Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ »

РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ
“БИОРАЗНООБРАЗИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ”
ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(Москва, 4—5 июня 2002 г.)

4 июня 2002 г. в г. Москве, в Институте проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН, состоялось заседание секции “Биоразнообразие и экологическая безопасность”. В работе секции приняли участие 70 представителей научных учреждений, министерств и ведомств, общественных организаций из разных регионов России. Было заслушано 7 докладов и 20 кратких выступлений по проблемам сохранения, восстановления и использования биологического разнообразия в аспекте обеспечения экологической безопасности.

1. Биологическое разнообразие — основа поддержания благоприятной среды для жизни и здоровья человека; сохранение биоразнообразия — абсолютно необходимое условие обеспечения экологической безопасности России.

2. В настоящее время в России сложились чрезвычайно тревожные тенденции деградации биологического разнообразия. Причинами этого являются: истощительное использование природных ресурсов, катастрофический рост незаконного промысла биоресурсов, загрязнение окружающей среды, ослабление контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды, повсеместное неудовлетворительное исполнение природоохранного законодательства, недостаточное финансирование природоохранной деятельности, недостаточное внимание к обязательствам по международным конвенциям и соглашениям.

3. Сохранение биологического разнообразия должно стать одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества, государственной экологической политики и предусматриваться в программах и планах социально-экономического развития на федеральном, региональном и местном уровнях. Основные принципы и механизмы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия изложены в Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия России (2001).

4. Система управления биоразнообразием должна опираться на экосистемный анализ ситуации, планирование в пределах экологических регионов, включая бассейны, принципы неистощительного использования природных ресурсов и комплексную оценку значения природных объектов для устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности.

5. Министерству природных ресурсов Российской Федерации, другим министерствам и ведомствам необходимо обратить первоочередное внимание на следующие приоритетные задачи сохранения биоразнообразия, требующие неотложной реализации.

5.1. В области сохранения, восстановления и неистощительного использования биоразнообразия:

  • принятие превентивных мер для сохранения крупных массивов малонарушенных экосистем (включая трансграничные), достаточных для устойчивого сохранения всех их природных компонентов;
  • сохранение и восстановление эталонов естественных экосистем в пределах антропогенно-преобразованных территорий (особенно в зонах степей, широколиственных и смешанных лесов, южной тайги), в том числе на землях, выводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения;
  • сохранение и восстановление находящихся под угрозой исчезновения видов и их местообитаний (категория 1 Красной книги России и соответствующие категории Красных книг субъектов Российской Федерации);
  • запрещение всех видов рубок, могущих привести к необратимой деградации естественных экосистем, в лесах северотаежной и лесотундровой зон, лесостепных и горных лесах, самовосстановление которых затруднено или невозможно;
  • повсеместный переход на принципы неистощительного комплексного использования биоресурсов, обеспечение сохранения разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству;
  • развитие предприятий по товарному выращиванию видов, численность которых угрожающе сокращается в результате промысла, в целях минимизации давления промысла на эти виды;
  • совершенствование контроля за ввозом и использованием чужеродных и генетически модифицированных организмов, а также за проведением акклиматизационных работ; предотвращение саморасселения чужеродных видов и распространения генетически модифицированных организмов в природных экосистемах, ликвидация последствий этих процессов.

5.2. В области предотвращения всех форм незаконной добычи, использования и оборота биоресурсов:

  • жесткое государственное регулирование оборота любой продукции от промысла видов, численность которых катастрофически сокращается (осетровых, сайгака и др.);
  • незамедлительная разработка порядка определения и возмещения ущерба от экологических правонарушений и его законодательное закрепление;
  • обеспечение соответствия размеров возмещаемого ущерба в результате нелегального использования биоресурсов их реальной рыночной стоимости;
  • пересмотр принципов оплаты труда госинспекторов, осуществляющих борьбу с браконьерством, путем их вывода из тарифной сетки и восстановления системы премирования за счет отчислений от штрафных и исковых сумм;
  • внедрение эффективных организационных форм по борьбе с браконьерством (специализированные отряды и др.) в практику работы природоохранных органов, расширение полномочий госинспекторов природоохранных служб, органов лесного, охотничьего и рыболовного надзора.

5.3. В области сохранения и развития системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), обеспечения их всесторонней государственной поддержки:

  • признание недопустимым снижение статуса ООПТ, включая перевод ООПТ федерального значения
    в непосредственное подчинение округов и субъектов Российской Федерации;
  • устойчивое и полноценное бюджетное финансирование, материально-техническое и кадровое обеспечение;
  • разработка и реализация государственной стратегии развития системы охраняемых природных территорий, включая совершенствование системы государственного управления ООПТ;
  • создание федеральной системы морских особо охраняемых природных акваторий, охватывающей все моря России;
  • расширение системы пресноводных (речных и озерных) особо охраняемых природных акваторий во всех регионах России;
  • расширение системы ООПТ в степной зоне;
  • резервирование и временное исключение из хозяйственной деятельности территорий, включенных
    в перспективные федеральные и региональные планы создания ООПТ до принятия решения об их природоохранном статусе;
  • формирование Экологического каркаса (сети) России, обеспечивающего устойчивое существование природных экосистем и сохранение биоразнообразия, начиная с регионов, в наибольшей степени преобразованных человеком.

5.4. В области формирования и совершенствования социально-экономических механизмов сохранения и неистощительного использования биоразнообразия, включая систему государственного управления:

  • разработка и внедрение в практику экономических механизмов сохранения биоразнообразия, в том числе обеспечение соответствия платы за использование биоресурсов их реальной стоимости (включая рентные платежи), экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов для развития неистощительных форм природопользования, включение компенсации ущерба и средств на восстановление нарушенных природных территорий в стоимость любых проектов, влияющих на биоразнообразие;
  • разработка правового обеспечения сохранения биоразнообразия и устойчивого функционирования природных экосистем в новой системе земельного законодательства, включая совершенствование механизмов изменения форм собственности и купли-продажи земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с учетом задач сохранения и восстановления биоразнообразия;
  • совершенствование механизмов проведения экологической экспертизы в целях сохранения биоразнообразия; ее методическое, информационное
    и нормативное обеспечение; проведение экологической экспертизы всех проектов, связанных с воздействием на биоразнообразие; обеспечение безусловного выполнения ее результатов;
  • создание национальной системы мониторинга биоразнообразия (на уровне популяций, видов, сообществ и экосистем, включая мониторинг почв);
  • обеспечение участия граждан и общественных организаций в процессах принятия решений в области сохранения и использования биоразнообразия и контроля его состояния, в том числе восстановление прав общественной инспекции по контролю за пользованием биоресурсов; обеспечение практического доступа общественности к экологической информации, создание общественных консультативных экспертных советов по сохранению биоразнообразия при МПР России и федеральных округах;
  • включение вопросов сохранения биоразнообразия и его роли в обеспечении устойчивого развития
    и экологической безопасности в программы курсов экологии и биологии средней и высшей школы.

5.5. В области международных отношений:

  • безусловный учет задач сохранения национального биоразнообразия в процессах интеграции России в международные торгово-финансовые и военно-политические структуры;
  • создание условий для присоединения к международным конвенциям, имеющим отношение к сохранению биоразнообразия: Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция), Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция), Конвенции по борьбе с опустыниванием, Картахенскому протоколу по биобезопасности, Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

6. Регионы, где необходимы неотложные практические меры по сохранению биоразнообразия:

  • лесостепная, степная и полупустынная зоны;
  • Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское моря
    и шельфовые участки дальневосточных морей;
  • низовья реки Волги, озеро Байкал;
  • широколиственные леса Европейской России;
  • районы интенсивных лесозаготовок на Дальнем Востоке и в Европейской России;
  • районы интенсивной добычи полезных ископаемых, а также районы планируемой их разработки.
| вверх |

РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА
"ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ: ЭТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТОВЫЕ АСПЕКТЫ"
("Трибуна-8")

27-30 мая 2002 г. в Киеве состоялась Международная школа-семинар "Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты" ("Трибуна-8"), организованная Киевским эколого-культурным центром, Центром охраны дикой природы (Москва) и Всемирной комиссией по охраняемым территориям МСОП (WCPA/IUCN), при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров и Международного Фонда “Вiдродження”. Семинар проходил на базе Киевского Национального университета им. Т. Г. Шевченко.

В работе семинара приняло участие 70 человек, представляющих природные заповедники, национальные парки, общественные, научные и государственные организации Азербайджана, Армении, Белоруссии, России и Украины. На семинаре было заслушано более 40 докладов и сообщений, проведено 4 дискуссии ("Этические принципы заповедного дела", "Этическая экспертиза на научные исследования в заповедниках и национальных парках", "Экотуризм в заповедниках: правильно ли это?", "Перспективы охраны сакральных природных объектов"). Состоялось расширенное заседание редколлегии "Гуманитарного экологического журнала", презентация новых изданий Киевского эколого-культурного центра и Центра охраны дикой природы, просмотрены видеоматериалы. Материалы семинара будут опубликованы отдельным сборником.

В заповедном деле моральные принципы должны иметь ведущее значение. Цели и мотивы создания охраняемых природных территорий – природозащитные, научные, этические, духовные, эстетические, культурологические, а не только утилитарные. Заповедная система не должна противоречить этическим и другим нематериальным ценностям, ради которых она создавалась.

Участники семинара считают необходимым возрождение в заповедном деле стран СНГ этико-эстетического подхода, разработанного еще в конце 19 — начале 20 веков И.П. Бородиным, А.П. и В.П. Семеновыми-Тян-Шанскими, Г.А. Кожевниковым, В.И. Талиевым, Д.Н. Анучиным и другими отечественными пионерами охраны природы. Его суть — утверждение этической ценности дикой природы, права дикой природы, растений и животных на существование независимо от их пользы для человека.

Сочетание этико-эстетического и научного принципов организации заповедного дела и защиты дикой природы может оказаться эффективным не только для развития философии и идеологии, но и в практике охраны природы.

Вместе с тем в современном заповедном деле еще недостаточно учитываются этические, духовные, эстетические, культурные аспекты, крайне мало внимания уделяется значимости нематериальных ценностей заповедников и других ОПТ.

В наше непростое время, когда “рыночные отношения” пытаются проникнуть во все без исключения сферы человеческой жизни, включая духовные, популяризация этических принципов заповедного дела и нематериальных ценностей ОПТ представляется чрезвычайно важной задачей. Это может не только ослабить утилитарный напор на заповедники и другие ОПТ, но и будет способствовать заповеданию новых территорий, расширит общественную поддержку заповедному делу, улучшит управление заповедниками и защиту участков дикой природы, активизирует экологическое образование и создание новых природоохранных традиций.

В целях развития этических принципов в заповедном деле и повышения значимости нематериальных ценностей ОПТ участники семинара:

  1. Рекомендуют специалистам в области ОПТ применять в повседневной работе этические принципы заповедного дела (предложены Киевским эколого-культурным центром, доработаны и одобрены на семинаре).
  2. Рекомендуют работникам заповедников и национальных парков использовать в своей деятельности “Примерное Положение об этической экспертизе научных исследований в заповедниках и национальных парках” (разработаны А. А. Никольским, доработаны и одобрены участниками семинара).
  3. Обращают внимание руководителей и сотрудников заповедников и национальных парков на необходимость использования щадящих методов научных исследований на охраняемых территориях. Считают целесообразным стандартизировать щадящие методы изучения животных.
  4. Рекомендуют специалистам в области ОПТ применять на практике “Рекомендации по охране сакральных природных объектов” (разработаны и одобрены на семинаре).
  5. Считают необходимым ввести в классификацию ОПТ стран СНГ категорию “сакральный природный объект”.
  6. Считают целесообразным шире проводить изучение, паспортизацию и заповедание сакральных природных объектов (священные рощи, деревья, родники, горы и т. п.), начать подготовку реестров сакральных природных объектов, для чего разработать методику по их выявлению и паспортизации.
  7. Призывают представителей различных религиозных конфессий обратить внимание на развитие общественной поддержки ОПТ и защиты биоразнообразия.
  8. Рекомендуют организаторам конференций и семинаров по заповедному делу проводить в рамках будущих мероприятий секции по этическим, духовным и другим нематериальным ценностям ОПТ.
  9. Считают необходимым включить разделы, посвященные этическим принципам и нематериальным ценностям ОПТ, в сцецкурсы и учебники по охране природы и заповедному делу.
  10. Призывают специалистов в области заповедного дела, экологии и охраны природы принять участие в разработке профессионального этического кодекса.
  11. Обращают внимание руководителей заповедников и национальных парков на то обстоятельство, что любые формы туризма (включая так называемый экотуризм) являются коммерческим природопользованием и недопустимы на территориях, где заповедный режим запрещает проведение хозяйственной деятельности. Туризм на ОПТ должен служить, прежде всего, задачам экологического просвещения и охраны природы – в этом его коренное отличие от всех других форм туризма. Развитие туризма в государственных заповедниках в качестве средства решения финансовых проблем противоречит целям их создания и поэтому недопустимо.
  12. Рекомендуют разработать государственную стратегию развития туризма на ОПТ, определить допустимость и степень использования разных типов ОПТ в этих целях. Наиболее приемлем туризм на территориях рекреационных и хозяйственных зон национальных парков, в охранных зонах природных заповедников, на биосферных полигонах биосферных резерватов (заповедников).

Участники семинара просят:

  • Правительство Украины – не допустить строительство мостов через природно-историческую святыню мирового значения – остров Хортица в г. Запорожье и создать на Хортице национальный природный парк.
  • Киевский эколого-культурный центр и Центр охраны дикой природы — рассмотреть вопрос об организации тематического “круглого стола”, посвященного проблемам защиты дикой природы, с участием представителей различных конфессий и экологических организаций.
  • Киевский эколого-культурный центр – рассмотреть вопрос об организации и проведении регулярных международных (в рамках СНГ) конференций дикой природы, опираясь на опыт коллег из США и Канады.
  • Деятелей заповедного дела стран СНГ — популяризировать среди коллег “Гуманитарный экологический журнал” и сайт “Гуманитарная экология и экологическая этика” (www.ecoethics.ru).
  • Международные и российские экологические фонды — поддержать дальнейший выпуск журнала “Охрана дикой природы” и бюллетеня “Заповедники и национальные парки”, издаваемые Центром охраны дикой природы.
  • Лидеров Движения студенческих дружин по охране природы стран СНГ — использовать идеи экологической этики в программах своих обучающих школ и семинаров.
  • Редакции биологических журналов стран СНГ — не публиковать работы, основанные на применении жестоких методов исследований (при наличии альтернативных методов исследований).
  • Киевский эколого-культурный центр – продолжить разработку концепции естественных прав животных и растений, а также проекта Декларации свободы для дикой природы.

Участники семинара поддерживают:

  • Предложение Киевского эколого-культурного центра о создании в странах СНГ Международной Конфедерации дикой природы.
  • Инициативу Дарвинского заповедника по работе с Русской Православной церковью с целью духовного и экологического воспитания населения.
  • Предложение Азербайджанского общества защиты животных о целесообразности налаживания тесных рабочих контактов между представителями экологических организаций и организаций по защите (покровительству) животным.
  • Предложение Азербайджанского общества защиты животных и Киевского эколого-культурного центра о проведении следующей школы-семинара “Трибуна-9” по теме “Естественные права дикой природы, растений и животных” в Киеве весной 2003 г.
  • Предложение Представительства МСОП для стран СНГ об объявлении 2003 г. в странах СНГ Годом охраняемых природных территорий.
  • Идею проведения 8 Всемирного конгресса дикой природы на Камчатке (Россия).
  • Предложение о создании Ассоциации естествоиспытателей за гуманное отношение к природе.

Участники семинара благодарят:

  • Редакции природоохранных периодических изданий стран СНГ - журналы “Заповiдна справа в Українi”, “Бюллетень Московского ИСАР”, “Сила тяготения”, “Беркут”, газеты “Заповедный вестник”, “Заповедные острова”, “Зеленый мир” - за активное освещение этических, духовных, эстетических вопросов охраны дикой природы, а также О. Морозенко (Москва), В. Левченко и Н. Васильеву (Санкт-Петербург) - за создание сайтов по экологической этике.
  • Киевский эколого-культурный центр, Центр охраны дикой природы и Всемирную комиссию по охраняемым территориям МСОП за отличную организацию школы-семинара.

Киев, 30 мая 2002 г.

| вверх |

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА

Подготовлены Киевским эколого-культурным центром, доработаны и одобрены на Международной школе-семинаре “Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты” (“Трибуна-8”), Киев, 27—30 мая 2002 г.

Этические принципы заповедного дела являются плодом коллективного труда многих поколений отечественных и зарубежных природоохранников.

Цель этических принципов — создание внутренних, нравственных барьеров, особых “табу”, запрещающих или регламентирующих определенные действия по отношению к заповедникам и другим ОПТ с позиции морали, создание особых этических традиций в заповедном деле и охране дикой природы. Речь идет не только о выработке особых корпоративных этических правил поведения работников заповедников, национальных парков и других ОПТ, но и о влиянии на общественное мнение в отношении заповедников путем повышения значимости этической ценности ОПТ и этической мотивации защиты дикой природы.

Этические принципы заповедного дела могут с успехом применяться в экологическом образовании, воспитании и просвещении, с целью воздействия не только на разум, но и на душу, сердце человека, а также в менеджменте заповедников, национальных парков и других ОПТ.

Этические принципы заповедного дела не являются способами принуждения людей исповедовать экологическую мораль, т. к. этика вообще не допускает элемента принуждения. Каждый человек присоединяется к ним добровольно.

  1. Не навреди.
  2. Цени, люби и уважай дикую природу ради нее самой.
  3. Используй этичные методы науки и экопросвещения.
  4. Почитай заповедную территорию как священное пространство.
  5. Благоговей перед дикой жизнью.
  6. Максимально соблюдай естественные права дикой природы, растений и животных.
  7. Управляй так, чтобы заповедник развивался в направлении абсолютной заповедности.
  8. Не стремись к получению наживы от заповедной территории.
  9. Относись к заповедному делу как к самоценному доброму деянию.
| вверх |

ПРОЕКТ ПРООН-ГЭФ “ДЕМОНСТРАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО СОХРАНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧЕТЫРЕХ ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

13 июня 2002 года вступил в силу проект ПРООН-ГЭФ “Демонстрация устойчивого сохранения биологического разнообразия на примере четырех охраняемых территорий Камчатской области Российской Федерации. Фаза I”. Общая стоимость проекта на настоящее время составляет 5,4 миллиона долларов США, 2,2 миллиона из которых выделено из средств Глобального экологического фонда, а 3,2 миллиона предоставило в виде гранта Правительство Канады.

Проект разрабатывался в течение последних 2,5 лет совместными усилиями местных экспертов, сотрудников природных парков и Кроноцкого государственного природного заповедника, НПО, ученых, международного эксперта. Успешно завершенная подготовительная фаза проекта позволила в срок представить проработанное проектное предложение на рассмотрение Совета ГЭФ и получить запрашиваемое финансирование.

Ресурсы, выделяемые ГЭФ на реализацию первой фазы, позволят усилить административную базу и управленческие ресурсы охраняемых территорий, помогут создать более рациональную и благоприятную для ООПТ региональную законодательную базу; дадут заинтересованным сторонам, прежде всего местным жителям, больше знаний о сохранении уникального биоразнообразия, позволят сохранить природные ресурсы, побуждая местное население искать альтернативные источники существования, улучшат сотрудничество между охраняемыми природными территориями федерального и областного уровней
и отвечающими за них органами. На средства Канадского правительства в рамках данного проекта предполагается создать специальный фонд для предоставления малых грантов и кредитов на неотложные нужды и конкретные мероприятия по сохранению биоразнообразия на Камчатке.

Данный полномасштабный проект ПРООН-ГЭФ предполагается реализовывать по схеме “национального исполнения”, т.е. под руководством соответствующего федерального ведомства, в данном случае — министерства природных ресурсов России. Национальным директором проекта со стороны МПР России назначен В.А. Пищелев, начальник управления особо охраняемых природных территорий и объектов.

В самое ближайшее время, после официального запуска проекта в начале июля в г. Петропавловске-Камчатском, предполагается создание Наблюдательного комитета по проекту и конкурсный набор персонала в группу реализации проекта.

Через Программу развития ООН подготовлен к реализации еще один проект ГЭФ на Камчатке и в Корякском автономном округе — “Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое использование”. Кроме этого, в портфеле готовящихся проектов ПРООН в данном регионе рассматривается предложение по использованию термальных вод, но данное предложение пока находится на начальной стадии обсуждения и поиска финансирования.

Все объявления о конкурсах для участия в стартовавшем проекте будут помещены на web-странице российского офиса ПРООН по следующему адресу: http://www.undp.ru.

Следите за объявлениями! Нам нужны надежные партнеры.

Елена Арманд,
координатор экологических программ ПРООН

| вверх |

КАНАЛ “ДУНАЙ — ЧЕРНОЕ МОРЕ” ПОЙДЕТ ПО АЛЬТЕРНАТИВНОМУ ПРОЕКТУ

Осенью 2001 года Министерство транспорта Украины заявило о своих планах строительства судоходного канала через абсолютно заповедную часть Дунайского биосферного заповедника (ДБЗ), используя для этого гирло Бистре. С этой целью планировалось изъять из абсолютно заповедной зоны заповедника Указом Президента Украины определенную часть территории, благодаря чему заповедник оказался как бы расчлененным на две части. Был подготовлен соответствующий проект Указа, вопрос несколько раз выносился на заседание Президиума Кабинета Министров Украины.

Под строительство планировалось изъять более полутора тысяч гектаров заповедной территории. Строительство канала приведет к полному или частичному уничтожению уникальных животных и растений (в заповеднике сейчас обитает 94 вида, занесенных в Красную книгу), нарушатся пути миграций нескольких миллионов птиц 133 видов, процесс воспроизводства дунайской сельди будет полностью парализован (сейчас 95% дунайской сельди воспроизводится именно в этом месте).

Проблема выхода Украины в Черное море через Дунай чрезвычайно актуальна для экономики страны и ее престижа, а также для всего дунайского региона, особенно для Украинского Дунайского пароходства и его портов Измаил, Килия, Рени, Усть-Дунайск. С другой стороны, дельта Дуная является самым крупным водно-болотным угодьем Европы международного значения и поэтому для сохранения биологического разнообразия дельты ее уникальные ландшафты защищены целым рядом национальных и международных правовых актов, в частности, Рамсарской конвенцией, заповедник внесен в список мировой сети резерватов ЮНЕСКО, входит в состав украино-румынского трансграничного биосферного резервата. Несмотря на то, что проект нарушает украинское и международное законодательство, в бюджете Украины уже было заложено около 5 млн. долл. США на строительство канала.

Следует отметить, что твердую и принципиальную позицию занял Президент НАНУ академик Б. Е. Патон, активно выступавший против канала в заповеднике.
В этой ситуации Киевский эколого-культурный центр, Одесский СоЭС, харьковская экологическая группа “Печенеги”, запорожский “Экоклуб-21 век” начали международную кампанию в защиту Дунайского заповедника. К ним подключились украинские и российские студенческие природоохранные дружины, многие российские природоохранные организации: ЦОДП, СОЭС, Центр “Заповедники”, “Дронт” и другие обратились в правительство Украины с соответствующими письмами и заявлениями. Киевским эколого-культурным центром была организована пресс-конференция для журналистов, которая прошла в очень жаркой обстановке, его представители выступали также на заседании президиума НАНУ, где был отклонен вариант проекта канала через абсолютно заповедную часть заповедника. Под воздействием экологической украинской и международной общественности лоббисты канала отказались от своего варианта, принявшись разрабатывать вариант с обходом заповедника.

НАНУ, в чьем ведении находится Дунайский заповедник, еще в октябре предложила такой вариант по трассе, расположенной в буферной зоне ДБЗ, где ущерб природной среде от строительных работ и дальнейшей эксплуатации канала будет минимальным.16 апреля замдиректора “Дельта лоцман” (госпредприятие Минтранса Украины) К. Сизов официально отказался от варианта строительства канала по гирлу Быстрому, уведомив об этом НАНУ. Началась разработка альтернативного проекта всеми участниками событий с двух сторон.

Вл. Борейко,
директор Киевского эколого-культурного центра
e-mail: kekz@carrier.kiev.ua

| вверх |

ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИКИ ПОДДЕРЖАЛИ ИДЕЮ КОЛЬСКОГО ФИЛИАЛА ЦОДП
О СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА И ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

15 мая 2002 года директора пяти крупнейших лесопромышленных предприятий Мурманской области обратились к губернатору области Ю.А. Евдокимову с ходатайством о создании особо охраняемых природных территорий с целью сохранения лесов высокой природоохранной ценности.

Лесопромышленные предприятия, руководители которых подписали ходатайство, — “Природа”, “Полария”, “Огни Кайрал”, “Севермурманлес”, Алакурттинский ЛПК — обеспечивают более 2/3 всего объема заготовки древесины в Мурманской области.
В обращении к губернатору отмечается, что отсутствие мероприятий по сохранению малонарушенных лесов в области уже создало определенные сложности для предприятий лесной промышленности и в дальнейшем эти потери могут возрасти.

Деятельность предприятий мурманской лесной промышленности оказывает серьезное влияние на социально-экономическую ситуацию в Кольском и Кандалакшском районах Мурманской области. Лесная отрасль является основным поставщиком рабочих мест. Одним из главных условий функционирования лесного сектора в этих регионах является стабильный экспорт его продукции на западноевропейский рынок.

В то же время одним из определяющих условий доступа продукции российского лесопромышленного сектора на экологически чувствительные западноевропейские рынки и ее конкурентоспособности стала необходимость соблюдения российскими производителями требований устойчивого лесопользования. В частности, ряд финских, шведских, норвежских лесопромышленных компаний, включая таких общепризнанных мировых лидеров, как “Стора Энсо”, “ЮПМ Кюммене”, “Метсалитто”, объявили мораторий на заготовку и покупку древесины из целого ряда участков лесов в Карелии и Мурманской области. Этот мораторий объявлен до того, как будут предприняты шаги по сохранению лесов высокого природоохранного значения, в том числе наиболее ценных массивов малонарушенных лесов, путем создания особо охраняемых природных территорий.

Отсутствие действенных мер по сохранению лесов высокой природоохранной ценности в Мурманской области в дальнейшем грозит потерей мурманским лесным сектором традиционных рынков сбыта в Финляндии, Швеции, Норвегии. Таким образом, социально-экономическая обстановка в регионе, и в настоящее время не являющаяся образцом стабильности, рискует стать катастрофической. Сотни, а возможно, и тысячи людей останутся без работы.

Проектные предложения о создании особо охраняемых территорий уже подготовлены Институтом проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН и поддерживаются общественными природоохранными организациями. Прежде всего это предлагаемые к созданию Кольским филиалом Центра охраны дикой природы природный парк “Кутса” и памятник природы “Лапландский лес”.

В настоящее время от решения губернатора Ю. А. Евдокимова зависят судьбы людей, избравших его на этот пост. А также судьба уникальных природных территорий Мурманской области.

| вверх |

2003 ГОД — “ГОД ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ”

В связи с тем, что в 2003 году состоится крупнейшее международное событие — V Всемирный конгресс по охраняемым территориям, а российская система охраняемых природных территорий, в первую очередь их федеральная сеть, признана одной из лучших в мире, Российское представителство МСОП — Всемирного союза охраны природы для стран СНГ обратилось в Комитет Государственной Думы России по экологии с просьбой поддержать инициативу об объявлении 2003 года “Годом особо охраняемых природных территорий”.

Его цель — привлечение внимания органов государственной и местной власти, организаций и граждан России к достижениям российской заповедной системы как крупнейшего элемента всемирной сети охраняемых природных территорий, ее вкладу в сохранение российской природы, к проблемам этих территорий и оказание российской системе ООПТ всемерной помощи и поддержки.

Приглашаем все заинтересованные организации включиться в подготовку и проведение “Года особо охраняемых природных территорий”!

Владимир Владимирович Мошкало,
директор представительства МСОП
для стран СНГ

Дополнительная информация:

Чебакова Ирина,

Представительство IUCN для стран СНГ,

тел. (095) 190-70-77,

факс. (095) 490-58-18,

e-mail: park@iucn.ru

| вверх |

РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ОХРАНЕ САЙГАКА

1. Международное совещание по охране сайгака, созванное по инициативе Правительства Республики Калмыкия, проведено в городе Элиста, столице Республики Калмыкия, с 5 по 10 мая 2002 г.

2. Совещание состоялось благодаря объединенным усилиям Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Калмыкия; Каспийской Программы ИСАР; Российского комитета по программе ЮНЕСКО “Человек и биосфера” (МАВ) и финансовой поддержке международных и российских спонсоров (Секретариата Конвенции по торговле редкими, исчезающими и находящимися под угрозой исчезновения видами диких животных и растений (СИТЕС); Секретариата Конвенции по мигрирующим видам (КМВ); Комиссии Всемирного союза охраны природы (МСОП) по выживанию видов; Всемирного фонда дикой природы (WWF); Инициативы Всемирного фонда дикой природы по крупным травоядным (WWF/LHI); Посольства Королевства Нидерланды в Российской Федерации; Службы рыбы и дичи США; Организации “Охрана живой природы”, США; Клуба любителей сафари, Хьюстон, США; ОАО “Калмнефть”; ОАО “Калмтатнефть”; РАО “Роснефтегазстрой”). Участники совещания признательны Правительству Республики Калмыкия за инициативу проведения такого важного международного совещания и выражают благодарность всем спонсорам совещания, и в особенности Секретариату КМВ за усилия в подготовке проектов Меморандума о взаимопонимании и Плана действий, а также членам Оргкомитета, руководителям секций и всем тем, кто способствовал его успешному проведению.

3. В совещании приняли участие более 90 специалистов, включая представителей пяти стран, на территории которых обитает сайгак (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Туркмения и Монголия); представителей международных организаций, ответственных за охрану мигрирующих видов и международную торговлю редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами диких животных и растений; правительственных и неправительственных природоохранных организаций; других организаций и учреждений.

4. На пленарных и тематических сессиях участники совещания обсудили причины сокращения численности сайгака практически во всех частях его ареала, за исключением Монголии, где обитает отдельный подвид сайгака (Saiga tatarica mongolica), который строго охраняется при участии местного населения. Браконьерство с целью добычи рогов, используемых в традиционной китайской медицине, стало главной причиной резкого сокращения численности сайгака. Кроме рогов, целью браконьеров является также добыча мяса, которое продается на местных рынках. Для того чтобы прекратить этот негативный процесс, Секретариат СИТЕС предложил, чтобы Постоянный Комитет рекомендовал всем участникам конвенции не допускать ввоза любых продуктов, получаемых от этого вида из Казахстана и Российской Федерации. В целях предотвращения нелегальной торговли и восстановления местообитаний сайгака и его распространения для будущего устойчивого использования участники совещания отметили необходимость расширения сотрудничества на всех уровнях, включая сотрудничество со странами, импортирующими рога сайгака, и попросили делегации стран, на территории которых обитает сайгак, обсудить необходимость введения временного моратория на торговлю любыми продуктами, получаемыми от сайгака, и принять необходимое решение на предстоящей в 2002 г. конференции стран — участниц СИТЕС.

5. Помимо борьбы с браконьерством и нелегальной торговлей участники совещания обсудили такие важные темы, как мониторинг популяций/местообитаний сайгака; роль ООПТ в деле охраны сайгака; организация центров разведения сайгака в неволе для сохранения генофонда; сотрудничество с местным населением и международное и межрегиональное сотрудничество. Подробные обсуждения всех этих вопросов состоялись на пленарных заседаниях и заседаниях тематических групп, где были выработаны предложения для сохранения и устойчивого использования сайгака. Эти предложения дополнили проекты Меморандума о взаимопонимании и Плана действий по сохранению сайгака, которые были подготовлены по инициативе Секретариата КМВ и разосланы до начала совещания всем заинтересованным сторонам. Участники совещания на пленарном заседании одобрили представленные документы вместе с дополнениями, сделанными шестью рабочими группами, и рекомендовали соответствующим структурам каждого государства в пределах ареала с участием СИТЕС и КМВ как можно скорее подписать эти документы.

6. Участники совещания с благодарностью приняли предложение Секретариата КМВ взять на себя рассылку окончательных вариантов Меморандума о взаимопонимании и Плана действий в страны, на территории которых обитает сайгак, и выразили надежду, что это позволит ускорить процесс подписания указанных документов. При этом было также достигнуто согласие о том, что КМВ и СИТЕС совместно со странами ареала предпримут необходимые шаги для улучшения контроля международной торговли рогами и другими продуктами, получаемыми от сайгака. Наряду с этим участники совещания призвали правительства стран в пределах ареала сайгака усилить меры по сохранению и восстановлению численности сайгака и его местообитаний, включая миграционные коридоры, а также все заинтересованные организации внести свой вклад в выполнение Меморандума о взаимопонимании и Плана действий, что могло бы стать важным компонентом выполнения “Соглашения об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и их местообитаний”, подписанного членами Содружества независимых государств (СНГ) в 1994 г.

7. Участники совещания внесли предложение, что после вступления в силу Меморандума о взаимопонимании и Плана действий было бы желательно создать межправительственную комиссию, которая будет отвечать за выполнение и общую координацию усилий всех организаций, заинтересованных в сохранении сайгака. Наряду с этой комиссией члены совещания отметили необходимость создания международного общественного экспертного совета как инструмента независимой оценки любого проекта, который мог бы привести к изменениям в популяциях сайгака, и попросили Российский Комитет по программе ЮНЕСКО “Человек и биосфера” предпринять необходимые шаги по его формированию.

8. Участники совещания также отметили, что сохранение и восстановление сайгака и его местообитаний могут также способствовать выполнению программ по борьбе с бедностью и по устойчивому развитию стран в пределах ареала сайгака. Сохранение этого вида, находящегося под угрозой исчезновения, неотделимо от других мер, принимаемых на национальном и региональном уровнях по сохранению биоразнообразия и борьбы с деградацией почв, как сказано в Конвенции по биологическому разнообразию (CBD) и Конвенции по борьбе с опустыниванием (CCD). Соответственно, необходимо будет интегрировать усилия по сохранению и устойчивому использованию сайгака и его местообитаний в необходимые для этого национальные стратегии и планы действий и любые будущие Меморандумы о взаимопонимании, заключенные под эгидой КМВ и СИТЕС.

9. Участники совещания попросили национальные и региональные правительственные органы рассмотреть возможность создания новых охраняемых природных территорий (ОПТ), особенно трансграничных, для охраны мигрирующих стад сайгаков и усилить местные сети ОПТ для обеспечения естественного расселения сайгака из сохранившихся участков его обитания. В некоторых удобных районах желательно организовать несколько питомников по разведению сайгака, которые будут важны для сохранения его генофонда.

10. Участники совещания обратились с просьбой к государственным и негосударственным организациям и средствам массовой информации опубликовать результаты совещания и в дальнейшем широко информировать общественность о программах, направленных на сохранение, восстановление и устойчивое использование сайгака. Участники совещания особо подчеркнули, что сайгака нужно рассматривать как живое наследие степей Евразии и необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить его для будущих поколений. Участники совещания также поручили Оргкомитету передать эту Резолюцию правительствам стран, на территории которых обитает сайгак, и опубликовать документы, представленные на этом совещании, отдельным изданием, которое должно быть передано в СИТЕС и КМВ, а также другим агентствам и организациям, заинтересованным в сохранении, восстановлении и устойчивом использовании сайгака.

11. Участники совещания попросили экспертов из стран ареала сайгака провести анализ долгосрочных наблюдений за изменениями в экологии и биологии сайгака, которые могли бы быть представлены для публикации в журнале “Аридные экосистемы” и для подготовки комплекта методических руководств, используемых в учебном процессе.

12. Участники совещания попросили Правительство Республики Калмыкия продолжать свои усилия по укреплению сотрудничества со всеми сторонами, заинтересованными в сохранении сайгака. Для этой цели необходимо расширить Центр охраны диких животных Республики Калмыкия и использовать его как базу для обучения местных и приезжих студентов. Целесообразно также поддержать развитие и использование самых современных технологий для проведения учетов и других исследований по экологии сайгака и формирования соответствующей базы данных для обмена информацией между странами ареала сайгака и с Секретариатами КМВ, СИТЕС и другими учреждениями. Участники совещания призвали все национальные и международные правительственные организации (включая Глобальный Экологический Фонд (GEF) и его агентства), как в странах ареала сайгака, так и за его пределами, выполнять План действий и интегрировать его в свои программы и мероприятия.

| вверх |

В БИОСФЕРНОМ ЗАПОВЕДНИКЕ “ДАУРСКИЙ” ПРОШЛА ВСТРЕЧА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ДЗЕРЕНУ

3—5 июня 2002 г. в государственном природном биосферном заповеднике “Даурский” состоялась встреча специалистов Монголии, Китая и России по проблемам трансграничного сохранения мигрирующих стад дзерена и восстановления вида в Забайкалье. Инициатором встречи выступил д-р Фред Баерзельман, руководитель Программы по крупным травоядным (LHI) Всемирного фонда дикой природы, организаторами — Российский комитет по программе ЮНЕСКО “Человек и биосфера” МАБ и заповедник “Даурский”.

Специалисты по дзерену, представители международных экологических организаций и ООПТ обменялись информацией об усилиях, предпринимаемых в трех странах для сохранения вида. Намечены конкретные формы взаимодействия и оперативного оповещения в период миграций крупных скоплений дзерена через государственные границы. На 4-м совещании Смешанной комиссии международного заповедника “Даурия” в сентябре 2002 г. в г. Чите эти меры будут детализированы.

Краткая справка

В итоге расселения после миграции дзеренов из Монголии в Забайкалье в начале 2001 г. в Читинской области образовались оседлые группировки вида. Их общая численность к ноябрю 2001 г. составила 580—750 голов, в том числе в окрестностях заповедника “Даурский”, преимущественно в охранной зоне, жило около 400 особей. К началу отела 2002 г. численность дзеренов в окрестностях заповедника составила около 280-300 особей. В течение 8—9 месяцев кроме наблюдавшегося расселения велся незаконный отстрел дзеренов, что отразилось на численности. В период упомянутой миграции, а также начиная с сентября 2001 г. были предприняты беспрецедентные меры по охране дзерена.

Рейдовые группы в течение 8 месяцев почти непрерывно охраняли самое большое стадо, следуя за ним на машинах далеко за пределы заповедника. При этом активно использовалась радиопеленгация. Усиленно патрулировались степи Ононского и Борзинского районов, многократно превышающие по площади заповедник и охранную зону. Всего за последние 8 месяцев (с сентября 2001 г.) проведено 83 стационарных дежурства, около 40 продолжительных рейдов (1—4 суток) и 50 краткосрочных рейдов (менее суток). Общая продолжительность дежурства рейдовых групп за этот период превысила 3000 часов. Задержано 12 браконьеров (4 автомашины), отстрелявших 12 дзеренов. По всем фактам возбуждены уголовные дела. Кроме этого, в 4 случаях нелегальная охота на дзеренов была предотвращена до убийства животных, нарушители наказаны.

Финансовую поддержку предпринятым мерам охраны оказал ряд правительственных и неправительственных природоохранных организаций, а также Программа по крупным травоядным (LHI) WWF и Посольство Королевства Нидерланды (Отдел сельского хозяйства) в Российской Федерации. Однако одними оперативными мерами добиться увеличения численности небольшой группировки животных, легко уязвимых перед браконьерами, почти не реально. Необходимо реализовать программу восстановления дзерена в Забайкалье. Такая программа разрабатывается в заповеднике “Даурский” и в 2002 г. будут апробированы некоторые из планируемых мер.

К программе восстановления вида

В планах на 2002 г. — огораживание изгородью участка обитания дзеренов на перешейке между Торейскими озерами. Это облегчит охрану животных и ускорит рост численности обитающей здесь группировки (120—130 особей). В дальнейшем планируется построить еще два больших загона и на их основе создать питомник для полувольного разведения дзеренов. Первые 2—3 года детенышей для питомника (100—150 особей в год) предполагается завозить из Монголии.

В питомнике на базе заповедника “Даурский” будет сформировано маточное поголовье. Часть выращенного молодняка будет ежегодно выпускаться в природу в места обитания вольных животных. При одновременном проведении эффективной охраны и пропагандистской кампании эти меры позволят за 4—5 лет увеличить численность дзерена до 1—1,5 тысяч и стимулировать его расселение в двух районах Читинской области, т.е. реально восстановить вид на значительной части исторического ареала в Забайкалье.

Все мероприятия будут осуществлены в охранной (буферной) зоне и на биосферном полигоне.

В.Е. Кирилюк,
государственный природный биосферный
заповедник “Даурский”

А.А.Лущекина,
Российский комитет по программе ЮНЕСКО
“Человек и биосфера”

| вверх |

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА “СОХРАНИМ РУССКУЮ ВЫХУХОЛЬ!”

Центр охраны дикой природы завершил проект “Сохраним русскую выхухоль!”, выполнявшийся в 2001—2002 гг. при финансовой поддержке Фонда национальных парков. Основной задачей проекта было: выяснить состояние популяций выхухоли на территории России для разработки и внедрения системы мер по ее сохранению, а также привлечь общественное внимание к проблемам охраны вида и мест его обитания.

Главными мероприятиями проекта стали двухлетние учеты русской выхухоли на территории фактически всего ареала. Они проводились при содействии Департамента по охране и развитию охотничьих ресурсов Минсельхоза РФ, ВНИИ Природа Минприроды РФ и непосредственном участии региональных Управлений по охране, контролю и регулированию охотничьих животных и других организаций. Учетом было охвачено около 30 тыс. км берегов рек, озер и искусственных водоемов в 34 субъектах Российской Федерации.

Сопоставимые по масштабу учеты проводились последний раз в 1970-х годах, тогда численность выхухоли оценивалась в 50—90 тыс. особей. Учитывали ее и в 1985 г., но на существенно меньшей территории. Анализ материалов нашего учета показал, что только в Рязанской, Курской, Курганской и Волгоградской областях состояние популяций относительно стабильное. В целом по сравнению с 1985 г. численность зверьков в России угрожающе сократилась (приблизительно на 25%) и составляет всего около 30 тыс. особей. Основная причина этого — массовый лов рыбы ставными рыболовными сетями и “электросачками” в местах обитания зверька.

В ходе проекта ЦОДП проанализировал основные принципы деятельности Сельцовского охотничьего хозяйства, созданного в 1985 г. во Владимирской области и специализирующегося на сохранении выхухоли. Эффективность такой нетрадиционной формы охраны зверька оказалась очень высокой. Поэтому охотхозяйству была оказана материальная поддержка для изготовления аншлагов, ремонта автотранспорта, закупки обмундирования, биноклей, лодки, горюче-смазочных материалов, организации биотехнических мероприятий по подъему уровня воды на двух выхухолевых водоемах. Создание аналогичных спецохотхозяйств в других ключевых местах обитания выхухоли может существенно помочь ее сохранению.

ЦОДП будет продолжать деятельность по изучению состояния выхухоли и ее охране. Среди ближайших планов: детальный анализ результатов учета, публикация итогов проекта в научных и специальных изданиях, организация совещания специалистов для разработки плана действий по сохранению русской выхухоли, проведение кампании против свободной продажи сетематериалов, популяризация проблемы сохранения выхухоли и малых водоемов, в частности путем широкого распространения результатов проекта. Выполнению последней задачи очень поможет видеофильм о русской выхухоли, снятый в рамках проекта киностудией “Брянский лес”, который будет демонстрироваться в различных аудиториях и по телевидению.

А. Зименко, В. Кузнецов, Г. Хахин,
Центр охраны дикой природы

| вверх |

ПРАЗДНИК “ЖУРАВЛИНОГО ПОЛЯ” — ВОЗОБНОВЛЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ
ВО ИМЯ СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДЫ

15 мая в заказнике “Журавлиная родина” в Талдомском районе Московской области прошел праздник “Журавлиного поля”. Праздник проводился при поддержке Посольства Королевства Нидерландов по проекту Центра охраны дикой природы “Гармонизация сельского хозяйства и управление особо охраняемыми природными территориями”.

В последние годы журавли сильно страдают от недостатка корма в очень ответственный для них период жизни — перед осенним отлетом к местам зимовок. Прежде всего, это связано с уменьшением посевов зерновых культур.

Много веков журавли и другие звери зависят от сельскохозяйственной деятельности человека. Но не все современные технологии позволяют эффективно вести сельское хозяйство и сохранить диких животных. Поэтому применение природосберегающих технологий так важно там, где традиционно обитают редкие виды животных.

Новая традиция — праздник “Журавлиного поля” — это еще один шаг к налаживанию диалога человека и дикой природы.

Цель этого праздника — возобновить и обновить замечательную традицию жителей “Журавлиной родины”, когда небольшую полоску земли засеянного весной хлебного поля оставляли несжатой на прокорм птицам и другим диким животным. Перед севом благочинный церквей Талдомского округа отец Илья отслужил молебен и благословил зерно. Традиция оставлять несжатую борозду имеет еще название “Христова бороздка” и имеет старинные христианские корни, когда ее оставляли не только диким зверям, но и странникам. Ибо все мы странники в этом мире…

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены