Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |  

«ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ»

ТРЕТИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

18—21 ноября 2003 г. в Москве состоялся III Всероссийский съезд по охране природы, вероятно, самый скандальный в истории страны. В частности, от его подготовки были практически отстранены экологические и природоохранные НГО, что заставило Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Гринпис-Россия, Международный Социально-экологический Союз, Центр охраны дикой природы и Центр экологической политики России накануне его открытия провели пресс-конференцию (с ее материалами можно ознакомиться на сайте http://reserves.biodivers.ru). На пресс-конференции, в частности, было отмечено, что проведение данного съезда является “ явной попыткой не допустить плановой административной реформы , которая могла бы восстановить эффективное государственное управление в области охраны окружающей среды и живой природы . В конечном итоге это попытка не допустить #“ прозрачности #” использования природных ресурсов ”.

В работе съезда приняли участие более 5000 человек, представлявших органы исполнительной и законодательной власти всех уровней, отечественные и международные общественные экологические организации и природоохранные институты, природоохранные ведомства стран ближнего и дальнего зарубежья, научные и образовательные организации, крупные компании-природопользователи, а также ученые и специалисты в области охраны окружающей среды.

В связи с большим объемом мы не имеем возможности привести здесь проект резолюции съезда в полном объеме.


Резолюция
Третьего Всероссийского съезда по охране природы

(Москва, 18—21 ноября 2003 г.)
[ Извлечения ]

9. Особо охраняемые природные территории и сохранение биоразнообразия

9.1. Считать недопустимой коренную ревизию законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, влекущую разрушение апробированных механизмов создания и функционирования этих территорий. При совершенствовании законодательства обеспечить преемственность, сохранение концептуальных основ и позитивной практики развития системы особо охраняемых природных территорий .

9.2. Считать необходимым условием обеспечения эффективного управления единой системой федеральных особо охраняемых природных территорий создание в структуре федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, Государственной службы особо охраняемых природных территорий, наделив ее всеми функциями и полномочиями, необходимыми для эффективного управления этой системой.

9.3. Считать важнейшей задачей государственных природоохранных и правоохранительных органов пресечение попытки отчуждения и использования земельных и водных участков особо охраняемых природных территорий в целях, несовместимых с сохранением биологического и ландшафтного разнообразия.

9.4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации шире использовать практику создания специализированных служб по управлению системами особо охраняемых природных территорий регионального значения.

9.5. Принять неотложные меры по усилению борьбы с незаконными добычей, использованием и иным оборотом биологических ресурсов, включая совершенствование законодательства, правоприменительной практики и организацию специализированных инспекций.

9.6. МПР России и иным федеральным органам исполнительной власти принять неотложные меры по созданию новых государственных природных заповедников и национальных парков, предусмотренных Перечнем, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.01 № 725-р, и разработку планов по созданию морских особо охраняемых природных территорий на период до 2012 года.

9.7. Разработать и принять федеральные законы “О защите морей от загрязнения нефтью и нефтепродуктами” и “О растительном мире”.

9.8. Считать приоритетной задачей в ходе административной реформы сосредоточить все функции контроля использования и оборота биологических ресурсов в едином федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды.

9.9. Предложить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные стратегии по сохранению биоразнообразия с учетом положений Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России и Экологической доктрины Российской Федерации, предусматривая целевое финансирование соответствующих планов действий из региональных бюджетов.

11. Региональные аспекты природоохранной деятельности

11.1. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения и дополнения в…

  • принятие Федерального Закона Российской Федерации “О государственном контроле за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов Российской Федерации”, предусмотрев в нем социальную защищенность государственных инспекторов по охране природы…
  • рассмотреть вопрос совместно с Правительством Российской Федерации о восстановлении экологических фондов Российской Федерации.

11.2. Просить Правительство Российской Федерации:

  • ежегодно предусматривать в Федеральном Законе Российской Федерации “О федеральном бюджете” средства:
  • на профилактику лесных пожаров и борьбу с лесными пожарами в достаточных объемах и обеспечить их своевременное выделение на указанные цели…

11.3. Предложить МПР России обеспечить:

  • разработку и утверждение методик исчисления размеров вреда окружающей среде и природным ресурсам в результате экологических правонарушений и преступлений…

11.6. Рекомендовать органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления ежегодно предусматривать выделение не менее 3% бюджета на природоохранные мероприятия.

Просить Президента Российской Федерации

поддержать инициативу по созданию Координационного Совета постоянно действующего форума стран СНГ по проблемам охраны окружающей среды и экологической безопасности;

создать при полномочных представителях Президента Российской Федерации Советы по проблемам охраны окружающей среды и экологической безопасности во всех федеральных округах с участием государственных структур, общественных организаций, деловых и научных кругов.

Съезд просит Федеральное собрание Российской Федерации считать приоритетным рассмотрение и принятие федеральных законов в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

С целью совершенствования правовых основ охраны окружающей среды и экологической безопасности ускорить разработку и принятие федеральных законов… “Об охране почв”, “О растительном мире”, “Об охоте”, “О рыболовстве”, “Об экологическом аудите”, “Об экологическим страховании”, “Об экологическом контроле”…

С привлечением Генпрокуратуры России и Минюста России разработать систему мероприятий по эффективному правоприменению в области экологической безопасности и возмещения ущерба, нанесенного экологическим правонарушением…

Правительству Российской Федерации

  • принять последовательные меры по разделению государственных органов по охране окружающей среды от органов по использованию природных ресурсов.

В рамках проведения административной реформы рассмотреть предложение о создании вневедомственного надзорного органа в области охраны природы, об укреплении и совершенствовании экологической службы.

МПР России, МВД России, ГТК России, РАН развивать систему особо охраняемых природных территорий и обеспечивать бюджетным финансированием, внедрить экономические механизмы сохранения биоразнообразия, создать национальную систему мониторинга биоразнообразия, усилить контроль за ввозом и использованием ГМО, подготовить материалы для подписания Картагенского протокола к Конвенции по биоразнообразию;

МПР России, Минфину России, МИД России поощрять развитие экологических фондов на уровне субъектов Российской Федерации, разработать нормативно-правовое обоснование для использования части прибыли ресурсодобывающих компаний (нефть, рыборесурсы, древесина) для целей охраны и сохранения окружающей среды; активно практиковать экологический зачет внешних долгов.

МНР России, заинтересованным министерствам и ведомствам принять конкретные меры по усилению роли институтов гражданского общества в решении проблем охраны окружающей среды; использовать организационные и другие возможности неправительственных организаций для сохранения и восстановления окружающей среды, здоровья человека; разработать нормативно-правовые документы об общественном экологическом контроле, экспертизе и инспекции; создать эффективный механизм предоставления общественности информации по экологической безопасности, обеспечить эффективную межведомственную координацию и обмен информацией по вопросам экологической безопасности…

Третий Всероссийский съезд по охране природы постановляет:

  1. Опубликовать и широко распространить настоящую резолюцию и решения тематических секций съезда.
  2. Провести Четвертый Всероссийский съезд по охране природы в 2006 г.
  3. Создать постоянно действующий орган по реализации решений Третьего Всероссийского съезда по охране природы — Исполком Съезда.
  4. Просить заинтересованные комитеты Государственной думы, МПР России и Центр экологической политики России на партнерских началах обеспечить организационную поддержку работы Исполкома Съезда.
  5. Просить принять участие в работе Исполкома Съезда представителей других органов государственной власти и неправительственных организаций.
  6. МПР России создать Координационный совет по вопросам взаимодействия с ведущими хозяйствующими субъектами природопользования и общественными организациями.

Поддержать предложения делегатов о создании Исполнительного Комитета съезда для работы по реализации решений в период между съездами.

Принята на заключительном пленарном заседании Съезда 21 ноября 2003 года.

В заключение отметим, что текст итоговой резолюции съезда может несколько отличаться от опубликованного нами, поскольку на момент подписания номера в печать она все еще оставалась в виде проекта.

<< | содержание | вверх | >>
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены