Eng

  На главную страницу

Международный экологический форум
"Природа без границ".

г. Владивосток, 7-9 июня 2006 г.

Резолюция секции № 4
Развитие системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

1. Участники заседания секции отмечают, что:

1.1. Существующая сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), несмотря на относительную свою развитость, не обеспечивает сохранение уникального биоразнообразия Приморского края и требует дальнейшего развития.

1.2. У существующих ООПТ имеются многочисленные проблемы, в частности:

  • не у всех заповедников имеются легитимные охранные зоны, у биосферных заповедников отсутствуют соответствующие полигоны;
  • низкий уровень заработной платы госинспекторов федеральных ООПТ;
  • трудности связанные с несовершенством существующей нормативно-правовой базы;

1.3. Зачастую не обеспечивается установленный режим природопользования на нормативных территориях (зонах санитарной охраны источников водоснабжения, на землях рекреационного назначения, округах санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и др.).

2. Участники заседания секции считают необходимым:

2.1. Активизировать работу по созданию системы ООПТ, обеспечивающей сохранение природных комплексов и объектов, в частности:

  • Улучшить взаимодействие между органами государственной власти, научными и общественными экологическими организациями, в том числе путем создания научно-общественного совета по сохранению биоразнообразия и ООПТ;
  • Завершить создание ранее запланированных ООПТ в соответствии с утвержденными Экологической программой и Стратегией сохранения биоразнообразия Сихотэ-Алиня;
  • Совершенствовать систему ООПТ, в частности, усиление режима и повышение статуса некоторых заказников, в том числе ускорить повышение статуса региональных заказников «Верхнебикинский» и «Борисовское Плато» с последующим объединением его с федеральным заказником «Барсовый», а также исключить возможности рубок на территории заказников «Таежный» и «Васильковский», играющих огромную роль в сохранении популяции амурского тигра;
  • Начать незамедлительное резервирование участков территорий для создания ООПТ в соответствии с действующим законодательством (в настоящее время резервирование не требует финансовых средств и одновременно позволяет номинально поддерживать особый режим природопользования путем использования существующей нормативно-правовой базы);
  • Решить вопросы по функционированию природного парка «Хасанский» и рассмотреть варианты расширения его территории для сохранения местообитания птиц и развития экологического туризма и рекреации;
  • Начать работу по созданию ихтиологических заказников;
  • Завершить работы по организации на краевом уровне предусмотренных федеральным законодательством охранных зон вокруг территорий (акваторий) государственных природных заповедников, включая ГПЗ «Ботчинский»;
  • Провести работу по ревизии состояния памятников природы, привести документацию по ним в соответствие с нормами действующего законодательства и установить (обновить) аншлаги;
  • Принять краевые нормативные правовые акты о памятниках природы: закрепляющие новые охраняющие организации, где таковые отсутствуют; упраздняющие памятники природы, располагающиеся на территории государственных природных заповедников; по созданию новых памятников природы; регламентирующие использование памятников природы в качестве туристских объектов;

2.2. Активизировать двустороннее сотрудничество в бассейне озера Ханка в рамках Соглашения о заповеднике «Озеро Ханка» между правительствами России и Китая;

2.3. Активизировать работу по выявлению, установлению границ и юридическому оформлению всех территорий, имеющих ограничения природопользования (в соответствии с действующим законодательством) и играющих роль в сохранении природно-ресурсного потенциала (нормативные территории): зоны санитарной охраны источников водоснабжения, особо защитные участки леса, земли рекреационного назначения, водоохранные и нерестовые зоны и т.д.;

2.4. Усилить контроль за соблюдением режима природопользования на нормативных территориях и оповещением соответствующих органов местного самоуправления;

2.5. Разработку и утверждение локальных (межрайонных и районных) экологических каркасов (природоохранных схем) с включением их в региональную нормативную базу (документы территориального планирования), предусмотренную Градостроительным кодексом РФ. В первую очередь модельных территорий: Юго-западного Приморья, южной части хребта Сихотэ-Алинь, северной части Приморского края, включая среднюю и верхнюю часть бассейна р.Бикин;

2.6. Рассмотреть вопрос о передаче определенных функций по обеспечению режима охраны ООПТ и нормативных территорий в пределах локальных экологических каркасов на модельных территориях, находящимся в этих районах государственным природным заповедникам;

2.7. Уделить особое внимание сохранению ресурсов восстановительного лечения и развитию санаторно-курортной базы;

2.8. Активизировать работу по экологическому образованию населения, в частности на базе государственных природных заповедников, выделяя для этого средства в соответствии с действующим краевым законодательством;

2.9. Оказывать содействие в организации экологического туризма на территориях, прилегающих к государственным природным заповедникам;

2.10. Усилить комплексные мониторинговые исследования на территории ООПТ, в том числе по договорам между государственными природными заповедниками и научными организациями;

2.11 Определять уровень биоразнообразия ООПТ на основе ценопопуляционного подхода.

3. Участники заседания секции рекомендуют:

3.1. Просить Государственную Думу РФ:

  • законодательно увеличить административную ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов в пределах особо охраняемых природных территорий;
  • ускорить принятие федерального «Берегового кодекса», регулирующего отношения в прибрежной морской зоне;
  • рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в части:

– возможности образования особо охраняемых территорий регионального значения на землях, находящихся в федеральной, муниципальной и частной собственности, при условии согласия соответственно, собственника или федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.
– наделения государственных инспекторов, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий соответствующими полномочиями

3.2. Просить Государственную Думу РФ и МПР России приступить к разработке и утверждению федерального закона «О национальной и региональных экологических сетях (системах) охраняемых территорий»;

3.3. Обратиться в Правительство России с предложениями:

  • ускорить создание первых в Дальневосточном федеральном округе национальных парков: «Зов Тигра», «Удэгейская Легенда» (Приморский край), «Анюйский» и «Шантарские острова» (Хабаровский край);
  • пересмотреть таксы взыскания за ущерб причиненный добыванием или уничтожением видов занесенных в Красную книгу;
  • ускорить создание первой в Дальневосточном федеральном округе легитимной территории традиционного природопользования «Бикинская».

3.4. Обратиться в МПР России и МИД России с просьбой:

  • провести необходимые переговоры с органами по охране окружающей среды КНР по вопросу ускорения утверждения состава и плана работы Смешанной комиссии по трансграничному сотрудничеству в бассейне озера Ханка на основе трансграничного соглашения РФ/ КНР (1996 г.) и начать оформление документов на создание трансграничного биосферного резервата для представления в ЮНЕСКО/МАБ;
  • провести переговоры с органами по охране окружающей среды КНР и КНДР о возможности реализации в ближайшее время проектного предложения Программы развития ООН (2002-2004 гг) по созданию трехстороннего трансграничного биосферного резервата в нижнем течении реки Туманная (Туманган) и программу его развития;
  • поддержать выполнение Соглашения шести субъектов РФ по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в бассейне реки Амур и по согласованию с правительствами Монголии и КНР внести в Среднесрочный план ЮНЕСКО осуществление межправительственной междисциплинарной программы по охране природы бассейна реки Амур.

3.5. Обратиться в МПР России с предложением:

  • рассмотреть вопрос об увеличении заработной платы госинспекторов федеральных ООПТ;
  • разработать и утвердить программу для российских биосферных резерватов, входящих в Восточно-Азиатскую сеть, по укреплению сотрудничества и обмену опытом с зарубежными биосферными резерватами;
  • обратиться к главам субъектов Российской Федерации, располагающихся в бассейне р.Амур, вести работу по совершенствованию системы ООПТ, обеспечивающей устойчивое развитие бассейна, в том числе его верховий;
  • предложить администрации Даурского государственного биосферного заповедника продолжить организационную поддержку деятельности российской Ассоциации по трансграничному сотрудничеству ООПТ, созданной в 1999 г.

3.6. Просить Администрацию Приморского края:

  • рассмотреть и принять к исполнению принципы «Хартии Земли» и обратиться к администрациям и органам законодательной власти субъектов Дальневосточного Федерального округа Российской Федерации, а также к правительствам соседних государств с просьбой о совместных действиях по этому международному документу.
  • обратиться к руководству прилегающих территорий КНР и КНДР с предложением разработать согласованную программу устойчивого природопользования с учетом интересов сохранения дальневосточного леопарда и амурского тигра и других редких видов фауны.
  • обратиться к руководству прилегающих территорий КНР и КНДР с предложением о создании Межгосударственной комиссии по трансграничным проблемам природопользования;.
  • Обратиться к руководству прилегающих территорий КНР (в первую очередь, провинция Цзилинь) и КНДР (в первую очередь, провинция Северный Хамген), имеющим источники трансграничного загрязнения окружающей среды, со следующими предложениями:

– заключить межправительственное соглашение о регулировании природопользования в приграничных районах и международном мониторинге;
– обеспечить эффективный мониторинг подобных объектов с оперативным предоставлением получаемых данных сопредельным сторонам;
– разработать мероприятия по постепенному снижению негативного воздействия источников трансграничного загрязнения на окружающую среду в целях минимизации и предотвращения ущерба окружающей среде.

  • Обратиться к руководству прилегающих территорий КНР (провинции Цзилинь и Хейлунцзян) с предложением провести работу по созданию системы трансграничных резерватов в нижнем течении реки Туманная – Туманган (Черных горах - горах Лаоелин) и хребтах Ванданшань – Стрельникова.

 

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены