Eng |
«ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ» СОСТОЯЛСЯ V ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ПО ОХРАНЯЕМЫМ ПРИРОДНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ 8—17 сентября 2003 г. в городе Дурбан (ЮАР) состоялся V Всемирный конгресс по охраняемым природным территориям. Такие конгрессы проводятся каждые десять лет Всемирным союзом охраны природы (МСОП/JUCN). Конгресс имеет статус технического совещания экспертов и является наиболее представительным форумом специалистов заповедного дела. В Конгрессе участвовало более 2,5 тысяч человек, в том числе эксперты из большинства стран СНГ. Участники Конгресса обсудили важнейшие проблемы территориальной охраны природы в рамках семи основных тем:
Всего прошло 7 пленарных заседаний и более 100 секционных. По итогам Конгресса его участники приняли Дурбанское соглашение о поддержке охраняемых территорий, обращение к очередной Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии, а также 31 рекомендацию по различным природоохранным вопросам. В качестве приложения к Дурбанскому соглашению был подготовлен проект плана действий. Данный проект должен быть доработан в течение ближайшего года и принят на 3-м Всемирном конгрессе по охране природы, который состоится в ноябре 2004 г. Н. Соболев, | вверх | О ЗАКОНОПРОЕКТАХ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН В настоящее время в Комитете по экологии Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации идет доработка проекта Федерального закона № 271598-3 “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон #“Об особо охраняемых природных территориях#””, внесенного депутатами Государственной думы В. А. Грачевым, Р. С. Бакиевым, А. Н. Грешневиковым, В. В. Оленьевым в декабре 2002 г. Проект был разослан в субъекты Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации, в настоящее время на него продолжают поступать отзывы и предложения. Проект был подготовлен при участии ведущих специалистов в области особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в том числе из различных регионов России, а также представителей общественных организаций. Законопроект основан на концепции развития системы ООПТ в России, развития федеративных отношений в данной сфере, преемственности развития законодательства, учета норм действующих нормативных правовых актов и реализации положений Экологической доктрины Российской Федерации. Действующий Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” является одним из наиболее юридически грамотных, действенных и проверенных практикой законов в экологическом законодательстве России. Внесение в данный Закон поправок и изменений, не меняющих в целом концепции и его редакции связано с необходимостью учета новых реалий практики и приведением его в соответствие с нормами законодательства, принятого после 2000 г. Основные положения проекта включают:
Таким образом, законопроект, внесенный депутатами Государственной думы, направлен на совершенствование правовой базы ООПТ в соответствии с требованиями практики и действующего законодательства. Проект призван уточнить действующие нормы и решить коллизионные вопросы, накопившиеся в сфере управления ООПТ с 1995 г. Законопроект, внесенный депутатами Государственной думы, был в установленном порядке направлен для получения заключения Правительства. Правительство разослало его по министерствам и ведомствам. Позже, в марте 2003 г., Правительство России направило на рассмотрение в Министерство природных ресурсов проект новой редакции Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях”, подготовленный по результатам работы Комиссии при Президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления под руководством Д. Козака. Этот законопроект поддерживается Минэкономразвития и Мингосимуществом. Данный законопроект содержит следующие основные положения: 1. Новая редакция ликвидирует основополагающий принцип развития системы ООПТ в федеративном государстве — многоуровневость ООПТ (федеральные, региональные и местные). Таким образом, законопроект нарушает конституционные основы федеративного устройства России в части предметов совместного ведения и признания множественности форм собственности на природные ресурсы, в частности собственности субъектов федерации. Законопроект ущемляет права субъектов Российской Федерации в части реализации их полномочий по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ) в сфере природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и особо охраняемых природных территорий. 2. Новая редакция устанавливает исчерпывающий список категорий ООПТ и лишает органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления права создавать ООПТ иных категорий. В результате девальвируются основная идея формирования систем охраняемых территорий и право субъектов федерации на развитие своего законодательства в данной сфере. Необоснованно прекращается позитивная практика последних десяти лет по формированию региональных систем ООПТ различных категорий, в том числе в Республике Саха, Республике Алтай, Читинской обл. и многих других регионах России. Фактически перечеркивается позитивная практика создания ООПТ на уровне муниципальных образований (Ульяновская обл., Камчатская обл. и др.). 3. Новая редакция построена на пересмотре всей сложившейся за последние 10 лет системы федерального и регионального законодательства (включая очень большой по объему массив подзаконных актов) об ООПТ и в иных отраслях (на основе действующего “Закона об ООПТ” построены новые Земельный кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и др.). В законопроекте фактически отсутствует преемственность, и он игнорирует нормы действующего законодательства. Принятие законопроекта потребует огромной работы по отмене, пересмотру и изменению всех существующих нормативных правовых актов федерального уровня и фактической отмены большей части регионального законодательства (большинство субъектов Российской Федерации имеют свои законы и иные нормативные правовые акты об ООПТ, созданные на основе Конституции и действующего “Закона об ООПТ”). 4. Новая редакция предполагает фактически передать все существующие ООПТ в ведение федерации и впредь создавать преимущественно федеральные ООПТ решением федеральных органов государственной власти. Субъектам федерации и муниципальным образованиям оставлена возможность создавать только памятники природы, ботанические сады и дендрологические парки. Это означает ликвидацию значительной части всех (около 15 000) существующих в настоящее время ООПТ регионального значения, и прежде всего таких наиболее значимых для выполнения международных обязательств России по сохранению биоразнообразия и обеспечения экологической безопасности страны региональных категорий ООПТ, как природные парки и государственные природные заказники. Следует также отметить, что в настоящее время некоторые ООПТ регионального значения являются объектами Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Принятие законопроекта повлечет за собой необходимость пересмотра режима охраны этих участков, которые находятся под защитой международного права. 5. Новая редакция ликвидирует такую отдельную категорию ООПТ, как природные парки (важнейшая категория ООПТ регионального значения). Тем самым перечеркивается огромная работа последних семи лет по развитию сети природных парков, проделанная в республиках Адыгея, Алтай, Башкортостан, Калмыкия, Саха, Удмуртской, Приморском крае, Волгоградской, Камчатской, Омской, Сахалинской, Свердловской областях, Ханты-Мансийском авт. округе и в городе Москве. 6. Новая редакция предусматривает финансирование государственных природных заповедников и национальных парков только за счет средств федерального бюджета, тем самым разрушая стабильное существование этой уникальной системы, признанной во всем мире, и лишая ее сложившихся законных источников дополнительного финансирования (30—40% от суммарного бюджета ежегодно) за счет средств субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, отечественных спонсоров, благотворительных грантов, а также путем привлечения собственных средств. 7. Новая редакция не решает ни одной реально существующей правовой проблемы системы российских ООПТ, игнорирует предложения рабочей группы при Комитете по экологии Государственной думы и многочисленные предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по развитию системы ООПТ в стране на основе сочетания ООПТ федерального значения, ООПТ регионального значения и местных ООПТ. По мнению общественных экологических организаций, законопроект, внесенный Администрацией Президента, разрушает сложившиеся системы ООПТ и законодательство в данной сфере и в случае его принятия может крайне негативно отразиться на состоянии территориальной охраны природы в России в целом. С текстами проектов Закона и комментариями к ним можете ознакомиться на сайте ЦОДП по адресу: www.biodiversity.ru По материалам Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России | вверх | СОСТОЯЛОСЬ СОВЕЩАНИЕ “НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
НА ООПТ 15—16 октября 2002 г. в Москве прошло совещание “Научные исследования на ООПТ и их роль в региональной экологической политике”, участники которого приняли следующую резолюцию: Резолюция Участники совещания отмечают, что, несмотря на организационные и финансовые трудности, заповедники и национальные парки сохраняют свое значение в качестве основы экологического каркаса России, служат основными звеньями региональных систем ООПТ, сохраняют свой научный потенциал, продолжают и развивают исследовательскую и просветительскую деятельность. В то же время в целях сохранения и развития этого потенциала участники совещания:
| вверх | XI CЪЕЗД РУССКОГО БОТАНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА С 18 по 22 августа 2003 г. в Новосибирске и Барнауле состоялся XI съезд Русского ботанического общества (РБО). РБО было создано в 1915 г. по инициативе Киевского общества естествоиспытателей. Его видные представители С. Г. Навашин, Е. Ф. Вотчал и А. В. Фомин обратились к действительным членам Академии наук А. С. Фаминцыну и И. П. Бородину с письмом, в котором содержалась просьба содействовать созыву при Академии наук съезда представителей русских ботанических учреждений с целью организации РБО и специального ботанического журнала. В мае 1915 г. общее собрание Академии наук дало согласие на проведение съезда, а 20—21 декабря 1915 г. в Петрограде состоялся учредительный съезд общества. На съезде был принят Устав РБО и провозглашены задачи Общества:
Особенностью прошедшего XI съезда РБО было место его проведения: впервые со дня основания общества он проводился в Сибири, а организаторами съезда помимо президиума Совета РБО стали Сибирское отделение РАН (Новосибирск) и Алтайский государственный университет (Барнаул). На съезде обсуждались разные вопросы по анатомии и морфологии растений, систематике и таксономии, флоре и растительности, эмбриологии, микологии, охране растений и ряду других, но в числе основных вопросов, вынесенных на пленарные заседания съезда, были “Проблемы развития ботаники в Азиатской России” и “Ботаническое образование в России”. В обстоятельной дискуссии по вопросу ботанического образования приняли участие действительные члены и члены-корреспонденты РАН Р. В. Камелин, Л. Н. Андреев, И. Ю. Коропачинский, В. Н. Павлов и др. В решениях съезда отмечены не только успехи в развитии ботаники в Азиатской России, но и серьезная озабоченность ботанической общественности в связи с общей тенденцией сокращения преподавания основных разделов ботаники, в особенности в средней школе. Многие из затронутых на съезде вопросов по ботаническому образованию перекликаются с вопросами, поднятыми в письме сотрудников биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, опубликованном в газете “Известия” в сентябре 2003 г. | вверх |
ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ "ДЕМОНСТРАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО
СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ Завершена разработка планов управления для четырех особо охраняемых природных территорий Камчатской обл.: Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника, государственного природного федерального заказника “Южно-Камчатский”, природных парков “Налычево” и “Быстринский”. Разработка планов управления ООПТ явилась составной частью модельного проекта “Демонстрация устойчивого сохранения биоразнообразия на примере четырех особо охраняемых природных территорий Камчатской области”, реализуемого Программой развития ООН при финансовой поддержке Глобального экологического фонда (ПРООН/ГЭФ). Планы призваны обеспечить руководство этих ООПТ среднесрочными программами управления в области сохранения и преумножения их природной и историко-культурной составляющих в современных условиях. Необходимость внедрения системы обязательной разработки пятилетних планов управления для каждого государственного природного заповедника закреплена в “Основных направлениях развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года”, утвержденных МПР России в 2003 г. Основными результатами разработки планов управления являются:
Разработка планов управления осуществлялась планирующими командами, сформированными из сотрудников Дирекции природных парков Камчатской области, Кроноцкого заповедника, Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН, Администрации Камчатской области и ряда других учреждений региона. Организация и консультационное сопровождение процесса планирования осуществлялись Благотворительным фондом “Центр охраны дикой природы” в лице главного специалиста, канд. биол. наук Ю. А. Буйволова и специалиста по планированию Ю. В. Добрушина (Росгипролес) под руководством А. Р. Григоряна. При разработке планов планирования и управления ООПТ был максимально использован международный опыт в этой области через ознакомительные поездки сотрудников Кроноцкого заповедника и Дирекции природных парков в парки Канады, а также в ходе семинара-тренинга по методам планирования управления ОПТ, проведенного д-ром Стефаном Фуллером (Канада) и специалистами ЦОДП. Планирование осуществлялось на основе вовлечения заинтересованных сторон через организацию встреч и поддержание постоянного диалога. Так, в апреле 2003 г. были проведены совещания по обсуждению целей и задач управления данных охраняемых природных территорий на период до 2008 г., в работе которых приняли участие представители Администрации Камчатской области, администраций муниципальных образований, природоохранных, научных и образовательных организаций, а также представители общественных организаций и заинтересованные граждане. Итоговые обсуждения и внесение корректив в подготовленные материалы были сделаны на заключительных совещаниях в августе этого года. Между совещаниями проводились рабочие встречи и консультации с заинтересованными сторонами: Администрацией Камчатской области, органами местного самоуправления, национальными общинами коренных малочисленных народов Севера, некоммерческими и коммерческими организациями. Ю. А. Буйволов, | |||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |