Eng

  На главную страницу

23.07.2009

Законопроект об охоте должен быть отклонен

Президенту
Российской Федерации
Д.А. Медведеву

23 июля 2009 г.

[Об отклонении закона об охоте]

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят Государственной Думой 17 июля 2009 г., одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 г. (далее Закон). Государственная Дума РФ ухитрилась допустить нелепость и в его названии: в понятие «охота» входят и охрана, и воспроизводство ресурсов охоты. В общем, продолжается торжество вопиющего непрофессионализма, а мнение охотоведов и экологов игнорируется.

Закон неадекватно определил основные понятия. Несмотря на то, что в охотоведении, законодательстве и правоприменении закрепилось понимание термина «охотничьи ресурсы» как совокупности охотничьих животных и охотничьих угодий – среды их обитания, Закон ограничил это понятие только объектами животного мира.

Определение охоты как «деятельности, связанной с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой» лишает термин «охота» какой-либо определенности. Расширение определения охоты, как и приравнивание к ней нахождения в охотничьих угодьях физических лиц с оружием, иными орудиями охоты и (или) с продукцией охоты, собаками и ловчими птицами, а также замена в ст. 258 УК РФ территорий заповедников, заказников на все «особо охраняемые природные территории» влечет необоснованное увеличение административной и уголовной наказуемости, резкое ограничение прав граждан.

Статья Закона, посвященная определениям, содержит, по приблизительной оценке специалистов ВНИИОЗ, более 50 смысловых и логических ошибок, которые влекут далеко идущие социополитические и эколого-экономические последствия.

Закон фактически исключил из сферы регулирования отношения по охране среды обитания животного мира. Среда обитания (охотничьи угодья) исключена, в частности, из:
- понятия «охотничьи ресурсы» и, соответственно, всех норм, использующих этот термин;
- принципов законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
- определения состава и структуры законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
- объектов, причинение вреда которым подлежит гражданско-правовой ответственности (компенсации ущерба).

Кроме того, Закон:
- сужает контрольно-надзорные полномочия должностных лиц профильных государственных органов по охране среды;
- исключает возможность проверок отраслевой государственной инспектурой воздействия на среду обитания объектов лесозаготовительной промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, оказывающих существенное воздействие на среду обитания диких животных;
- предусматривает принятие мер по сохранению среды обитания охотничьих животных только при осуществлении градостроительной деятельности, но исключает подобного рода требования при осуществлении всех иных видов деятельности, включая строительство на межпоселенных территориях, эксплуатацию транспортных средств, применение ядохимикатов и т.д.;
- во всех нормах, регламентирующих территориальные аспекты охотпользования, подчиняет охотничье хозяйство (один из наиболее щадящих по отношению к среде видов экономической деятельности) другим видам землепользования, в том числе представляющим существенную угрозу среде обитания и экосистемам в целом.

С помощью указанных, а также ряда других норм Закон должен создавать средоохранный потенциал охотничьего хозяйства, а в таком варианте его способность противостоять разрушающему воздействию других отраслей приближается к нулю.

Закон предусматривает переход от конкурсов к аукционам и в целом переход от эколого-экономических механизмов к фискально-финансовым. Принципиальное новшество - переход от конкурсного закрепления охотничьих угодий, предусмотренного Федеральным законом «О животном мире», к аукционному с исключительно ценовым критерием определения победителя аукциона. При этом, данное в Законе обоснование заключения охотхозяйственных соглашений («в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство») опровергается установленным порядком заключения соглашений: хозяйственные и экологические обязательства долгосрочного охотпользователя в ходе аукциона остаются неизменными, а победитель определяется по максимальной сумме платежей в бюджет.

Закон вводит новые механизмы ущемления прав рядовых охотников. В частности, Закон:
- в положениях об охотхозяйственных соглашениях не предусматривает закрепления в них обязательств долгосрочного пользователя относительно количества охотников, параметров охотничьей активности или использования массовых видов;
- допускает осуществление на закрепленных угодьях лишь одного вида охоты, то есть узаконивает отказ от комплексного использования охотничьих ресурсов, недозволение охоты на массовые виды;
- устанавливает механизм квотирования, позволяющий долгосрочным охотпользователям не формировать заявки на массовые виды охотничьих животных;
- узаконивает навязывание охотникам услуг при отсутствии ценового контроля со стороны государства, что позволяет долгосрочному охотпользователю отсекать рядовых охотников установлением сколь угодно высоких тарифов на услуги.

Закон устанавливает, что общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцати процентов от общей площади охотничьих угодий в субъекте Российской Федерации. Однако это создает лишь видимость решения проблемы публичного охотничьего доступа, поскольку отсутствуют требования к территориальной доступности и конфигурации угодий общего пользования.

Закон кардинально ограничивает участие граждан в управлении охраной и использованием дикой природы, в частности:
- предусматривает участие граждан и общественных объединений только на стадии подготовки решений (исключены стадии инициирования, принятия и выполнения решений) и только в порядке и в формах, прямо определенных законодательством (замена общедозволительного принципа правового регулирования общественной активности на разрешительный);
- исключает из сферы действия принцип учета интересов всего населения России, кроме части представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- распространяет принцип гласности исключительно на процедуру, отсутствующую в иных нормах Закона;
- отсутствуют указания на обязательность и вообще существование каких-либо совещательных (консультативных) институтов, а также экологической, в том числе общественной, экспертизы хозяйственных решений.

Поразительной по своей откровенности профанацией является положение Закона, согласно которому получателю охотничьего билета достаточно «под роспись ознакомиться» с требованиями охотминимума, включающими требования правил охоты, требования техники безопасности на охоте, требования техники обращения с орудиями охоты, а также основы биологии охотничьих животных.

Прогнозируются следующие основные последствия принятия и реализации ТАКОГО Закона:
- захват лучших местообитаний диких животных финансовой элитой и создание условий для процветания коррупции;
- исключение из процесса охотпользования традиционно массовых общественных объединений охотников с их распадом;
- значительное повышение государственных расходов на охрану охотничьих животных в угодьях общего пользования;
- прогрессирующее ухудшение состояния среды обитания объектов животного мира в связи с отсутствием отраслевого контроля как общественного, так и со стороны государственных органов;
- снижение компетентности и ответственности охотников, их общего количества и социальной активности;
- резкое расширение сферы административной и уголовной наказуемости, и в то же время ничем не обоснованное сужение пределов правомерного поведения граждан;
- деградация охотпользования, рост социальной напряжённости;
- подписание, обнародование и применение ТАКОГО ВАРИАНТА Закона будут означать также демонстративный отказ России от выполнения международных обязательств в области охраны и использования биоразнообразия, устойчивого использования охотничьих ресурсов, отказ от соблюдения экологических прав граждан, поскольку Положения Закона противоречат основным принципам международной Конвенции о биологическом разнообразии, экосистемному подходу в сфере устойчивого использования биоразнообразия;
- Закон имеет антиобщественную, антиэкологическую и антиохотничью направленность и представляет громадный шаг назад по сравнению с действующим законодательством, как федеральным, так и региональным, закрепляя худшие практики и тенденции, вызывающие в последние годы резкую критику массы рядовых охотников.

Предложение. Убедительно просим Вас воспользоваться установленной системой «сдержек и противовесов», отклонить (не подписывать) Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предложить Государственной Думе создать специальную комиссию по его переработке с учетом социально-экономических интересов общества, современных принципов сохранения и устойчивого использования живых ресурсов дикой природы, а также международных обязательств Российской Федерации.

 

Член-корреспондент Российской Академии сельскохозяйственных наук, г.н.с. ВНИИОЗ им. проф. Б.М.Житкова, д.б.н., профессор
Владимир Георгиевич Сафонов

Академик РАЕН д.б.н. профессор, г.н.с. ВНИИОЗ им. проф. Б.М.Житкова, соавтор первых версий законопроекта «Об охоте», член рабочих групп по подготовке Федеральных законов «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях»
Вадим Васильевич Дёжкин

Зам. директора ВНИИОЗ по научной работе, д.б.н. 
Валерий Владимирович Ширяев

Зав. отделом «Хозяйство и Право» ВНИИОЗ им. проф. Б.М.Житкова, к.ю.н., обладатель звания «Старший научный сотрудник по специальности 12.00.06 – колхозное, земельное, водное, лесное и горное право; правовая охрана природы», присужденного ВАК при Совете Министров СССР, соавтор законопроекта «Об охоте», подготовленного по заданию Минсельхоза России (2004 г.),
Николай Васильевич Краев

С.н.с. отдела «Хозяйство и Право» ВНИИОЗ им. проф. Б.М.Житкова, соавтор законопроекта «Об охоте», подготовленного по заданию Минсельхоза России (2004 г.)
Сергей Павлович Матвейчук

Зам. декана биологического факультета Вятской государственной сельскохозяйственной академии, доцент кафедры охотоведения, к.б.н.
Александр Анатольевич Шулятьев

Главный научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, д.б.н., профессор
Алексей Алексеевич Данилкин

Зав. отделом экологии животных ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства имени проф. Б.М.Житкова РАСХН (Киров), д.б.н., экстраординарный член Общества изучения дичи и охоты Gesselschaft fuer Wildtier- und Jagdforschung e.V. (Berlin),
Александр Павлович Савельев

Координатор Лесной компании Международного социально-экологического союза, член Совета по сохранению природного наследия нации,
Владимир Петрович Захаров

Старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного Правоведения при Правительстве Российской Федерации, доцент кафедры административного права Государственного университета Высшая школа экономики, кандидат юридических наук
Николай Валерьевич Кичигин

Научный сотрудник Института законодательства и сравнительного Правоведения при Правительстве Российской Федерации
Михаил Вячеславович Пономарев

Начальник отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике, к.ю.н.
Анатолий Николаевич Щеколодкин

Главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике
Валерий Михайлович Кузьмин, стаж юридической практики 22 года

Председатель Совета Экологического центра «Дронт»
Асхат Абдурахманович Каюмов

Директор Независимого экологического рейтингового агентства, Администратор портала о живой природе и биоразнообразии
Александр Сергеевич Мартынов

Генеральный директор Центра охраны дикой природы
Алексей Владимирович Зименко

Доцент кафедры гражданского права Удмуртского государственного университета, член Удмуртского Республиканского союза обществ охотников и рыболовов, кандидат юридических наук
Анатолий Леонидович Бажайкин

Ученый секретарь ВНИИОЗ, секретарь диссертационного совета Д006.024.01 по специальности 06.02.03-звероводство и охотоведение к.б.н.
Алексей Анатольевич Сергеев

Действительный член Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, заведующий кафедрой управления правоохранительной деятельностью Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат юридических наук, доцент
Олег Вальтерович Гревцов

Андрей Львович Затока, эколог, гражданин России, прож. в Туркменистане

Заведующий кафедрой экономики и организации охотничьего хозяйства факультета охотоведения Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, канд. экономич. наук, доцент
Виктор Сергеевич Камбалин

Сопредседатель Международного Социально-экологического Союза, член Общественной Палаты Самарской области, к.б.н.
Сергей Симак

Зам. председателя Самарского СоЭС, к.с.н.
Бэла Никитина

Руководитель Самарской областной общественной экологической инспекции
Маргарита Трофимова

Председатель некоммерческого партнерства «Ковчег» (Тольятти)
Сергей Арестов

Председатель Совета клуба «Любители природы» (Тольятти)
Наталья Гончарова

Отдел экономического развития администрации г. Апатиты
Елена Ключникова

Биолог-охотовед, закончивший Кировский СХИ в 1995 г., главный специалист отдела охотничьего надзора Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике
Юрий Прокопьевич Григорьев

Председатель Правления Приморского краевого общества охотников и рыболовов (общество объединяет 45 юридических лиц – охотпользователей и более 34 тысяч охотников)
Виктор Иванович Самойлов

Директор Дальневосточного филиала ВНИИОЗ им. проф. Б.М.Житкова
Анатолий Александрович Даренский

Вед. научный сотрудник Дальневосточного филиала ВНИИОЗ им. проф. Б.М.Житкова, к.с.-х.н.
Владимир Григорьевич Швец

Директор Федерального государственного учреждения «Национальный парк «Кенозерский»
Елена Флегонтовна Шатковская

Охотовед Шелеховского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, биолог-охотовед
Сергей В. Десятов

Координатор программы по сохранению биоразнообразия WWF России, Амурский филиал
Павел Фоменко

Исполнительный директор Ассоциации коренных малочисленных народов Иркутской области, биолог, эколог, охотовед, метеоролог
Виктор Алексеевич Кузнецов

Шеф-редактор «Российской охотничьей газеты», руководитель научной группы ФГУ Центрохотконтроль, кандидат биологических наук
Сергей Юрьевич Фокин

Президент Национального Фонда Савятого Трифона, вице-президент Общероссийской общественной организации «Федерация охотничьего собаководства», член Центрального совета Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», Заслуженный работник охотничьего хозяйства России, биолог-охотовед
Александр Михайлович Михайлов

Главный редактор научно-практического, информационно-аналитического журнала «Охотничье собаководство», член Бюро и Президиума Общероссийской общественной организации «Федерация охотничьего собаководства», член Центрального совета Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», Заслуженный работник охотничьего хозяйства России, воин-интернационалист
Владимир Антонович Стрюков

Зам. начальника отдела по государственному лесному контролю, государственному пожарному надзору в лесах и охотничьему надзору Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике, биолог-охотовед (стаж работы в системе охотничьего хозяйства 25 лет)
Владимир Николаевич Кузюков

Ст. госинспектор отдела по государственному лесному контролю, государственному пожарному надзору в лесах и охотничьему надзору Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике, биолог-охотовед (стаж работы в системе охотничьего хозяйства 37 лет)
Юрий Васильевич Сергеев

Специалист 1 разряда отдела по государственному лесному контролю, государственному пожарному надзору в лесах и охотничьему надзору Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике, охотовед-зверовод (стаж работы в системе охотничьего хозяйства 26 лет)
Орлова Индира Вениаминовна

Эколог, биолог-охотовед (стаж работы в природоохранных структурах 27 лет)
Анатолий Алексеевич Павлов

Доцент кафедры зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва) кандидат биологических наук
К.В.Авилова

Председатель РОО «Дагестанское республиканское общество охотников и рыболовов», старший преподаватель кафедры «Лесное хозяйство» Дагестанского государственного университета, кандидат биологических наук, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
Сергей Алексеевич Плакса

 

Перечень лиц, подписавших и/или давших согласие подписать обращение к Президенту РФ от 23.07.2009 г. об отклонении Закона «Об охоте…» приведен по состоянию на 18-00   23.07.2009 г.

Подписи добавляются по мере получения согласия на подписание данного письма, размещаются на сайте http://www.ohotzakon.ru, а информация о вновь подписавших доводится до сведения Президента РФ.

Электронные письма лиц, давших согласие подписать обращение к Президенту РФ, хранятся у Краева Николая Васильевича, зав. отделом «Хозяйство и Право» Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова Россельхозакадемии
610000, г. Киров, ул. Энгельса, 79.
Тел. (8332) 64-21-39. Факс (8332) 64-12-50.
http://www.ohotzakon.ru

 

| архив новостей | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены