|
Антиэкологичный строительный кодекс: покой нам только снится!
10 июня этого года проект нового Градостроительного кодекса РФ был одобрен в первом чтении в Госдуме. Предварительный анализ законопроекта экспертами свидетельствует о его крайне антиэкологичном характере, и дает все основания подозревать, что Кодекс в такой форме - результат успешного лоббирования строительными фирмами своих интересов.
"Законы быстрого приготовления" отныне и навсегда?
В последнее время законопроекты, имеющие оттенок или же откровенно
антиэкологичные, идут буквально косяком. Не успели экологи прийти
в себя после поражения в борьбе с так называемым "антисоциальным пакетом",
перекроившим вдобавок и экологическое законодательство, как снова
"подарок" от власти - новый Градостроительный кодекс!
Вот что говорят юристы об этом проекте Градостроительного кодекса.
Есть ли возможность не допустить принятия нового ГК в нынешнем его виде? Вопрос без ответа, но сейчас, как и всегда, нельзя сдаваться, а надо попробовать задействовать все реально работающие рычаги. Важно не допустить повторения ситуации с печально знаменитым уже упомянутым "антисоциальным пакетом".
Однако надо учитывать новые реалии, в которых приходится сейчас нам действовать. Летнее законотворчество Думы показало, что государство с некоторого момента осознало возможность принимать законы "пачками", вероломно. Оно не считает теперь нужным утруждать себя такими условностями, как общественные слушанья, консультации, экспертные оценки, согласование с общественностью и т.д. и т.п. Законотворческий процесс предельно упростился и сведен до "канализирования" документов. Иначе сложно подобрать слово, которое бы адекватно отражало нынешнюю форму процесса принятия Парламентом России Федеральных законов.
Надо действовать!
Однако, в отличие от власти, у общественности вариантов действий не много и выбора уже нет. В первую очередь необходимо все же попытаться "поднять волну гнева", путем информирования общества, донесения до рядовых граждан всю опасность нового ГК. Рассказать чем он угрожает простым людям и каковы могут быть последствия для всех граждан независимо от их политических предпочтений и всего прочего.
Немного оптимизма внушает тот факт, что на противодействие этой авантюре можно поднять очень большие силы, т.к. достаточно очевидно, что данный законопроект затронет в большей или меньшей степени практически все общественные объединения и отдельных граждан, так или иначе занимающиеся защитой прав человека при градостроительстве.
Необходимо срочно организовать широкое распространение информации о происходящем с целью осведомить максимально возможное число НКО и гражданских активистов путем рассылок данной информации по сетям и всем возможным каналам в регионы. Если достаточно оперативно отреагировать, мобилизовать все доступные ресурсы, обратиться к организациям и различным объединениям граждан, имеющим опыт противодействия "дикому" строительству, то можно создать мощную стихийную коалицию и блокировать данный законопроект на каком-то этапе, несмотря на те мощные структуры и финансовые ресурсы, что за ним стоят.
Ставшие почти систематическими и идущие по нарастающей общественные действия против уплотнительной застройки, свидетельствует, что даже при действующем Кодексе права граждан часто и грубо нарушаются. Что же тогда ожидать от документа, по всему тексту которого красной нитью проходит идея максимально снизить, а то и вообще ликвидировать необходимость соблюдения требований охраны окружающей среды при осуществлении любого строительства в наших с вами городах, в наших дворах, под окнами наших квартир.
*********************************
О проекте Градостроительного кодекса
Настоящий проект содержит ряд норм, противоречащих Конституции Российской Федерации в части прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42), обязанностей граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), предметов ведения Российской Федерации (ст. 71, п. и), предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (с. 72, п. в, п. д), а также противоречащих Федеральному закону "Об охране окружающей среды" в части проведения оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности и экологической экспертизы.
В неполной мере учтены требования Федерального закона "Об охране окружающей среды" в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений (ст. 44), в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон (ст. 52), в области мер охраны природных объектов, включая запрещение изъятия земель природно-заповедного фонда - государственных природных заповедников, в том числе государственных природных биосферных заповедников, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных парков, ботанических садов и иных особо охраняемых территорий, природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (ст. 58), в области правового режима охраны природных объектов в части запрещения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (ст. 59), в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений (ст. 61).
Не в полной мере учтены требования Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части соблюдения требований по созданию благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, соблюдения санитарных правил и допущения утверждения норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам (ст. 12).
Анализ предоставлен экспертом РРЭЦ Ольгой Разбаш
|