Eng |
«ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ» ТРЕТИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ 18—21 ноября 2003 г. в Москве состоялся III Всероссийский съезд по охране природы, вероятно, самый скандальный в истории страны. В частности, от его подготовки были практически отстранены экологические и природоохранные НГО, что заставило Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Гринпис-Россия, Международный Социально-экологический Союз, Центр охраны дикой природы и Центр экологической политики России накануне его открытия провели пресс-конференцию (с ее материалами можно ознакомиться на сайте http://reserves.biodivers.ru). На пресс-конференции, в частности, было отмечено, что проведение данного съезда является “ явной попыткой не допустить плановой административной реформы , которая могла бы восстановить эффективное государственное управление в области охраны окружающей среды и живой природы . В конечном итоге это попытка не допустить #“ прозрачности #” использования природных ресурсов ”. В работе съезда приняли участие более 5000 человек, представлявших органы исполнительной и законодательной власти всех уровней, отечественные и международные общественные экологические организации и природоохранные институты, природоохранные ведомства стран ближнего и дальнего зарубежья, научные и образовательные организации, крупные компании-природопользователи, а также ученые и специалисты в области охраны окружающей среды. В связи с большим объемом мы не имеем возможности привести здесь проект резолюции съезда в полном объеме. Резолюция (Москва, 18—21 ноября 2003 г.) 9. Особо охраняемые природные территории и сохранение биоразнообразия 9.1. Считать недопустимой коренную ревизию законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, влекущую разрушение апробированных механизмов создания и функционирования этих территорий. При совершенствовании законодательства обеспечить преемственность, сохранение концептуальных основ и позитивной практики развития системы особо охраняемых природных территорий . 9.2. Считать необходимым условием обеспечения эффективного управления единой системой федеральных особо охраняемых природных территорий создание в структуре федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, Государственной службы особо охраняемых природных территорий, наделив ее всеми функциями и полномочиями, необходимыми для эффективного управления этой системой. 9.3. Считать важнейшей задачей государственных природоохранных и правоохранительных органов пресечение попытки отчуждения и использования земельных и водных участков особо охраняемых природных территорий в целях, несовместимых с сохранением биологического и ландшафтного разнообразия. 9.4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации шире использовать практику создания специализированных служб по управлению системами особо охраняемых природных территорий регионального значения. 9.5. Принять неотложные меры по усилению борьбы с незаконными добычей, использованием и иным оборотом биологических ресурсов, включая совершенствование законодательства, правоприменительной практики и организацию специализированных инспекций. 9.6. МПР России и иным федеральным органам исполнительной власти принять неотложные меры по созданию новых государственных природных заповедников и национальных парков, предусмотренных Перечнем, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.01 № 725-р, и разработку планов по созданию морских особо охраняемых природных территорий на период до 2012 года. 9.7. Разработать и принять федеральные законы “О защите морей от загрязнения нефтью и нефтепродуктами” и “О растительном мире”. 9.8. Считать приоритетной задачей в ходе административной реформы сосредоточить все функции контроля использования и оборота биологических ресурсов в едином федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды. 9.9. Предложить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные стратегии по сохранению биоразнообразия с учетом положений Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России и Экологической доктрины Российской Федерации, предусматривая целевое финансирование соответствующих планов действий из региональных бюджетов. 11. Региональные аспекты природоохранной деятельности 11.1. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения и дополнения в…
11.2. Просить Правительство Российской Федерации:
11.3. Предложить МПР России обеспечить:
11.6. Рекомендовать органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления ежегодно предусматривать выделение не менее 3% бюджета на природоохранные мероприятия. Просить Президента Российской Федерации
Правительству Российской Федерации …
В рамках проведения административной реформы рассмотреть предложение о создании вневедомственного надзорного органа в области охраны природы, об укреплении и совершенствовании экологической службы. МПР России, МВД России, ГТК России, РАН развивать систему особо охраняемых природных территорий и обеспечивать бюджетным финансированием, внедрить экономические механизмы сохранения биоразнообразия, создать национальную систему мониторинга биоразнообразия, усилить контроль за ввозом и использованием ГМО, подготовить материалы для подписания Картагенского протокола к Конвенции по биоразнообразию; МПР России, Минфину России, МИД России поощрять развитие экологических фондов на уровне субъектов Российской Федерации, разработать нормативно-правовое обоснование для использования части прибыли ресурсодобывающих компаний (нефть, рыборесурсы, древесина) для целей охраны и сохранения окружающей среды; активно практиковать экологический зачет внешних долгов. МНР России, заинтересованным министерствам и ведомствам принять конкретные меры по усилению роли институтов гражданского общества в решении проблем охраны окружающей среды; использовать организационные и другие возможности неправительственных организаций для сохранения и восстановления окружающей среды, здоровья человека; разработать нормативно-правовые документы об общественном экологическом контроле, экспертизе и инспекции; создать эффективный механизм предоставления общественности информации по экологической безопасности, обеспечить эффективную межведомственную координацию и обмен информацией по вопросам экологической безопасности… Третий Всероссийский съезд по охране природы постановляет:
Поддержать предложения делегатов о создании Исполнительного Комитета съезда для работы по реализации решений в период между съездами. Принята на заключительном пленарном заседании Съезда 21 ноября 2003 года. В заключение отметим, что текст итоговой резолюции съезда может несколько отличаться от опубликованного нами, поскольку на момент подписания номера в печать она все еще оставалась в виде проекта. | |||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |