Eng

  На главную страницу
Совет Европы Юнеп

ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ
БИОЛОГИЧЕСКОГО И ЛАНДШАФТНОГО РАЗНООБРАЗИЯ
Женева и Страсбург,
7 февраля 2006 года
STRA - CO (2006) 10

Пункт 5.5.2 повестки дня Конференции

СОВЕТ ПО ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ СТРАТЕГИИ
В ОБЛАСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО
И ЛАНДШАФТНОГО РАЗНООБРАЗИЯ

Четвертая межправительственная конференция по теме «Биоразнообразие в Европе»

22-24 февраля 2006 года
Национальный парк «Плитвицкие озера»
Хорватия

Осуществление Киевской резолюции по вопросу о биоразнообразии: леса и биоразнообразие

Процесс общеевропейской подготовки к восьмой Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии

Документ подготовлен Совместным секретариатом ОЕСБЛР
и Группой по связям КМОЛЕ при участии правительств Австрии и Польши

Данный доклад не будет распространяться в ходе совещания
Просьба принести копию этого доклада с собой

I . Резюме

Общеевропейская стратегия в области биологического разнообразия (ОЕСБЛР) и Конференция министров по охране лесов в Европе (КМОЛЕ) осуществляют совместную деятельность с 1987 года. Программа работы по сохранению и усилению биологического и ландшафтного разнообразия в лесных экосистемах на 1997-2000 годы была одобрена министрами КМОЛЕ на Лиссабонской конференции, а также министрами по окружающей среде стран Европы на Орхусской конференции в 1998 году. Деятельность, осуществляемая в рамках указанной программы работы, направлена на то, чтобы увязать некоторые мероприятия, осуществляемые в общеевропейском регионе, с глобальными приоритетами и программами, разработанными Конвенцией о биологическом разнообразии и Межправительственной группой по лесам/Лесным форумом Организации Объединенных Наций.

Не так давно в целях дальнейшего усиления сотрудничества на общеевропейском уровне ОЕСБЛР и КМОЛЕ разработали рамочную программу сотрудничества, которая была интегрирована в Киевскую резолюцию по вопросу о биоразнообразии (2003 год) наряду с другими общеевропейскими приоритетами, направленными на осуществление Расширенной программы работы КБР по лесному биоразнообразию и, тем самым, на достижение конечной цели в области биоразнообразия в общеевропейском регионе, а именно положить конец потере биооразнообразия в Европе к 2010 году.

В настоящем документе содержится отчет об осуществлении мероприятий, проделанных в контексте Рамочной программы сотрудничества и рассказывается о прогрессе, достигнутом в деле разработки и/или осуществления национальных лесных программ с использованием подхода КМОЛЕ, а также экосистемного подхода. Все эти мероприятия способствуют реализации положений КБР в общеевропейском регионе с помощью механизма регионального сотрудничества.

II . Введение

На пятой Конференции министров по теме «Окружающая среда для Европы», состоявшейся в мае 2003 года в Киеве, Украина, министры по окружапющей среде европейских стран и главы делегаций государств, участвующих в процессе общеевропейского биологического и ландшафтного разнообразия, утвердили Рамочную программу сотрудничества между Конференцией министров по охране лесов в Европе (КМОЛЕ) и Конференцией «Окружающая среда для Европы»/Общеевропейской стратегией в области биологического разнообразия (ОСЕ/ОЕСБЛР) и просили Совместный секретариат Общеевропейской стратегии в области биологического разнообразия (ОЕСБЛР) обеспечить претворение данного соглашения в жизнь с помощью разработки соответствующих задач и мероприятий в сотрудничестве с Группой по связям КМОЛЕ.

В Киевской резолюции по вопросу о биоразнообразии правительства также взяли на себя обязательство положить конец потере биологического разнообразия на всех уровнях в общеевропейском регионе к 2010 году и утвердили целевое задание, касающееся лесов и биоразнообразия, с помощью которого они намеревались способствовать осуществлению Расширенной программы работы КБР по лесному биоразнообразию в общеевропейском регионе к 2008 году, в частности посредством следующих мероприятий:

  1. Выполнения задач и мероприятий в контексте Рамочной программы сотрудничества между Конференцией министров по охране лесов в Европе и Конференцией «Окружающая среда для Европы»/Общеевропейской стратегией в области биологического разнообразия ;
  2. Разработки национальных лесных программ с использованием подхода КМОЛЕ к составлению национальных лесных программ в Европе (утвержденного на Венской конференции в апреле 2003 года);
  3. Применения экосистемного подхода.

Конференция министров по охране лесов в Европе (КМОЛЕ) представляет собой процесс политического диалога и сотрудничества в Европе по проблемам лесов на высоком уровне, в том числе по проблемам лесного биоразнообразия. В свою очередь, Конференции по теме «Окружающая среда для Европы» представляет собой процесс сотрудничества по вопросам окружающей среды в Европе на высоком уровне. В контексте процесса конференций министров «Окружающая среда для Европы» Общеевропейская стратегия в области биологического разнообразия (ОЕСБЛР) является координирующей рамочной основой для деятельности по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в Европе, включая лесное биоразнообразие.

Уже в первом своем плане действий (на 1996-2000 годы) ОЕСБЛР включала в себя мероприятия, касающиеся лесного биоразнообразия, которые были помещены в разделе под названием «Лесные экосистемы». Эти вопросы также затрагиваются в Плане действий по сохранению лесов и биоразнообразия ОЕСБЛР, который был подготовлен в результате принятия Киевской резолюции по вопросу о биоразнообразии и в котором основное внимание уделено ситуации в Европе и использованию соответствующих европейских инструментов и механизмов. Совместный секретариат ОЕСБЛР сотрудничает с секретариатом КБР на основе меморандума о сотрудничестве, выступая за согласованный подход и общность целей в рамках национальных и региональных усилий по претворению в жизнь положений КБР в Европе.

Министры европейских стран, отвечающие за леса, признают, что сохранение и соответствующее усиление биологического разнообразия во всех типах лесов является одним из важных элементов устойчивого управления в лесном секторе. По этой причине КМОЛЕ занимается этим вопросом с 1990 года, руководствуясь обязательствами, объявленными на конференциях министров, и участвуя в их осуществлении. Участники второй Конференции министров, которая прошла в 1993 году в Хельсинки, в резолюции H 2 официально утвердили Общее руководство по сохранению биоразнообразия европейских лесов, опирающееся на решения Конференции по окружающей среде и развитию 1992 года, касающиеся лесов, в частности КБР. Помио этого, задача сохранения биоразнообразия официально включена в Общее руководство по устойчивому управлению лесами в Европе, которое было утверждено министрами в качестве резолюции H 1. КМОЛЕ сотрудничает с КБР, содействуя осуществлению решений по вопросу о лесном биологическом разнообразии в своем соответствующем регионе.

Соответствующие приоритеты обоих процессов в области сохранения биологического разнообразия в лесах Европы служат основой Рамочной программы сотрудничества и осуществления Киевской резолюции. В дополнение к региональному вкладу КМОЛЕ в глобальные инициативы и Меморандуму о сотрудничестве между Совместным секретариатом ОЕСБЛР и Секретариатом КБР работа в рамках Плана действий по сохранению лесного биоразнообразия также способствует обсуждению и осуществлению глобальных мероприятий по сохранению лесного биоразнообразия. В решении VI/22, Конференция Сторон просила Исполнительного секретаря: (i) уточнить концептуальную основу экосистемного подхода применительно к концепции устойчивого управления лесами; (ii) свести воедино примеры передового опыта и издать их в виде специального пособия по применению интегрированных и межотраслевых подходов, соединяющих задачи сохранения лесного биологического разнообразия с приоритетами в других областях; (iii) приступить к осуществлению совместных мероприятий по выполнению расширенной программы работы; (v) создать портал в сети Интернет; (vi) поддерживать работу Лесного форума Организации Объединенных Наций (ЛФ ООН), совместные партнерства в лесном секторе (СПЛ) и, в частности, Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) и Конвенцию Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием (КБО ООН); (vii) разработать руководство, касающееся воздействия недостаточно эффективного правоприменения в лесном секторе на лесное биологическое разнообразие. В решении VII/1, Конференция Сторон просила Исполнительного секретаря, среди прочего: (i) продолжить работу над докладом о воздействии недостаточно эффективного правоприменения в лесном секторе на лесное биологическое разнообразие; и (ii) в сотрудничестве со Специальной группой технических экспертов по обзору осуществления программы работы в области лесного биологического разнообразия разработать ориентирующиеся на конечный результат целевые задания, которые должны быть включены в программу работы.

С учетом вышесказанного совместная работа сфокусирована на общеевропейских приоритетах в области сохранения лесного биоразнообразия в контексте осуществления Расширенной программы работы КБР и Долгосрочной программы работы и Плана действий ЛФ ООН. Обязательства, провозглашенные в ходе четвертой Конференции министров об охране европейских лесов, касающиеся лесного биоразнообразия, служат важной основой для выбора общих тем и связанных с ними направлений сотрудничества. Выбранные темы и связанные с ними задачи существенно способствуют взаимодействию между двумя министерскими процессами и облегчают возможность их совместного регионального вклада в текущие глобальные процессы.

Вклад общеевропейских процессов в решение указанных вопросов, которые одновременно отражают и глобальные, и общеевропейские приоритеты, содействует достижению общей цели, заключающейся в том, чтобы положить конец потере биологического разнообразия в общеевропейском регионе к 2010 году.

III . Действия на общеевропейском уровне

a . Развитие в общеевропейском регионе понимания связи между экосистемным подходом и устойчивым управлением лесами

Силами Совместного секретариата ОЕСБЛР и Группы по связям КМОЛЕ ОЕСБЛР и КМОЛЕ совместно организуют и проводят целый ряд мероприятий, связанных с выполнением плана действий по сохранению лесного биоразнообразия. Приоритетная задача двух этих процессов состоит в том, чтобы развить в общеевропейском регионе понимание связи между экосистемным подходом (ЭП) и устойчивым управлением лесами (УУЛ). Участники совещания КМОЛЕ на уровне экспертов утвердили совместное заявление КМОЛЕ/ОЕСБЛР в отношении устойчивого управления в лесном секторе и экосистемного подхода. Ожидается, что Совет ОЕСБЛР также утвердит данное заявление на основе рекомендации Бюро ОЕСБЛР.

С 18 по 21 апреля 2004 года в Кракове, Польша, проходило совещание специальной Рабочей группы КМОЛЕ/ОЕСБЛР по вопросам развития в общеевропейском регионе понимания связи между экосистемным подходом (ЭП) и устойчивым управлением лесами (УУЛ). В работе совещания приняли участие 51 представитель из 23 стран и Европейской комиссии, а также 8 международных организаций.

На общеевропейском уровне концепция УУЛ изложена в резолюции H 1: Общее Руководство Хельсинской конференции по устойчивому управлению лесами в Европе (1993 год) и доработана в различных других обязательствах, резолюциях и заявлениях конференций министров, состоявшихся в Страсбурге в 1990 году, в Хельсинки в 1993 году, в Лиссабоне в 1998 году и в Вене в 2003 году. С учетом всего этого процессы КМОЛЕ и ОЕСБЛР пришли к выводу, что концепция УУЛ в том виде, в каком она была определена и доработана процессом КМОЛЕ, сообразуется с применением экосистемного подхода в отношении лесных экосистем в общеевропейском регионе.

Ознакомившись с рабочим документом ФАО по вопросам управления лесным хозяйством, озаглавленным «Устойчивое управление лесами и экосистемный подход: две концепции, одна цель», КМОЛЕ и ОЕСБЛР отметили, что обе концепции направлены на содействие внедрению устойчивых с экологической, социальной и экономической точек зрения методов сохранения лесов и управления ими, которые обеспечивают получение и сохранение выгод для нынешнего и будущих поколений. КМОЛЕ и ОЕСБЛР также приветствовали признание КБР (в решении VII /11) того, что УУЛ можно рассматривать как средство применения ЭП в лесном секторе.

Что касается вопроса о межотраслевой интеграции и межотраслевого сотрудничества (совещание КС7, Куала-Лумпур, 2004 год, решение VII /11) в целях дальнейшей интеграции концепций экосистемного подхода и УУЛ, то КМОЛЕ и ОЕСБЛР считают, что принципы, закрепленные в национальных лесных программах и сообразующиеся с положениями IPF / IFF в отношении принятия мер, опираются на целостный межотраслевой подход, обеспечивающий их увязку с национальными стратегиями устойчивого развития и соответствующий взятым странами международным обязательствам. Данный подход был утвержден в качестве резолюции V 1 под названием «Усиление координации в интересах устойчивого управления лесным хозяйством в Европе на основе межотраслевого сотрудничества и национальных лесных программ», которая была принята на Венской конференции в 2003 году.

Проблемы взаимодействия между лесами и другими типами биомов/мест обитания в пределах одного и того же ландшафта рассматриваются КМОЛЕ и ОЕСБЛР, в основном, как вопросы, которые должны решаться на уровне реализации, хотя они и получили широкое признание на международных конференциях. В европейском контексте КМОЛЕ выразила озабоченность по поводу воздействия на другие экосистемы в резолюции H 1, заявив, что «устойчивое управление лесами представляет собой механизм разумного руководства и использования лесов и лесных территорий таким образом и в такой степени, которые сохраняют их биоразнообразие, производительность, способность регенерации, жизнеспособность, а также способность выполнять, как сейчас, так и в будущем, соответствующие экологические, экономические и социальные функции на местном, национальном и глобальном уровнях, не причиняя при этом ущерба другим экосистемам».

Сохранение биологического разнообразия рассматривается КМОЛЕ и ОЕСБЛР как неотъемлемая часть УУЛ. Вопрос о лесном биоразнообразии являлся отдельной темой Хельсинской конференции (1993 год), на которой министры утвердили ряд руководящих принципов по сохранению биоразнообразия европейских лесов (резолюция H2). На третьей Конференции министров (Лиссабон, 1998 год) министры утвердили ряд критериев и показателей устойчивого управления лесами, которые впоследствии были пересмотрены и одобрены Конференцией министров, состоявшейся в Вене (2003 год) и в которых под номером 4 значится критерий, озаглавленный «Поддержание, сохранение и надлежащее усиление биологического разнообразия в лесных экосистемах». Кроме того, площадь лесов и других территорий, покрытых лесной растительностью, в которых действует режим охраны в целях сохранения биоразнообразия, ландшафтов и конкретных природных элементов, также входит в число общеевропейских показателей по УУЛ.

Участники совещания также признали важность координации и взаимодействия с другими соответствующими инструментами по осуществлению УУЛ и ЭП, включа ющими в себя следующее: :

  • Планирование развития сельских районов;
  • Управление водотоками;
  • Планирование землепользования;
  • Национальные стратегии и планы действий в области биоразнообразия, изменения климата и устойчивого развития;
  • Стратегические оценки экологического воздействия.

b . Правоприменение в интересах сохранения биоразнообразия

На общеевропейском уровне вопрос о незаконных лесозаготовках и мерах по борьбе с этим явлением были впервые рассмотрены на последней Конференции министров по охране лесов в Европе, состоявшейся в 2003 году в Вене.

В Венской резолюции №2 под названием « Повышение экономической жизнеспособности устойчивого управления лесами в Европе » государства-участники и Европейская комиссия взяли на себя обязательство внести коррективы в политику, правовую основу и инструменты в целях содействия созданию благоприятных условий для устойчивого управления лесами, способствующих привлечению инвестиций и осуществлению хозяйственной деятельности в лесном секторе, включая эффективные меры по обеспечению соблюдения лесного законодательства и борьбе с незаконными заготовками лесной продукции и связанной с этим торговлей. Венская резолюция 4, озаглавленная « Сохранение и усиление биологического разнообразия в Европе », налагает на страны обязательство предоставлять и анализировать информацию о воздействии и глубинных причинах незаконной заготовки лесной продукции и связанной с этим торговли на лесное биологическое разнообразие; принимать эффективные меры для борьбы с незаконными заготовками лесной продукции и связанной с этим торговлей; и развивать потенциал для обеспечения эффективного правоприменения в лесном секторе.

Таким образом, в контексте Венской резолюции незаконные рубки считаются и проблемой, и вызовом с точки зрения экономических и экологических аспектов устойчивого управления лесами в Европе.

Разработан также ряд других инициатив по решению проблемы незаконных рубок. Руководствуясь обязательством, провозглашенным на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в мае 2003 года, Европейская комиссия опубликовала План действий ЕС по вопросам правоприменения в лесном секторе, управления лесами и торговли лесной продукцией ( FLEGT ). В октябре 2003 года были утверждены выводы Совета, а в феврале 2004 года был утвержден предложенный Европейским парламентом план действий по FLEGT . Основные компоненты этого плана действий включают в себя обеспечение более эффективного управления в странах-производителях древесины и утверждение схем лицензирования для обеспечения того, чтобы на территорию Евросоюза ввозилась древесина только законного происхождения. Такая система лицензирования будет на первоначальном этапе действовать на добровольной (но обязательной) основе через посредство нескольких партнерств со странами-производителями древесины.

В ноябре 2005 года в Санкт-Петербурге, Российская Федерация, была проведена Конференция по вопросам правоприменения и управления в лесном секторе на уровне министров для стран Европы и Северной Азии ( ENA FLEG ). Представители правительств стран Европы и Северной Азии путем аккламации приняли Декларацию о принятии мер по борьбе с незаконными рубками.

КМОЛЕ и ОЕСБЛР в сотрудничестве с ЮНЕСКО/ФАО, Европейским лесным институтом, Европейской комиссией и правительством Испании организовали семинар по теме «Борьба с незаконной заготовкой лесной продукции и связанной с этим торговлей в Европе», который состоялся 3-4 ноября 2005 года. Цели данного семинара заключались в следующем:

  • Обсудить и оценить различные формы и причины незаконных рубок леса в Европе;
  • Представить и обсудить успешные примеры борьбы с незаконными лесозаготовками (правоприменение в лесном секторе, соблюдение требований лицензий, торговые меры) или предупреждения незаконных лесозаготовок (внесение коррективов в законодательство, касающихся мелкомасштабного использования);
  • Выработать общий подход в отношении незаконных лесозаготовок в контексте КМОЛЕ;
  • Наметить направления координации усилий КМОЛЕ/ EU - FLEGT /Конференции министров ENA FLEGT .

Следующие вопросы были рассмотрены рабочими группами и в ходе пленарных заседаний:

Общий подход в отношении незаконных лесозаготовок : основой для выработки определений служит законодательство каждой страны. С точки зрения торговли лесной продукцией, определение незаконных лесозаготовок должно быть практичным и применимым, касаться лесных операций и учитывать экономические, социальные и экологические аспекты, соответствующие трем составляющим УУЛ. Рассматриваемое на политическом уровне общее определение незаконных лесозаготовок должно также охватывать несколько более широкий спектр вопросов, в частности связанных с коррупцией при выделении концессий, уплатой налогов компаниями и т.п. Важно четко указать обязанности различных участвующих сторон (государства, частного сектора, гражданского общества и т.д.).

Формы и причины незаконных лесозаготовок и меры по решению данной проблемы: одним из важных причин и движущих факторов, побуждающих местное население к такой деятельности, является его бедность. Из-за высокой прибыли и повышенного спроса на (мировых) рынках незаконные лесозаготовки начинают приобретать промышленные масштабы. Все страны (как производители, так и покупатели) отвечают за финансирование мер по борьбе с незаконными лесозаготовками и связанной с этим торговлей (таких как реформа законодательства, действенная система наказаний, выделение концессий на прозрачной конкурсной основе, ограниченная выдача лицензий на переработку, ужесточение правоприменения, транспарентность, установленные законом требования проверять легальный характер импортируемой продукции в пункте вывоза [План действий EU FLEGT ], положения об отмывании денег и т.п.).

Глобальная торговля и связанные с этим меры: следует содействовать разработке международных схем обнаружения и лицензирования для изъятия незаконной древесины и продукции из древесины с международных рынков на основе общих принципов и минимального набора требований. Следует проанализировать возможности, имеющиеся в распоряжении стран КМОЛЕ, для введения запрета или пресечения ввоза незаконной древесины или продукции из древесины. Следует стандартизировать импортную документацию, что позволит отслеживать всю цепочку поставки древесины. Необходимо извлечь уроки из деятельности в других секторах, особенно в отрасли целлюлозно-бумажной промышленности. Следует содействовать введению политики государственных закупок. С этой целью следует рассмотреть возможность согласования подходов к обеспечению законности и устойчивости заготовок подготовки необходимой документации. Необходимо сделать соответствующую информацию доступной для торговых компаний. Необходимо рассмотреть возможность составления альтернативных форм документации, гарантирующих законность (в дополнение к надежным схемам сертификации и лицензирования). Следует поощрять создание партнерств государственного и частного секторов с тем, чтобы помочь компаниям-импортерам вести работу со своими поставщиками в странах-производителях для обеспечения того, чтобы незаконно заготовленная продукция не попадала в их цепочки сбыта. Рекомендуется приложить все усилия для того, чтобы обеспечить выполнение всех требований, предусмотренных в схемах лицензирования и сертификации.

Потребности в информации, необходимой для борьбы с незаконными лесозаготовками и связанной с этим торговлей: В существующей информации имеются (количественные и качественные) пробелы в отношении: масштабов незаконных рубок и связанной с этим торговли, состава участников незаконных операций и эффективности мер по решению данной проблемы. Необходимо разработать надлежащие методы оценки и анализа масштабов незаконной лесозаготовительной деятельности и связанной с этим торговли (ссылка: Совместная рабочая группа ЕЭК/ФАО по лесному хозяйству и статистике). Необходимо усилить сотрудничество и координацию с IUFRO , « Chatham House » и другими организациями для того, чтобы найти эффективные способы распространения информации. Следует обеспечить распространение информации о выполнении предыдущих обязательств КМОЛЕ в связи с незаконными лесозаготовками. Обзор текущих инициатив можно было бы представить Варшавской конференции КМОЛЕ. Важно также рассмотреть вопрос о незаконных лесозаготовках в контексте устойчивого управления лесами (законность и устойчивость – наилучший вариант). Следует содействовать обмену информацией о подозрительной деятельности, касающейся торговли незаконной древесиной, между соответствующими учреждениями, такими как таможенные службы и следственные органы, занимающиеся борьбой с организованной преступностью. Рекомендуется, чтобы контроль и расследование такой деятельности осуществлялись силами ассоциаций по торговле древесиной, банков, подразделений финансовой разведки, соответствующих правоохранительных учреждений и т.п.

c . Национальные лесные программы, осуществляемые с использованием подхода КМОЛЕ к национальным лесным программам (НЛП) в Европе

В 2004 году в целях пересмотра статуса НЛП в Европе Варшавская группа по связям КМОЛЕ провела обследование среди государств-участников. Среди 44 стран был распространен вопросник, касающийся принятия, хода осуществления и оценки НЛП. Ответы были получены от 23 стран, 20 из которых в настоящее время занимаются разработкой и/или осуществлением НЛП с использованием подхода КМОЛЕ. Три страны создали другие механизмы, эквивалентные НЛП. В большинстве стран инициаторами разработки и принятия НЛП являлись министры, отвечающие за состояние лесов. Более подробная информация о результатах данного обследования помещена на сайте www.mcpfe.org . С 22 по 24 ноября 2004 года был проведено семинар по теме «Обмен опытом стран в осуществлении НЛП в контексте практического применения подхода КМОЛЕ к НЛП в Европе», который состоялся в Гданьске, Польша. Об итогах данного семинара также рассказывается на сайте www.mcpfe.org . Главная задача стран общеевропейского региона состоит в том, чтобы совместно определить (для лесного сектора и биоразнообразия) степень взаимодействия между НЛП и национальными стратегиями и планами действий в области биоразнообразия в целях содействия скоординированному осуществлению обоих инструментов.

Следующие мероприятия, предусмотренные в рамках Плана действий по сохранению лесов и биоразнообразия, так и не были выполнены. Остается надеяться, что в нынешнем году меры, о которых говорится ниже, в конце концов будут приняты.

«Анализ европейских сетей охраняемых лесных территорий на предмет полноты их охвата, представительности и соответствия охраняемых лесов поставленной перед ними природоохранной задаче»

Тема « охраняемые лесные территории » будет дополнять содержание ведущейся во всем мире работы в отношении охраняемых территорий и одновременно с этим содействовать общей работе в отношении охраняемых территорий для КС7 КБР (2004 год) путем установления связи между концепцией охраняемых лесных территорий и общей концепцией охраняемых территорий. В общеевропейском контексте работа будет строиться на основе нынешней работы по охраняемым территориям, ведущейся КМОЛЕ, а также текущей работы по созданию экологических сетей.

В 2005 году Общий координационный комитет КМОЛЕ рекомендовал прислушиваться к решениям, принимаемым соответствующими форумами в этой связи. С учетом этой рекомендации LUW и Совместный секретариат ОЕСБЛР провели обсуждения с соответствующими партнерами.

«Общеевропейские рекомендации в отношении выбора участков для облесения в контексте РКИК ООН»

Разработка « рекомендаций в отношении выбора участков для облесения » в контексте решений РКИК ООН и ее Киотского протокола, учитывающих интересы биоразнообразия, была выделена в качестве четвертой области сотрудничества между КМОЛЕ и ОЕСБЛР. Эта деятельность будет опираться на работу, проделанную МСОП и ЮНЕП, скорректированную с учетом европейской ситуации.

В публикации МСОП под названием Afforestation and Reforestation for Climate Change Mitigation : Potentials for Pan - European Action («Облесение и лесовосстановление для смягчения последствий изменения климата: возможности для принятия мер в общеевропейском регионе») отмечается, что, по мнению сторон РКИК ООН, «землепользование должно способствовать сохранению биоразнообразия и устойчивому использованию природных ресурсов» (2004 год). КБР обеспокоена воздействием облесения и лесовосстановления на лесное биоразнообразие и биоразнообразие в других экосистемах. В связи с этим сторонам РКИК ООН предлагается принять меры к тому, чтобы деятельность по секвестрации углерода, поощряемая данной Конвенцией, не оказывала негативного влияния на биоразнообразие. Стороны КБР и Стороны РКИК ООН выступают за усиление взаимодействия между двумя конвенциями. Специальная группа технических экспертов КБР по вопросам биоразнообразия и изменения климата представила рекомендации в отношении учета соображений, касающихся биоразнообразия, в процессе осуществления положений об изменении климата, однако общие руководящие принципы, касающиеся влияния облесения и лесовосстановления на секвестрацию углерода, до сих пор не разработаны.

КМОЛЕ и ОЕСБЛР заботятся о том, чтобы меры по облесению и лесовосстановлению принимались таким образом, чтобы не оказывать негативного воздействия на общеевропейскую природу и ландшафты. Совещание КМОЛЕ на уровне экспертов (СЭ) на своей сессии, состоявшейся в октябре 2003 года в Вене, Австрия, приняло решение, касающееся технических мер по разработке принципов осуществления программ облесения и лесовосстановления. На последующем СЭ КМОЛЕ (состоявшемся в октябре 2004 года в Варшаве, Польша) было достигнуто понимание в отношении того, что данный вопрос является весьма сложным и имеет множество граней. Участники СЭ предложили Варшавской группе по связям пересмотреть предложенную методику разработки общеевропейских рекомендаций в области облесения и лесовосстановления. В то же время Группе по связям было предложено представить вниманию следующей сессии СЭ более общий анализ данной темы, в результате чего принятие мер в этой связи было отложено.

В целях принятия мер, намеченных В Рамочной программе сотрудничества между ОЕСБЛР и КМОЛЕ, а также реализации Плана действий по сохранению лесов и биоразнообразия в связи с выработкой общеевропейских рекомендаций в области облесения и лесовосстановления в контексте РКИК ООН LUW в координации с другими ведущими сторонами подготовил общий эскиз данной темы. Во избежание дублирования уже проделанной работы было принято решение рассматривать публикацию МСОП под названием Afforestation and Reforestation for Climate Change Mitigation : Potentials for Pan - European Action (Облесение и лесовосстановление для смягчения последствий изменения климата: возможности для принятия мер в общеевропейском регионе) в качестве вклада в реализацию программы работы КМОЛЕ. Если СЭ согласится с данным предложением, документ МСОП может лечь в основу обсуждений и работы над общеевропейскими рекомендациями в области облесения и лесовосстановления в рамках соответствующего семинара, который ориентировочно планируется провести в 2006 году.

IV . Препятствия на пути осуществления Киевской резолюции по вопросу о биоразнообразии и вызовы, с которыми сталкивается Европа

Что касается Плана действий по сохранению лесного биоразнообразия и тематических областей, выделенных в Рамочной программе сотрудничества между КМОЛЕ и ОСЕ/ОЕСБЛР, то препятствиями, которые требуют устранения на общеевропейском уровне, можно считать следующие:

  • На совещании Специальной группы (СГ) по выработке общеевропейского понимания связи между экосистемным подходом (ЭП) и устойчивым управлением лесами (УУЛ), который состоялся 18-21 апреля 2004 года, было рекомендовано обеспечить дальнейшую реализацию экосистемного подхода через механизм УУЛ в лесных экосистемах Европы. Некоторые члены рабочей группы указали на необходимость составления подборки существующих тематических исследований по вопросам реализации ЭП через механизм УУЛ в Европе в качестве вклада в процесс обсуждения ЭП в рамках КБР. На совещании РГ была подчеркнута необходимость проведения дальнейшей работы в следующих областях: связь между лесными территориями, разъяснение/согласование терминов (таких как восстановление ландшафтов, децентрализация и т.п.) и методов, руководящие принципы адаптивного управления лесами и сбор данных.
  • С учетом текущих инициатив, таких как План действий EU FLEGT и ENA FLEGT , а также рекомендаций семинара КМОЛЕ и ОЕСБЛР по борьбе с незаконой заготовкой лесной продукции и связанной с этим торговлей в Европе, состоявшегося 3-4 ноября 2005 года, европейскому региону следует приложить усилия в целях ускорения мер по борьбе с незаконными лесозаготовками, а также мер по пресечению незаконной торговли. Соответствующий набор обязательств и перечень конкретных соответствующих мер содержится в Санкт-Петербургской декларации, Плане действий ЕС и Расширенной программе работы КБР по лесному биоразнообразию, а также в Венской резолюции и декларациях КМОЛЕ.
  • Сотрудничество между процессами КМОЛЕ и ОЕСБЛР осуществляется достаточно эффективно на уровне секретариатов, и весьма примечательно, что это сотрудничество способствовало развитию сотрудничества и коммуникации между координационными центрами КМОЛЕ и ОЕСБЛР на национальном уровне, которые стали пратнерами в решении различных вопросов, выделенных в Рамочной программе сотрудничества. Вместе с тем, необходимо приложить еще множество усилий в целях развития дальнейшего сотрудничества и коммуникации на национальном уровне со всеми общеевропейскими правительствами.
  • ОЕСБЛР будет приветствовать более активное вовлечение заинтересованных сторон, участвующих в лесном процессе, таких как владельцы лесов и землевладельцы, в процесс сохранения биоразнообразия. Рамочная программа сотрудничества должна стимулировать членов КМОЛЕ и ОЕСБЛР к тому, чтобы участвовать в каждом из этих процессов на регулярной основе в целях содействия обмену идеями и углубленному пониманию проблем лесного сектора, видов воздействия на лесное биологическое разнообразие и мер, принимаемых лесным сектором в интересах сохранения леного биологического разнообразия.
  • Серьезной проблемой по-прежнему является отсутствие ответственного правительства (или правительств), отвечающего за осуществление плана действий по сохранению лесов и биоразнообразия, и эта деятельность в настоящее время осуществляется силами Совместного секретариата, обладающего для этого крайне ограниченными ресурсами (как людскими, так и финансовыми), в связи с чем вклад процессов КМОЛЕ и ОЕСБЛР в эту деятельность выглядит весьма ограниченным из-за нехватки времени и финансовых сложностей.

V . Вклад в КС8 КБР: Европейское видение и послание для КС8

Участники Конференции, возможно, пожелают рекомендовать КС8 следующее в дополнение к рекомендациям, выработанным в ходе обсуждений, проведенных в рамках Конференции на ее сессии по проблемам лесов:

  • Рамочная программа сотрудничества между КМОЛЕ и ОЕСБЛР является удачным примером межотраслевого сотрудничества. Другим режимам следует рекомендовать использовать аналогичные процессы на региональном и национальном уровнях;
  • Что касается составления пособий, касающихся межостраслевых комплексных подходов для уменьшения негативного воздействия и усиления позитивного воздействия других отраслевых программ на лесное биологическое разнообразие, рассматриваемых ВОНТТК-12 [ SBSTTA 11, XI /11. пункт 4 ( c )], то КМОЛЕ хотела бы сообщить о том, что межотраслевое сотрудничество является главной темой семинара КМОЛЕ под названием «Леса – общие выгоды, общие обязанности, разнообразные программы», который был проведен 17-19 октября 2005 года в Риге, Латвия. Динамика явлений в лесном секторе во многом определяется основными тенденциями в социальной, политической, экономической и экологической сфере. Устойчивое управление лесами (УУЛ) должно обеспечиваться с учетом деятельности, осуществляемой в других важнейших секторах, и роль лесного сектора оказывает влияние на другие сектора, такие как, в частности, охрана природы. Руководствуясь итогами Рижского семинара, а также результатами национального выполнения обязательств, КМРЛЕ планирует в будущем разработать пособие по межотраслевым комплексным подходам для уменьшения негативного воздействия и усиления позитивного воздействия других отраслевых программ на лесное биологическое разнообразие в Европе.
  • В качестве примера дальнейшего сотрудничества между двумя процессами Группа КМОЛЕ по связям и Совместный секретариат ОЕСБЛР участвуют в проекте под названием «Рационализация европейских показателей в области биоразнообразия 2010 года», осуществляемом под руководством Европейского агентства по окружающей среде в целях выработки общеевропейских основных показателей биоразнообразия: « Динамика величины существующих биомов, экосистем и мест обитания » и « Площадь лесных, сельскохозяйственных, рыбных и аквакультурных экосистем, действующих в режиме устойчивого управления ». Улучшенные критерии и показатели КМОЛЕ, касающиеся устойчивого управления лесами (которые были утверждены в 2003 году в Вене), являются вкладом в разработку общеевропейских основных показателей биоразнообразия.
  • В соответствии с пунктом 3 рекомендации XI /11 ВОНТТК-11 о том, чтобы представлять информацию о правоприменении в лесном секторе и связанной с этим торговлей в качестве вклада в программу работы, КМОЛЕ могла бы подготовить доклад о борьбе с незаконными заготовками и связанной с этим торговлей в Европе ( www.mcpfe.org ). Кроме того, в ходе Мадридского семинара по теме «Борьба с незаконной заготовкой лесной продукции и связанной с этим торговлей в Европе» (Мадрид, 2005 год) было высказано мнение о наличии существенных пробелов в имеющейся информации (как с точки зрения количества, так и качества) в отношении масштабов незаконных рубок и связанной с этим торговли, состава участников такой незаконной деятельности и эффективности политики по борьбе с этими явлениями. В ходе семинара было рекомендовано разработать надлежащие методологии для сбора как можно более точной информации .

VI. Справочные материалы

Convention on Biological Diversity, Thematic Programmes of Work – progress reports and consideration of proposals for future action: forest biological diversity; biological diversity of inland water ecosystems; marine and coastal biodiversity and agricultural biodiversity . UNEP/CBD/COP/8/26, Montreal , January 2006.

IUCN, Afforestation and Reforestation for Climate Change Mitigation: Potentials for Pan-European Action . Warsaw , July 2004.

MCPFE, Workshop on combating illegal harvesting of forest products and related trade in Europe . Madrid , November 2004 .

MCPFE, Minutes of the Expert Level Meeting , Warsaw , September 2004.

PEBLDS, Draft PEBLDS/MCPFE Joint Statement on Sustainable Forest Management and the Ecosystem Approach; Results of the MCPFE Expert Level Meeting . STRA CO (2005) 22, Geneva and Strasbourg , September 2005.

PEBLDS, Forest Action Plan , STRA CO (2004) 3a rev, Geneva and Strasbourg , 2005.

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены