Eng

  На главную страницу
| архив | содержание | 

«Природа и общество»

ДУРБАНСКИЙ КОНГРЕСС: 10 ЛЕТ СПУСТЯ

Ю. Л. Мазуров, канд. геогр. наук,
зав. сектором уникальных территорий РНИИ культурного и природного наследия

В сентябре 2003 г. в Дурбане (ЮАР) состоялся Пятый всемирный конгресс по особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Он был подготовлен и проведен Всемирным союзом охраны природы (МСОП) в партнерстве с правительством и природоохранными органами Южной Африки.

Национальные парки и другие категории ООПТ давно уже стали одним из важнейших компонентов экологической политики на всех территориальных уровнях. Несомненно и то, что их роль в мировой и национальной политике со временем неуклонно возрастает. В силу этого конгресс в Дурбане стал центральным мировым событием 2003 года в области охраны природы.

Сфера экологического резервирования всегда была одной из самых наукоемких областей экологической политики. Поэтому встреча в Дурбане представляет огромный научный и прикладной интерес, в особенности для такой страны, как Россия, ответственной за сохранение природного наследия на седьмой части суши нашей планеты.

История конгрессов по охраняемым территориям насчитывает уже четыре десятилетия. Все предшествующие конгрессы концентрировались на различных аспектах проблематики собственно ООПТ. Состоявшийся в Дурбане конгресс внес коррективу в эту традицию: его темой стали «Выгоды по ту сторону границ» (Benefits Beyond Boundaries). Иными словами, конгрессу предстояло рассмотреть круг вопросов, отражающих пользу от природных резерватов для окружающих их территорий, таких, в частности, как роль охраняемых территорий в преодолении бедности; роль охраняемых территорий как фактора адаптации и предупреждения глобальных изменений; место охраняемых территорий в обеспечении устойчивого будущего и их вклад в обеспечение безопасности.
Ощутимый прогресс в развитии сферы ООПТ был достигнут в последнее десятилетие, когда реализовывались целевые установки Четвертого конгресса по охраняемым территориям (Каракас, Венесуэла, февраль 1992 года). В частности, на конгрессе отмечалось, что в отмеченный период количество и доля ООПТ в структуре земельных угодий нашей планеты удвоились в сравнении с 1992 годом и составляют в настоящее время более 100 тыс.; количество объектов Всемирного наследия естественного и смешанного происхождения возросло со 101 до 172.

Таким образом, с одной стороны, конгресс констатировал всемерный рост признания миссии ООПТ в мире, а с другой — резко обострившуюся необходимость существенного расширения и значительной активизации действий по реализации этой миссии. Как сказано в одном из основных документов конгресса, мы живем в такой исторический момент времени, когда еще сохраняется возможность передачи нашего богатого природного и культурного наследия будущим поколениям, но это самый последний шанс, который будет упущен, если не начать действовать немедленно. А действовать — это значит в данном случае использовать в полную меру потенциал возможностей ООПТ.

Столь драматичная ситуация потребовала адекватных действий мирового сообщества, кульминацией которой и стал конгресс в Дурбане, выработавший беспрецедентную по широте охвата и тщательности проработки программу действий для всех причастных сторон. Его результатами стали разработка и принятие следующих ключевых документов: «Рекомендации Пятого всемирного конгресса по ООПТ»; «Дурбанский аккорд» (по-видимому, главный политический документ конгресса, адресованный прежде всего правительствам стран мира); «Дурбанский план действий»; «Послание к Конвенции о биологическом разнообразии»; «Чрезвычайные вопросы».

Кроме них были приняты документы по относительно частным аспектам проблем ООПТ, в том числе: «Список ООПТ мира с оценкой их состояния»; «Руководство для пользователей по ООПТ»; «Дурбанский консенсус по ООПТ Африки для нового тысячелетия» и другие документы для Африки; документы PALNet — Сети изучения особо охраняемых природных территорий; документы по вопросам туризма; «Трансграничные инициативы»; «Обзор категорий особо охраняемых природных территорий»; документы по проблемам, связанным с добывающей промышленностью; «Духовные ценности ООПТ»; документы по вопросам горных ООПТ. Названные документы доступны на сайте МСОП (www.iucn.org), очевидно, что все они актуальны и для российского читателя.
Нельзя не отметить, что встреча в Дурбане включила в свою программу и многие трудные в научном отношении и политически противоречивые вопросы экологического резервирования, по которым крайне сложно выработать единую позицию как в научном мире, так и в интернациональном сообществе участвовавших в конгрессе стран. Поэтому принципиально важно, что по большинству вопросов повестки дня конгресса было достигнуто полное согласие его участников. Не случайно главный политический документ конгресса назван «Дурбанским аккордом», то есть согласием.

Решающим фактором успеха конгресса стал, по нашему мнению, поразительно эффективный механизм его работы, позволивший принять участие в выработке его решений максимально большому числу его участников — практически всем, кто в этом заинтересован. Очевидно, что столь эффективный механизм работы конгресса не сам собой появился. Думаю, что всем его участникам стало ясно, что это закономерный результат большой творческой работы организаторов конгресса, среди которых следует назвать его генерального секретаря Д. Шеппарда, председателя конгресса, председателя Комиссии по охраняемым территориям МСОП К. Миллера, президента МСОП И. Какабадзе и генерального директора МСОП А. Стайнера. Все они поражали участников конгресса своей бесконечной работоспособностью, заряжали энергией и заражали оптимизмом. Самое приятное впечатление оставила работа на конгрессе и других его руководителей.

Обычно принято завершать подобного рода обзоры оценкой значения состоявшегося события. Мы же не будем спешить с этим: слишком велико оно для скоропалительных оценок. Но несомненно, что недооценить Дурбанский конгресс куда легче, чем дать ему адекватную оценку. Ясно и то, что ничего подобного — ни по масштабу события, ни по его результатам — в истории природоохранного движения в мире до сих пор не было. В качестве паллиатива всеобъемлющей оценки исторической роли Пятого всемирного конгресса по ООПТ отметим основные его инновации в теории и практике экологического резервирования.

Дурбанский конгресс предложил принципиально новую парадигму ООПТ. В ее основе лежит представление об охраняемых территориях как о провайдерах различных благ за пределами их собственных границ. Охраняемые территории должны перестать восприниматься в обществе как изолированные от внешнего мира островки экологического благополучия, как «вещи в себе«. Они должны трансформироваться в общественном сознании в «вещи для нас«, как объективно выполняющие важнейшие и в принципе ничем не заменимые функции, связанные с обеспечением всё более дефицитных благ естественного происхождения.

Названные блага и прочие выгоды функционирования ООПТ возможны лишь до тех пор, пока последние воспринимаются как природное наследие, то есть ценности, подлежащие непременной передаче последующим поколениям. Не случайно, по-видимому, слово «наследие» столь часто звучало на конгрессе. И не только с уточнением «всемирное». Ни в коей мере не подвергая сомнению универсальную значимость последнего, отметим наблюдавшееся на конгрессе существенное расширение понятийных рамок категории «наследие». По-видимому, мы становимся свидетелями неизбежного в исторической перспективе распространения этого понятия на всю природу нашей планеты. Мы полагаем также, что закономерно и то, что в поисках адекватных инструментов сохранения природного наследия профессионалы все чаще обращаются к духовным категориям — духовному опыту народов, их традициям и культуре в целом. Именно так было на конгрессе в Дурбане, приблизившем людей к осознанию того, что проявлением подлинной культуры является представление о природе, о природном наследии как о высшей и приоритетной ценности человечества, что только в рамках культуры возможно спасение природы и человечества как его неотъемлемой части.

Теперь уже ясно, что в России Дурбанского конгресса просто не заметили. Однако объективно он интересен и полезен для нее. Так, в частности, мы бы могли многому поучиться у африканских стран. Например, овладеть их опытом организации эффективной поддержки своих охраняемых территорий, опытом организации морских охраняемых акваторий, опытом организации экологического туризма, опытом преодоления бедности на окружающих территориях и т.п. В любом случае в России должны понять, что состоявшийся конгресс в Дурбане со всеми его многочисленными документами — это не эффектный PR экологов мира, специализирующихся на охраняемых территориях. Это острый симптом обостряющейся во всем мире проблемы сохранения природного и культурного наследия человечества, болезненно проявляющийся и в России. Но это одновременно и свет в конце тоннеля, обнаруженный в результате долгих нелегких поисков, кропотливой работы ученых. Это глубоко обоснованный научный рецепт, сегодня фактически не имеющий альтернативы. Это также напутствие тем странам, которые отправляются навстречу свету надежды, надежды на спасение своего бесценного наследия как непременного условия устойчивого будущего нынешнего и будущих поколений.

И дело не в том, что так думают те, кто приехал в Дурбан в сентябре 2003 года. В действительности так или почти так думают все, кто задумывается о миссии особо охраняемых природных территорий в жизни общества. К сожалению, в современной России, стране с поистине легендарной историей охраняемых территорий и давней традицией эффективной научной поддержки экологического резервирования территорий, проявляется поразительное равнодушие к своему наследию. В этой ситуации крайне актуально все, что может обратить ситуацию к лучшему, в том числе и конгресс в Дурбане с его материалами и документами, которые следует сделать доступными для россиян, научно осмыслить, социально адаптировать к нашей действительности и с толком использовать их огромный потенциал во благо нашей природы.

<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены