Eng

  На главную страницу
| архив | содержание | 

«Город и природа»

МОСКОВСКИМ ЛЯГУШКАМ НЕ ДО ПЕСЕН

О. А. Леонтьева, канд. биол. наук
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Многие жители Москвы с удивлением отмечают, что в последние годы с трудом можно найти в городе лягушку или ящерицу, не стало видно скоплений земноводных на водоемах, и не слышно их песен весной. А ведь еще сравнительно недавно земноводные и пресмыкающиеся были неотделимой частью фауны столицы. Трели жаб, «бульканье» бурых лягушек и громкое кваканье зеленых лягушек были обычны для многих районов новостроек Москвы, а старожилы помнят о находках некоторых видов земноводных и пресмыкающихся даже в самом центре Москвы, например в Парке культуры и отдыха им. Горького. Никто тогда не думал, что эти обычные и, казалось бы, неприхотливые животные станут крайне редкими или даже совсем исчезнут из нашего города.

 

У кого-то может возникнуть вопрос, нужны ли эти малоприметные и далеко не всем симпатичные животные в мегаполисе, где люди порой настолько заняты, что им даже недосуг выглянуть в окно, оторвавшись от компьютера. Но такой вопрос абсолютно не правомочен. Земноводные и рептилии необходимы как неотъемлемые компоненты природных экосистем, но, кроме того, наблюдения за ними могут доставить истинное удовольствие. Ведь многие из нас порадуются копошащимся в водоеме и издающим такие знакомые с детства приятные звуки «влюбленным» лягушкам, скоплению головастиков в луже, встреченным в лесопарке медлительной жабе или стремительной ящерице. Человек в городе подвержен огромному числу негативных воздействий, а положительные эмоции, которые многие люди испытывают при общении с природой, снимают стресс и удлиняют жизнь. И это многого стоит.

Земноводные и пресмыкающиеся, существуя рядом с человеком и создавая привычный природный фон, еще до середины XX в. не вызывали особого интереса исследователей Московского региона. В тот период не проводилось специальных работ по оценке состояния герптилий, т. е. амфибий и рептилий, на городских и прилегающих к ним территориях. Например, в монографии «Природа Москвы и Подмосковья», вышедшей в 1947 г., об этих животных вообще не упоминается. В те времена поступали только отрывочные сведения о земноводных и пресмыкающихся Москвы от биологов-натуралистов, в основном орнитологов.

Однако во второй половине XX в. негативные процессы, связанные с ростом городов и загрязнением среды, заставили обратить внимание исследователей на эту группу животных. Драматическая ситуация с герптилиями на урбанизированных территориях затронула и крупнейший мегаполис России — Москву. Первыми обратили внимание на сокращение численности и исчезновение земноводных в столице А. Г. Банников и Ю. А. Исаков. В 1967 г. они опубликовали уникальные результаты наблюдений за населением земноводных, собранные с 1922 по 1966 г. в различных районах города. Впервые было задокументировано неуклонное сокращение количества популяций и общей численности этих животных в городе, хотя, к сожалению, специального контроля над состоянием герпетофауны г. Москвы не проводилось.

В 80-е годы были обобщены некоторые кадастровые данные по земноводным и пресмыкающимся столицы, а в 1987 г. на совещании «Земноводные и пресмыкающиеся Московской области» были представлены результаты первых систематических герпетологических исследований в Москве, которые продолжаются и по настоящее время. На нескольких конференциях, посвященных природе Москвы, проведенных в 90-х годах, был поднят вопрос об исчезновении герптилий в нашем городе, что привлекло внимание к этой проблеме не только ученых, но и общественных организаций. А в самом конце XX в. наконец наступил момент, когда природоохранные и правительственные организации решили вмешаться в процесс сокращения численности животных, в том числе земноводных и пресмыкающихся, в Москве и Московской области.
В 1998 г. была издана Красная книга Московской области, а в 2001 г. — Красная книга города Москвы. В последнюю вошли 8 из 11 известных для Подмосковья видов земноводных и 3 из 5 видов пресмыкающихся.

В 2003 г. нами был разработан и предложен на рассмотрение Департамента природопользования и охраны природы г. Москвы проект конкретных мероприятий по восстановлению и сохранению видового разнообразия и численности герптилий и их местообитаний в городе. Этот проект был утвержден и в настоящее время находится в стадии реализации.

Известно, что в начале XX в. на территории Москвы обитало 16 видов земноводных и пресмыкающихся. Но по мере роста города герптилии постепенно начали «отступать». В 20-е годы они исчезли в пределах Садового кольца, к концу 50-х их почти не осталось в пределах Окружной железной дороги, в 70-80-х они последовательно исчезали в обживаемых районах новостроек. После завершения в 90-е годы строительства Московской окружной автомобильной дороги (МКАД) зеленые зоны Москвы оказались в практически полной изоляции от природных экосистем Подмосковья. Кроме того, за счет прокладки новых улиц с интенсивным автомобильным движением произошло дополнительное дробление природных территорий в пределах города, что привело к изоляции многих таких участков. Плюс ко всему резко ухудшилось качество нерестовых водоемов. Герптилии еще «задерживаются» на территориях лесных массивов, но постепенно они исчезают и там. В настоящее время новые районы, расположенные за пределами МКАД и включенные в состав Москвы, формально улучшают состав столичной герпетофауны, но интенсивное строительство и заселение приводят к неизбежному исчезновению этой группы животных и на этих территориях.

Исследования, проведенные в Москве за последние годы, достоверно подтвердили обитание (за пределами национального парка «Лосиный остров») только 5 видов герптилий: обыкновенного тритона, травяной, остромордой и озерной лягушек и живородящей ящерицы. Очевидно, в столице еще сохраняются популяции прудовой лягушки, серой и зеленой жаб, но, судя по редкости их находок, полное исчезновение этих видов — вопрос ближайшего будущего. Существование жизнеспособных популяций гребенчатого тритона, краснобрюхой жерлянки, обыкновенной чесночницы, веретеницы ломкой и обыкновенного ужа весьма маловероятно. Гребенчатый тритон последний раз был встречен в районе Химки-Ховрино, в Измайловском лесу и в районе Ленинского проспекта в 1987 г., а на территории «Лосиного острова» — в 1997 г.; жерлянка и чесночница — в районе Крылатское в 1998 г.; веретеница — в «Лосином острове» в 1999 г., обыкновенный уж — в Коломенском в 1998 г. Прыткой ящерицы и обыкновенной гадюки в столице, скорее всего, уже нет.

Наблюдения, проведенные в зеленых зонах Москвы за популяциями самых распространенных в нашей природной зоне травяной и остромордой лягушек, показали, что на фоне общего сокращения видового разнообразия герпетофауны наблюдалось увеличение численности популяций этих видов в некоторых крупных лесных массивах. Последнее связано с ростом плодовитости лягушек городских популяций и, как следствие этого, появление большого числа молодых особей (2—3 лет). Однако дальнейшая урбанизация территории привела к исчезновению этих видов в ряде небольших и изолированных участков зеленой зоны, а также резкому сокращению их численности в более обширных лесных массивах.

Исследования, проведенные в 2003 г. совместно с Институтом генетики РАН, показали, что во многих небольших по площади лесопарках г. Москвы наблюдается возрастание степени гомозиготности генотипов популяций бурых лягушек по рецессивному признаку. Это говорит об уменьшении их способности к изменчивости, что может привести к ослаблению устойчивости популяций, а затем и к их полному исчезновению. Основная причина, по-видимому, состоит в дроблении популяций и уничтожении связей между ними.

В итоге из всей герпетофауны г. Москвы только об озерной лягушке еще можно говорить как о довольно многочисленном и относительно благополучном виде. Эти лягушки практически все теплое время года живут в крупных проточных водоемах, в наименьшей степени трансформированных и загрязненных. По рекам, пересекающим МКАД, они беспрепятственно могут проникать в город, за счет чего восстанавливается численность их популяции. К тому же, как показали исследования, озерные лягушки малочувствительны к загрязнению.

Существует несколько причин сокращения численности и исчезновения в нашем мегаполисе земноводных и пресмыкающихся. В первую очередь это прямое уничтожение их местообитаний в результате хозяйственной деятельности человека. Особенно следует отметить трансформацию водоемов, в которых размножаются земноводные. Как правило, это мелкие, не имеющие хозяйственного и гидрологического значения водоемы, большинство из которых в настоящее время превращены в свалки и загрязнены настолько, что в них нет не только земноводных, но и многих характерных видов гидробионтов. Впрочем, есть и довольно большие водоемы, которые могли бы быть не только местом нереста земноводных, но и местом отдыха москвичей и немало способствовали бы оздоровлению городской экологической среды. К сожалению, в настоящий момент большинство их выглядит не лучшим образом, а животный мир в них крайне беден.

Химическое загрязнение города — еще одна существенная причина гибели земноводных и пресмыкающихся. Ведь даже поваренная соль гибельна для земноводных. Между тем рассыпаемые зимой антифризы вместе с талой водой попадают в нерестовые водоемы. Это приводит к гибели икры земноводных и увеличению числа аномальных зародышей.

В городе существует множество смертельных для земноводных ловушек: открытые люки, канавы с отвесными краями, ливнестоки с широкими щелями и т.д. Ползающие по земле животные рано или поздно попадают в них и гибнут. А ведь в некоторых странах давно уже существуют специальные технические нормы, предупреждающие гибель животных в таких сооружениях.

Большое количество земноводных и пресмыкающихся, выходящих на асфальт во время расселения молодняка и миграций к местам размножения и зимовки, гибнет под колесами автотранспорта.

Причиной гибели целых популяций земноводных могут быть интродуцированные виды рыб. Например, ротан-головешка, широко распространившийся в столичных водоемах, уничтожает головастиков большинства видов земноводных. К этому фактору особенно чувствительны тритоны. Возможно, ротан стал одним из основных виновников исчезновения обыкновенного тритона на территории Москвы.

Домашние и синантропные животные также способствуют вымиранию видов герпетофауны. Вороны, утки, бездомные и домашние собаки и кошки, добывая пищу или просто играя, уничтожают земноводных и пресмыкающихся. В связи с этим бурые лягушки меняют свое поведение: они больше не образуют больших скоплений во время размножения, ведут себя тихо, не поют своих громких «песен», долго не задерживаются на нерестовых водоемах во время икрометания, а в наземных биотопах активны в основном только в темное время суток, когда меньше людей и хищников.

Прямое уничтожение человеком земноводных и пресмыкающихся на разных стадиях развития тоже нередко случается в городе и играет заметную отрицательную роль. К сожалению, вандализм присущ людям разного возраста, хотя более выражен у подростков.

Как же можно спасти земноводных Москвы? Этим вопросом задаются многие. На наш взгляд, длительное существование нерегулируемых популяций земноводных и пресмыкающихся в столице в настоящее время невозможно. В то же время основополагающий ответ на этот вопрос может быть дан лишь в рамках общей концепции сохранения элементов природной среды в городе. Разработка такой концепции — основная задача природоохранных организаций.

Можно назвать несколько первоочередных мер. Следует придать статус охраняемых природных территорий некоторым сохранившимся в городских условиях удивительно красивым старым парковым прудам и мелким речкам, которые без больших затрат могут стать украшением города и служить резерватами для популяций герптилий. Необходима система учета и контроля (очистка от мусора и естественного загрязнения, химический контроль, регулярное патрулирование) состояния мелких водоемов Москвы. Возможно, настал момент, когда необходимо искусственно пополнять численность земноводных и пресмыкающихся, поскольку природных коридоров, по которым раньше герптилии проникали в город, практически не осталось.
Для существования устойчивых популяций земноводных и пресмыкающихся в городе достаточно очень небольшой территории с водоемом, окруженным древесно-кустарниковой растительностью, соединенной доступными для этих животных переходами к другим природным участкам. Тогда лягушки, жабы, тритоны и ящерицы могут стать почти синантропными животными.

<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены