Eng

  На главную страницу

Всероссийская конференция по экологической безопасности

Москва, 4-5 июня 2002 г.


СОДЕРЖАНИЕ:


Резолюция
Всероссийской конференции по экологической безопасности,

4-5 июня 2002 г. в г. Москве в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2002 г. № 659-р по инициативе Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Круглого стола общественных экологических организаций состоялась первая Всероссийская конференция по экологической безопасности, в которой приняли участие около 400 представителей министерств, ведомств, научных учреждений, общественных организаций, деловых кругов, а также 20 иностранных гостей и наблюдателей.

Работа Конференции была организована в форме пленарных заседаний, заседаний 6 секций и 5 круглых столов по основным проблемам экологической безопасности.

Экологическая безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности России. Однако состояние экологической безопасности России вызывает глубокую тревогу, так как:

  • находится под угрозой здоровье десятков миллионов человек, проживающих на обширных территориях России, превращенных в зоны экологического неблагополучия в результате прошлого и продолжающегося загрязнения;
  • растут масштабы эколого-техногенных катастроф (пик которых возможен в ближайшие годы) и опасность экологического терроризма;
  • нарастает опасное загрязнение продуктов питания, питьевой воды, причем появляются новые виды загрязнения (в том числе на генетическом уровне);
  • усиливаются тревожные тенденции деградации почв, сокращения биоразнообразия, истощительного использования природных ресурсов и катастрофического роста объемов незаконного промысла биоресурсов;
  • не реализуются в полной мере конституционные права граждан России на благоприятную окружающую среду, доступ к экологической информации, компенсацию ущерба от экологических правонарушений и участие в принятии природоохранных решений;
  • недостаточен государственный контроль в области природопользования и охраны окружающей среды, в ряде случаев не соблюдаются обязательства Российской Федерации по международным конвенциям и соглашениям;
  • недостаточное внимание к обеспечению экологической безопасности со стороны отдельных органов государственной власти;
  • недостаточное бюджетное финансирование и приток инвестиций в сферу обеспечения экологической безопасности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации;
  • проблемы обеспечения экологической безопасности не привлекают должного внимания со стороны российского бизнеса.

Экологическая ситуация в России становится препятствием на пути устойчивого социально-экономического развития страны, ведет к ограничениям в размещении производств и инфраструктуры, потере конкурентоспособности российской продукции, росту социальной напряженности в регионах, усилению негативной роли экологического фактора в состоянии здоровья населения, сокращению продолжительности жизни, распространению экологически зависимых нарушений здоровья.

Конференция считает, что для эффективного решения проблем экологической безопасности на территории Российской Федерации необходимо:

  • обеспечить экологическую безопасность при экономическом развитии страны, в частности, разработать и осуществлять мероприятия по экологизации всех секторов экономики с целью обеспечения населения экологически чистыми продукцией и услугами, росту конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке (МПР России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минэнерго России, Минтрас России, Минобороны России, Минсельхоз России, Госстрой России, Госстандарт России, Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России, Росавиакосмос, Росбоеприпасы, Росземкадастр и РАН);
    • в энергетическом секторе – в том числе, ускорить реализацию основных положений энергетической политики Российской Федерации в части внедрения и использования альтернативных источников энергии (ветровой, солнечной и др.) (Минэнерго России, МПР России, Минатом России , Минпромнауки России и РАН);

    • в промышленности и строительстве – в том числе, разработать в кратчайшие сроки пакет необходимых нормативно-правовых документов по ужесточению требований экологической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных предприятий (МПР России, Минпромнауки России, Госстрой России, Госстандарт России, Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России и РАН);

    • при эксплуатации объектов водного хозяйства – в том числе, провести инспекцию гидротехнических сооружений водных объектов на территории Российской Федерации; разработать план первоочередных мероприятий по обеспечению их экологической безопасности (МПР России, Госгортехнадзор России);

    • при развитии транспорта и ракетно-космической деятельности – в том числе, разработать пакет нормативных правовых документов для приведения всех транспортных коммуникаций, средств и технологий в соответствие с международными экологическими требованиями и стандартами (включая морские перевозки углеводородного сырья); разработать и внедрить мероприятия по снижению негативного воздействия ракетно-космических комплексов на окружающую среду и околоземное космическое пространство (Минтранс России, Минобороны России, Минпромнауки России, Росавиакосмос);


    • в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах – проведение сбалансированной экологической политики, обеспечивающей эффективное решение задач в военной области, при минимальном уровне воздействия на окружающую среду в процессе повседневной деятельности войск (сил), в том числе, при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, утилизации вооружения и военной техники, ракетно-космической деятельности, ликвидации долговременных загрязнений, обусловленных военной деятельностью прошлых лет (Минобороны России, Минпромнауки России, МПР России, Минатом России, Минздрав России, Минсельхоз России, Росбоеприпасы);


    • при уничтожении оружия массового поражения и его элементов, запасов и производств химического оружия, утилизации отходов, полученных при уничтожении химического оружия, при реабилитации территорий, загрязненных в процессе функционирования оборонного, ракетно-космического и ядерно-оружейного комплексов (МЧС России, Минобороны России, Минпромнауки России, МПР России, Минздрав России, Минсельхоз России, Росбоеприпасы, Росавиакосмос);


    • в землепользовании, сельском, лесном, охотничье-промысловом и рыбном хозяйстве (Минэкономразвития России, Минсельхоз России, МПР России, Росземкадастр, Госкомрыболовство России);

  • разработать план действий по использованию, энерго-и материалосберегающих технологий, активно способствовать переходу экономики страны от сырьевого к ресурсо- и природосберегающему типу развития, базирующемуся на высокотехнологической промышленности (Минэкономразвития России, Минпромнауки России, МПР России);

  • внедрить оценку экологического риска для здоровья населения при проектировании, реконструкции промышленных объектов, градостроительстве, определении приоритетов по выводу опасных производств за пределы населенных пунктов; разработать пакет программ по профилактике воздействия веществ, наносящих наибольший ущерб здоровью населения (Минздрав России, МПР России);

  • развивать государственную систему экологического мониторинга с использованием дистанционных средств наблюдений и созданием соответствующих баз данных с широким доступом к ним; создать государственную систему мониторинга биоразнообразия (МПР России, Минздрав России, Минсельхоз России, Минатом России, Минэнерго России, Минпромнауки России, Росгидромет, РАН);

  • разработать планы обеспечения экологической безопасности населенных пунктов, включая обеспечение населения питьевой водой, поэтапный отказ от депонирования твердых бытовых отходов и переход к комплексному использованию отходов как сырьевого и энергетического ресурса (Минсельхоз России, Минздрав России, Минэнерго России, МПР России, Госстрой России, главы администраций субъектов Федерации, органы местного самоуправления);

  • завершить разработку и принятие Федеральных законов “Об экологической безопасности”, “Об отнесении территории к зонам экологического неблагополучия”, “О радиоактивных отходах”, “Об охране почв”, подзаконных актов к Федеральному закону “Об охране окружающей среды”, законодательно закрепить полномочия милиции общественной безопасности в области экологической безопасности (Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации);

  • безотлагательно решить вопросы законодательного регулирования порядка взимания платежей за загрязнение окружающей среды, а также определения и возмещения ущерба от экологических правонарушений (МПР России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минздрав России, Минюст России, Федеральное Собрание Российской Федерации);

  • разработать систему мероприятий по эффективному правоприменению в области экологической безопасности и возмещения ущерба, нанесенного экологическим правонарушением (Генпрокуратура России, Минюст России, Государственная Дума Федерального Собрания );

  • предусматривать в программах социально-экономического развития задачи, определенные Национальной стратегией сохранения биоразнообразия, мероприятия по последовательному переходу к практике устойчивого использования биоресурсов, а также меры по предотвращению незаконной добычи и оборота биоресурсов; внедрить экономические механизмы сохранения биоразнообразия (Минэкономразвития России, МПР России, Минсельхоз России, Минпромнауки России, Госкомрыболовство России, РАН, главы администраций субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления);

  • развивать систему охраняемых природных территорий, усилив их бюджетное финансирование; разработать государственную стратегию развития системы охраняемых природных территорий (МПР России, Минсельхоз России, Минобразования России, Минкультуры России, РАН);

  • обеспечить мероприятия по ужесточению контроля за распространением чужеродных видов и генетически модифицированных организмов в природных экосистемах, присоединиться к Картахенскому протоколу по биобезопасности, ввести временное ограничение на использование генетически модифицированных организмов в промышленных и коммерческих целях (Минпромнауки России, Минздрав России, МПР России, Минсельхоз России, Госкомрыболовство России, ГТК России, РАН);

  • предусматривать вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральных целевых, региональных и местных программах развития (МПР России, Минобразования России, Минкультуры России, главы администраций субъектов Российской Федерации);

  • поощрять развитие экофондов на региональном и муниципальном уровнях, разработать нормативно-правовое обоснование для использования части прибыли ресурсодобывающих компаний для целей охраны и сохранения окружающей среды; активно практиковать экологический зачет внешних долгов (Федеральное Собрание Российской Федерации, МПР России, Минфин России, МИД России);

  • рекомендовать деловому сектору уделять специальное внимание вопросам обеспечения экологической безопасности, разрабатывать корпоративную экологическую политику (Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово- промышленная палата (ТПП));

  • содействовать привлечению малого и среднего бизнеса к выполнению федеральных и региональных экологических программ на основе государственного заказа (Минэкономразвития России; МПР России, главы администраций субъектов Федерации, органы местного самоуправления, РСПП, ТПП);

  • обеспечить участие институтов гражданского общества в решении проблем экологической безопасности; использовать организационные и другие возможности НПО для сохранения и восстановления окружающей среды, здоровья человека; развивать систему государственной поддержки НПО (в рамках социального заказа, проведения Дней защиты от экологической опасности, безвозмездной аренды помещений и пр.); разработать нормативные правовые документы по общественному экологическому контролю, общественной экологической экспертизе и инспекции, создать эффективный механизм предоставления информации по экологической безопасности общественности, подписать Орхусскую конвенцию (МПР России, МИД России, главы администраций субъектов Федерации, органы местного самоуправления);

  • обеспечить эффективную межведомственную координацию и обмен информацией по вопросам экологической безопасности, разграничение полномочий в области экологической безопасности между органами исполнительной власти разных уровней (Правительство Российской Федерации);

  • развивать международное сотрудничество в области экологической безопасности, уделив особое внимание трансграничным проблемам (МИД России, МПР России, Минэкономразвития России, главы администраций субъектов Федерации).

Конференция просит Президента Российской Федерации:

  • утвердить проект Экологической доктрины России;
  • дать поручение Правительству Российской Федерации разработать и принять Основные направления экологической политики Российской Федерации (включая разработку отраслевой и региональной экологической политики);
  • создать при Президенте Российской Федерации совет по проблемам устойчивого развития;
  • включать в ежегодные послания Президента Российской Федерации раздел по экологическим проблемам;
  • создать при полномочных представителях Президента Российской Федерации советы по экологической безопасности во всех федеральных округах с участием государственных структур, общественных организаций, деловых и научных кругов.

Конференция просит Правительство Российской Федерации рассмотреть настоящую Резолюцию и принять соответствующие решения.

Конференция просит Совет Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, заинтересованные министерства и ведомства, а также деловые круги и общественные организации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления рассмотреть настоящую резолюцию и принять соответствующие решения.


Участники Конференции просят Оргкомитет направить в Министерство природных ресурсов Российской Федерации Резолюцию и рекомендации секций и круглых столов Конференции для публикации и распространения.

Участники Конференции просят Министерство природных ресурсов Российской Федерации направить Резолюцию и материалы Конференции по соответствующим адресам и опубликовать их.

Участники Конференции выражают благодарность Министерству природных ресурсов Российской Федерации за успешную организацию Конференции и просят Министра природных ресурсов Российской Федерации отметить эффективную работу сотрудников МПР России, непосредственно связанных с проведением Конференции.

Принято на Всероссийской Конференции по экологической безопасности 5 июня 2002 г.

    | вверх |

    Резолюция секции
    “Биоразнообразие и экологическая безопасность”
    Всероссийской конференции по экологической безопасности

    4 июня 2002 г. в г. Москве, в Институте проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН состоялось заседание секции “Биоразнообразие и экологическая безопасность”. В работе секции приняли участие 70 представителей научных учреждений, министерств и ведомств, общественных организаций из разных регионов России. Было заслушано 7 докладов и 20 кратких выступлений по проблемам сохранения, восстановления и использования биологического разнообразия в аспекте обеспечения экологической безопасности.

    1. Биологическое разнообразие — основа поддержания благоприятной среды для жизни и здоровья человека; сохранение биоразнообразия — абсолютно необходимое условие обеспечения экологической безопасности России.
    2. В настоящее время в России сложились чрезвычайно тревожные тенденции деградации биологического разнообразия. Причинами этого являются: истощительное использование природных ресурсов, катастрофический рост незаконного промысла биоресурсов, загрязнение окружающей среды, ослабление контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды, повсеместное неудовлетворительное исполнение природоохранного законодательства, недостаточное финансирование природоохранной деятельности, недостаточное внимание к обязательствам по международным конвенциям и соглашениям.
    3. Сохранение биологического разнообразия должно стать одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества, государственной экологической политики и предусматриваться в программах и планах социально-экономического развития на федеральном, региональном и местном уровнях. Основные принципы и механизмы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия изложены в Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия России (2001).
    4. Система управления биоразнообразием должна опираться на экосистемный анализ ситуации, планирование в пределах экологических регионов, включая бассейны, принципы неистощительного использования природных ресурсов и комплексную оценку значения природных объектов для устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности.
    5. Министерству природных ресурсов Российской Федерации, другим министерствам и ведомствам необходимо обратить первоочередное внимание на следующие приоритетные задачи сохранения биоразнообразия, требующие неотложной реализации.

      5.1 В области сохранения, восстановления и неистощительного использования биоразнообразия:

      • принятие превентивных мер для сохранения крупных массивов малонарушенных экосистем (включая трансграничные), достаточных для устойчивого сохранения всех их природных компонентов;

      • сохранение и восстановление эталонов естественных экосистем в пределах антропогенно-преобразованных территорий (особенно в зонах степей, широколиственных и смешанных лесов, южной тайги), в том числе на землях, выводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения;

      • сохранение и восстановление находящихся под угрозой исчезновения видов и их местообитаний (категория 1 Красной книги России и соответствующие категории красных книг субъектов Российской Федерации);

      • запрещение всех видов рубок, могущих привести к необратимой деградации естественных экосистем, в лесах северотаежной и лесотундровой зон, лесостепных и горных лесах, самовосстановление которых затруднено или невозможно;

      • повсеместный переход на принципы неистощительного комплексного использования биоресурсов, обеспечение сохранения разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству;

      • развитие предприятий по товарному выращиванию видов, численность которых угрожающе сокращается в результате промысла, в целях минимизации давления промысла на эти виды;

      • совершенствование контроля за ввозом и использованием чужеродных и генетически модифицированных организмов, а также за проведением акклиматизационных работ; предотвращение саморасселения чужеродных видов и распространения генетически модифицированных организмов в природных экосистемах, ликвидация последствий этих процессов.

    5.2 В области предотвращения всех форм незаконной добычи, использования и оборота биоресурсов:

      • жесткое государственное регулирование оборота любой продукции от промысла видов, численность которых катастрофически сокращается (осетровых, сайгака и др.);

      • незамедлительная разработка порядка определения и возмещения ущерба от экологических правонарушений и его законодательное закрепление;

      • обеспечение соответствия размеров возмещаемого ущерба в результате нелегального использования биоресурсов их реальной рыночной стоимости;

      • пересмотр принципов оплаты труда госинспекторов, осуществляющих борьбу с браконьерством, путем их вывода из тарифной сетки и восстановления системы премирования за счет отчислений от штрафных и исковых сумм;

      • внедрение эффективных организационных форм по борьбе с браконьерством (специализированные отряды и др.) в практику работы природоохранных органов, расширение полномочий госинспекторов природоохранных служб, органов лесного, охотничьего и рыболовного надзора.

      5.3 В области сохранения и развития системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), обеспечения их всесторонней государственной поддержки:

        • признание недопустимым снижение статуса ООПТ, включая перевод ООПТ федерального значения в непосредственное подчинение округов и субъектов Российской Федерации;

        • устойчивое и полноценное бюджетное финансирование, материально-техническое и кадровое обеспечение;

        • разработка и реализация государственной стратегии развития системы охраняемых природных территорий, включая совершенствование системы государственного управления ООПТ;

        • создание федеральной системы морских особо охраняемых природных акваторий, охватывающей все моря России;

        • расширение системы пресноводных (речных и озерных) особо охраняемых природных акваторий во всех регионах России;

        • расширение системы ООПТ в степной зоне;

        • резервирование и временное исключение из хозяйственной деятельности территорий, включенных в перспективные федеральные и региональные планы создания ООПТ до принятия решения о их природоохранном статусе;

        • формирование Экологического каркаса (сети) России, обеспечивающего устойчивое существование природных экосистем и сохранение биоразнообразия, начиная с регионов, в наибольшей степени преобразованных человеком.

        5.4 В области формирования и совершенствования социально-экономических механизмов сохранения и неистощительного использования биоразнообразия, включая систему государственного управления:

          • разработка и внедрение в практику экономических механизмов сохранения биоразнообразия, в том числе обеспечение соответствия платы за использование биоресурсов их реальной стоимости (включая рентные платежи), экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов для развития неистощительных форм природопользования, включение компенсации ущерба и средств на восстановление нарушенных природных территорий в стоимость любых проектов, влияющих на биоразнообразие;

          • разработка правового обеспечения сохранения биоразнообразия и устойчивого функционирования природных экосистем в новой системе земельного законодательства, включая совершенствование механизмов изменения форм собственности и купли-продажи земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с учетом задач сохранения и восстановления биоразнообразия;

          • совершенствование механизмов проведения экологической экспертизы в целях сохранения биоразнообразия; ее методическое, информационное и нормативное обеспечение; проведение экологической экспертизы всех проектов, связанных с воздействием на биоразнообразие; обеспечение безусловного выполнения ее результатов;

          • создание национальной системы мониторинга биоразнообразия (на уровне популяций, видов, сообществ и экосистем, включая мониторинг почв);

          • обеспечение участия граждан и общественных организаций в процессах принятия решений в области сохранения и использования биоразнообразия и контроля его состояния, в том числе, восстановление прав общественной инспекции по контролю за пользованием биоресурсов; обеспечение практического доступа общественности к экологической информации, создание общественных консультативных экспертных советов по сохранению биоразнообразия при МПР России и федеральных округах;

          • включение вопросов сохранения биоразнообразия и его роли в обеспечении устойчивого развития и экологической безопасности в программы курсов экологии и биологии средней и высшей школы.

          5.5 В области международных отношений:

            • безусловный учет задач сохранения национального биоразнообразия в процессах интеграции России в международные торгово-финансовые и военно-политические структуры;
            • создание условий для присоединения к международным конвенциям, имеющим отношение к сохранению биоразнообразия: Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция), Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция), Конвенции по борьбе с опустыниванием, Картахенскому протоколу по биобезопасности, Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

            6.  Регионы, где необходимы неотложные практические меры по сохранению биоразнообразия:

            • лесостепная, степная и полупустынная зоны;
            • Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское моря и шельфовые участки дальневосточных морей;
            • низовья реки Волги, озеро Байкал;
            • широколиственные леса Европейской России;
            • районы интенсивных лесозаготовок на Дальнем Востоке и в Европейской России;
            • районы интенсивной добычи полезных ископаемых, а также районы планируемой их разработки.

            | архив | вверх |

             
            Помоги сейчас!
            Сотрудничество. Консалтинг.

            НОВОСТИ ЦОДП


            10.12.2024
            Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



            20.06.2024
            Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



            13.03.2024
            Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



            6.02.2024
            Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


            архив новостей


            ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


            Web-Проект ООПТ России


            Марш парков - 2024

            Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

            Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


            НАВИГАЦИЯ

            Главная страница
            Обратная связь

            Подписка на новости сайта:


            <<<назад

            © 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены