября 2001 г. в здании Президиума Российской академии наук проходил Международный экологический форум “Инвестиции в экологию — шаг в будущее”, который проводился при поддержке Совета Федерации, Администрации Президента РФ, Совета Безопасности РФ, Правительства РФ, Правительства Москвы, Московской Городской Думы, Российской академии наук, МГУ им. М. В. Ломоносова, ЗАО “СЭБ Интернационал Холдинг” и Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

Основная цель Форума — привлечение инвестиций в экологические проекты на территории России при участии государственных органов власти и управления, научных и деловых кругов.

На Форуме были представлены различные сферы деятельности, научные направления, разнообразные точки зрения на экологические проблемы общества.

На Форум было заявлено 147 докладов по 17 научным направлениям: от глобальных экологических проблем до экологии воспитания и образования, от агроэкологии до проблем охраны космического пространства.

Название Форума отразило позицию его организаторов и подавляющего большинства участников: вложения в экологию — одни из наиболее выгодных инвестиций. По оценкам ряда специалистов, они способны дать помимо опосредованной и значительную прямую материальную выгоду. И сегодня развитие экономики уже невозможно без учета экологических интересов и норм. Инвестиции в экологию способны гарантированно обеспечить будущее России и всего человечества.

В выступлении председателя Комитета по экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Владимира Грачева, которым открылся Форум, говорилось о необходимости экологического налогообложения, экологического страхования, об исключительной важности экологического образования, воспитания и просвещения, особенно подрастающего поколения. Напомнив о существующем Законе “Об охране озера Байкал”, выступающий сказал, что сейчас готовится проект закона об охране еще одной природной территории — водосборного бассейна реки Волга.

По материалам, поступившим от
Ecological North-West Line (Санкт-Петербург)

| вверх |

В РОССИИ ПРОШЕЛ ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ

21—22 ноября 2001 г. в Москве проходил Гражданский форум, призванный наладить конструктивный диалог между властью и общественными организациями. Это первое событие такого и ранга в современной истории страны. В работе Форума приняли участие более 4000 человек, причем почти 10% участников составили представители экологических и близких к ним организаций.

Участники дискуссии по экологическим проблемам приняли следующее заявление.

ЭКОЛОГИЯ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Анализ успехов и неудач в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования в России и других странах показывает, что наличие институтов гражданского общества не только облегчает решение ряда экологических проблем, но и предупреждает появление многих из них.

Экологические организации России вынуждены констатировать отсутствие связи между обществом и структурами государственной власти. Только в этих условиях возможны такие действия властей, встречающие сопротивление общества, как:

  • упразднение в мае 2000 г. Президентом России самостоятельных федеральных органов по охране окружающей среды (Госкомэкологии и Рослесхоза), создания которых гражданское общество добивалось на протяжении десятилетий;
  • принятие в 2001 г. решений о ввозе в страну отработавшего ядерного топлива при ясно выраженном несогласии подавляющего большинства населения;
  • реанимация планов строительства новых АЭС (в том числе Приморской, Костромской, Южно-Уральской, Балаковской, Башкирской) и гидроузлов (Юмагузинского водохранилища, Катунской ГЭС и др.), а также ввод в эксплуатацию в феврале 2001 г. Ростовской АЭС;
  • попустительство массовой нелегальной вырубке лесов (в том числе горных и реликтовых) и масштабному браконьерству;
  • подготовка к утилизации имеющегося химического оружия, производству, запуску и уничтожению ракет и токсичных топлив, утилизации атомных подводных лодок без обеспечения должной экологической и социальной безопасности населения, засекречивание данных по многочисленным прошлым экологически опасным операциям уничтожения химического оружия во многих районах страны;
  • реализация многих масштабных проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы, вообще без такой экспертизы, а иногда и без технико-экономического обоснования и даже проекта;
  • расширяющееся преследование экологических активистов, в том числе под надуманными предлогами “раскрытия государственных тайн” и обвинения их в шпионаже;
  • повсеместное нарушение природоохранного законодательства как природопользователями, так и властными структурами, не находящее должного отпора со стороны правоохранительных органов;
  • сокращение объема преподавания экологических дисциплин, нарушение принципа непрерывности экологического образования.

Сегодня в России повсеместно нарушаются конституционные права граждан, в первую очередь:

  • право на благоприятную окружающую среду;
  • право на компенсацию ущерба, нанесенного экологическими правонарушениями;
  • право на полную, объективную, достоверную и своевременную экологическую информацию и на ее свободное распространение;
  • право на участие (в том числе — на непосредственное) в принятии решений, влияющих на состояние окружающей среды и затрагивающих жизненные интересы граждан, включая проведение референдумов;
  • право на судебную защиту общественных экологических интересов и экологических прав граждан.

В настоящее время существует очевидная угроза безопасности нынешнего и будущих поколений россиян и национальной безопасности, так как:

  • значительная часть территории России, на которой проживают десятки миллионов человек, в результате прошлого и продолжающегося загрязнения превращена в зону экологического неблагополучия;
  • растет роль экологического фактора в ухудшающемся с каждым новым поколением состоянии здоровья населения, сокращении продолжительности жизни, появлении новых экологически зависимых заболеваний;
  • в результате разрушения системы государственного управления и контроля растут выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
  • политика в области использования природных ресурсов проводится в интересах небольшой группы лиц, получающих сверхприбыли от хищнической эксплуатации ресурсов, принадлежащих всему обществу, а криминализация в этой области достигла пределов, угрожающих будущему России;
  • растут масштабы эколого-техногенных катастроф и опасность экологического терроризма, связанные с последствиями и продолжающейся реализацией экологически опасных проектов;
  • на огромных площадях происходит постепенная деградация природных территорий России, поддерживающих глобальное экологическое равновесие, под угрозой оказались многие объекты природного наследия — национальные символы народов России;
  • судебная власть при рассмотрении проблем использования природных ресурсов защищает преимущественно интересы природопользующих министерств и ведомств, а также частных промышленных компаний, а судебные решения, защищающие интересы общества, как правило, не выполняются;
  • нарушаются права малочисленных народов на традиционное природопользование;
  • растет экологический нигилизм как среди лиц, принимающих решения, так и среди молодежи;
  • идет масштабный процесс направленной де-экологизации страны, затрагивающий все ветви власти, законодательство, экономику, общественное сознание, а организации и лица, пытающиеся этому воспрепятствовать, — преследуются.

Мы предлагаем:

  1. Незамедлительно восстановить систему полноценного государственного управления в области охраны окружающей среды (включая лесные ресурсы), создав соответствующие специально уполномоченные федеральные органы и их структуры в субъектах Федерации.
  2. Последовательно осуществлять принципы неотвратимости наказания за экологические правонарушения и возмещения ущерба природной среде и гражданам, нанесенного такими правонарушениями.
  3. Создать федеральные и региональные комиссии с участием всех ветвей власти, общественных организаций, деловых и научных кругов для выработки решений по ключевым вопросам экологии:
    • по обеспечению экологической безопасности страны и здоровья населения;
    • по развитию ядерной энергетики и ввозу в страну отработавшего ядерного топлива;
    • по обеспечению безопасности населения при утилизации химического оружия;
    • по экономическим и финансовым механизмам обеспечения неистощительного использования возобновимых природных ресурсов и справедливому распределению прибыли от эксплуатации общественного природного достояния;
    • по экологизации российского законодательства и органов исполнительной и судебной власти;
    • по обеспечению прозрачности расходования бюджетных средств, направляемых на природоохранные (экологические) цели и здоровье населения;
    • по экологическому образованию и воспитанию, формированию экологического сознания;
    • по социально-экологическим аспектам жилищной проблемы;
    • по международному сотрудничеству в области охраны окружающей природной среды и устойчивому развитию.

    4. Обеспечить механизмы развития гражданского общества в экологической сфере:

    • реализации конституционных экологических прав граждан, в том числе на благоприятную окружающую среду, доступ к экологической информации, на непосредственное участие в принятии экологически значимых решений через референдумы и механизмы общественного контроля и экспертизы;
    • совершенствования экономических и правовых механизмов развития общественных экологических организаций.

Мы призываем все структуры государственной власти России и субъектов Федерации, органы местного самоуправления принять экстренные меры по решению экологических проблем.

Мы призываем все некоммерческие организации и иные структуры общественного сектора России обратить внимание на важность решения экологических проблем и проблем охраны здоровья населения.

БЕЗ ЗДОРОВОЙ СРЕДЫ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЗДОРОВОГО ОБЩЕСТВА!

С материалами Гражданского форума по экологическому и смежным с ним направлениям можно ознакомиться на сайтах Центра охраны дикой природы: www.biodiversity.ru и Международного Социально-экологического союза: www.seu.ru

| вверх |

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ МЕРОПРИЯТИЯ “СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ООПТ” ПРОЕКТА ГЭФ “СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ”

Целью мероприятия “Создание региональных систем ООПТ” было формирование в нескольких модельных регионах экологических сетей, поддерживающих биологическое разнообразие на видовом и экосистемном уровне, совершенствование методик территориальной охраны природы и распространение их среди специалистов.

Из-за колебаний валютных курсов объемы финансирования данного мероприятия были сокращены примерно вдвое. От выполнения некоторых задач пришлось отказаться, а предусмотренный объем большинства контрактов был существенно уменьшен. Несмотря на это, предварительные итоги выглядят довольно оптимистично.

Успешнее всего завершаются мероприятия в Центре Русской равнины (исполнитель — ЗАО “Институт геоэкологии”) и в Волго-Уральском регионе (исполнитель — Центр содействия Волго-Уральской экосети). В результате выполнения Мероприятия B.4.3. в Центре Русской равнины (Владимирская, Калужская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская и Ярославская области) и в Волго-Уральском регионе (республики Башкортостан и Татарстан и Самарская обл.) подготовлены предложения по формированию единой региональной системы охраны природных территорий (экологической сети), достаточной для сохранения (восстановления) природного биологического разнообразия. Предложения основаны на действующем законодательстве и обеспечивают минимально необходимую защиту ценных природных территорий от уничтожения. В этих регионах в ряде республик и областей сложилась система общественной поддержки природоохранных территорий, основанная на конструктивном взаимодействии неправительственных организаций, природопользователей и органов власти и управления.

Необходимые подготовительные мероприятия (анализ ситуации и модельный проект) для разработки аналогичных предложений проведены в Центральном Черноземье (Госкомэкологии Белгородской области, Белгородский госпедуниверситет, музей-заповедник “Дивногорье”), на территориях Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской областей.

С учетом сходных проектов по формированию экологических сетей, выполняемых ЦОДП, ВВФ и рядом других организаций, получен материал для составления программы формирования Экологической сети России как составной части Общеевропейской экологической сети.

Н. А. Соболев,
координатор мероприятия

| вверх |

В ЦЕНТРАЛЬНО-ЛЕСНОМ ЗАПОВЕДНИКЕ ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ЕГО СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЮ

С 22 по 25 августа 2001 г. в Центрально-Лесном заповеднике проходила конференция “Основные направления развития и организации деятельности Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника на период до 2010 года”, посвященная 70-летию этого природоохранного учреждения.

Научно-исследовательская деятельность в этом заповеднике направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия биосферы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

В 1985 г. заповеднику был присвоен статус биосферного, и он принимает участие в программе ЮНЕСКО “Человек и биосфера”.

Всего в работе Конференции приняли участие 74 человека, было заслушано 32 доклада делегатов от 20 различных организаций. Стоит особенно выделить сообщения корифеев русской научной мысли — таких, как Ф. Р. Штильмарк (ИПЭЭ РАН), который говорил о современных тенденциях в заповедном деле, Ю. Г. Пузаченко (ИПЭЭ РАН), темой доклада которого стала концепция организации научных исследований в заповедниках, а также доклад Л. О. Карпачевского (МГУ им. Ломоносова) о многолетних стационарных исследованиях в заповеднике и современных взглядах на формирование почвенного покрова и выступление академика РАН В. Е. Флинта. По итогам Конференции планируется издать сборник докладов.

Теплые слова в адрес Центрально-Лесного заповедника были сказаны представителями районной и областной администраций. Почетными грамотами были награждены некоторые сотрудники заповедника, а его директору, А. С. Желтухину, от имени губернатора Тверской области В. И. Платова был вручен знак Святого Михаила Ярославича Тверского.

В дни работы Конференции в строящемся визит-центре заповедника была организована выставка картин местного художника Г. Л. Орлова, а также выставки детских рисунков и поделок, присланные в заповедник в рамках “Марша парков”. В здании лаборатории открылась еще одна выставка — художницы из Санкт-Петербурга Л. В. Тюлиной-Долинской. А в помещении местного клуба, где проходила Конференция, вниманию посетителей предлагалось множество фотографий о природе заповедника и фотоальбомы о его истории, жизни и работе сотрудников.

Гости заповедника могли также посетить музей природы и пройти по экологической тропе “Тайны Оковского леса”.

Конференция, по мнению организаторов и гостей, прошла весьма плодотворно и стала прекрасным стимулом для дальнейшей работы.

Информация предоставлена
Центрально-Лесным государственным
природным биосферным заповедником

| вверх |

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО САЙГАКУ

19 сентября 2001 г в Департаменте охоты и охотничьего хозяйства Минсельхоза РФ состоялось межведомственное совещание “Современное состояние популяции сайгака Северо-Западного Прикаспия. Проблема сохранения и восстановления численности”. В совещании помимо сотрудников департамента приняли участие представители Департамента по охране окружающей среды и экологической безопасности МПР РФ, ГУ Центрохотконтроль, а также Управления охотничьего хозяйства Республики Калмыкия, Калмыцкого гос. университета, ВНИИприроды, ИПЭЭ РАН.

Участники заслушали доклады о современном состоянии популяции сайгака в Северо-Западном Прикаспии, высказали предложения по организации охраны и воспроизводства этих животных.

В резолюции совещания отмечена необходимость принятия соглашения, дающего отряду охраны сайгаков Охотуправления Калмыкии право на проведение мероприятий по охране этого вида на всей территории республики, а также на прилежащих участках других субъектов Российской Федерации и на особо охраняемых территориях.

К сожалению, в резолюции не нашли отражения предложения участников совещания по межведомственной координации действий в охране сайгаков внутри республики и на прилегающих территориях. Основная работа по сохранению популяции возложена на Департамент охоты и охотничьего хозяйства Минсельхоза РФ и на подконтрольные ему структуры.

| вверх |

ВЕЧЕР ЖУРНАЛА “ОХРАНА ДИКОЙ ПРИРОДЫ”

9 ноября 2001 г. в Москве, в помещении фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров состоялся вечер журнала “Охрана дикой природы”. В вечере приняли участие руководители и специалисты Министерства природных ресурсов Российской Федерации, работники заповедников, главные редакторы и сотрудники ряда научно-популярных журналов (“Охота и охотничье хозяйство”, “Знание-сила”, “Северные просторы”), ученые, преподаватели вузов, руководители и представители нескольких международных благотворительных фондов и ряда общественных экологических и природоохранных организаций, а также сотрудники редакции и авторы журнала “Охрана дикой природы”.

Перед собравшимися выступили В. В. Дёжкин, профессор МНЭПУ, О. К. Гусев, главный редактор журнала “Охота и охотничье хозяйство”, И. В. Прусс, редактор журнала “Знание-сила”, Е. А. Шварц, директор по охране природы Российского представительства ВВФ, Т. Д. Жданова, директор Российского представительства фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, В. М. Песков, известный журналист и публицист, Э. В. Ивантер, советник Председателя Правительства Республики Карелия и другие. В выступлениях отмечалась роль журнала в пропаганде идей охраны природы, его значение для работников заповедной системы, вузов, негосударственных организаций, анализировалась деятельность журнала за последние годы, высказывались критические замечания и давались советы на будущее.

На вечере памятными подарками были награждены авторы лучших статей — В. Спиридонов, РПО ВВФ (“Китобойная драма: финал или новый акт?”), А. Цетлин, биологический ф-т МГУ (“Будущее традиционного природопользования на Белом море: браконьерство или самоуправление ресурсами?”), А. Власов и О. Власова, Центрально-Черноземный заповедник (“Возвращение степной гадюки”), а также художники, безвозмездно предоставлявшие рисунки для журнала, и их наследники — В. А. Горбатов и Е. В. Зубчанинова, вдова В. М. Смирина. Особо была отмечена плодотворная деятельность Феликса Робертовича Штильмарка, ведущего рубрики “Страницы истории”.

А. В. Щербаков

| вверх |

ШКОЛА МОЛОДОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИНСПЕКТОРА — 2001

С 8 по 15 августа 2001 г. областная общественная организация “Томская экологическая студенческая инспекция им. Льва Блинова” (ТЭСИ) при финансовой поддержке PERC (США) и ОГУ “Облкомприрода” (Томская обл.) проводила III Школу молодого экологического инспектора (ШМЭИ—2001). В ее работе приняли участие более 50 человек (обучающиеся и организаторы) из 20 организаций Сибири и Дальнего Востока (общественные объединения, заповедники, фонды).

Идея ежегодных ШМЭИ родилась еще в 1998 г. на Всероссийском совещании студенческих Дружин по охране природы. Первая такая Школа прошла в 1999 г. в Томске, вторая в следующем году — на Байкале. В этот раз база Школы находилась в палаточном лагере на Телецком озере в Горном Алтае.

Основными направлениями тренингов на Школе были общественный экологический контроль, общественный экологический мониторинг, охрана животного мира (охотничьих и рыбных ресурсов), охрана лесного фонда, сохранение биологического разнообразия. Кроме того, проводились занятия по экологическим средствам массовой информации и связям с общественностью, экологическому образованию, моделированию экологических программ.

Теоретические занятия дополнялись большим объемом раздаточного материала, тем более что для ШМЭИ—2001 было специально разработано и издано методическое пособие “Папка общественного инспектора охраны природы”, в которую вошли выдержки из основных нормативных документов, методические рекомендации и полезные практические советы. Практические занятия проводились на лесопильных предприятиях (инспекторские проверки), Телецком озере (рыбоохрана) и в лесопитомниках.

В последний день проводились экзамены по всем предметам, которые почти все участники успешно сдали с первого раза.

Алексей Кудрявцев,
пресс-центр ТЭСИ

| вверх |

СТУДЕНЧЕСКАЯ ДРУЖИНА ПОМОГАЕТ ЗАПОВЕДНИКУ

Со 2 по 10 сентября 2001 г. в заповеднике “Присурский” работал междружинный отряд “Заповедник”. Организатором отряда выступила Молодежная экологическая дружина Чувашской Республики.

Основные мероприятия велись на озерах Башкирское, Щучье, Лапшевое, Старица и Старая Старица. Большинство нарушений было выявлено на двух последних озерах, а также в восточной части охранной зоны заповедника.

За время работы на р. Люля и на пойменных озерах охранной зоны заповедника участниками отряда было изъято 21 орудие незаконного лова. Среди них 13 сетей и 8 вершей. На нарушителей заповедного режима и действующих правил рыболовства было составлено 6 протоколов: 1 — по факту незаконного лова рыбы сетями в охранной зоне заповедника, 3 — за незаконную охоту в охранной зоне и 2 — за незаконное нахождение на территории заповедника и сбор дикоросов. Кроме того, было составлено еще 11 “безличных” протоколов.

Е. Осмелкин

| вверх |

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ

20 декабря 2001 г. 85 лет исполняется старейшему заповеднику России, Баргузинскому. В этом же месяце 70 лет исполняется одному из известнейших заповедников страны, Центрально-Лесному, по 15 лет — “Байкало-Ленскому” и “Верхне-Тазовскому” заповедникам и 10 лет — “Кенозерскому” национальному парку!

В октябре первый в своей истории — 5-летний юбилей отметил заповедник “Гыданский”.

Сердечно поздравляем наших коллег и искренне желаем им успехов в их нелегком, но столь важном для страны и всего природоохранного сообщества деле!

Редколлегия бюллетеня “Заповедники и национальные парки”

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены