Eng |
«Марш парков» в России - основные особенности Сотрудник одного из национальных парков обратился к нам со следующим вопросом (процитирую целиком): «При просмотре отчетов ЦОДП по «Маршу парков» в других ООПТ, в которых, во-первых, исполнители не ограничиваются временными рамками, во-вторых, количеством мероприятий, появляется ощущение, что вся работа ООПТ по экопросвещению весенне-летнего периода относится к «Маршу парков». Хотелось бы получить разъяснение о сути акции «Марш парков». Из некоторых источников поступала информация, что за рубежом «Марш парков» носит определенный вполне конкретный характер – Марш для парков, т.е. активное спонсирование национальных парков, их дальнейшей деятельности. Так ли это?». Вопросы о сути и задачах «Марша парков» нам задают регулярно, поэтому очень важно вспомнить изначальные принципы и стратегические цели акции, а также прояснить, как обстоят дела за рубежом. Действительно, в США (на родине «Марша парков») все сообщения об успешных Маршах обязательно содержат информацию о том, сколько денег в ходе акции было собрано в помощь тому или иному парку, причем, на конкретные цели – строительство образовательных центров (как природных, так и культурно-исторических), прокладывание и обустройство экологических троп (в том числе для инвалидов), создание плана развития парка и даже на покупку новых земель для расширения парка. Марши бывают посвящены и конкретной проблеме: например, незаконной вырубке деревьев на территории парка. Чаще всего сама акция проходит в один день, но ей предшествует серьезная подготовка. За несколько месяцев до объявленной даты Марша в СМИ вывешивается список проектов, на которые парку нужны деньги, и участники начинают сбор средств на один из них по выбору, либо просто для насущных нужд парка. Сбор и расходование денег производятся в соответствии с законами. Участвовать могут как частные лица, так и команды от 3-х человек – например, школы, скаутские клубы, местная церковь, объединения жителей. Капитанам команд выдаются анкеты и информационные брошюры с инструкциями. В объявленный день участники обычно идут несколько километров маршем с плакатами, растяжками, атрибутикой акции; волонтеры собирают мусор вдоль экологических троп. После шествия и обязательного угощения проходит награждение всех участников, а также команд, собравших наибольшую сумму взносов. Например, тот, кто собрал больше $25, получает в подарок футболку, кто собрал более $100 – подарочную карту крупнейшей торговой сети и т.д. Также в этот день сотрудники парка рассказывают собравшимся жителям о состоянии окружающей среды в их районе, о том, чем ценен данный парк, какие услуги он предоставляет и какие усилия необходимы, чтобы его сохранить. Производится и сбор денег на месте: например, продажа собственной выпечки, футболок, проведение фестиваля на территории парка с развлечениями для взрослых и детей – катанием на пони, соревнованиями велосипедистов, продажей изделий народных мастеров и т.п. После завершения акции на сайт парка вывешивается благодарность спонсорам Марша с полным их списком, а также отдельно помещается список из десяти команд-лидеров по сбору средств с перечислением собранных сумм и конкретизацией по каждому из предложенных проектов. Кроме того, на сайте можно ознакомиться со списком чемпионов по фандрайзингу за последние 5 лет и посмотреть фотографии команд-чемпионов, сопровождающиеся непременной благодарностью. Таким образом, главный упор в ходе американского « March for parks » делается на получении парками финансовой поддержки от местных сообществ и активном поощрении спонсоров. Любопытный факт: в отчете одного из парков упоминается 40 участников акции при 250 спонсорах (пусть собранная сумма и не очень велика, но сам факт!). Теперь вернемся в Россию. За 14 лет своего существования «Марш парков» у нас превратился в крупнейшую природоохранную акцию с сотнями тысяч участников, но в некоторых своих проявлениях отошел от первоначальных принципов и планов. Конечно, последнее слово на местах остается за локальными координаторами, да и действительность вносит свои коррективы, но Центр охраны дикой природы считает важным напомнить: 1. «Марш парков» – акция, имеющая временные ограничения (пусть не один день, но и не полгода). Временная привязка важна как повод для обращения к властям и спонсорам, для информационного «штурма» в СМИ. Как писала о первых Маршах Ирина Чебакова, инициатор проведения акции в России: «В эти дни мы были как пальцы руки, собранные в кулак... И было бы непростительно потерять эту силу кулака для работы с центром, да и для работы с региональными структурами это тоже, я думаю, важно». Тем не менее, сейчас в регионах локальные Марши растягиваются на месяцы, а кое-где Марш и вовсе существует как круглогодичная программа. 2. У акции есть тематические границы. Мероприятия «Марша парков» должны иметь прямое отношение к ООПТ: содействовать распространению информации о них, привлечению к ним внимания и получению ими реальной помощи. Границы эти довольно широки, но все же не настолько размыты, как их нередко понимают сейчас. Первые годы Марша (1995-1996) совпали с появлением в большинстве заповедников и национальных парков отделов экологического просвещения. Поэтому Марш с самого начала был воспринят как удачная форма для разносторонней работы сотрудников этих молодых отделов с населением, и тематика их работы охватывала широкий круг экологических вопросов. За прошедшие годы отделы экопросвещения «окрепли», они имеют четкие планы своей деятельности, куда вошли и многие первоначальные мероприятия Марша. И сегодня «Маршу парков» принципиально важно более определенно обозначить свои суть и специфику, не отказываясь, конечно, от наиболее значимых достижений предыдущих лет. Каждый год у нас проходит много экологических праздников и акций. Но лишь «Марш парков» посвящен непосредственно охраняемым природным территориям. 3. «Марш парков» – многокомпонентная акция. В обобщенном виде мероприятия Марша можно разделить на несколько направлений: а) информационно-просветительское, или познавательное (конференции, выставки, круглые столы, семинары, лекции, специальные уроки, беседы, демонстрации фильмов, выступления в СМИ и т.д.); б) трудовое, в том числе практическая деятельность (сбор мусора, посадки деревьев и кустарников, расчистка родников, работа на экологических тропах), исследовательская (оценка состояния природных комплексов охраняемых территорий, зеленых зон); агитационная (выступления школьных агитбригад, агитационные трамваи, сбор подписей под обращениями жителей к представителям власти по поводу актуальных природоохранных проблем), а также фандрайзинговые акции; в) конкурсное (творческие конкурсы, викторины, кроссворды, олимпиады); г) праздничное (уличные шествия, театрализованные представления, фестивали, итоговые мероприятия Марша с награждением самых активных участников). Большинство постоянных организаторов «Марша парков» проводит акцию по возможности во всех перечисленных направлениях. Но бывает, что Марш сужается до единственного мероприятия – например, уборки мусора или, что наиболее часто встречается, объявления детских конкурсов. Многие организации (в 2007 г. – более четверти, в основном это школы и детские внешкольные учреждения) ограничиваются направлением в ЦОДП работ на конкурсы и ничего не сообщают о проведении других мероприятий. Часть участников рассматривает «Марш парков» всего лишь как один из проходящих в стране конкурсов рисунков (или сочинений, или фотографий) на тему природы, что совсем уже уводит акцию от ее основополагающих целей. Необходимо более широко использовать образовательные возможности Марша – проводить с детьми ознакомительные и творческие занятия по заповедной тематике, привлекать их к соответствующей деятельности и т.д. Тогда их участие в наших конкурсах станет оправданным, а заповедная система получит новых юных сторонников. 4. Одна из стратегических целей Марша – получение охраняемыми природными территориями реальной помощи – финансовой и волонтерской. Оригинальное название акции – « March for Parks », т.е. буквально «Марш для парков». Хотелось бы, чтобы Марш постепенно переориентировался на практические акции и на сбор средств для нужд охраняемых природных территорий. До Америки нам в этом плане еще далеко, слишком разные у нас общества, но стремиться к этому все же надо. У нас пока, судя по анкетам, волонтерами Марша в основном называют жителей (в подавляющем большинстве это школьники), принимающих участие в весенних субботниках, причем не всегда на охраняемой природной территории. Нередко сбор мусора производится на улицах городов и поселков, на территориях школ. Что касается финансовой поддержки, то, к сожалению, вовлечение российского бизнеса в благотворительность в сфере охраны природы идет очень медленно. Лишь немногие заповедники и парки смогли добиться поддержки от относительно крупных местных предприятий. На сегодняшний день основными спонсорами «Марша парков» являются органы власти. Самые крупные взносы делаются природоохранными, образовательными или социальными департаментами и комитетами, а также местными администрациями. Эти организации сами диктуют и условия расходования средств, причем деньги тратятся иногда, скажем так, неэффективно (к примеру, на банкеты). Вообще, подключение к «Маршу парков» административного ресурса имеет как положительные, так и отрицательные стороны (например, бюрократическое зарегулирование изначально сугубо добровольной акции), заметно меняя «лицо» Марша. Надо признать это как данность и попытаться извлечь из такой ситуации максимальную пользу для дела охраны заповедных территорий. В целом сегодня существует некий замкнутый круг: деньги, собранные в ходе «Марша парков», в большинстве своем тратятся на... проведение «Марша парков» (призы, праздники и т.д.). Желательно, чтобы благотворительные средства шли прежде всего на насущные нужды ООПТ. 5. Мероприятия акции должны проходить под знаком «Марша парков» (название акции, ее логотип, девиз). В то же время локальные координаторы могут использовать и свои девизы, актуальные для их территории. 6. «Марш парков» – это еще и праздник охраняемых природных территорий . И инициаторы акции с самого начала стремились к тому, чтобы заповедники и национальные парки были гостями и юбилярами на этом празднике, проводимом по возможности неправительственными организациями. Такова суть Марша, такова и позиция Центра охраны дикой природы, и мы призываем локальных координаторов проводить «Марш парков» с учетом перечисленных выше принципов. Популярность акции свидетельствует о высокой актуальности в настоящее время как общеэкологической, так и заповедной тематики. В отсутствие действенной государственной природоохранной программы «Марш парков» во многих городах и поселках становится частично замещающим ее общественным движением, а организации, проводящие Марш, – центрами экологической культуры в своих районах. Работа, проводимая заповедниками, парками, заказниками, образовательными учреждениями среди самых разных слоев общества, весьма значительна. И акция «Марш парков» – лишь часть этой неохватной деятельности, имеющая свою специфику – поддержка особо охраняемых природных территорий и повышение их общественного статуса . Как написали нам в одном из отчетов, главное – сделать так, «чтобы о заповедных территориях знали, заботились, понимали их проблемы». Координатор «Марша парков» Информацию об американском «Марше парков» можно найти на сайтах: Рассказ о становлении «Марша парков» в России – в статье Ирины Чебаковой 2000 г.:
| |||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |